Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2011 в 00:13, курсовая работа
Актуальность данной курсовой работы определяется всё более усиливающимся стремлением в педагогической науке и практике осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер. Справедливо утверждение многих отечественных и зарубежных исследователей о том, что управление реально и необходимо не только в области технических, производственных процессов, но и в сфере сложных социальных систем, в том числе педагогических.
Следует
обратить внимание на то, что взаимосвязь
мотивационного и содержательного
компонентов установки
Исходная функция управления мотивационного и содержательного компонентов – мотивационная. В первом компоненте мотивация происходит за счёт обращения к личному опыту учащихся и их мировоззрению и др., во втором компоненте мотивация происходит за счёт наличия проблемности и ситуативности. Следует обратить внимание и на характер воздействия в этих компонентах установки. В мотивационном компоненте воздействие происходит в большей степени на личностную сферу учащихся, а в содержательном – происходит вызов эмоционального отношения к предмету обсуждения.
3.Третьим
(центральным) компонентом
Пример:
In his well-known novel «Fathers and sons» I.S.Turgenev raised the problem of the generation gap the causes of which according to the great Russian writer are: selfishness, misunderstanding and disrespect. And today? Do the causes remain the same today?
How long will the war between the generation last?...
В приведённом примере показано, как мотивационный и содержательный компоненты могут быть дополнены деятельностным компонентом. В первом случае, деятельностный компонент нацеливает учащихся на «объяснение». Во втором случае – на «убеждение». Выбор речевой задачи должен зависеть от потребностей процесса развития речевого умения и, в частности, от того, насколько учащиеся овладели умением реализовывать ту или иную функцию в речи.
Третий
компонент установки направляет
речевые высказывания учащихся и
стабилизирует речевую
Следует также подчеркнуть, что если в содержательном компоненте происходит воздействие на эмоционально-чувственную сферу учащихся благодаря предмету обсуждения, то в данном, деятельностном компоненте, осуществляется воздействие на сферу речемышления учащихся и вызов потребности и высказывании за счёт речемыслительной задачи.
4.Следующий
компонент установки, который
необходимо выделить –
Все перечисленные выше формы и способы организации деятельности играют непосредственную роль в процессе деятельности учащимися[8,307].
Необходимость организационного компонента установки диктуется также различиями, которые существуют у учащихся на уровне развитости мышления, памяти, воображения и других психических и логических процессов, связанных с речепорождением.
Организационный
компонент установки должен быть
ориентирован на учёт субъектных свойств
учащихся, которые характеризуют
собой систему сложившихся у
субъекта приёмов овладения знаниями,
приёмов осуществления
Пример:
Everyone may feel lonely if the friends ignore his/her problems. It can happen if you are deceived, when there is nobody you can rely on or with whom you can share your secrets and talk your problems through. How can we avoid loneliness? Share your idea with your partner and justify your arguments. Choose some of the given variants from the table below if necessary.
В
приведённом примере , эффективность
установки определяется не только содержанием
мотивационного, содержательного и
деятельностного компонентов, но и
созданием для учащихся благоприятных
условий выполнения деятельности: указывается
форма организации
Технология создания и использования установок в процессе развития речевого умения учащихся должна:
-
строиться с учётом целей,
-
быть нацелена на развитие
таких качеств речевого умения,
как целенаправленность, динамичность,
самостоятельность,
-
предусматривать
-
предусматривать постоянное
Вариативность установки предполагает:
Перечислим
ещё некоторые требования, которые
помогут учителю
С методической точки зрения данное требование представляется важным, поскольку от него напрямую зависит понимание учащимися установки в целом и тех действий, которые им необходимо совершить с предлагаемым материалом, а, следовательно, и успех выполнения данного упражнения. Желательно, чтобы лексические единицы, грамматические конструкции и т.п., наполняющие установку, были известны учащимся и ориентированы как на уровень их знаний иностранного языка, так и на общий уровень их интеллектуального развития на той или иной ступени учения[8,313].
Экономичность
достигается за счёт сокращения, отсеивания
ненужной информации, её уплотнения, как
путём повышения смысловой
Как
показывает опыт, соблюдение всех вышеуказанных
требований позволяет создать установки,
способные эффективно управлять
процессом развития речевого умения
учащихся.
Заключение
Проанализировав разнообразные методы управления педагогическим процессом, можно сделать вывод, что существует определённый набор средств, которые позволяют осуществлять данное управление на уроках иностранного языка ненавязчиво, с опорой на интересы и потребности ученика, где имеют место субъект-субъектные отношения, а не отношения, где учитель выступает в роли диктатора, а ученик – жёстко программируемого объекта. Это полностью удовлетворяет современную концепцию индивидуализации и гуманизации в образовании. Такими средствами являются:
- педагогическое взаимодействие и общение;
- методические умения педагога;
- контроль;
- опоры и установка.
Данные средства управления
Подводя итоги исследования, можно выделить следующее:
Информация о работе Методы управления образовательным процессом на уроках иностранного языка