Методы управления образовательным процессом на уроках иностранного языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2011 в 00:13, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной курсовой работы определяется всё более усиливающимся стремлением в педагогической науке и практике осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер. Справедливо утверждение многих отечественных и зарубежных исследователей о том, что управление реально и необходимо не только в области технических, производственных процессов, но и в сфере сложных социальных систем, в том числе педагогических.

Файлы: 1 файл

Моя курсовая.docx

— 69.29 Кб (Скачать)

    Следует обратить внимание на то, что взаимосвязь  мотивационного и содержательного  компонентов установки позволяет  усилить воздейственность на учащихся.

    Исходная  функция управления мотивационного и содержательного компонентов  – мотивационная. В первом компоненте мотивация происходит за счёт обращения  к личному опыту учащихся и  их мировоззрению и др., во втором компоненте мотивация происходит за счёт наличия проблемности и ситуативности. Следует обратить внимание и на характер воздействия в этих компонентах  установки. В мотивационном компоненте воздействие происходит в большей  степени на личностную сферу учащихся, а в содержательном – происходит вызов эмоционального отношения  к предмету обсуждения.

    3.Третьим  (центральным) компонентом установки  должен быть деятельностный компонент,  задача которого – направить  учащихся на выполнение определённого речевого действия (т.е. данный компонент содержит указание на то, какое речевое действие должен выполнить ученик – рассказать о чём-либо, объяснить что-либо, аргументировать свою точку зрения и т.д.). Наличие указания на речевое действие очень важно. Оно позволяет задать рамки, в которых учащимся следует действовать.

    Пример:

    In his well-known novel «Fathers and sons» I.S.Turgenev raised the problem of the generation gap the causes of which according to the great Russian writer are: selfishness, misunderstanding and disrespect. And  today? Do the causes remain the same today?

    How long will the war between the generation last?...

  1. What should be done to solve the problem of the generation gap? (объяснение)
  2. Suggest some ways out of the problem and justify your choice. (убеждение)

    В приведённом примере показано, как  мотивационный и содержательный компоненты могут быть дополнены  деятельностным компонентом. В первом случае, деятельностный компонент нацеливает учащихся на «объяснение». Во втором случае – на «убеждение». Выбор речевой  задачи должен зависеть от потребностей процесса развития речевого умения и, в частности, от того, насколько учащиеся овладели умением реализовывать  ту или иную функцию в речи.

    Третий  компонент установки направляет речевые высказывания учащихся и  стабилизирует речевую деятельность в рамках заданного направления. Таким образом, исходной функцией третьего компонента установки является направляющая функция.

    Следует также подчеркнуть, что если в  содержательном компоненте происходит воздействие на эмоционально-чувственную  сферу учащихся благодаря предмету обсуждения, то в данном, деятельностном компоненте, осуществляется воздействие на сферу речемышления учащихся и вызов потребности и высказывании за счёт речемыслительной задачи.

    4.Следующий  компонент установки, который  необходимо выделить – организационный.  Данный компонент установки содержит  указание на то, как следует выполнять упражнение, какие действия необходимо совершить учащимся с материалом. Потребность в целенаправленном выделении данного компонента в структуре установки диктуется практикой иноязычного образования. Опыт работы показывает: если ученик знает и понимает, как выполнять упражнение, он с большой охотой приступает к ней, легче и быстрее справляется с заданием. Необходимость организационного компонента установки возникает, прежде всего, в том случае, если уровень сформированности учебных умений учащихся недостаточен. Вследствие несформированности каких-либо учебных умений или в силу своего индивидуального уровня владения языком, так называемые «средние», «слабые» (а иногда и «сильные») учащиеся с выполнением предложенной речемыслительной задачи. Решение речемыслительных задач, прежде всего, сопряжено у учащихся с трудностями в плане выбора способа выполнения действия, логики построения высказывания, выбора определенно материала. Наиболее типичными проблемами, возникающими перед учащимися в ходе решения речемыслительных задач, являются также неумение распределить время на выполнение задания, определить, какие языковые и речевые средства ему потребуются для выполнения задания. Во всех этих случаях, как показывает опыт, учащихся необходимо снабдить определёнными опорами, которые помогают нивелировать возникающие проблемы. В связи с этим, можно полагать, что содержанием организационного компонента установки должны стать:

  • указания на форму выполнения речевой задачи (устно, письменно) (make up an outline of the story…);
  • указания на вид речевой деятельности, к которому необходимо прибегнуть в ходе устного высказывания (…listen to…say if…);
  • указания на форму организации деятельности (индивидуально, в группе, в паре) (work with your partner…);
  • отсылки (при необходимости) к материалу и опорам, которыми учащийся может воспользоваться в процессе построения высказывания (use the words in the box…);
  • дополнительные пояснения (use…if necessary, it will help you to…);
  • инструкции различного рода и алгоритмы (описание способов выполнения речевой задачи) (…skim the advertisement quickly and choose…and suggest…);
  • отсылки к образцу (модели) выполнения задания (use the pattern as in the example…);
  • подсказки, корректирующие речевые действия непосредственно в процессе их выполнения (don`t forget to…, keep in mind…);
  • указание на количество времени на выполнение деятельности и т.п. (…in 1 min…, a few minutes…).

    Все перечисленные выше формы и способы  организации деятельности играют непосредственную роль в процессе деятельности учащимися[8,307].

    Необходимость организационного компонента установки  диктуется также различиями, которые существуют у учащихся на уровне развитости мышления, памяти, воображения и других психических и логических процессов, связанных с речепорождением.

    Организационный компонент установки должен быть ориентирован на учёт субъектных свойств  учащихся, которые характеризуют  собой систему сложившихся у  субъекта приёмов овладения знаниями, приёмов осуществления различных  видов деятельности, индивидуальный стиль деятельности каждого человека[8,308].

    Пример:

    Everyone may feel lonely if the friends ignore his/her problems. It can happen if you are deceived, when there is nobody you can rely on or with whom you can share your secrets and talk your problems through. How can we avoid loneliness? Share your idea with your partner and justify your arguments. Choose some of the given variants from the table below if necessary.

  • get together
  • stand by each other
  • confide in each other
  • see eye to eye with each other
  • get on well with each other
  • give a helping hand to each other
  • pay attention to each other…

    В приведённом примере , эффективность  установки определяется не только содержанием  мотивационного, содержательного и  деятельностного компонентов, но и  созданием для учащихся благоприятных  условий выполнения деятельности: указывается  форма организации деятельности, организационный способ общения, дополнительные пояснения, способ выполнения деятельности, указание на материал, которым можно  воспользоваться, оставляя за учащимися  выбор в использовании предлагаемого  материала.

    Технология создания и использования установок в процессе развития речевого умения учащихся должна:

    - строиться с учётом целей, задач,  закономерностей и стадиальности  как самого процесса овладения  речевым умением, так и особенностей  управления этим процессом;

    - быть нацелена на развитие  таких качеств речевого умения, как целенаправленность, динамичность, самостоятельность, иерархичность,  продуктивность и интегрированность;

    - предусматривать целенаправленное  и последовательное использование  в речевых упражнениях установок  3-4-х компонентного состава, способных:  мотивировать учащихся к выражению  мысли, инициировать интеллектуальную  и речевую активность учащихся, активизировать речемыслительную  активность, задавать стратегию  и тактику высказывания, указывать учащимся (по мере необходимости) стратегию выполнения им и речевой деятельности;

    - предусматривать постоянное варьирование  содержания (наполнения) каждого компонента  установки в целях развития  способностей учащихся к комбинированию, трансформации и интеграции автоматизированных  и неавтоматизированных элементов  речевого умения.

    Вариативность установки предполагает:

  • разнообразие тем, проблем, предметов обсуждения;
  • использование новых фактов культуры, либо иного ракурса осмысления уже известных фактов культуры;
  • вариативность используемого языкового и речевого материала;
  • вариативность коммуникативных задач;
  • вариативность ситуаций общения;
  • вариативность речевых действий;
  • вариативность организационных средств обеспечения деятельности;
  • вариативность форм и способов подачи материальных средств, их объёма.

    Перечислим  ещё некоторые требования, которые  помогут учителю сориентироваться в процессе моделирования установок.

  1. Информативность установки:
  • полезность – каждая фраза, наполняющая установку, должна быть информационно насыщенной, чтобы учащиеся имели возможность постоянно узнавать что-либо новое о фактах родной или иностранной культуры, то есть расширяли свой кругозор. Полезность зависит от конкретных практических потребностей, целей, задач, а также уровня развития учащихся;
  • полнота – максимальная достаточность пояснений для «включения» учащихся в деятельность;
 
    
  • достоверность – предполагает, что все цифры, даты, мнения и какие-либо другие сведения, используемые в любом компоненте установки, должны быть правдивыми;
  • доступность – предполагает использование таких форм подачи информации, которые находятся в прямой зависимости от уровня подготовленности учащихся и соотносятся с мерой трудности и степенью новизны информации, заключённых в установке.

    С методической точки зрения данное требование представляется важным, поскольку от него напрямую зависит понимание  учащимися установки в целом  и тех действий, которые им необходимо совершить с предлагаемым материалом, а, следовательно, и успех выполнения данного упражнения. Желательно, чтобы  лексические единицы, грамматические конструкции и т.п., наполняющие  установку, были известны учащимся и  ориентированы как на уровень  их знаний иностранного языка, так и  на общий уровень их интеллектуального  развития на той или иной ступени  учения[8,313].

  1. Экономичность установки:

    Экономичность достигается за счёт сокращения, отсеивания ненужной информации, её уплотнения, как  путём повышения смысловой ёмкости, так и путём более рационального  размещения материала установки. Основными  показателями экономичности являются:

  • максимум смысловой ёмкости при минимуме объёма;
  • чёткость формулировок.

    Как показывает опыт, соблюдение всех вышеуказанных  требований позволяет создать установки, способные эффективно управлять  процессом развития речевого умения учащихся. 

      
 
 

    Заключение

     Проанализировав разнообразные методы управления педагогическим процессом, можно сделать вывод, что существует определённый набор средств, которые позволяют осуществлять данное управление на уроках иностранного языка ненавязчиво, с опорой на интересы и потребности ученика, где имеют место субъект-субъектные отношения, а не отношения, где учитель выступает в роли диктатора, а ученик – жёстко программируемого объекта. Это полностью удовлетворяет современную концепцию индивидуализации и гуманизации в образовании. Такими средствами являются:

     - педагогическое взаимодействие  и общение;

     - методические умения педагога;

     - контроль;

     - опоры и установка.

     Данные средства управления позволяют  активизировать деятельность учащихся, предоставляя им возможность  в полной мере реализовать  свои возможности.

     Подводя итоги исследования, можно  выделить следующее:

Информация о работе Методы управления образовательным процессом на уроках иностранного языка