Методы управления образовательным процессом на уроках иностранного языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2011 в 00:13, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной курсовой работы определяется всё более усиливающимся стремлением в педагогической науке и практике осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер. Справедливо утверждение многих отечественных и зарубежных исследователей о том, что управление реально и необходимо не только в области технических, производственных процессов, но и в сфере сложных социальных систем, в том числе педагогических.

Файлы: 1 файл

Моя курсовая.docx

— 69.29 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» 
 

КАФЕДРА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА 
 
 

Методы  управления образовательным  процессом на уроках иностранного языка 
 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по специальности  050303 «Иностранный язык» 
 

                                                                             Выполнила: студентка

                                                                             4 курса группы а1

                                                                             отделения английского языка

                                                                             факультета иностранных языков

                                                                             Горбачева Алена Валентиновна 

                                                                             Научный руководитель:

                                                                             кандидат педнаук,

                                                 доцент кафедры английского

                                                                            языка Гревцева Валентина

                                                                             Фридриховна 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Воронеж - 2011 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

    Актуальность данной курсовой работы определяется всё более усиливающимся стремлением в педагогической науке и практике осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер. Справедливо утверждение многих отечественных и зарубежных исследователей о том, что управление реально и необходимо не только в области технических, производственных процессов, но и в сфере сложных социальных систем, в том числе педагогических.

    Сложившаяся в 60-х годах под влиянием кибернетики  концепция управления учебным процессом  сводилась к следующим, положениям: а) процесс обучения рассматривается  как' процесс управления, в котором  обучаемые есть объект управления, а учитель или обучающее устройство есть субъект управления; б) управление осуществляется путем жесткого программирования внешней деятельности обучаемых  по усвоению ими системы знаний, умений и навыков, а также норм поведения; предполагается, что при  этом происходит управление внутренней, психической деятельностью; в) такое  управление позволяет индивидуализировать  процесс обучения как по темпам, так и по содержанию обучения; г) в основе управления и коррекции  управления лежит пооперационная обратная связь, для чего содержание обучения разбивается на достаточно мелкие элементарные смысловые единицы [2]. Такая концепция относилась в частности и к урокам иностранного языка.

    Однако  данная концепция страдает рядом существенных недостатков:

    1. Ученик рассматривается лишь  как объект управления, хотя в  процессе долголетнего учения  он является формирующейся личностью.

    2. Эта концепция управления является  единой для всех учащихся, без  учета их возрастных особенностей.

    Альтернативой этой концепции является другая, в основе которой лежат следующие положения. 

    1. Учение рассматривается как система  различных видов деятельности  ученика в процессе индивидуальной  и коллективной работы, направленных  на развитие тех качеств ученика,  которые составляют цель обучения  и воспитания.

    2. До сих пор управление учением  осуществлялось в основном лишь  по параметру действий, путем  задания ученику определенной  системы действий, которые он  должен был выполнить. Подлинное,  психологически оправданное управление  должно быть в первую очередь  созданием условий для развития  потребностей, мотивов и целей  деятельности ученика.

    3. Под жесткостью управления учением  будем понимать жесткость последовательности  действий ученика в процессе  учения, определяемой извне учителем  или обучающей системой. Чем больше  эта последовательность определяется  самим учеником, тем более гибким  является управление. Жесткость  управления учением должна быстро  убывать по мере внутреннего  роста учащихся, освобождая тем  самым место для гибкости управления.

    4. Под степенью личностности управления  будем понимать степень самостоятельности учеников в целеполагании ими своей деятельности в процессе учения.

    5. Управление процессом учения  должно происходить при всемерной  опоре на внутренние силы и  возможности учащихся [ 4,97 ].

    Управление  процессом учения должно быть направлено не на принуждение учащихся, а на то, чтобы вызвать у них потребность  в управляющих воздействиях учителя  и желание выполнять их.

    Цель  работы заключается в исследовании способов управления образовательным процессом в частности на уроках иностранного языка.

     Поставленная  цель предполагает решение следующих  задач:

  1. рассмотреть понятие Управление в качестве взаимодействия субъектов;
  2. проанализировать явление управления образовательным процессом на уроках иностранного языка с точки зрения педагогического общения;
  3. привести примеры методических умений учителя, которые несут управленческий характер;
  4. рассмотреть контроль как неотъемлемую часть процесса управления педагогическим процессом на уроках иностранного языка;
  5. проанализировать такие средства управления как опора и установка, определить, как они влияют на процесс овладения иноязычной культуры.

    Объектом исследования выступают методы, используемые на уроках иностранного языка в качестве управления педагогическим процессом.

    Предмет исследования – деятельность учителя и ученика на уроках иностранного языка, несущая «управленческий» характер.

    Основным  методом данного исследования выступает теоретический анализ методической литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава I

    Взаимодействие  и общение субъектов  – залог успешного  управления образовательным  процессом. 

     1.1.Понятие Управление как взаимодействие субъектов. 

    В современной литературе по управлению термин «управление» трактуется с трех позиций. Согласно первой позиции этот термин трактуется как деятельность. В качестве признаков этой специфической деятельности выделяют следующие:

  • функциональный состав (планирование, организация, контроль и руководство)
  • целевое назначение (организация совместной деятельности участников образовательного процесса и направление ее на достижение образовательных целей).
  • наличие субъектов образовательной деятельности [5].

    Т.е. управление – это один их видов  социальной деятельности, имеющий в  качестве своей цели получение, прежде всего, предметного результата.

    Вторая  позиция рассматривает управление как воздействие одной системы  на другую, одного человека на другого  или на группу и т.д. Для сторонников  этой позиции управление – это  целенаправленное воздействие человека на объект и изменение последнего в результате воздействия.

    Согласно  третьей позиции, управление – это  взаимодействие субъектов. Такое понимание  управления предполагает взаимное изменение  субъектов и самого процесса взаимодействия как смены состояний.

    Взаимодействие  является одной из базисных философских  категорий. Это феномен связи, воздействия, перехода, развития разных объектов под  влиянием взаимного действия друг на друга, на другие объекты. Взаимодействие – начальная, исходная, родовая категория. Любое явление, объект, состояние может быть познано только в связи и отношении с другими, так как всё в мир взаимосвязано и взаимообусловлено[5].

    Активность  есть основная характеристика взаимодействующих  сторон в процессе любого взаимодействия живой материи. Чем сложнее её организация, тем разнообразнее  формы этой активности. У человека, представляющего собой высшую форму развития живой материи, активность проявляется на всех уровнях его организации. Это, во-первых, интеллектуальная активность (выдвижение гипотез, приём, обработка поступающей информации). Во-вторых, это моторно-эффекторная активность человека, проявляющаяся  в процессе восприятия при построении модели воздействующего на него объекта (процесса, явления). В-третьих, это общеповеденческая активность, проявляющаяся во всём её (вербальных, невербальных) поведенческих и деятельностных форм.

    Во  взаимодействии людей выявляются такие  существенные его характеристики, как  осознанность и целеположенность. Они  определяют и формы этого взаимодействия, например сотрудничество (в игре и учении, труде и творчестве) и общение. Обе эти формы связаны между собой, проявляясь в образовательном процессе.

    Учебное взаимодействие обучающего (педагога) и обучающихся (учеников), общающихся между собой, входит в более сложную  систему взаимодействия в образовательном  процессе, который реализуется внутри образовательной системы. Оно проявляется в сотрудничестве как форме совместной, направленной на достижение общего результата деятельности и общения.

    Образовательный процесс представляет собой многоплановое  взаимодействие.

    Педагогическое  взаимодействие  является универсальной  характеристикой педагогического  процесса. Оно значительно шире категории "педагогическое воздействие", сводящей педагогический процесс к субъект-объектным  отношениям.

    Даже  поверхностный  анализ  реальной педагогической практики обращает внимание на широкий  спектр  взаимодействий:  "ученик - ученик",  "ученик - коллектив",  "ученик - учитель",  "учащиеся объект усвоения" и т.п.  Основным отношением педагогического  процесса  является  взаимосвязь  "педагогическая деятельность - деятельность воспитанника". Однако исходным, определяющим в конечном итоге его результаты является отношение "воспитанник - объект усвоения".

    В этом  заключается  и  сама специфика  педагогических задач.

    Они могут быть решены и решаются только  посредством  руководимой педагогом  активности учащихся,  их деятельности. Д. Б. Эльконин отмечал,  что основное отличие учебной задачи от  всяких  других  в том,  что  ее  цель и результат - в изменении самого действующего субъекта,  заключающемся  в овладении им  определенными  способами действия.  Таким образом, педагогический процесс как частный  случай социального отношения выражает взаимодействие двух субъектов, опосредованное объектом усвоения, т.е. содержанием  образования.

    Принято различать разные виды педагогических взаимодействий, а следовательно  и отношений: педагогические (отношения  воспитателей и воспитанников); взаимные (отношения со взрослыми, сверстниками, младшими); предметные (отношения воспитанников  с предметами материальной культуры);  отношения к самому себе.  Важно  подчеркнуть,  что воспитательные взаимодействия возникают и тогда, когда воспитанники и без участия  воспитателей  в  повседневной  жизни вступают в контакт с  окружающими людьми и предметами.

Информация о работе Методы управления образовательным процессом на уроках иностранного языка