Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2011 в 00:13, курсовая работа
Актуальность данной курсовой работы определяется всё более усиливающимся стремлением в педагогической науке и практике осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер. Справедливо утверждение многих отечественных и зарубежных исследователей о том, что управление реально и необходимо не только в области технических, производственных процессов, но и в сфере сложных социальных систем, в том числе педагогических.
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
КАФЕДРА
АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Методы
управления образовательным
процессом на уроках
иностранного языка
КУРСОВАЯ РАБОТА
по специальности
050303 «Иностранный язык»
Воронеж
- 2011
Введение
Актуальность данной курсовой работы определяется всё более усиливающимся стремлением в педагогической науке и практике осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер. Справедливо утверждение многих отечественных и зарубежных исследователей о том, что управление реально и необходимо не только в области технических, производственных процессов, но и в сфере сложных социальных систем, в том числе педагогических.
Сложившаяся
в 60-х годах под влиянием кибернетики
концепция управления учебным процессом
сводилась к следующим, положениям:
а) процесс обучения рассматривается
как' процесс управления, в котором
обучаемые есть объект управления,
а учитель или обучающее
Однако данная концепция страдает рядом существенных недостатков:
1.
Ученик рассматривается лишь
как объект управления, хотя в
процессе долголетнего учения
он является формирующейся
2.
Эта концепция управления
Альтернативой
этой концепции является другая, в
основе которой лежат следующие положения.
1.
Учение рассматривается как
2.
До сих пор управление учением
осуществлялось в основном
3.
Под жесткостью управления
4.
Под степенью личностности
5.
Управление процессом учения
должно происходить при
Управление
процессом учения должно быть направлено
не на принуждение учащихся, а на
то, чтобы вызвать у них
Цель работы заключается в исследовании способов управления образовательным процессом в частности на уроках иностранного языка.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
Объектом исследования выступают методы, используемые на уроках иностранного языка в качестве управления педагогическим процессом.
Предмет исследования – деятельность учителя и ученика на уроках иностранного языка, несущая «управленческий» характер.
Основным
методом данного исследования выступает
теоретический анализ методической литературы.
Глава I
Взаимодействие
и общение субъектов
– залог успешного
управления образовательным
процессом.
1.1.Понятие
Управление как взаимодействие
субъектов.
В современной литературе по управлению термин «управление» трактуется с трех позиций. Согласно первой позиции этот термин трактуется как деятельность. В качестве признаков этой специфической деятельности выделяют следующие:
Т.е. управление – это один их видов социальной деятельности, имеющий в качестве своей цели получение, прежде всего, предметного результата.
Вторая
позиция рассматривает
Согласно третьей позиции, управление – это взаимодействие субъектов. Такое понимание управления предполагает взаимное изменение субъектов и самого процесса взаимодействия как смены состояний.
Взаимодействие является одной из базисных философских категорий. Это феномен связи, воздействия, перехода, развития разных объектов под влиянием взаимного действия друг на друга, на другие объекты. Взаимодействие – начальная, исходная, родовая категория. Любое явление, объект, состояние может быть познано только в связи и отношении с другими, так как всё в мир взаимосвязано и взаимообусловлено[5].
Активность есть основная характеристика взаимодействующих сторон в процессе любого взаимодействия живой материи. Чем сложнее её организация, тем разнообразнее формы этой активности. У человека, представляющего собой высшую форму развития живой материи, активность проявляется на всех уровнях его организации. Это, во-первых, интеллектуальная активность (выдвижение гипотез, приём, обработка поступающей информации). Во-вторых, это моторно-эффекторная активность человека, проявляющаяся в процессе восприятия при построении модели воздействующего на него объекта (процесса, явления). В-третьих, это общеповеденческая активность, проявляющаяся во всём её (вербальных, невербальных) поведенческих и деятельностных форм.
Во взаимодействии людей выявляются такие существенные его характеристики, как осознанность и целеположенность. Они определяют и формы этого взаимодействия, например сотрудничество (в игре и учении, труде и творчестве) и общение. Обе эти формы связаны между собой, проявляясь в образовательном процессе.
Учебное взаимодействие обучающего (педагога) и обучающихся (учеников), общающихся между собой, входит в более сложную систему взаимодействия в образовательном процессе, который реализуется внутри образовательной системы. Оно проявляется в сотрудничестве как форме совместной, направленной на достижение общего результата деятельности и общения.
Образовательный процесс представляет собой многоплановое взаимодействие.
Педагогическое
взаимодействие является универсальной
характеристикой
Даже поверхностный анализ реальной педагогической практики обращает внимание на широкий спектр взаимодействий: "ученик - ученик", "ученик - коллектив", "ученик - учитель", "учащиеся объект усвоения" и т.п. Основным отношением педагогического процесса является взаимосвязь "педагогическая деятельность - деятельность воспитанника". Однако исходным, определяющим в конечном итоге его результаты является отношение "воспитанник - объект усвоения".
В этом заключается и сама специфика педагогических задач.
Они могут быть решены и решаются только посредством руководимой педагогом активности учащихся, их деятельности. Д. Б. Эльконин отмечал, что основное отличие учебной задачи от всяких других в том, что ее цель и результат - в изменении самого действующего субъекта, заключающемся в овладении им определенными способами действия. Таким образом, педагогический процесс как частный случай социального отношения выражает взаимодействие двух субъектов, опосредованное объектом усвоения, т.е. содержанием образования.
Принято различать разные виды педагогических взаимодействий, а следовательно и отношений: педагогические (отношения воспитателей и воспитанников); взаимные (отношения со взрослыми, сверстниками, младшими); предметные (отношения воспитанников с предметами материальной культуры); отношения к самому себе. Важно подчеркнуть, что воспитательные взаимодействия возникают и тогда, когда воспитанники и без участия воспитателей в повседневной жизни вступают в контакт с окружающими людьми и предметами.
Информация о работе Методы управления образовательным процессом на уроках иностранного языка