Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2011 в 00:13, курсовая работа
Актуальность данной курсовой работы определяется всё более усиливающимся стремлением в педагогической науке и практике осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер. Справедливо утверждение многих отечественных и зарубежных исследователей о том, что управление реально и необходимо не только в области технических, производственных процессов, но и в сфере сложных социальных систем, в том числе педагогических.
Педагогическое взаимодействие всегда имеет две стороны, два взаимообусловленных компонента: педагогическое воздействие и ответную реакцию воспитанника. Воздействия могут быть прямые и косвенные, различаться по направленности, содержанию и формам предъявления, по наличию или отсутствию цели, характеру обратной связи (управляемые, неуправляемые) и т.п. Столь же многообразны и ответные реакции воспитанников: активное восприятие, переработка информации, игнорирование или противодействие, эмоциональное переживание или безразличие, действия, поступки, деятельность и т.п.
О
производственной технологии мы можем
сказать, что она состоит из субъекта—рабочего,
объекта—предмета, т.е. материала, который
подвергается обработке по заданной программе
и в таком направлении, который задумал
субъект (рабочий), а также орудий труда
(станки, инструменты и другое оборудование)
и, конечно, способов обработки материала,
т.е. рабочего процесса. Это, разумеется,
слишком упрощенная схема компонентов
производственной технологии. В педагогической
технологии тоже есть субъект (учитель,
преподаватель, родители) и объект (обучающийся,
школьник, студент, курсант) учебного процесса.
Таким объектом может быть один ученик
либо группа. Есть учебный материал, который
надо усвоить, методы обучения и способы
взаимодействия его субъекта и объекта.
Но важнейшей особенностью субъекта и
объекта в педагогическом процессе является
то, что объектом здесь выступает человек,
живая и постоянно развивающаяся душа,
со всеми его специфическими личностными
качествами; говоря точнее, этот объект
— индивидуальность. Нет ни одного ученика,
похожего на другого, каждая личность
оригинальна, неповторима и поэтому в
работе с каждым нужна индивидуальная
технология, которая подходит только для
него. Но этот объект не пассивное существо,
а активная, деятельная личность с ее потребностями,
интересами, мотивами и ценностными ориентациями.
Поэтому объект часто меняет свою роль
и сам становится субъектом педагогического
процесса. И в современной педагогике
уже сложилась идея педагогического сотрудничества,
т.е. активного, доброжелательного и потому
продуктивного взаимодействия учителя
и ученика в педагогическом процессе.
В этом процессе главное место занимает
общение.
2.1.
Общение – как неотъемлемая
часть управления образовательным
процессом
А.А. Леонтьев разграничивает понятия "взаимодействие" и "собственно общение". Психолог определяет общение "как систему целенаправленных и мотивированных процессов, обеспечивающих взаимодействие людей в коллективной деятельности, реализующих общественные и личностные, психологические отношения и использующих специфические средства, прежде всего язык" [6,58]. При этом, замечает автор: "Если структура взаимодействия определяется распределением трудовых функций, тем индивидуальным "вкладом", который вносит каждый из членов коллектива в общую деятельность, то процессы общения могут носить автономный характер: общение необходимо для взаимодействия, но одно и то же взаимодействие может быть обеспечено общением разной направленности, разного характера и объема" [6,58]. Общение (по А.А. Леонтьеву) может рассматриваться как предметно ориентированное, когда взаимодействие является предметом, и личностно-ориентированное (межличностное) общение, которое, в свою очередь, подразделяется на диктальное, связанное с тем или иным предметным взаимодействием (согласование позиций с целью дальнейшей совместной деятельности, обмен с собеседником информацией, значимой для деятельности, и т. п.), и "модальное общение" - это то, что, по словам А.А. Леонтьева, не имеет в качестве предмета взаимодействие: "В модальном общении его предметом выступают психологические взаимоотношения собеседников:". Главный вывод, которым завершает характеристику общения А.А. Леонтьев, сводится к тому, что "во всех рассмотренных видах общения предметом его является не конкретный
человек
или люди, а либо взаимодействие...,
либо психологические
Нас будет интересовать понятие "общение" в образовательном процессе, и мы, вслед за И.А. Зимней, будем придерживаться терминологии, согласно которой общение является формой взаимодействия [6,58].
Педагогическое
общение как частный вид
А.А.
Леонтьев, определяя педагогическое
общение, со всей остротой поставил вопрос
об оптимальной его организации
в учебном процессе. Согласно его
трактовке под оптимальной
И.А. Зимняя, опираясь на идеи Б.Д. Парыгина, Г.М. Андреевой, А.А. Бодалева, А.А. Брудного, А.А. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, Л.А. Карпенко, В.Н. Панферова и др., для определения сущности общения вводит функциональные и уровневые характеристики. По И.А. Зимней, педагогическое общение есть "форма учебного взаимодействия, сотрудничества учителя и учеников", "это - аксиально-ретиальное, личностно и социально ориентированное взаимодействие", одновременно реализующее "коммуникативную, перцептивную и интерактивную функции, используя при этом всю совокупность вербальных, изобразительных символических и кинетических средств" [5]. По мнению психолога, особое значение приобретает анализ речевого общения, его основных форм, продукта общения - текста, который позволяет вскрыть и личные отношения общающихся, и их личностные особенности; культурный уровень, интересы, потребности, наклонности и т.п. "Не менее важной характеристикой речевого общения является, по мнению ученого-психолога, полиинформативность. Оно заключается в том, что передаваемое в процессе вербального общения речевое сообщение имеет сложное коммуникативно-предметное содержание, представляющее собой единство собственно содержательного, выразительного и побудительного планов высказывания" [5].
Педагогическое общение как форма вербального взаимодействия субъектов образовательного процесса функционально. Это означает, что оно контактное, информационное, побудительное, координационное, устанавливающее отношение всех субъектов образовательного процесса.
Специфика
педагогического общения прежде
всего проявляется в его
В
то же время педагогическое общение
определяется и тройной ориентированностью
его субъектов: личностной, социальной
и предметной. Учитель, работая с
одним обучающимся над
элементов
личностно ориентированного, социально
ориентированного и предметно ориентированного
общения.
Глава
II
Методические
умения учителя и такие
средства как контроль,
установка и опоры –
неотъемлемые составляющие
управления педагогическим
процессом на уроках
иностранного языка
2.1.Методические
умения учителя как
основа управления
Прежде всего, нужно сказать, что для того, чтобы управлять другими людьми, каким-либо процессом (в нашем случае учебным), необходимо быть профессионалом. То есть, чтобы управление на уроках иностранного языка было результативным, первое, чем следует овладеть будущему учителю, это знания о различных компонентах процесса учения: какой должна быть цель и как её формулировать на каждом уроке, как строится урок иностранного языка, каковы принципы овладения иностранными языками, какие трудности существуют для учеников при овладении конкретным языком, какие бывают упражнения и т.п.
Из
всех видов учительских умений мы
представим четыре: проектировочные, адаптационные,
организационные и
1.Проектировочные умения, или Учитель как сценарист.
Любая работа начинается с замысла и составления плана работы. Именно план служит основой любой работы. Планирование - одно из важнейших аспектов профессиональной деятельности учителя. В этом профессия учителя сходна с профессиями сценариста, конструктора, дизайнера. Основу деятельности планирования составляют проектировочные умения. Прежде всего, следует назвать главные правила, которыми следует руководствоваться учителю при составлении плана урока:
-планирование
начинается с уяснения цели
и выбора организационной
-в плане должны присутствовать две линии (для учителя и для учащихся), следует продумать возможные варианты переходов по схеме: если…, то…;
-в
ходе планирования урока
-важно составлять план в письменном виде;
-написав план, следует ещё раз окинуть его взглядом, соотнеся все моменты урока;
-не
менее важно также планировать
своё речевое и неречевое
С помощью плана обеспечивается необходимая жёсткость управления учебным процессом: соблюдение временных параметров, обеспечение познавательной активности учащихся, строгой последовательности выполнения упражнений и т.д.
Однако учитель должен быть и достаточно гибким импровизатором. Импровизация проявляется в оригинальности решений, в нестандартном подходе к организации упражнений и т.п.
Из этого следует, что от учителя иностранного языка требуется сочетание жёсткого управления с импровизацией, что возможно лишь на основе адекватной оценки реальной учебной деятельности.
2.Адаптационные умения, или Учитель как режиссёр.
Адаптационные умения – это способность учителя подготовлено или экспромтно гибко осуществлять свою обучающую деятельность в зависимости от сложившихся и изменяющихся условий в целях поиска адекватных приёмов достижения поставленных целей.
Адаптационные умения в свою очередь включают в себя две группы умений.
Первая группа – это умения, связанные со способностью подобрать всевозможные приёмы , адекватные реальным условиям:
Вторая группа адаптационных умений несколько иного характера:
адаптировать речевой материал к индивидуальным особенностям учащихся, к уровню их обученности, к ступени учения:
Информация о работе Методы управления образовательным процессом на уроках иностранного языка