Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 06:09, курсовая работа
То что нашу речь можно разделить на отдельные звуки, которые мы отличаем друг от друга , представляется само собой разумеющимся. Кажется совершенно очевидным, что все слышат разницу между гласными в словах дома – дума, или согласными в словах вес – весь, рак – лак и отличают налет от нальет просто по звучанию.
Однако на самом деле выделение отдельных звуков в потоке речи вовсе не определяется только звучанием. Одно и то же звучание носителями разных языков оценивается с точки зрения звукового состава по-разному: корейцы не заметят отличия р от л, арабы о от у, для французов в словах вес и весь как разные звуки будут оценены гласные, а не конечные согласные; и носители очень многих языков не смогут услышать разницы между налет и нальет.
ВВЕДЕНИЕ стр.
ГЛАВА 1.Фонема как сегментная единица немецкого языка
1.1 Понятие о фонеме
1.2 Состав фонем
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ГЛАВА 2. Система фонем немецкого языка
2.1 Система гласных фонем
2.2 Система немецких согласных фонем
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Все фонемы немецкой звуковой системы можно с той или иной степенью приближения сравнивать с русскими фонемами, за исключением трех — [pf], [h] и [η]; наиболее трудными для усвоения будут, конечно, две последние, поскольку при их пояснении нельзя оттолкнуться ни от какого звука русской системы согласных.
Чтобы представить себе, какие трудности ожидают русских учащихся, изучающих звуки немецкого языка, полезно сопоставить состав фонем обоих языков. Сопоставление систем согласных, если отправляться от русского языка, выглядит так:
рус. 1) р р' b b' t t' d d' k k' g g'
нем. p b t d k g
рус. f f' v v' s s' z z' m m' n n' l l' r r'
нем. f v s z m n l r
рус. 2) x x' j s с с 3) z - - -
нем. x ς j j ts tj - h η pf
Первое, что бросается в глаза при таком сопоставлении, это значительно большее число согласных в русском языке (35 фонем), чем в немецком (23 фонемы). По соотношению между сходными на слух звуками различаются три группы: первая, в которой каждой паре противопоставленных по твердости и мягкости фонем соответствует одна фонема; вторая, в которой каждой русской фонеме соответствует немецкая, и третья, в которой никаких соответствий нет. Во всех случаях речь идет о фонологических соответствиях, фонетически во второй группе совпадения нет.
Какая из трех групп легче должна усваиваться учащимися, сказать трудно. При усвоении сходного из внимания могут ускользать малозаметные отличия артикуляции, что ведет к орфофоническим ошибкам в произношении.
В
системах гласных русского и немецкого
языков мы имеем картину, противоположную
системе согласных. В немецком языке гласных
гораздо больше (17 фонем), чем в русском
(6 фонем).
Сравните:
рус. е а о u i - - - - -
нем. е: ε а: а о: о u: ʋ i: i у: у ø: ое ае ао оø
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из сказанного следует вывод, что, изучая фонетическую систему какого-нибудь языка, нужно не только знать состав его фонем, но и, что, пожалуй, еще важнее, все те варианты, в которых эти фонемы выступают в речевом потоке.
Этот факт чрезвычайно важно понять и усвоить, так как отнюдь не умение правильно артикулировать отдельные звуки, а только умение правильно, характерным для данного языка способом сочетать их друг с другом может стать залогом хорошего произношения. Вот почему не рекомендуется ставить произношение только на изолированных звуках: объяснив артикуляцию и продемонстрировав звучание, следует убедиться, правильно ли поняли объяснение учащиеся — попросить их повторить звук, а затем тотчас же перейти к упражнениям, содержащим различные сочетания этого звука с другими, ранее пройденными.
Для
правильного произнесения некоторых
фонем немецкого языка
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Таблица 2. Согласные
фонемы немецкого языка
Произносительный орган | Губные | Язычные | Увулярные | Фарин- гальные | ||||||||||||||||||||||
Характер преграды | ||||||||||||||||||||||||||
передне- | средне- | задне- | ||||||||||||||||||||||||
Шумные
3 |
чистые | b | р | d | t | g | к | |||||||||||||||||||
смычковые | аффрикаты | однофокусные | pf | ts | ||||||||||||||||||||||
двухфокусные | tj | |||||||||||||||||||||||||
щелевые | однофо-кусные | v | f z | s | j | ς | x | h | ||||||||||||||||||
двухфо-кусные | |
j | ||||||||||||||||||||||||
Сонорные | щелевые | ртовые | боковые | l | ||||||||||||||||||||||
срединные | (г) | |||||||||||||||||||||||||
смычные | носовые | m | n | η |
Примечание:
(г) и
поставлены в
скобки как факультативные варианты одной
фонемы.
Таблица
3.
Таблица 4. Гласные фонемы немецкого языка
Передний ряд Задний ряд
Неогубленные Огубленные Огубленные
М
0 i: у: u:
н
о i y ʋ
Ф
т е: ø: о:
о
н ε ε : ое о
г
и а а:
Дифтонги ае оø ао
Таблица 5. Гласные фонемы русского языка
Передний ряд Смешанные Задний ряд
i
е
ПРИЛОЖЕНИЕ
2
Упражнение 1. Назовите гласные фонемы, выступающие в своем основном оттенке, в составе следующих слов, и объясните, почему эти фонемы выступают здесь в своих основных оттенках:
an, damit, woher, vor, komm, obwohl, umsonst, fьr, zurьck, vorbei, Vorbild.
Образец: широкое краткое [i] в слове damit — положение после согласного в ударном слоге.
Упражнение
2. Назовите в тех же словах все
оттенки гласных фонем и
Образец: полудолгое [а-] в слове damit — положение в безударном слоге.
Упражнение 3. Назовите согласные фонемы, выступающие в своем основном оттенке, в следующих словах и укажите, что позволяет вам определить их как таковые.
sehr, liest, Regen, Wald, lobe, Sieger, Beere, fragt, Ballade, Gewalt.
Образец: в слове Regen сильная позиция фонемы [g] (между двумя гласными).
Упражнение 4. Назовите в тех же словах оттенки согласных фонем и объясните влияние позиционных условий на появление этих оттенков.
Образец: Полузвонкий вариант фонемы [г] в начальной позиции слова sehr; ослабленный вариант фонемы [г] в исходной позиции того же слова; обе позиции — слабые для согласных.
Упражнение 5. Ответьте на следующие вопросы:
1)
в какой позиции, сильной или
слабой, находится фонема [о:} в слове
wohin и как влияет позиция на произнесение
этой фонемы? 2) в какой позиции, сильной
или слабой, находится фонема [d] в слове
wild? как влияет позиция на произнесение
этой фонемы? 3) какие варианты фонемы [g]
произносятся в слове genug и почему? 4) как
влияет позиция на произнесение звонкой
фонемы [z] в словах Sonne, Gläser, Glas?
СПИСОК
ЛИТРАТУРЫ
(обязательное)
Ф. 4- 56
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ПАВЛОДАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
ИНСТИТУТ
Кафедра_иностранных языков
на курсовую работу
по дисциплине
теоретическая фонетика
Студенту(ке)_Куликовой
И.____________группа ИН-32__________
1
СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ
РАБОТЫ
1.1 Понятие о фонеме
______________________________
1.2 Состав фонем
______________________________
2.1 Система гласных фонем
______________________________
2.2
Система немецких согласных
фонем
2.1Фонема и система фонем немецкого языка
2.2 Цель: заключается в изучении особенностей гласных и согласных фонем в немецком языке.
2.3 Объект: изучение фонем в немецком языке
2.4Предмет: изучение
фонем немецкого
языка и их особенностей,
характеристик и различий
с помощью сопоставления
с русским языком.
Раздел | Недели выполнения КР (%) | ||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
1 | Выдача КР | Защита
КР | |||||||||||||
2 | |||||||||||||||
3 | |||||||||||||||
4 | |||||||||||||||
5 |