Управление инновациями на комбинате ОАО «Ангарскцемент»

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 18:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ инновационной деятельности предприятия по производству цемента и разработка мероприятий по ее совершенствованию. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-раскрыть сущность и изучить классификацию инноваций;
-раскрыть сущность понятий инновационная деятельность и инновационный процесс;
-определить понятие и содержание управления инновациями

Оглавление

Введение
3
1 Теоретические основы управления инновациями
5
1.1 Сущность и классификация инноваций
5
1.2 Инновационная деятельность и инновационный процесс
13
1.3 Понятие и содержание управления инновациями
18
2 Методологические основы управления инновациями
22
2.1 Методы управления инновациями
22
2.2 Требования к менеджеру по инновациям
28
2.3 Задачи управления инновациями
31
3 Управление инновациями на комбинате ОАО «Ангарскцемент»
34
3.1 Характеристика деятельности комбината ОАО «Ангарскцемент». Инновационная деятельность предприятия.
34
3.2 Реализация инноваций на предприятии посредством управления инновациями
37
Заключение
42
Список используемой литературы
45

Файлы: 1 файл

Управление инновациямидс.docx

— 146.45 Кб (Скачать)

В ОАО «Ангарскцемент» функционируют следующие структурные подразделения:

  - горный цех;

  - цех приготовления  шлама и сушки шлака;

  - цех обжига клинкера;

  - цех помола цемента;

  - транспортный цех;

  - ремонтно-механический цех;

  - ремонтно-электрический цех;

  - цех контрольно-измерительных приборов и автоматики;

  - энергоцех;

  - лаборатория;

  - цех автохозтранспорта;

  - ремонтно-строительный цех;

  - бюро АСУ.

   Структура управления  ОАО «Ангарскцемент» - линейно- функциональной. Линейные звенья занимаются вопросами принятия решений и отдачи команд, функциональные подразделения занимаются координацией, планированием, консультированием.

Краткая характеристика видов  продукции:

ОАО «Ангарскцемент», как и многие цементные предприятия России, в основном обеспечивает запросы стройиндустрии цементом широкого ассортимента различного качества цемента. Основное количество цемента представляет собой портландцемент общестроительного и специального назначения.

   ОАО «Ангарскцемент» - единственное предприятие в России, чья продукция получила международные сертификаты по стандартам DIN 1164 -- СЕМ I 42,5 и CEM II/A-S 32,5, выданные Исследовательским институтом цементной промышленности Германии. Все марки цемента, выпускаемые на заводе, сертифицированы в системе добровольной сертификации ГОСТ. Испытательное подразделение в составе ОТК для проведения физико-механических испытаний оснащено современным оборудованием фирмы «ELLE International».

   Ангарскцемент широко известен в среде строительных компаний России, а также в 45 странах мира. Его применяют при строительстве жилых и административных зданий, метрополитенов, аэродромов, гидротехнических сооружений, мостов, телебашен и других ответственных сооружений. Предприятие располагает уникальной сырьевой базой - карьерами мела и глины, надежным перерабатывающим оборудованием.

В январе 2009 г. на заводе завершены работы по внедрению комплексной системы управления. Автоматизировано управление финансовым и оперативным учетом, себестоимостью готовой продукции, процессами закупок материалов, хранением и отгрузками готовой продукции.

   В результате внедрения  системы повысилась эффективность  сбытовой деятельности компании. Автоматизирован процесс ежесуточного  и ежемесячного планирования отгрузок и контроля за выполнением планов.

   В рамках холдинга  ОАО «Русская цементная компания» создано единое информационное пространство, где подразделения работают по единым учетным принципам и стандартам отчетов. В течение суток с информационной поддержкой системы перераспределяются тысячи заказов в зависимости от рыночного спроса и наличия необходимой продукции. Это приносит компании серьезные конкурентные преимущества, так как она располагает возможностью выполнить обязательства перед клиентом, быстро перераспределяя заказы на продукцию между заводами и результативно управляя отгрузками и поставками продукции.

   В рамках автоматизации  холдинга начато внедрение системы  управления железнодорожными перевозками. Это поможет существенно ускорить процесс их оформления. В ближайшем будущем планируется автоматизировать управление техническим обслуживанием и ремонтами, учет персонала и расчет заработной платы.

Кроме того, в этом году начнутся работы по замене электрофильтра сушильного барабана, а также будет укомплектована современным оборудованием санитарно-экологическая лаборатория.

Предусматривается также  продолжить работы по установке современных  фильтров для очистки отходящих  газов от печных агрегатов с вращающимися печами обжига клинкера, от помольных  установок, в том числе с замкнутым  циклом помола цемента, и др.

    1. Реализация инноваций на предприятии посредством управления инновациями

 

   В данном разделе  необходимо сформировать инновационный проект организации, соответствующий ее стратегии и современному положению. Рассмотрим предлагаемое к реализации нововведение по следующим направлениям:

  - технический аспект;

  - организационный аспект;

  - экономический аспект (прогнозируемое изменение экономических  показателей, связанное с реализацией проекта).

   Проект. Организация производства вяжущих материалов низкой водопотребности.

   На исследуемом  предприятии цемент производится  устаревшим и энергоемким «мокрым способом». Он требует больших затрат топлива и энергии, цены на которые устойчиво растут. А так как рост тарифов естественных монополий ведет к увеличению себестоимости, следовательно, растет и отпускная цена на цемент. Это, следовательно, ведет к резкому сокращению сбыта продукции, и, соответственно, к снижению прибыльности. Поэтому на данном комбинате необходимо внедрение высокоэффективных энергосберегающих технологий и доведение доли сухого способа производства цемента хотя бы до 20-30%.

   Технический аспект:

   ОАО «Ангарскцемент» предлагается купить линию по производству вяжущих материаловнизкой водопотребности (ВНВ). Актуальность разработки заключается в том, что по технологии получения ВНВ из имеющегося клинкера можно получать в 1,5-2 раза больше вяжущего материала нормального качества и значительно экономить энергозатраты на его производство (80 кг. условного топлива против 210 кг.).

Проведем оценку основных характеристик разработки, обеспечивающих конкурентоспособность:

1. Научно-технический уровень: 

1.1. По отношению к лучшим  отечественным образцам:

ВНВ по сравнению с портландцементом обеспечивает повышение гидравлической активности, в среднем, на 50 МПа в 28-суточном возрасте. Марки ВНВ по прочности достигают 800-1100. Достоинства: экономия клинкера - до 60%; тепловых и энергетических ресурсов на 35-45%

1.2. По отношению к лучшим  мировым образцам:

Анализ мировой практики и литературных источников показывает, что аналог ВНВ отсутствует.

   2. Экологичность: 

   Предлагаемая технология  способствует решению экологических  проблем, т.к. предполагает использование отходов металлургической, энергетической и горнорудной отраслей промышленности (зол, шлаков и т.д.).

   3. Наличие конкретных  потребителей:

   Строительная отрасль  России, предприятия топливно-энергетического  комплекса.

Организационный аспект:

   Изготовление ВНВ  может производиться полунепрерывным  (поточным) или периодическим способами производства. Организация производственного процесса основывается на следующих принципах:

  - Прямоточность 

  - Ритмичность 

  - Непрерывность 

Оценка экономической  эффективности комплекса мероприятий.

Таблица 4

Основные технико-экономические  показатели на 2011 г. в сравнении с 2010 г.38

Наименование показателя

2010г.

2011г.

1

Объем производства цемента, т.

1 712 711,76

1 980 000

2

Объем производства клинкера, т.

306 341,44

327 785,34

3

Объем продаж или выручка  от реализации, тыс. руб.

2 300 543

1 946 953

4

Себестоимость проданных  товаров, тыс. руб.

2 021 941

1 643 297

5

Прибыль от продаж, тыс. руб.

86 507

140 497

6

Прибыль до налогообложения, тыс. руб.

8 379

57 153

7

Чистая прибыль, тыс. руб.

7 399

29 841

8

Рентабельность продаж по прибыли от продаж, %

3,76

7,22

9

Рентабельность активов  по прибыли до налогообложения, %

1,29

7,17

10

Рентабельность продаж по чистой прибыли, %

0,32

1,53

11

Рентабельность собственного капитала по чистой прибыли, %

2,25

8,79

12

Затраты на 1 рубль товарной продукции, руб./руб.

0,96

0,93

13

Среднегодовая стоимость  основных производственных фондов, тыс. руб.

252 393

286 441,5

14

Фондоотдача, руб./руб.

9,115

6,797

15

Фондоемкость, руб./руб.

0,109

0,147

16

Среднегодовая численность  работников, чел.

1 337

1 410

17

Среднегодовая выработка  одного работника, тыс. руб./чел.

1 720,7

1 380,8

18

Средняя заработная плата, руб.

11 560

12 264

19

Среднегодовая стоимость  оборотных активов, тыс. руб.

302 119

352 330

20

Коэффициент оборачиваемости  оборотных активов

7,61

5,53

21

Коэффициент текущей ликвидности

0,954

0,784

22

Коэффициент общей платежеспособности

2,017

2,237


   По данным таблицы  можно выделить что: рентабельность  продаж по прибыли от продаж  увеличилась с 3,76% до 7,22%. Рентабельность  продаж по чистой прибыли также увеличилась, это вызвано увеличением чистой прибыли комбината. В динамике показатель увеличился с 1,29% до 7,17%, то есть возрастает прибыль с одного рубля имущества. Рентабельность собственного капитала отражает долю прибыли в собственном капитале. Этот показатель значительно увеличился, и в 2011 г. составил 8,79%, что свидетельствует об увеличении прибыльности собственного капитала. Фондоёмкость - показатель обратный фондоотдаче, характеризует количество основных средств, необходимых для производства продукции на 1 рубль: в 2011 г. по сравнению с 2010 г. на предприятии произошло уменьшение выручки от реализации, и из-за этого фондоотдача уменьшилась. Следовательно, фондоёмкость, как показатель обратный фондоотдаче, увеличилась. Коэффициент текущей платежеспособности (КТП) (ликвидности) характеризует общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и погашения его срочных обязательств. Как в 2010, так и в 2011 году данный показатель больше нормативного, т.е. предприятие покрывает все свои обязательства всеми активами. Из вышеперечисленного следует что если предприятие будет развиваться и следовать в этом же направлении показатели в 2012 году будут улучшаться.

Проведя анализ внедрения  инноваций на открытом акционерном  обществе «Ангарскцемент», можно выделить основные предпосылки для развития инноваций на предприятии:

Во-первых, необходимо обеспечить спрос на инновации со стороны  основных отечественных потребителей знаний и идей – бизнеса.  

Во-вторых, стимулировать  увеличение предложения инновационных  идей со стороны отечественных производителей – научных и исследовательских организаций. Для этого надо несколько видоизменить организационные структуры учреждений науки. При этом необходимо сформировать четкое понимание того, что наука также нуждается в грамотном экономическом подходе. Научные организации должны сами стремиться на рынок, искать инвесторов для своих исследований, заинтересовывать конечных производителей своей деятельностью. Научным институтам требуется грамотный маркетинг и PR. Только тогда в российскую науку потекут инвестиционные потоки. Только тогда, зарабатывая реальные деньги на прикладной сфере, научные организации будут иметь достойное финансирование на приобретение современного оборудования, оплату труда своих работников, проведение в жизнь образовательных программ и, наконец, на крайне затратные и рисковые фундаментальные исследования.

В-третьих, государство должно всеми доступными ему способами  обеспечить связь между отечественными производителями знаний и их потребителями, по возможности, не только внутри страны, но и на международном уровне.   Только при наличии всех трех составляющих образуется замкнутый инновационных цикл: наука – производство – наука.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Проведенное исследование позволяет  сделать следующие выводы и предложения.

Мы выяснили, что существует множество определений инноваций, которые имеют право на существование. Однако существует официально признанная дефиниция этого понятия в руководстве Фраскати и Осло, которое звучит следующим образом: инновация (нововведение) - это конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции, реализуемой на рынке, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. В эти руководствах также содержится классификация инноваций, но помимо этого существует множество классификаций по различным признакам. Это не случайно, так как важным этапом анализа инноваций являются их классификация по ряду основополагающих признаков и определение показателей инновационного уровня.

С понятием «инновация» тесно  связаны понятия «инновационный процесс» и «инновационная деятельность». Инновационный процесс – это последовательная цепь событий от новой идеи до ее реализации в конкретном продукте, услуге или технологии, и дальнейшее распространение нововведения. Инновационная деятельность представляет собой взаимосвязанную совокупность видов работ по созданию и распространению инноваций.

Управление инновациями  –  это руководство людскими и  иными ре-сурсами (финансовыми, материально-техническими и нематериальными) на протяжении жизненного цикла инновационного проекта посредством  современных методов и управленческих технологий для достижения поставленных целей проекта и результатов, в том числе: по составу и объему работ,  стоимости и времени,  качеству и соблюдению интересов участников.

Нами были рассмотрены  основные методы управления инновациями. Это экономико-математические методы, методы научно-технического и экономического прогнозирования, экспертные методы. Наиболее важны для инновационной деятельности экспертные методы, поэтому подробнее были рассмотрены такие методы как: метод мозгового штурма, морфологический анализ, функционально-стоимостной анализ. Также нами были проанализированы стратегические методы управления инновациями.

Для современных компаний, ориентированных на быстрое развитие, эффективное внедрение инноваций является во многом вопросом рентабель-ности бизнеса. Добиться успехов в этой области можно, только если руководители организации способны обеспечить ее быстрый и непрерывный прогресс. Именно этим и занимаются менеджеры по инновациям. Каждого такогоспециалиста необходимо оценивать с разных сторон, выделяя четыре основных аспекта: профессиональная подготовка, психологические качества, общенаучный и общекультурный уровень.

Информация о работе Управление инновациями на комбинате ОАО «Ангарскцемент»