Управление инновациями на комбинате ОАО «Ангарскцемент»

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 18:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ инновационной деятельности предприятия по производству цемента и разработка мероприятий по ее совершенствованию. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-раскрыть сущность и изучить классификацию инноваций;
-раскрыть сущность понятий инновационная деятельность и инновационный процесс;
-определить понятие и содержание управления инновациями

Оглавление

Введение
3
1 Теоретические основы управления инновациями
5
1.1 Сущность и классификация инноваций
5
1.2 Инновационная деятельность и инновационный процесс
13
1.3 Понятие и содержание управления инновациями
18
2 Методологические основы управления инновациями
22
2.1 Методы управления инновациями
22
2.2 Требования к менеджеру по инновациям
28
2.3 Задачи управления инновациями
31
3 Управление инновациями на комбинате ОАО «Ангарскцемент»
34
3.1 Характеристика деятельности комбината ОАО «Ангарскцемент». Инновационная деятельность предприятия.
34
3.2 Реализация инноваций на предприятии посредством управления инновациями
37
Заключение
42
Список используемой литературы
45

Файлы: 1 файл

Управление инновациямидс.docx

— 146.45 Кб (Скачать)

-технологические возникают при применении улучшенных, более совершенных способов изготовления продукции;

-организационно-управленческие связаны прежде всего с процессами оптимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения;

-информационные решают задачи организации рациональных информационных потоков в сфере научно-технической и инновационной деятельности, повышения достоверности и оперативности получения информации;

-социальные направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, культуры.

Приведенные классификации  свидетельствуют о том, что процессы нововведений многообразны и различны по своему характеру. Следовательно, формы организации нововведений, масштабы и способы воздействия на экономику, а также методы оценки их эффективности тоже должны отличаться

многообразием. Рассмотрим классификатор, имеющий практическое значение для создания системы управления инновациями (рисунок 1).13

Рисунок 1. Классификатор инноваций

Данный классификатор  позволяет различным образом группировать инновации по тем или иным признакам в зависимости от потребностей пользователя банка данных. Например, отраслевая инновация определяет адресность управленческих воздействий. Степень радикальности инноваций определяет параметры этих воздействий. То, что инновация имеет в качестве источника идеи изобретение, позволяет оценить возможности ее коммерческой реализации. Масштаб распространения инновации зависит от вида новшества.

По причинам возникновения  инновации можно разделить на реактивные и стратегические.14

Реактивные инновации (РИ) - это обеспечивающие выживание фирмы инновации как реакция на нововведения, осуществленные конкурентом, т.е. РИ фирма вынуждена произвести вслед за конкурентом, чтобы быть в состоянии вести борьбу на рынке.

Стратегические инновации (СИ) - это инновации, внедрение которых носит упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе.

По характеру удовлетворяемых  потребностей инновации могут быть ориентированы на существующие потребности или могут создавать новые.15

По месту и роли в  процессе производства можно выделить основные и дополняющие инновации. Основные продуктовые инновации создают новые рынки и лежат в основе новых отраслей, дополняющие продуктовые расширяют рынок в соответствующих областях. Основные технологические составляют базис крупных технологических систем, дополняющие технологические развивают имеющиеся базисные технологии. Данная классификация

предложена Ван Дейном.16

По масштабам распространения могут быть выделены инновации, ставшие основой для новой отрасли, производящей однородный продукт, и

инновации, которые находят  применение во всех отраслях и сферах народного хозяйства. Часто эти два типа инноваций во времени следуют друг за другом.17

По характеру практической деятельности, посредством которой  реализуется инновация, в зависимости от того, относится эта деятельность к сфере производства или к сфере управления, выделяются два типа инноваций – производственные и управленческие.18

Производственные инновации  воплощаются в новых продуктах, услугах или технологиях производственного  процесса, т.е. они представляют собой  реализацию нового знания в новых продуктах, услугах или введение новых элементов в производственный процесс. Другими словами, производственные инновации – это те, которые реализуются в первичной производственной деятельности.

Управленческие инновации  – это то новое знание, которое  воплощено в новых управленческих технологиях, в новых административных процессах и организационных  структурах. Они могут представлять собой, например, введение новых методов организации работы, структурирования задач, распределения ресурсов, определения вознаграждения и т.п. Иначе говоря, сферой реализации управленческих инноваций является менеджмент хозяйствующего субъекта. Естественно, что управленческие инновации не прямо, но косвенно связаны с первичной производственной деятельностью.

По основным технологическим  параметрам выделяются два типа инноваций - продуктовые и процессные инновации. Продуктовая инновация включает получение нового продукта или услуги с целью удовлетворить определенную потребность на рынке. Процессная инновация означает новые элементы, введенные в производственные, управленческие, организационные, маркетинговые и другие процессы.19

Мы выяснили, что существует множество определений инноваций, которые имеют право на существование. Однако существует официально признанная дефиниция этого понятия в руководстве Фраскати и Осло, которое звучит следующим образом: инновация (нововведение) - это конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции, реализуемой на рынке, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. В эти руководствах также содержится классификация инноваций, но помимо этого существует множество классификаций по различным признакам. Это не случайно, так как важным этапом анализа инноваций являются их классификация по ряду основополагающих признаков и определение показателей инновационного уровня.

 

    1. Инновационная деятельность и инновационный процесс

 

Понятие «инновация» тесно  связано с понятием «инновационный процесс».

Инновационный процесс - процесс создания, распространения и использования новшества (т.е. совокупности новых идей и предложений, которые потенциально могут быть осуществлены и при условии масштабности их использования и эффективности результатов могут стать основой любого нововведения).20

Инновационный процесс представляет собой процесс создания и распространения нововведений (инноваций).21

Инновационный процесс —  это процесс преобразования научного знания в инновацию, который можно представить как последовательную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании. В отличие от НТП инновационный процесс не заканчивается внедрением, т.е. первым появлением на рынке нового продукта, услуги или доведением до проектной мощности новой технологии. Этот процесс не прерывается и после внедрения, ибо по мере распространения (диффузии) новшество совершенствуется, делается более эффективным, приобретает ранее не известные потребительские свойства.22

Основой инновационного процесса является процесс создания и освоения новой техники (технологий) — ПСНТ. ПСНТ начинается с фундаментальных исследований (ФИ), направленных на получение новых научных знаний и выявление наиболее существенных закономерностей. Цель ФИ — раскрыть новые связи между явлениями, познать закономерности развития природы и общества безотносительно к их конкретному использованию.

Второй стадией ПСНТ являются прикладные исследования (ПИ). Они направлены на исследование путей практического применения открытых ранее явлений и процессов.

Опытно-конструкторские работы (ОКР) - применение результатов ПИ для создания (или модернизации, усовершенствования) образцов новой техники, материала, технологии. ОКР – завершающая стадия научных исследований, это своеобразный переход от лабораторных условий и экспериментального производства к промышленному производству. К ОКР относятся: разработка определенной конструкции инженерного объекта или технической системы (конструкторские работы); разработка идей и вариантов нового объекта; разработка технологических процессов, т.е. способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми в целостную систему (технологические работы).

В общем виде ИП можно  представить в развернутом виде так:

ФИ - ПИ - Р - Пр - С - ОС - ПП - М - Сб,

где ФИ – фундаментальное (теоретическое) исследование;

ПИ – прикладные исследования;

Р – разработка;

Пр – проектирование;

С – строительство;

ОС – освоение;

ПП – промышленное производство;

М – маркетинг;

Сб – сбыт.

Понятие «инновационного  процесса» шире понятия «инновации», т.к. собственно инновация (нововведение) является одним из компонентов инновационного процесса.

Рассмотрим в таблице 2 основные компоненты инновационного процесса:

Таблица 2

Основные компоненты инновационного процесса

Новация -

новая идея, новое знание

Результат законченных  научных исследований (фундаментальных  и прикладных), опытно-конструкторских  разработок, иные научно-технические  достижения.

Новые идеи могут иметь форму открытий, рационализаторских предложений, понятий, методик, инструкций и т.д.

Нововведение = Инновация (от англ. innovation – введение нового)

Результат внедрения нового знания, его реализации в новой  или усовершенствованной продукции, реализуемой на рынке, либо в новом или усовершенствованном технологическом процессе, используемом в практической деятельности.

Продолжение таблицы 2

Диффузия инновации

Процесс распространения  уже однажды освоенной, реализованной  инновации, т.е. применение инновационных  продуктов, услуг, технологий в новых местах и условиях.

Форма и скорость этого процесса зависят  от структуры и мощности коммуникационных каналов, способности хозяйствующих  субъектов быстро реагировать на нововведения.


Первый компонент инновационного процесса – новации, т.е. новые идеи, знания – это результат законченных  научных исследований (фундаментальных  и прикладных), опытно-конструкторских  разработок, иные научно-технические  результаты. Вторым компонентом инновационного процесса является внедрение, введение новации в практическую деятельность, т.е. нововведение или инновация. Третьим компонентом инновационного процесса является диффузия инноваций, под которой подразумевается распространение уже однажды освоенной, реализованной инновации, т.е. применение инновационных продуктов, услуг или технологий в новых местах и условиях.23

Так как диффузия включает все, что вовлечено в процесс  распространения, продвижения и продажи инновации, то ее иногда ошибочно идентифицируют с маркетингом инновации. Однако маркетинг – это та часть процесса диффузии, над которой предприятие имеет контроль, например, реклама, продвижение товара, установление цен. Другая часть процесса диффузии, над которой предприятие не имеет контроля, - это распространение, продвижение инновации пользователями и научными публикациями, например, рассказ потребителя другу о преимуществах какого-то продукта, наведение потенциальным пользователем справок о каком-то новом продукте или публикация об инновации в научном труде.

Инновационная деятельность — это комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, направленный на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и  оборудования. Результатом инновационной деятельности являются новые или дополнительные товары/услуги или товары/услуги с новыми качествами.24

Инновационная деятельность, по сути, представляет собой процедуру  создания и внедрения новых товаров и услуг, разработку и внедрение новых промышленных технологий, которые будут являться основой производственной деятельности фирмы в будущем, а коммерческая реализация вновь созданных изделий (услуг) обеспечит будущие доходы и сформирует конкурентную позицию компаний.25

Основными видами инновационной  деятельности являются научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы (НИОКР); технологические работы, подготовка производства и проведение промышленных испытаний; приобретение патентов, лицензий и ноу-хау; инвестиционная деятельность, необходимая для реализации инновационных проектов; сертификация и стандартизация инновационных продуктов и изделий, необходимых для их изготовления; маркетинг и организация рынков сбыта инновационной продукции; подготовка и переподготовка кадров для инновационной деятельности и др.

Объектами инновационной  деятельности являются разработки техники и технологии предприятиями, находящимися независимо от организационно-правовой формы и формы собственности на территории страны.

Субъектами инновационной  деятельности являются организации  и лица, которые ее осуществляют и развивают, т.е. организовывают, ведут, поддерживают, стимулируют инновационную деятельность.26

В Российской Федерации субъектами инновационной деятельности являются принимающие участие в инновационной деятельности юридические лица, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности; физические лица – граждане Российской Федерации; органы государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ; органы местного самоуправления; иностранные организации и граждане.

Субъектам инновационной  деятельности для ее осуществления  необходимы различные ресурсы. С целью обобщающей характеристики ресурсов, которые организация, отрасль, регион, государство могут привлечь в ходе осуществления инновационной деятельности, используется понятие инновационного потенциала. Таким образом, инновационный потенциал (государства, региона, отрасли, организации) – это совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные, используемые для осуществления инновационной деятельности.27

Информация о работе Управление инновациями на комбинате ОАО «Ангарскцемент»