Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 18:33, курсовая работа
Целью работы является анализ инновационной деятельности предприятия по производству цемента и разработка мероприятий по ее совершенствованию. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-раскрыть сущность и изучить классификацию инноваций;
-раскрыть сущность понятий инновационная деятельность и инновационный процесс;
-определить понятие и содержание управления инновациями
Введение
3
1 Теоретические основы управления инновациями
5
1.1 Сущность и классификация инноваций
5
1.2 Инновационная деятельность и инновационный процесс
13
1.3 Понятие и содержание управления инновациями
18
2 Методологические основы управления инновациями
22
2.1 Методы управления инновациями
22
2.2 Требования к менеджеру по инновациям
28
2.3 Задачи управления инновациями
31
3 Управление инновациями на комбинате ОАО «Ангарскцемент»
34
3.1 Характеристика деятельности комбината ОАО «Ангарскцемент». Инновационная деятельность предприятия.
34
3.2 Реализация инноваций на предприятии посредством управления инновациями
37
Заключение
42
Список используемой литературы
45
Метод мозгового штурма может иметь различные модификации. При решении проблем численность людей, как генераторов, так и экспертов, обычно не превышает шести человек, продолжительность штурма не более 20 минут. Мозговой штурм идеи может быть осуществлен в письменной форме, он может быть индивидуальным, парным (обсуждение одной идеи двумя экспертами), двойным (обсуждение идеи производится в два этапа) и поэтапным (обсуждение идеи производится по этапам). Также существует и «обратный штурм». Обратный штурм означает, что участники штурма ищут недостатки какого-либо нового продукта или операции, устраняют эти недостатки и выдвигают новые задачи.
Мозговой штурм используется, когда необходимо получить большое количество оригинальных решений за относительно короткий период. Хотя мозговой штурм и не позволяет прийти к конкретному решению, он имеет важное значение в инновационном менеджменте как метод генерирования идей для создания новых продуктов, особенно потребительских товаров, а также при разработке новых предложений по маркетингу, рекламе, организации сбыта и т.п.
Рассмотрим стратегическое управление инновациями.
Стратегические управленческие решения в значительной мере определяются принятыми на ИП принципами управления, перспективами его развития,
сложившейся практикой планирования. В практике получили применение:32
-управление на основе экстраполяции, при котором предполагается развитие на перспективу таких же тенденций, что и в прошлом периоде; в этих целях применяется составление текущих и инвестиционных бюджетов, долгосрочное планирование;
-управление на основе разработки принципиально новых стратегий, которое применяется в том случае, когда становятся очевидными новые тенденции развития и требуется принятие новых принципов управления (стилей, методов и форм организации и техники управления);
-управление на основе принятия оперативных решений, применяемое при возникновении непредвиденных обстоятельств и тенденций развития.
Для целей стратегического управления крупномасштабными инновациями разрабатываются так называемые сценарии будущего, содержащие согласованные и логически взаимосвязанные предположения и описания путей развития стратегического инновационного процесса с учетом влияния глобальных факторов внешней среды.
В зависимости от принятого стиля работы в фирме или масштаба реализуемой инновационной идеи в практике стратегического менеджмента применяются различные способы достижения поставленных целей. Например, методы согласования целей позволяют обеспечить четкую ориентацию исполнителей на главные целевые установки фирмы. Методы делегирования направлены на активизацию творческого потенциала менеджмента. Метод системного моделирования позволяет связать отдельные компоненты менеджмента в единый динамический процесс.
Таким образом, нами были рассмотрены основные методы управления инновациями. Это экономико-математические методы, методы научно-технического и экономического прогнозирования, экспертные методы. Наиболее важны для инновационной деятельности экспертные методы, поэтому подробнее были рассмотрены такие методы как: метод мозгового штурма, морфологический анализ, функционально-стоимостной анализ. Также нами были проанализированы стратегические методы управления инновациями.
2.2 Требования к менеджеру по инновациям
Для современных компаний, ориентированных на быстрое развитие, эффективное внедрение инноваций является во многом вопросом рентабельности бизнеса. Добиться успехов в этой области можно, только если руководители организации способны обеспечить ее быстрый и непрерывный прогресс. Именно этим и занимаются менеджеры по инновациям.33
Хороший специалист инновационной отрасли должен обладать многими важными качествами для обеспечения успешной работы. Среди данных качеств можно выделить отличные аналитические способности и умение концентрироваться на важнейших сторонах проблемы, отбрасывая второстепенные сложности. Это позволяет менеджеру собрать из разрозненных фрагментов целостную картину и мыслить стратегически даже в ситуациях, характеризующихся высоким уровнем неопределенности. Кроме того, инновационный менеджер всегда должен совершенствовать свою деятельность, чтобы обеспечить развитие организации, в которой он работает. Новаторы должны уметь убеждать людей в своей правоте, уметь повести их за собой. Менеджеры-инноваторы должны обладать творческим мышлением, чтобы привносить в общую работу организации каждый день нечто новое.
Итак, каждого специалиста необходимо оценивать с разных сторон,
выделяя четыре основных аспекта: профессиональная подготовка, психологические качества, общенаучный и общекультурный уровень. Рассмотрим требования к менеджеру-инноватору по этим четырем аспектам.
1. Профессиональная подготовка.
Прежде всего, в данную группу требований входят знания. Есть довольно большой перечень дисциплин, владение которыми, несомненно, повысят шансы менеджера стать инноватором.
Можно выделить следующие основные профессиональные качества менеджера-инноватора:
1. Склонность к работе с информацией.
2. Развитые логические способности.
3. Способность к концентрации внимания.
4. Развитые лексические способности.
5. Развитые математические способности.
6. Склонность к работе в сфере общения.
7. Активность в исследовании инноваций.
8. Стремление к постоянному личностному росту.
9. Активная жизненная
позиция – позиция,
благосостояния населения.
Таким образом, к профессиональной подготовке менеджера по инновациям предъявляется большое количество требований. Именно поэтому он должен постоянно заниматься саморазвитием и совершенствовать свою управленческую деятельность.
2. Психологические качества.
Менеджеру-инноватору присущи такие социально-психологические качества как: экспрессивность и искренность в выражении эмоций и чувств,
социабельность, находчивость и остроумие в общении, энтузиазм, оптимизм,
социальная самоуверенность, дружелюбие.
Также следует отметить, что для менеджера-инноватора особенно необходимы качества по достижению стрессоустойчивости, и способность аргументировано доказывать свою точку зрения другим людям, умение повести за собой.
3. Общекультурный уровень.
Менеджер в современном мире должен обладать способностью развивать свой общекультурный и профессиональный уровень, самостоятельно осваивать новые методы исследования. Важным является умение приобретать и использовать новые знания и умения, налаживать деловые и научные коммуникации. Важными качествами является самостоятельность мышления, креативность, умение самовыражаться, знание деловой этики, способность генерировать идеи и многое другое.
4. Общенаучный уровень.
Менеджер-инноватор должен иметь знания из разных областей науки. В мировом менеджменте хорошо известно, что интенсивная профессиональная подготовка персонала позволяет компании успешно выживать в условиях
постоянных изменений внешней и внутренней среды бизнеса. Трудности российского бизнеса во многом определяются недостаточной подготовленностью руководящего состава компаний к решению усложняющихся задач. Если же компания обеспечит работу высокопрофессиональных менеджеров-инноваторов, то команда будет работать в режиме самоуправляемой системы и прогрессивные изменения станут необратимыми и постоянными.
Можно выделить основные требования к менеджеру по инновациям на российском рынке. Это человек 30-45 лет, с высшим экономическим, техническим образованием или с образованием, соответствующим профилю работы компании. Также необходимо дополнительное образование в области маркетинга. Для успешного выполнения деятельности менеджеру необходим
опыт работы от 3 лет, в том числе на руководящей должности, опыт разработки маркетинговой стратегии компании, опыт аналогичной работы от года. Желателен опыт проведения опросов, маркетинговых исследований, продаж. Менеджер должен быть уверенным пользователем персонального компьютера, знать иностранный язык. К предполагаемым обязанностям будут относиться изучение конкурентов, организация исследований и анализ рынка, сбор и анализ информации, ведение баз данных, ценообразование, ассортиментная политика, внедрение инноваций и многое другое.
2.3 Задачи управления инновациями
Управление инновациями предусматривает реализацию трех основных задач:
1) реализация инновационной процедуры проекта НИОКР,
2) создание специфических
(инновационно-ориентированных)
3) управление портфелем проектов НИОКР.34
Первая задача – реализация инновационной процедуры проекта НИОКР состоит из следующих этапов: обзор рыночной ситуации, генерация идей, фильтрация идей, проверка концепции, экономический анализ, разработка продукта, испытание продукта, пробный маркетинг, начало коммерческой реализации. Успешная отработка указанной процедуры позволяет получить комплект конструкторской документации для тиражирования новой разработки и снизить риск получения неудовлетворительного результата от коммерческой реализации проекта.35
Второй задачей управления
инновационной деятельностью
Успешность НИОКР во многом зависит от обеспеченности именно этими видами ресурсов, важной особенностью которых является их уникальность и невзаимозаменяемость: нельзя в ходе выполнения НИОКР заменить базу для изготовления опытных образцов лабораторным оборудованием или специалистов высшей категории, например конструкторов, инженерно-техническими кадрами.
Третьей задачей инновационного менеджмента является управление портфелем проектов НИОКР. Инновационная активность компаний на практике не ограничивается разработкой и коммерческой реализацией какого-либо одного или нескольких проектов. Однажды компания, начав осуществлять инновационную деятельность, продолжает ее и впредь, вливаясь в ряды тех, кто развивает и продвигает научно-технический прогресс. Это связано с тем, что компаниями создается собственный инновационный потенциал, который требует значительных финансовых затрат, и ликвидация его после завершения отдельного проекта НИОКР за редким исключением имеет смысл. Таким образам, компании, преодолев барьеры входа в данный вид активности, вынуждены продолжать ее и далее, либо ликвидировать созданный ею инновационный потенциал. Проблема, которая возникает у компаний, решивших продолжить инновационную активность, – это проблема управления потоком проектов НИОКР. Задачей инновационного менеджмента теперь становится также балансировка и управление проектами НИОКР во времени. По существу балансировка портфеля НИОКР означает его ресурсную оптимизацию, и в первую очередь – финансовую.
Необходимость балансировки портфеля НИОКР во времени обусловлена ограниченностью ресурсов компании как общих, так и специфических, и альтернативностью их использования. Это означает, что следует избегать синхронного начала и окончания этапов НИОКР различных проектов, то есть осуществлять их разумное «перекрытие». Так, например, проведение крупномасштабных НИОКР одновременно в нескольких непересекающихся направлениях потребуют привлечения большого числа специалистов высшей квалификации в различных областях, инженерно-технических кадров, большого количества специального оборудования и измерительных приборов и материалов, а также новых баз для изготовления опытных и промышленных образцов, в ущерб другим, либо потребует значительного дополнительного финансирования и увеличит время реализации всех пректов НИОКР. Кроме того, балансировка портфеля подразумевает наличие в нем разнообразных проектов: крупных и мелких, с большим и малым уровнем риска, а также наличие самостоятельных НИР и ОКР.
Разделение управления инновационной деятельностью на три указанных выше задачи искусственное, так как на практике представляет собой единую процедуру поиска их эффективных решений одновременно по трем направлениям. Но именно успешное проведение и реализация НИОКР позволяют получить результат, оправдывающий все затраченные в этом процессе ресурсы и время.
«Ангарскцемент» - юридическое лицо и зарегистрировано как закрытое акционерное общество «Ангарскцемент». Холдинг "Русская цементная компания" купил ЗАО " Ангарскцемент" в мае 2010 года. И теперь ОАО «Ангарскцемент» входит в состав холдинга ОАО «Русская цементная компания».
Основными видами деятельности являются:
- производство цемента, клинкера, мела, калийно-известковых удобрений;
- реализация строительных работ, посредническая деятельность;
- осуществление собственной продукции и услуг в Российской Федерации и за рубежом;
- разведка, разработка и эксплуатация месторождений полезных ископаемых;
- добыча полезных
ископаемых и переработка
- приобретение и реализация
тепловой и электрической
- оказание транспортных и экспедиторских услуг;
- погрузочно-разгрузочные работы на автомобильном и железнодорожном транспорте.37
Информация о работе Управление инновациями на комбинате ОАО «Ангарскцемент»