Управление инновациями на комбинате ОАО «Ангарскцемент»

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 18:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ инновационной деятельности предприятия по производству цемента и разработка мероприятий по ее совершенствованию. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-раскрыть сущность и изучить классификацию инноваций;
-раскрыть сущность понятий инновационная деятельность и инновационный процесс;
-определить понятие и содержание управления инновациями

Оглавление

Введение
3
1 Теоретические основы управления инновациями
5
1.1 Сущность и классификация инноваций
5
1.2 Инновационная деятельность и инновационный процесс
13
1.3 Понятие и содержание управления инновациями
18
2 Методологические основы управления инновациями
22
2.1 Методы управления инновациями
22
2.2 Требования к менеджеру по инновациям
28
2.3 Задачи управления инновациями
31
3 Управление инновациями на комбинате ОАО «Ангарскцемент»
34
3.1 Характеристика деятельности комбината ОАО «Ангарскцемент». Инновационная деятельность предприятия.
34
3.2 Реализация инноваций на предприятии посредством управления инновациями
37
Заключение
42
Список используемой литературы
45

Файлы: 1 файл

Управление инновациямидс.docx

— 146.45 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

3

1 Теоретические основы  управления инновациями 

5

     1.1 Сущность и классификация инноваций

5

     1.2  Инновационная деятельность и инновационный процесс    

13

     1.3 Понятие и содержание управления инновациями

18

2 Методологические основы  управления инновациями

22

     2.1 Методы управления инновациями

22

     2.2 Требования к менеджеру по инновациям

28

     2.3 Задачи управления инновациями

31

3 Управление инновациями  на комбинате ОАО «Ангарскцемент»

34

     3.1 Характеристика деятельности комбината ОАО «Ангарскцемент». Инновационная деятельность предприятия.

34

     3.2 Реализация инноваций на предприятии посредством управления инновациями

37

Заключение

42

Список используемой литературы

45


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы исследования определяется тем, что все большее количество российских предприятий  осознают огромную  роль  инноваций  в  успешной  организации  своей  деятельности, завоевания новых рынков, усилении конкурентных преимуществ. Предприятия стараются  в  силу  своих  возможностей  обновлять  основные  фонды,  внедряя новые технологии в производство, выпускать новые виды продукции, обновлять перечень  предоставляемых  услуг,  повышая  их  качество. Но важно не стихийное управление инновациями, а грамотный подход к данному вопросу.

Значимость управления инновациями заключается в необходимости освоения специфических инструментов управления нововведениями, стимулирования новаторских усилий, поддержки коммуникаций, создания партнерства в сфере нововведений.

Степень разработанности  темы. К настоящему времени опубликовано достаточно большое количество монографий по инновационному менеджменту. Среди наиболее известных зарубежных ученых, работы которых имели отношение к проблемам инновационного развития, принято прежде всего называть Й. Шумпетера. Из более поздних работ, относящихся к последним десятилетиям, которые были переведены на русский язык, следует выделить работы Б.Твисса, Р.Фостера, М.Портера, Р.Коуза, И.Ансоффа, Дж.Грейсона, Э.Янча, Мартино, Р.Блейка, А.Томпсона, Брайта, Д.Сахала, П.Друкера и др. К ним, безусловно, следует добавить работы, пока еще не переведенные на русский язык, таких авторов, как W.Baumol, E.Frankel, Z.Griliches, P.Gompers, J.Lerner, J.Tidd, P.Patel, J.Metcalfe и др.

Среди работ отечественных  авторов, в которых рассматривается  широкий круг проблем, относящихся  к вопросам управления инновациями, в первую очередь необходимо отметить труды А.И.Анчишкина, Д.С.Львова, В.Л.Макарова, Б.З.Мильнера, А.Е.Варшавского, С.Ю.Глазьева, А.Г.Поршнева, Н.И.Комкова, А.Н.Козырева, Г.И.Микерина, А.А.Дынкина, Н.И.Ивановой и целого ряда других ученых и специалистов.

Целью работы является анализ инновационной деятельности предприятия  по производству цемента и разработка мероприятий по ее совершенствованию. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

-раскрыть сущность и изучить классификацию инноваций;

-раскрыть сущность понятий  инновационная деятельность и инновационный процесс;

-определить понятие и содержание управления инновациями;

-рассмотреть методы управления инновациями;

-определить требования к менеджеру по инновациям;

-сформулировать функции управления инновациями;

-проанализировать инновационную  деятельность предприятия ОАО «Ангарскцемент»;

-предложить мероприятия  по совершенствованию инновационной деятельности на предприятии.

Предметом исследования являются отношения в процессе организации, планирования, а также стимулирования и контроля реализации инновационных процессов на различных уровнях управления отдельно взятой фирмы вплоть до их подразделений, отдельных творческих коллективов и индивидуальных участников инновационного процесса.

Объект исследования –  ОАО «Ангарскцемент».

Методологической основой  работы служат отчетные документы предприятия, современная теория инновационного менеджмента, а также труды отечественных и зарубежных ученых по вопросам управления инновационными процессами на предприятиях.

Курсовая работа состоит  из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.

 

 

1 Теоретические основы  управления инновациями 

 

    1. Сущность и классификация инноваций

 

Инновация -  любой новый подход к конструированию, производству или сбыту товара, в результате чего инноватор и его компания получают преимущества перед конкурентами.1

Инновация - нововведение в  области техники, технологии, организации  труда или управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта.2

По мнению И. Шумпетера, под инновациями понимается введение нового продукта или качественное совершенствование прежнего, внедрение нового метода производства, открытие нового рынка, приобретение нового источника сырья, осуществление новой организации производства.3

Это понятие и в российской, и в зарубежной литературе часто определяется по-разному.

Так, Я.Кук и П.Майерс полагают, что инновация – это полный процесс от идеи до готового продукта, реализуемого на рынке.4

Аналогичное определение  дано в работе, посвященной управлению нововведениями, где инновация определяется как процесс, в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание .5

По определению М.Додгсона инновации включают научную, технологическую, организационную и финансовую деятельность, ведущую к коммерческому введению нового (или улучшенного) продукта или нового (или улучшенного) производственного процесса, или оборудования.6

Г.Медынский и С.В.Ильдеменов под инновацией подразумевают объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога.7

Перечень определений  инновации можно было бы продолжить. Наиболее существенное различие между  разными определениями заключается  в том, какого подхода к понятию инновации придерживается автор. Можно выделить основные два подхода, когда:

1. Инновация рассматривается  как результат творческого процесса.

2. Инновация представляется  как процесс внедрения новшеств.

До недавнего времени  шли горячие дискуссии, какой  из этих подходов, какое определение  более совершенно. Последнее время  эти дебаты прекращаются в связи с тем, что в настоящее время можно говорить о выработке своеобразного международного стандарта понятия инновации как вполне определенной управленческой категории.

Формированию этого международного стандарта во многом способствовали две работы, известные под названиями «Руководство Фраскати» и «Руководство Осло». Первый из них – «Руководство Фраскати» – постоянно корректируется и совершенствуется группой национальных экспертов по науке и инновациям Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Первый вариант Руководства (которое представляет собой рекомендации по сбору, обработке и анализу информации о науке и инновациях) был принят в итальянском городе Фраскати в 1963 г. (отсюда и название документа). Несмотря на то, что группой экспертов ОЭСР постоянно разрабатываются новые рекомендации, за документом сохраняется это название. Второй документ, способствующий формированию общего подхода к понятию инновации, был принят в Осло в 1992 г. и представлял собой методику сбора данных о технологических инновациях («Руководство Осло»).8

В настоящее время понятия  инновации, принятого в этих документах, придерживаются большинство теоретиков и практиков в области управления. Именно оно взято за основу и при  выработке нормативно-правовой базы по инновациям в нашей стране, при разработке концепций, программ, других стратегических документов по инновационной деятельности. Следуя этому понятию, под инновацией (синоним - нововведение) мы будем понимать следующее:

Инновация (нововведение) - это  конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции, реализуемой на рынке, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.9

То, что инновации различаются  между собой по множеству параметров, часто приводит к противоречиям  в выводах различных теорий инновационного менеджмента. Поэтому в основе управления инновациями должна лежать типология инноваций, их классификация по различным существенным основаниям, критериям, параметрам.

Типология инноваций важна  не только для развития непротиворечивой теории инновационного менеджмента, но и для практики управления инновациями. Менеджеры инноваций в своей деятельности должны исходить из представлений о том, что разные типы инноваций имеют свои особенности разработки, реализации и распространения, требуют специфических подходов к управлению, соответствующих структур инновационной деятельности, ее методов и стилей. В руководстве Осло определены четыре типа инноваций, охватывающих широкий диапазон изменений, характерных для деятельности предприятий: продуктовые, процессные, организационные и маркетинговые.10

Продуктовые инновации подразумевают значительные изменения в свойствах производимых товаров и услуг. Сюда включаются как совершенно новые  товары и услуги, так и значительно усовершенствованные продукты из числа уже существующих.

Процессные инновации  подразумевают значительные изменения в методах производства и доставки.

Организационные инновации  относятся к сфере внедрения  новых организационных методов. Это могут быть изменения в деловой практике, в организации рабочих мест или во внешних связях предприятия.

Маркетинговые инновации  включают реализацию новых методов  маркетинга. Это могут быть изменения в дизайне и упаковке продукта, в его продвижении и размещении, в методах установления цен на товары и услуги.

Рассмотрим другие классификации  инноваций. По степени радикальности, их значимости в экономическом развитии инновации можно подразделить на базисные, улучшающие и псевдоинновации (рационализирующие).11

За этим разделением стоят  два различных инновационных процесса: пионерный и догоняющий. Пионерный тип означает линию на достижение мирового первенства (например, США). Догоняющий — дешевле и может дать быстрый результат (например, Япония). На этом пути создаются улучшающие (так называемые приростные) инновации, связанные с улучшением свойств существующих процессов производства и продуктов.

Базисные инновации относятся к принципиально новым продуктам; улучшающие инновации касаются значительного усовершенствования существующих продуктов или внедрения новых или в значительной степени усовершенствованных методов производства.

Следует различать инновации  и несущественные видоизменения  продуктов и технологических процессов (так называемые псевдоинновации) под

которыми подразумеваются  эстетические (в цвете, декоре и т. п.), а также незначительные технические или внешние изменения в продукте, оставляющие

неизменным его конструктивное исполнение и не оказывающие достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость любого изделия и входящих в него материалов и компонентов; расширение номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся ранее на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов ИП.

Комплексный характер инноваций, их многосторонность и разнообразие областей и способов использования требуют разработки их классификации. В таблице 1 предложен классификатор инноваций, использование которого позволит оценивать их конкретнее, полнее, объективнее, комплексно определять их результативность и направления инновационного процесса,

требующие корректировки  или поддержки, а также выявлять неоднородность

инноваций и подбирать  методы управления каждой из них, адекватные особенностям каждого инновационного процесса.12

Таблица 1

Классификация инноваций  по признакам

№ п/п

Классификационный признак

Классификационные группировки  инноваций

1

Области применения инноваций

Управленческие, организационные, социальные, промышленные и т.д.

2

Этапы НТП, результатом которых  стали инновации

Научные, технические, технологические, конструкторские, производственные, информационные

3

Степень интенсивности инноваций

«Бум», равномерная, слабая, массовая

4

Темпы осуществления инноваций

Быстрые, замедленные, затухающие, нарастающие, равномерные, скачкообразные

Продолжение таблицы 1

5

Масштабы инноваций

Трансконтинентальные, транснациональные, региональные, крупные, средние, мелкие

6

Результативность инноваций

Высокая, низкая, стабильная

7

Эффективность инноваций

Экономическая, социальная, экологическая, интегральная


Следует остановиться на некоторых видах инноваций, различающихся по областям применения и этапам НТП:

-технические появляются обычно в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами;

Информация о работе Управление инновациями на комбинате ОАО «Ангарскцемент»