Управление инновациями на комбинате ОАО «Ангарскцемент»

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 18:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ инновационной деятельности предприятия по производству цемента и разработка мероприятий по ее совершенствованию. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-раскрыть сущность и изучить классификацию инноваций;
-раскрыть сущность понятий инновационная деятельность и инновационный процесс;
-определить понятие и содержание управления инновациями

Оглавление

Введение
3
1 Теоретические основы управления инновациями
5
1.1 Сущность и классификация инноваций
5
1.2 Инновационная деятельность и инновационный процесс
13
1.3 Понятие и содержание управления инновациями
18
2 Методологические основы управления инновациями
22
2.1 Методы управления инновациями
22
2.2 Требования к менеджеру по инновациям
28
2.3 Задачи управления инновациями
31
3 Управление инновациями на комбинате ОАО «Ангарскцемент»
34
3.1 Характеристика деятельности комбината ОАО «Ангарскцемент». Инновационная деятельность предприятия.
34
3.2 Реализация инноваций на предприятии посредством управления инновациями
37
Заключение
42
Список используемой литературы
45

Файлы: 1 файл

Управление инновациямидс.docx

— 146.45 Кб (Скачать)

Например, на уровне организации  основными видами ресурсов, которые  используются в процессе инновационной  деятельности, обычно являются здания и сооружения, земельные участки, машины и оборудование; нематериальные активы (патенты, лицензии, права на «ноу-хау», торговые марки, приобретенные программные продукты); финансовые ресурсы; человеческие ресурсы (знания, умения и навыки работников). Совокупность этих ресурсов, привлекаемых для осуществления инновационной деятельности, и составляет инновационный потенциал организации.

Таким образом, инновационный  процесс – это последовательная цепь событий от новой идеи до ее реализации в конкретном продукте, услуге или технологии, и дальнейшее распространение нововведения. Инновационная деятельность представляет собой взаимосвязанную совокупность видов работ по созданию и распространению инноваций.

 

    1. Понятие и содержание управления инновациями

 

Предприятия должны уметь  прогнозировать изменения и реализовывать инновации таким образом,  который позволит им извлекать преимущества из происходящих изменений. Организационная культура фирмы, в конечном итоге, определяет количество и тип проводимых инноваций.

Инновации, как объект управления, обладает таким набором особенностей, которые требуют использования специальных приёмов и методов для управления ими. В течение сорока последних лет управление инновациями (УИ) формировалось как особая профессиональная область деятельности и самостоятельная дисциплина, вооружающая руководителей технологиями и инструментальными средствами планирования, контроля и координации. Современная техника УИ начала формироваться в США во время работы над такими крупномасштабными проектами, как «Манхэттэн» (атомная бомба), «Полярис» (создание подводных лодок с баллистическими ракетами) и «Аполлон» (космическая программа).28

Применение управления инновациями позволяет не только достичь результатов требуемого качества, но и экономить деньги, время, другие ресурсы, снижает риск и повышает надёжность, так как помогает:

– определить цели инновационного проекта и провести его обоснование;

– выявить структуру проекта (подцели, основные этапы работы и  т.п.);

– определить необходимые  объёмы и источники финансирования;

– подобрать исполнителей, в частности, через процедуры  торгов и конкурсов;

– подготовить и заключить  контракты;

– определить сроки выполнения проекта,  составить график его  реализации,  рассчитать необходимые ресурсы;

– произвести калькуляцию  и анализ затрат;

– планировать и учитывать  риски;

– организовать реализацию проекта, в том числе подобрать  «команду»;

– обеспечить контроль над ходом выполнения инновационного проекта.

Управлять инновациями, точнее — их результативностью, означает:29

1. Ориентировать создаваемые  в компании инновации на потребителя,  т.е. создавать для него новую  ценность. Именно ориентация на  потребителя, на удовлетворение  его потребностей и желаний,  отличает инновацию от изобретения.

2. Обеспечивать высокую  скорость выведения инноваций  на рынок. Компании, которые первыми вышли на рынок с инновационным продуктом и правильно себя повели, получают доминирующую долю рынка. Опоздавшие же не могут даже вернуть вложения в разработку инновации. Еще один аргумент в пользу повышения скорости вывода инновации на рынок: по меньшей мере половину кумулятивной операционной прибыли от нового продукта/услуги компания получает в течение первых 18 месяцев после выхода на рынок — до насыщения рынка продуктами-имитаторами.

3. Внедрять т.н. многомерные  инновации. Устойчивые конкурентные  преимущества достигаются внесением  инноваций одновременно на двух  и более уровнях бизнеса, например — в продуктах и в процессах. При этом нужно иметь в виду, что издержки и риски на создание инноваций процесса ниже, их труднее имитировать, они быстрее приносит прибыль, а полученные конкурентные преимущества сохраняется дольше, чем от инновации продукта/услуги.

4. Контролировать риски  инновационного процесса, связанные  с:

-креативной стороной инноваций,

-неопределенностью сроков реализации инновации,

-технологической осуществимостью инновации.

5. Владеть методами реализации  прорывных инноваций, способных  обеспечить компании взрывной рост.

Управление инновациями  непосредственно связано с управлением  инновационными проектами и инновационными процессами. Так как основными элементами структуры инновационной деятельности являются инновационные проекты и программы и выполняющие их организации. Часто инновационный проект определяется как комплекс взаимосвязанных документов, которые предусматривают осуществление конкретной инновационной деятельности в определенный период времени; проект поддержки инновационной деятельности как проект развития инновационной инфраструктуры. Мы будем использовать понятие инновационного проекта в более широком смысле, когда под ним подразумевается не только и не столько комплекс документов, сколько сама деятельность или мероприятие, предполагающее осуществление в определенный период времени каких-либо действий для достижения определенных результатов инновационного процесса.

Управление проектной деятельностью – это направление теории менеджмента, которое сформировалось сравнительно недавно, в значительной степени благодаря развитию научно-технического прогресса. Становление  «Управления проектами» как самостоятельной науки связано с современным достаточно высоким развитием управленческих средств  (информационно-технологических и научно-методологических),  позволивших выделить общности процессов развития, определенные закономерности и пути определения лучшего управления. 30

Таким образом, управление проектом –  это руководство людскими и иными ресурсами (финансовыми, материально-техническими и нематериальными) на протяжении жизненного цикла проекта посредством современных методов и управленческих технологий для достижения поставленных целей проекта и результатов, в том числе: по составу и объему работ,  стоимости и времени,  качеству и соблюдению интересов участников.

 

 

 

 

  1. Методологические основы управления инновациями

 

2.1 Методы управления инновациями

 

Управление инновациями  может рассматриваться в трех основных аспектах:

1)управление НИОКР (объект управления - непосредственно исследования и разработки);

2)управление инновационными проектами (объект управления - инновационные проекты);

3)управление условиями, влияющими на эффективность осуществления инновационной деятельности.31

Управление инновациями  использует следующие методы (табл. 3):

Таблица 3

Методы управления инновациями

Группа методов

Основные виды методов

Экономико-математические методы

сетевое планирование

календарное планирование

бюджетирование

методы оценки эффективности  проектов на основе дисконтирования и т.д.

Методы научно-технического и экономического прогнозирования

метод тренда (экстраполяции)

метод уровня потребления

метод регрессионного анализа

метод лучших показателей

метод сценариев

имитационное моделирование

метод Дельфи и др.

Экспертные методы

метод анкетирования

метод мозгового штурма

морфологический анализ

функционально-стоимостной  анализ


Остановимся подробнее на экспертных методах. Они очень важны  для инновационной деятельности, поскольку синтезируют качественные и количественные показатели и позволяют использовать творческие подходы к принятию решений по инновационным проектам. Эти методы можно условно разделить на два типа: аналитические методы, основанные на применении логического мышления в рамках формально структурированной информации, и неаналитические методы, призванные стимулировать образное мышление в нетрадиционных плоскостях с целью освободить разум от налагаемых логическим мышлением ограничений.

Аналитические методы используются для того, чтобы найти новые  подходы к проблемам или новые комбинации посредством систематизированного поиска. Если однажды установлены фундаментальные взаимосвязи между тем, что раньше воспринималось как случайные факторы, то возникает возможность применения этих взаимосвязей к новым знаниям и фактам, а также для решения практических задач. Использование этой группы методов основано на принципах эвристики.

Эвристика изучает способы  организации деятельности человека в определенной области с целью решения новых (или неясно поставленных) задач или придания ей творческого характера (степени новизны). Эти способы образуют систему, основными компонентами которой являются:

-основные (рациональные) методы и средства поиска новых решений, опирающиеся на законы логики мышления и логику функционирования объекта;

-методы и свойства настройки и регулирования творческой активности личности, основанные на знаниях психологии и физиологии;

-специальное информационное обеспечение поиска новых решений;

-искусство синтеза поисковых технологий.

Для решения научно-технических проблем, лежащих в основе инновационной деятельности, большое значение могут иметь следующие методы.

1. Морфологический анализ. Метод морфологического анализа  был предложен швейцарским астрономом Ф. Цвики в 1942 г. Целью применения метода морфологического анализа является систематическое исследование всех мыслимых вариантов решения проблемы, что дает возможность охватить исследованиями все неожиданные и необычные вопросы.

Метод морфологического анализа  является одновременно методом психологической активизации творческого процесса. Его достоинство в том, что он помогает преодолеть трудности при рассмотрении значительного количества комбинаций возможных решений.

Сущность метода морфологического анализа заключается в соединении в единую систему методов выявления, обозначения, подсчета и классификации всех выбранных вариантов какой-либо функции данной инновации. Любая инновация связана со стремлением уменьшить объем вложения капитала и снизить степень риска, который всегда сопутствует нововведению. А эти две характеристики инновации находятся в прямой зависимости от числа требуемых изменений.

Морфологический анализ проводится по следующей схеме:

1)формулировка проблемы;

2)постановка задачи;

3)составление списка всех характеристик обследуемого (предполагаемого) продукта или операции;

4)составление перечня возможных вариантов решения по каждой характеристике. Этот перечень заключается в таблицу, называемую морфологической матрицей;

5)анализ сочетаний;

6)выбор наилучшего сочетания.

2. Функционально-стоимостной  анализ - метод системного анализа  функций объекта (нового продукта), направленный на минимизацию затрат в сферах маркетинга, проектирования, производства, эксплуатации при сохранении (повышении) качества объекта. Он строится на рассмотрении объекта через призму выполнения им функций и отношений между ними. Оценка вариантов построения объекта (разработки нового продукта) производится по критерию, учитывающему степень выполнения и значимость функций, а также затраты, связанные с их реализацией на всех этапах жизненного цикла. Теоретической базой такого исследования служат принципы функциональной организованности систем:

1)актуализация функций означает приобретение целесообразности (функциональности) каждым элементом и его свойствами. В идеале в новом продукте не должно быть нефункциональных, ненужных элементов;

2)сосредоточение функций означает, что чем меньше средств потребуется для реализации основных функций, тем ближе к идеалу окажется принятое решение;

3)совместимость функций является одним из условий, противодействующих возникновению вредных функций. Элементы объекта не должны противоречить друг другу и должны быть взаимосвязаны;

4)гибкость функций отражает соотношение устойчивости структуры объекта и подвижности функций.

Функционально-стоимостной  анализ позволяет корректировать уже  существующие научно-технические решения, изменять сферу их применения и находить новые решения.

Неаналитические методы позволяют отойти от формальных процедур и стимулировать творческое решение проблем. Они должны давать ответы на 4 основных вопроса:

-правильную ли проблему мы решаем?

-можно ли «сломать» стереотипы логического мышления?

-можно ли стать более восприимчивым к новым идеям?

-как могут помочь другие идеи?

К наиболее распространенным неаналитическим методам относится  мозговой штурм (коллективная генерация идей) - стратегия группового решения проблемы. Этот метод, известный также как «мозговая атака», «конференция идей», был предложен американским ученым Алексом Осборном в 1955 г.

Метод мозгового штурма основан  на следующих принципах.

1. В решении поставленной  задачи участвуют две группы людей: генераторы идеи и эксперты. Генераторы идеи объединяют людей с творческим мышлением, с фантазией и со знаниями в области науки, техники и экономики. Эксперты - это обычно люди с большим объемом знаний и критическим складом ума.

2. При генерировании никаких  ограничений нет. Идеи высказываются  любые, в том числе явно ошибочные,  шутливые, без всякого доказательства  и технико-экономического обоснования. Высказанные идеи обычно фиксируются в протоколе, в компьютере и т.п. Таким образом, основа метода - это отделение процесса интегрирования идей от процесса их оценки. Генерирование идей ведется в условиях, когда критика запрещена и даже, наоборот, поощряется любая явно нелепая идея.

3. Философская основа  мозгового штурма - теория 3. Фрейда, согласно которой сознание человека представляет собой тонкое и непрочное наслоение над бездной подсознания. В обычных условиях мышление и поведение человека определяется в основном сознанием, в котором властвуют контроль и порядок: сознание «запрограммировано» привычными представлениями и запретами. Но сквозь тонкую корку сознания то и дело прорываются темные стихийные силы и инстинкты, бушующие в подсознании. Эти силы толкают человека на нелогичные поступки, на нарушение запретов, на всякие иррациональные мысли. Изобретателю приходится преодолевать всякую психологическую закомплексованность, всякие запреты, обусловленные привычными представлениями о возможном и невозможном.

Информация о работе Управление инновациями на комбинате ОАО «Ангарскцемент»