Шпаргалка по "Инновациям"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 19:31, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Иновации"

Файлы: 1 файл

инновации.doc

— 230.00 Кб (Скачать)

По характеру взаимодействия с внешней средой выделяют две  группы стратегий: оборонительную и наступательную. Оборонительные стратегии отражают в себе реакцию предприятия на действия конкурентов и косвенно на потребности и поведение потребителей. В свою очередь их можно подразделить на следующие типы стратегий: защитная, имитационная, выжидательная, непосредственного реагирования. Наступательные стратегии включают: активные НИОКР; ориентированные на маркетинг; стратегии слияния; стратегии приобретения. Наступательные стратегии  обычно требуют кредитных инвестиций   и, следовательно, более применимы на предприятиях, располагающих достаточно высоким финансовым потенциалом, квалифицированным составом менеджеров и творческим научно-техническим персоналом.

Относительно внутренней  среды  инновационные  стратегии  подразделяются  на: продуктовые (портфельные,  предпринимательские  или бизнес-стратегии, направленные  на  создание  и  реализацию  новых  изделий, технологий и услуг); функциональные  (научно-технические,  производственные, маркетинговые, сервисные); ресурсные (финансовые,  трудовые,  информационные и   материально-технические);   организационно-управленческие   (технологии, структуры,  методы,  системы  управления).  Это специальные   инновационные стратегии.

19 Финансирование инновационных проектов Цели и задачи системы финансирования. Развитие инновационной деятельности как на уровне отдельного предприятия, так и на уровне интегрированных структур и государства в целом предполагает создание стройной и хорошо обоснованной системы финансирования. Только в этом случае могут быть созданы необходимые условия для накопления и маневра финансовыми средствами и возможность их концентрации на ключевых направлениях инновационной политики.

Исходными принципами, на основе и с учетом которых должна строиться система финансирования инноваций, должны выступать:

-четкая целевая ориентация  системы - её увязка с задачей  быстрого и эффективного внедрения  современных научно-технических  достижений;

-логичность, обоснованность  и юридическая защищенность используемых  приемов и механизмов;

-множественность источников  финансирования;

-широта и комплексность  системы, т. е. возможность охвата  максимально широкого круга технических  и технологических новинок и направлений их практического использования;

-адаптивность и гибкость, предполагающие постоянную настройку  как всей системы финансирования, так и её отдельных элементов  на изменяющиеся условия внешней  среды с целью поддержания  максимальной эффективности.

Билет 20основные источники финансирования

В настоящее время  в качестве основных источников средств, используемых для финансирования инновационной  деятельности, выступают:-бюджетные  ассигнования, выделяемые на федеральном  и региональном уровнях;--средства специальных внебюджетных фондов финансирования НИОКР, которые образуются предприятиями, региональными управленческими органами;-собственные средства предприятия (промышленные инвестиции из прибыли и в составе издержек производства);-финансовые ресурсы различных типов коммерческих структур (инвестиционных компаний, коммерческих банков, страховых обществ, и т. д.);-кредитные ресурсы специально уполномоченных правительством инвестиционных банков;-иностранные инвестиции промышленных и коммерческих фирм и компаний;-средства зарубежных научных фондов;-частные накопления физических лиц.

Какие источники финансирования инновационной деятельности существуют в России?

По видам собственности  источники финансирования делятся  на:

-государственные инвестиционные ресурсы (бюджетные средства, средства внебюджетных фондов, государственные заимствования, пакеты акций, имущество государственной собственности);

-инвестиционные, в т.ч. финансовые, ресурсы хозяйствующих субъектов, а также общественных организаций, физических лиц и т.д.

Это инвестиционные ресурсы  коллективных инвесторов, в том числе  страховых компаний, инвестиционных фондов и компаний, негосударственных  пенсионных фондов. Сюда же относятся  собственные средства предприятий, а также кредитные ресурсы  коммерческих банков, прочих кредитных организаций и специально уполномоченных правительством инвестиционных банков.

На уровне государства  и субъектов Федерации источниками  финансирования являются:

-собственные средства бюджетов и внебюджетных фондов,

-привлеченные средства государственной кредитно-банковской и страховой систем,

-заемные средства в виде внешнего (международных заимствований) и внутреннего долга государства (государственных облигационных и прочих займов).

На уровне предприятия  источниками финансирования являются:

-собственные средства (прибыль, амортизационные отчисления, страховые возмещения, нематериальные активы, временно свободные основные и оборотные средства);

-привлеченные средства, полученные от продажи акций, а также взносы, целевые поступления и пр.;

-заемные средства в виде бюджетных, банковских и коммерческих кредитов.

Важным финансовым источником различных форм инновационной деятельности являются бюджетные ассигнования, за счет которых выполняются целевые  комплексные программы, приоритетные государственные проекты. Бюджетные ассигнования формируют российский фонд фундаментальных исследований, а также на долевой основе финансируют федеральный фонд производственных инноваций и пр.

В целом, общая сумма  финансирования инновационного проекта фирмы может складывается из средств, направляемых на:

1.      финансирование  затрат по техническому перевооружению, модернизации и увеличению производственных  мощностей;

2.      финансирование  затрат по подготовке и освоению  новой и модернизированной продукции, конструкций и материалов, изготовления опытных образцов, прогрессивных технологических процессов;

3.      проведение  НИОКР (включая приобретение лицензий), на финансирование затрат на  приобретение оборудования, приборов  и других товарно-материальных ценностей для этих работ;

4.      компенсацию  повышенных затрат на производство  новой продукции в период ее  освоения;

5.      финансирование  прироста собственных оборотных  средств, а также на возмещение  их недостатка;

6.      погашение  долгосрочных кредитов банков, а также на уплату по ним процентов. 

На этой базе определяется потребность в капитале, привязанная  к графику реализации инновационного проекта и осуществляется поиск  оптимального инструментария финансирования.

21.  Значение инноваций для стабилизации экономического развития, укрепления национальной безопасности.

В современную эпоху  возможности роста выпуска продукции  и услуг за счет повышения занятости  трудоспособного населения и  вовлечения в экономический оборот новых природных ресурсов становятся все более ограниченными. Решающее значение для экономической динамики приобретают интенсивные факторы. В свою очередь рост квалификации кадров и производительности труда, отдачи от материалов и оборудования определяется достижениями науки и техники, передового 
опыта и степенью их использования в хозяйстве, т. е. распространением нововведений. Вклад научно-технического прогресса в прирост валового внутреннего продукта наиболее развитых стран составляет, по различным оценкам, от 75 до 90%. Таким образом, первым аспектом общегосударственного значения инноваций является их решающее влияние на макроэкономические показатели.

Под влиянием инновационных  процессов меняется и структура  экономики. За счет роста эффективности  использования ресурсов часть их высвобождается и перераспределяется в другие сферы деятельности. Например, падает доля занятых в сельском хозяйстве, резко возрастает доля занятых в секторе услуг. Инновации выступают непосредственной причиной возникновения одних производств и отраслей, постепенного отмирания и исчезновения других. Воздействие на структуру общественного производства —  второй аспект общегосударственного значения инновационных процессов.

Инновации изменяют также  экономическую организацию общества. Появляются новые элементы в спектре основных хозяйственных структур (например, венчурные фирмы), трансформируется содержание взаимосвязей между ними. Происходят сдвиги в структуре и реализации различных форм собственности. Развиваются технологии управления. Вертикальные воздействия во все большей мере дополняются и заменяются горизонтальными связями. Претерпевает изменения и содержание собственногосударственного регулирования экономики. Итак, существенное влияние на институциональные экономические механизмы — третий аспект общегосударственного значения инноваций.

Воздействие инновационных  процессов испытывают не только производство, но и практически все стороны  общественной жизни. Совершенствуется структура потребления как материальных, так и нематериальных благ. Развивается  политическая культура. Динамично изменяются правовые, этические, эстетические нормы. Четвертый аспект общегосударственного значения инновационных процессов — все большая тождественность способности нации к прогрессу и ее потенциал в продуцировании и внедрении нововведений.

Инновационные процессы приобретают все большее социальное звучание. Наряду с тем, что уже  отмеченный генерируемый инновациями  экономический рост позволяет повысить уровень жизни населения, инновации  часто способствуют решению проблем  занятости за счет создания новых высокооплачиваемых рабочих мест. Повышается уровень образования и здравоохранения. Кроме того, в нынешний исторический период процесс распространения инноваций является одним из элементов, связующих различные социальные и экономические субъекты в единое целое, обеспечивает единство нации, во многих случаях смягчает социальные противоречия и конфликты. Итак, влияние инновационных процессов на социальную стабильность — пятый аспект общегосударственного значения инноваций.

Интенсивность инновационных процессов в современном мире значительно обострила экологические проблемы. Антропогенная нагрузка на окружающую среду по ряду направлений приближается к критической черте, за которой неизбежно следует нарушение нормального кругооборота веществ в природе. Однако только на инновационном пути возможна гармонизация отношений между человеком и природой. Научно-технические достижения позволяют уменьшить использование невосполнимых ресурсов и вредные выбросы путем рационализации структуры производства и потребления, а также распространения рециклических технологий. Эти проблемы особенно актуальны в свете принятия мировым сообществом концепции устойчивого развития в XXI в., предусматривающей стабильное экологическое равновесие. Следовательно, влияние инноваций на окружающую среду — шестой аспект общегосударственного значения инновационных процессов.

Истекшее столетие отмечено стремительной интернационализацией хозяйственной жизни. Международный  характер, часто с опережающей  глубиной интеграции, приобретают и инновационные процессы. Кооперация различных стран в инновационной сфере имеет место в широком спектре форм — объединения ресурсов в целях получения новых научно-технических результатов, международного трансфера технологий как в овеществленной, так и в неовеществленной форме, создания мировой научно-инновационной инфраструктуры, осуществления инноваций, имеющих глобальный характер по самой своей сути, и т. п. При современных масштабах научно-технического прогресса многие инновационные проекты не под силу осуществить одной, даже наиболее развитой стране. Активизация международного научно-технического сотрудничества — седьмой аспект общегосударственного значения инновационных процессов.

Однако полноценная  интеграция в мировые инновационные  процессы невозможна без наличия у страны адекватной научно-технологической базы, а также механизмов, обеспечивающих восприятие инноваций из-за рубежа. Уровень и эффективность включения страны в международное разделение труда характеризуются ее позицией на мировых рынках товаров и услуг, а также наличием квалифицированных специалистов. Эта позиция во все меньшей степени определяется эксклюзивным обладанием природными ресурсами или другими временными преимуществами экстенсивного характера и во все большей степени — инновациями, обеспечивающими конкурентоспособность продукции. Восьмой аспект общегосударственного значения инноваций — зависимость глобальной конкурентоспособности национальной экономики от уровня развития инновационных процессов.

Способность к инновациям в настоящее время стала одной из важнейших детерминант безопасности государства. Это положение имеет как внешнюю, так и внутреннюю составляющие. Что касается международной стороны, речь здесь идет об обеспечении научно-технологической безопасности, т. е. наличия у страны достаточно мощного научно-инновационного потенциала, позволяющего противостоять любому диктату извне, связанному с ограничением доступа к передовым технологиям, разрывом основных сложившихся технологических цепей. Особенно велико значение развития научно-инновационного потенциала для укрепления обороноспособности страны. В тоже время интернационализация научно-технических и инновационных процессов уменьшает угрозу конфликтов вследствие усиления технологической взаимозависимости стран. Внутренняя сторона вопроса связана с распространением нововведений, позволяющих предотвратить катастрофы, стихийные бедствия, террористические акты, другие противоправные действия, а также свести к минимуму их негативные последствия. Взаимосвязь уровней научно-инновационного потенциала и национальной безопасности — девятый аспект общегосударственного значения инноваций.

Информация о работе Шпаргалка по "Инновациям"