Шпаргалка по "Инновациям"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 19:31, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Иновации"

Файлы: 1 файл

инновации.doc

— 230.00 Кб (Скачать)

Сегодня, отдельные составляющие инновационной политики и на федеральном, и на региональном уровнях активно поддерживаются и развиваются, а это означает, что инновационный бизнес становиться приоритетным.

Билет №9

Особенности венчурного бизнеса в  современных условиях.

Венчурный бизнес - вид бизнеса, ориентированный на практическое использование технических и технологических новинок, результатов научных достижений, еще не опробованных на практике. Этот вид бизнеса связан с большим риском, поэтому венчурный бизнес часто называют рисковым.

Сферой венчурного бизнеса являются два основных вида хозяйствующих субъектов: малые наукоемкие фирмы и представляющие им капитал венчурные компании, а также венчурные центры крупных корпораций, различные промежуточные и новые формы

Особенно охотно венчурные  компании предоставляют капитал двум категориям малых фирм:

-тем, которые выкуплены  у владельцев управляющими, способными  детально оценить перспективы  развития этих предприятий (так  называемые «бай-аут»);

- новым фирмам, основанным  сотрудниками известных наукоемких компаний, способных реализовать идеи и разработки, подготовленные еще в стенах своей прежней фирмы, разумеется, с ее согласия (так называемые «спин-оф»).

Специфика венчурного финансирования заключается в том, что средства предоставляются на безвозвратной, беспроцентной основе, не требуется обеспечения. Переданные в распоряжение венчурной фирмы ресурсы не подлежат изъятию в течение всего срока действия договора между нею и финансовым учреждением.

Возврат вложенных средств  и реализация прибыли венчурных  предприятий происходит в момент выхода ценных бумаг фирмы на открытый рынок. По существу финансовые учреждения становятся совладельцами фирмы-новатора, а предоставленные средства — взносом в уставный фонд предприятия.

Важным условием венчурного финансирования является ориентация малой фирмы на расширение производства, потому что только быстродействующее предприятие может рассчитывать на повышение курса акций после выхода на биржу.

По различным оценкам, сегодня в России насчитывается 30—50 действующих венчурных фондов с суммарным объемом капитала от 1,5 до 3 млрд. долл. Большая часть этих средств приходится на долю иностранного капитала и далека от развития наукоемких инновационных проектов.

Среди причин, которые  препятствуют развитию венчурной индустрии  в России, сегодня отмечаются:

-слабое развитие инфраструктуры, обеспечивающей плодотворный симбиоз  венчурного капитала с малым  и средним инновационным бизнесом;

-отсутствие российских  источников венчурного капитала;

-низкая ликвидность  рисковых капиталовложений, отсутствие необходимого для этого рыночного механизма (специального фондового рынка);

-слабые экономические  стимулы для привлечения венчурного  капитала к реализации наукоемких проектов;

-низкий престиж предпринимательской  деятельности в сфере малого  наукоемкого бизнеса;

-слабая информационная  поддержка венчурного бизнеса  в России;

-недостаток квалифицированных  менеджеров инновационных проектов, в том числе осуществляемых с привлечением венчурного капитала;

-проблемы с регистрацией  венчурных фондов и др.

Среди основных факторов, способствующих активизации венчурной инновационной деятельности, необходимо выделить следующие:

1) разработку системы  законодательных и нормативных  актов, регулирующих венчурную инновационную деятельность;

2) развитие институтов  финансовой поддержки венчурной инновационной деятельности;

3) создание инфраструктуры  инновационной деятельности (информационное обеспечение; системы связи; финансовые, экономические, правовые консультационные услуги; консультирование в области маркетинга и рекламы);

4) решение вопросов  стандартизации и управления  качеством продукта;

5) развитие международного  научно-технического сотрудничества .В заключении следует отметить, что современные венчурные предприятия  представляют собой гибкие и  мобильные структуры и характеризуются чрезвычайно высокой и целенаправленной активностью, которая объясняется прямой личной заинтересованностью работников фирмы и партнеров по венчурному бизнесу в скорейшей успешной коммерческой реализации разрабатываемой идеи, технологии, объекта, изобретения, причем с минимальными затратами.

Основываясь на своем  опыте работы в России, специалисты  венчурных фондов отмечают, что неразвитость инфраструктуры, которая целенаправленно работала бы на решение рассмотренных выше проблем, является серьезными препятствиями развитию венчурного инвестирования в российских регионах.

Одним из важнейших условий  развития национальной венчурной индустрии  является наличие достаточного количества инновационных компаний, ориентированных на привлечение инвестиций, в том числе и венчурных.

 

Билет №13Научные подходы к инновационной деятельности

Анализ теории и практики экономического управления различными объектами позволил установить необходимость  применения к инновационному менеджменту 14 научных подходов. Каждый подход отражает или характеризует только один из аспектов менеджмента. Они не являются синонимами, не дублируют друг друга. Ниже приведено краткое содержание научных подходов к менеджменту.

Системный подход.- методология исследования объектов как систем. Система состоит из двух составляющих:

внешнее окружение, включающее в себя вход, выход системы, связь  с внешней средой, обратную связь;

внутренняя структура - совокупность взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих процесс воздействия  субъекта управления на объект, переработку  входа в выход для достижения целей системы.

Структурный подход.В экономике структурный подход проявляется в изучении структуры каких-либо затрат, результатов, баланса и т.п., когда совокупные затраты или результаты по объекту принимают за 100% (или за единицу) и это целое делят на компоненты. Этот аспект структурного подхода широко известен в экономике.

В управлении структурный  подход менее известен. Чаще менеджеры  оперируют крайними альтернативными  суждениями "или-или". Например, "вместо административных методов управления в условиях командно-административной системы стали применяться экономические методы", "вместо авторитарного к нам направили либерального руководителя".

Маркетинговый подход.- предусматривает ориентацию управляющей подсистемы системы менеджмента при решении любых задач на потребителя. Например, выбор стратегии фирмы должен осуществляться на основе анализа существующих и прогнозирования будущих стратегических потребностей в данном виде товара или услуг, стратегической сегментации рынка, прогнозировании жизненных циклов будущих товаров, анализе конкурентоспособности своих товаров и товаров конкурентов, прогнозировании их конкурентных преимуществ, прогнозировании механизма действия закона конкуренции.

Функциональный  подход.Сущность функционального подхода к менеджменту заключается в том, что потребность рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнить для удовлетворения потребности. После установления функций создаются несколько альтернативных объектов для выполнения этих функций и выбирается тот из них, который требует минимум совокупных затрат за жизненный цикл объекта на единицу его полезного эффекта.

Предметный  подход.При применении предметного подхода к развитию социально-экономических систем менеджеры идут по пути совершенствования существующих систем. При применении функционального подхода идут от обратного, от потребностей, от требований "выхода" системы, возможностей на ее "входе". При применении функционального подхода абстрагируются от существующих объектов, выполняющих подобные функции.

Воспроизводственно-эволюционный подход.Этот подход ориентирован на постоянное возобновление производства объекта для удовлетворения потребностей конкретного рынка с меньшими, по сравнению с лучшим аналогичным объектом на данном рынке, совокупными затратами на единицу полезного эффекта.

Нормативный подход.Сущность нормативного подхода заключается в установлении нормативов управления по всем подсистемам системы менеджмента. Нормативы должны устанавливаться по важнейшим элементам подсистем: целевой, обеспечивающей, управляемой, управляющей. Эти нормативы должны отвечать требованиям комплексности, эффективности, обоснованности, перспективности применения по масштабу и во времени.

Интеграционный подход.к менеджменту  нацелен на исследование и усиление взаимосвязей:

а) между отдельными подсистемами и компонентами системы инновационного менеджмента;

б) между стадиями жизненного цикла  объекта управления (стратегический маркетинг, НИОКР, организационно-технологическая  подготовка производства, производство и т.д.);

в) между уровнями управления по вертикали (страна, регион, город, фирма, ее подразделения);

г) между субъектами управления по горизонтали.

Термин "интеграция" означает углубление сотрудничества субъектов управления, их объединение, углубление взаимодействия и взаимосвязей между компонентами системы управления.

Комплексный подход.При применении комплексного подхода должны учитываться технические, экологические, экономические, организационные, социальные, психологические, при необходимости и другие (например, политические, демографические) аспекты менеджмента и их взаимосвязи.

Динамический подход.При применении динамического подхода объект управления рассматривается в диалектическом развитии, в причинно-следственных связях и соподчиненности, проводится ретроспективный анализ поведения аналогичных объектов (например, за 10 лет) и прогноз его развития (например, на 5 лет).

Процессный подход.-рассматривает функции менеджмента как взаимосвязанные. Процесс управления является цепью непрерывных взаимосвязанных действий по стратегическому маркетингу, планированию, организации процессов, учету и контролю, мотивации, регулированию

Оптимизационный подход.-Сущность этого подхода заключается в переходе от качественных оценок к количественным при помощи инженерных расчетов, методов оптимизации; математических и статистических методов, экспертных оценок, системы баллов и др. В менеджменте весьма важно применять наиболее точные методы анализа, прогнозирования и оптимизации управленческого решения. Лучше сегодня потратить единицу валюты на повышение точности прогнозов, чем завтра терять тысячи из-за некачественного управленческого решения.

Директивный подход.Сущность этого подхода заключается в регламентации функций, прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности, элементов системы менеджмента в нормативных актах (приказы, распоряжения, указания, стандарты, инструкции, положения и т.п.).

Поведенческий подход.Целью поведенческого подхода является оказание помощи работнику в осознании своих собственных возможностей, творческих способностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению и управлению фирмой.

Основной целью этого  подхода является повышение эффективности  фирмы за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов.

Ситуационный  подход.- концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией.

 

Билет 14

Инновационная деятельность.Понятие  виды

Инновационная деятельность — это комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, направленный на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования. Результатом инновационной деятельности являются новые или дополнительные товары/услуги или товары/услуги с новыми качествами.

Также инновационная  деятельность может быть определена как деятельность по созданию, освоению, распространению и использованию инноваций.

Вопросам управления инновационной деятельностью посвящено  отдельное направления менеджмента — инновационный менеджмент.

Инновационная деятельность - это деятельность направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшение качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежных рынках, предполагающая целый комплекс научных, технических, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, которые в своей совокупности приводят к инновациям

В статистике выделяются следующие основные виды инновационной деятельности:

• исследования и разработки;

• технологическая подготовка и организация производства, охватывающие приобретение производственного оборудования и инструмента, изменения в них, а также в процедурах, методах и стандартах производства и контроля качества, необходимых для изготовления нового продукта или методов их производства (передачи);

• пуск производства и  предпроизводственные разработки, включающие модификации продукта и технологического процесса, переподготовку персонала для применения новых технологий и оборудования, а также пробное производство, если предполагается дальнейшая доработка конструкции;

Информация о работе Шпаргалка по "Инновациям"