Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 13:13, курсовая работа
Темой моей курсовой работы является «Рынок интелектуальной собственности». На мой взгляд эта тема очень актуальна в наше время, потому что мы живем в развивающимся техно— информационном мире , где без информации никуда.
Введение………………………………………………………………….……….3
1.Сущность интелектуальной собствености…………………………………4
1.1 Понятие интелектуальной собственности………………………….……….4
1.2 Виды интелектуальной собственности……………………………….……..5
2. Рынок интелектуальной собственности……………………….....………11
2.1 Понятие, сегментация и функции………………………………….……….11
2.2 Оценка стоимости интеллектуальной собственности………….................14
2.3 Виды интеллектуально-коммерческой собственности……………………18
2.4 Реализации объектов интеллектуальной собственности и обмен технологиями………………………………………………………………….....26
Заключение……………………………………………………………………….30
Литература………………………………………………………………………..31
Товарные знаки могут быть изобразительными, словесными комбинированными, звуковыми, трехмерными - представляющими собой упаковку товаров или сами товары. Кроме того, могут быть, конечно, защищены и цветовые решения товарных знаков, то есть товарный знак защищается в той цветовой гамме, в которой он был подан на регистрацию.
Встречаются, особенно в последнее время, новые виды товарного знака, фигурирующие на рынке. Это товарный знак в виде голограммы.. В некоторых странах существуют обонятельные знаки, когда определенный запах может быть защищен в качестве товарного знака.
Существует целый ряд разнообразных обозначений, используемых как товарные знаки, однако всегда действуют два одинаковых условия: знак должен обладать различительной способностью и не должен вводить в заблуждение.
2.4 Реализации объектов интеллектуальной собственности и обмен технологиями.
Коммерческие и некоммерческие формы реализации объектов интеллектуальной собственности и обмен технологиями являются необходимыми элементами научно-технического прогресса и представляют важнейший фактор его динамического развития. Современное понятие «технология» включает в себя широкий спектр знаний и опыта, связанных не только с научно-технической и производственной деятельностью, но и с организационно-управленческой.
Обладание интеллектуальной собственностью не может само по себе принести материальную выгоду. Необходима коммерциализация разработки: экономически эффективное использование ее в собственном производстве, монополизация рынка или частичная переступка (продажа) прав.
В мировой практике передача технологий существенным образом отличается от рынка обычных товаров тем, что отношения между продавцом и покупателем носят длительный и многообразный характер, далеко выходящий за рамки акта купли-продажи, и сопровождаются продолжительной предварительной и последующей деятельностью, связанной с освоением приобретенной технологии. В мировой практике передача технологий осуществляется по трем основным каналам:
внутрифирменному – филиалам транснациональных корпораций (75% мирового обмена технологиями);
межфирменному – по лицензионным, кооперативным и другим долгосрочным соглашениям фирм;
внешнеторговому – вместе с экспортом товаров и услуг.
К настоящему времени в обмен технологиями включены практически все страны мира. Основной объем международного обмена технологиями формируется за счет торговли лицензиями фирмами промышленно развитых стран, на долю которых приходится свыше 90% поступлений от экспорта лицензий и более 70% платежей за импорт.
Международный обмен технологиями позволяет значительно ускорить темпы научно-технического развития при существенной экономии средств и времени, расширить объемы экспорта товаров третьи страны путем установления кооперационных связей между фирмами, что способствует усилению интеграционных процессов.
Основные формы обмена технологиями по своему экономическому содержанию делятся на:
некоммерческие (научно-технические публикации, обмен результатами исследований, обмен опытом);
коммерческие – обмен лицензиями.
Среди распространенных методов обмена технологиями все большее значение приобретают промышленные услуги типа инжиниринг и консалтинг, в которых основным носителем технологии выступают квалифицированные управляющие, инженеры, техники, рабочие.
Инжиниринг— одна из признанных форм повышения эффективности бизнеса, суть которой состоит в предоставлении услуг исследовательского, проектно-конструкторского, расчётно-аналитического, производственного характера, включая подготовку технико-экономических обоснований (ТЭО), выработку рекомендаций в области организации производства и управления, а также реализации продукции.
Соответственно инжиниринговая компания специализируется на предоставлении инжиниринговых услуг, способна оказывать услуги в различных предметных областях и привлекать к выполнению работ необходимых участников.
Различают следующие направления (виды) инжиниринга:
проектный инжиниринг — предоставление заказчику строительных и «эксплуатационных» технологий вместе с лицензиями на их использование, технологическое проектирование, формирование заказных спецификаций на технологическое оборудование;
стоимостной инжиниринг — разработка бюджетов и смет по проекту;
финансовый инжиниринг — разработка новых финансовых инструментов и операционных схем;
производственный инжиниринг — подготовка тендерной документации на поставки, работы и услуги; подготовка производства и организация работ, надзор за изготовлением, поставками и производством работ, организация контроля качества, организация пусконаладочных работ, услуги по эксплуатации объекта;
комплексный (системный) инжиниринг — совокупность инжиниринговых услуг, обеспечивающих возможность реализации проектов «под ключ»;
консультационный инжиниринг — инжиниринговые услуги любого из перечисленных направлений, оказываемые в форме советов, рекомендаций и подготовки решений для заказчика.
Известно, что оказание услуг типа «инжиниринг» возможно как с передачей ноу-хау, так и без нее. Однако на практике они, как правило, не разделимы. Грань между инжинирингом и простой передачей ноу-хау часто трудноуловима. Главное отличие состоит в том, что при оказании услуг типа «инжиниринг» подразумевается обязательное проведение конкретного, оговариваемого в контракте комплекса работ по заданию заказчика и применительно к его требованиям. При простой же передаче ноу-хау это вовсе не обязательно.
Также к наиболее распространенным методам обмена технологиями можно отнести франшизу и франчайзинг, которые в значительной степени способствуют минимизации стартовых затрат при выходе фирмы на рынок с новыми товарами, технологиями и услугами. Эта система ведения бизнеса состоит из двух основных компонентов:
франчайзера, который лицензирует или продает свою торговую марку, бизнес-систему и ноу-хау, франчайзи, который выплачивает франчайзеру первоначальную франшизную плату и затем текущие роялти за право ведения бизнеса.
Франчайзинг представляет собой систему, предоставляющую проверенную и успешную бизнес-идею, поддержку, обучение, снабжение, развитие, маркетинг и рекламу. Франчайзинг предлагает испытанные, проверенные в деле "рецепты бизнеса", которые можно применять многократно в конкретных филиалах франшизной системы. При этом франчайзер делится с франчайзи своим опытом - позитивным и негативным, - предоставляя ему структуру производства и методы ведения бизнеса, услуги в процессе функционирования. Именно поэтому иметь франшизное предприятие предпочтительнее, чем независимое: У франчайзи есть возможность начать новый бизнес, избежав большинства ошибок и, таким образом, сократить путь, по которому неизбежно придется следовать тому, кто решит самостоятельно начать новое дело. Мировым лидером в развитии системы франчайзинга являются США. Первым франчайзингом там считается производство швейных машин "Зингер". Между прочим, в США почти 80% новых предприятий становятся банкротами после пяти-семи лет функционирования. А среди предприятий франшизных систем 90% выживают. Франчайзинг становится мощным источником создания и развития новых предприятий.
Заключение
Сделав вывод из всего выше сказаного можно придти к следующиму, что использование интеллектуальной собственности в качестве материального и нематериального активов компании влечет за собой положительные последствия. А именно: значительное увеличение стоимости компании, возможность снижения издержек производства, увеличение прибыли и эффективности управления и производства. Это становится возможным благодаря использованию инновационного оборудования, методов производства и эффективной политике управления.
В самом конце моей курсовой работы, хотелось бы сказать, что интеллектуальная собственность из побочного продукта, переросла в настоящее конкурентное оружие. И те организации, которые будут иметь в своем арсенале это оружие, и грамотно им пользоваться смогут получать огромные прибыли, а так же занять лидирующие положение на своем рынке.
Литература
1. Ю.В. Казаков - Защита интеллектуальной собственности: учебное пособие. — М.: Мастерство, 2002. — 176 с.[1]
2. В.И. Мухин - Управление интеллектуальной собственностью: учебник для вузов. —М.: Владос, 2010. — 280с.[2]
3. В.Н. Москвин - Интеллектуальная собственность: Монография; Сибирская государственная геодезическая академия. — Новосибирск: Изд-во СГГА, 2003. — 443 с.[3]
4. А. Полторак, П. Лернер - Основы интеллектуальной собственности — М.: Вильямс: Диалектика, 2004. — 203 с[4]
5. В.Г. Зинов - Управление интеллектуальной собственностью: учебное пособие — М.: Дело, 2003. — 511 с. — Библиогр.: с. 500-511.[5]
6. Г.И. Андреев, В.В. Витчинка, С.А. Смирнов - Практикум по оценке интеллектуальной собственности: учебное пособие — М.: Финансы и статистика, 2002. — 176 с.[6]
7. С.И. Карпухина - Защита интеллектуальной собственности и патентоведение: учебник. — М.: Международные отношения, 2004. — 400 с.[7]
2