Рынок интелектуальной собственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 13:13, курсовая работа

Краткое описание

Темой моей курсовой работы является «Рынок интелектуальной собственности». На мой взгляд эта тема очень актуальна в наше время, потому что мы живем в развивающимся техно— информационном мире , где без информации никуда.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….……….3
1.Сущность интелектуальной собствености…………………………………4
1.1 Понятие интелектуальной собственности………………………….……….4
1.2 Виды интелектуальной собственности……………………………….……..5
2. Рынок интелектуальной собственности……………………….....………11
2.1 Понятие, сегментация и функции………………………………….……….11
2.2 Оценка стоимости интеллектуальной собственности………….................14
2.3 Виды интеллектуально-коммерческой собственности……………………18
2.4 Реализации объектов интеллектуальной собственности и обмен технологиями………………………………………………………………….....26
Заключение……………………………………………………………………….30
Литература………………………………………………………………………..31

Файлы: 1 файл

рынок инт собственности.doc

— 157.50 Кб (Скачать)

Патентное законодательство определяет следующие важные требования, предъявляемые к изобретению: новизну, изобретательский уровень, промышленная применимость. Если изобретение не соответствует одному из этих требований, то на него нельзя получить патент.

Также к интеллектуально-промышленной собственности следует отнести коммерческую тайну, ноу-хау и полезную модель. Последняя является относительно новым объектом интеллектуально-промышленной собственности, представляя собой малое изобретение, отвечающее критерию новизны, промышленной применимости, но не изобретательскому уровню. К полезным моделям можно отнести конструктивное выполнение средств производства, предметов потребления и их составных частей.

К интеллектуально-коммерческой собственности можно отнести товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товара, промышленные образцы, полезные модели и недобросовестную конкуренцию, т.е. все то, что способствует продвижению продукта до потребителя.

 


2. Рынок интеллектуальной собственности.

 

2.1 Понятие, сегментация и функции.

 

По существу, рынок интеллектуальной собственности - это рынок результатов интеллектуальной деятельности или чаще всего рынок технологического сырья, а по форме эти сделки на этом рынке оформляются как передача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности и как передача объектов правовой охраны в виде служебной и коммерческой тайны (ноу-хау).

Однако нельзя забывать, что форма всегда имеет относительную самостоятельность по отношению к содержанию. Потому, когда права приобретаются, то анализируется потребительские качества непосредственно объектов правовой охраны: объем предлагаемых прав, их обремененность правами других лиц, сложность и ресурсоемкость обхода или независимого приобретения имеющихся прав. Этот анализ не только дополняет анализ свойств основного товара - результата интеллектуальной деятельности, но и существенно влияет на его стоимость.

Безусловно, главное потребительское качество интеллектуальной собственности - способность приносить дополнительную прибыль благодаря новым знаниям о том, как более эффективно удовлетворить запросы потребителя. Только новые технологические, художественно-конструкторские решения, новое программное обеспечение позволяют выпустить успешный товар. Дело это очень рискованное. Статистика утверждает, что в среднем не более 10-15% результатов прикладных исследований воплощаются в товар, приносящий коммерческий успех.[3]

Конкурентоспособность каждого объекта интеллектуальной собственности обычно определяется по следующим основным группам признаков продукции, выпускаемой на ее основе.

                  Степень правовой защиты на конкретном рынке: наличие защиты основных или второстепенных узлов, наличие товарного знака;

                  Технический уровень: выше или соответствует современному техническому уровню;

                  Место на рынке: новый тип продукции, который будет удовлетворять потребность, не удовлетворяемую в настоящее время, либо продукция имеет некоторые новые характеристики, значимые для большого круга потребителей, либо продукция аналогична той, которая уже имеется на рынке;

                  Характеристика рынка: рынок охватывает всю страну и имеет большое разнообразие потребителей, либо рынок с большим разнообразием потребителей, но только в некоторых районах страны, либо специальный рынок с небольшим числом потребителей;

                  Цена по сравнению с ценой на сходную продукцию;

                  Ожидаемая острота конкуренции: выход на рынок конкурентов с аналогичным товаром затруднен из-за значительных затрат на исследование и разработку, либо может появиться ограниченное число конкурентов с аналогичным товаром;

Спрос на объекты интеллектуальной собственности определяется реальностью ее коммерческого использования для получения дополнительной прибыли либо при использовании охраняемых результатов интеллектуальной деятельности при выпуске и реализации продукции, либо при продаже прав на использование объектов интеллектуальной собственности полностью или частично на основе лицензионного договора.

Как правило, наибольший интерес на рынке вызывают результаты интеллектуальной деятельности в виде технологий, включающих изобретения, промышленные образцы, товарные знаки, программы для ЭВМ, ноу-хау, то есть различные объекты правовой охраны, существенно повышающие коммерческую ценность товара. Технологии, с вою очередь стараются продавать в совокупности с консультационными и инжиниринговыми услугами, оборудованием, системой сбыта и сервисного обслуживания продукции, выпускаемой по продаваемой технологии.[4]

Рынок интеллектуальной собственности характеризуется:

                  Высокой степенью монополизации: это рынок продавца, а не покупателя;

                  Высокой нормой прибыли из-за возможной разницы между себестоимостью результатов интеллектуальной деятельности и ценой лицензии, которая определяется долей будущего дохода покупателя прав на использование этих результатов;

Многолетними и глубокими связями между продавцом и покупателем, которые становятся партнерами по бизнесу.

Для продавца технологии сделка является инструментом проникновения и закрепления на новом рынке. Лицензионному договору сопутствуют поставки сырья, оборудования и т.п., а также консультационные и инжиниринговые услуги. Для покупателя приобретаемая технология служит инструментом повышения конкурентоспособности на своем рынке, катализатором развития собственной технологии.

Преимущества использования объектов интеллектуальной собственности в собственной финансово-хозяйственной деятельности связаны с уменьшением налогооблагаемой базы на величину амортизации нематериальных активов, с экономией отчислений на зарплату при оплате труда через оформление передачи имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности, с формированием значительного по размерам уставного капитала без отвлечения денежных стран.

Преимущества использования интеллектуальной собственности в качестве нематериальных активов для более эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности уже освоено многими организациями. Компании существенно сокращают свои налоговые выплаты, оформляя служебные задания как создание интеллектуальной собственности, относя к этому оригинальную информацию. Оценивают и ставят на учет товарные знаки, а потом передают как нематериальный актив при создании новых предприятий. Технологию, по которой выпускается пользующаяся спросом продукция, оформляют как нематериальный актив, амортизация которого снижает налогооблагаемую базу.

Перечень подобных конкретных действий для использования возможностей законодательства по интеллектуальной собственности для уменьшения издержек производства можно продолжить. Это формирует соответствующий рынок услуг. Среди них одна из наиболее востребованных услуг - это оценка стоимости интеллектуальной собственности.[2]

 

2.2 Оценка стоимости интеллектуальной собственности.

 

При включении в хозяйственный оборот любого имущества возникает необходимость в оценке его стоимости. Объекты интеллектуальной собственности входят в состав имущественного комплекса предприятий и организаций, поэтому их оценка требуется если:[5]

                  предстоит выделение из крупного предприятия небольшой жизнеспособной фирмы

                  планируется поглощение одного предприятия другим

                  предстоит ликвидация предприятия

                  поступило предупреждение об отчуждении актива государством

Если юридический статус оцениваемого имущества компании не изменяется, то целями оценки интеллектуальной собственности становятся следующие:

                  включение объектов интеллектуальной собственности в уставный капитал

                  определение размера вознаграждения автора результатов интеллектуальной деятельности;

                  получение банковского кредита под залог исключительных прав владельца интеллектуальной собственности;

                  составление бизнес-плана с целью привлечения инвестиций;

                  определение размера налога на имущество при его дарении или наследовании;

                  страхование интеллектуальной собственности;

Это далеко не полный перечень всех возможных ситуаций, встречающихся в хозяйственной практике, но их разнообразие в самом общем виде можно сгруппировать в два основных вида:

оценка стоимости в обмене или рыночная стоимость;

оценка стоимости в использовании.

Обоснованная (справедливая) рыночная стоимость - это наиболее вероятная цена, выраженная в денежном эквиваленте, по которой в день оценки собственность могла бы перейти из рук добровольного продавца в руки добровольного покупателя в результате коммерческой сделки на открытом конкурентном рынке при условии, что обе стороны действуют компетентно, расчетливо и без принуждения.

Стоимость в использовании подразумевает стоимость собственности в представлениях конкретного пользователя, что связано с потребностями конкретного субъекта хозяйствования и носит субъективный характер. Наиболее часто используемой формой такой стоимости является инвестиционная стоимость. Это стоимость собственности для конкретного инвестора или группы инвесторов, имеющих определенные цели и критерии инвестирования.

Эта стоимость, как правило, рассчитывается, исходя из данных, предоставляемых заказчиком оценки, без проверки их соответствия представлениям рынка о параметрах и возможных объемах реализации оцениваемой собственности. Здесь отсутствует положение о том, что предстоящая сделка рассматривается как гипотетическая, которая может состояться между типичным продавцом и типичным покупателем, выполнение которого необходимо при определении обоснованной рыночной стоимости.[6]

Все действия по оценке объектов интеллектуальной собственности регулируются Федеральным законом от 29 июля 1998 года №135-ФЗ "об оценке деятельности в Российской Федерации".

Каждый раз объекты интеллектуальной собственности нужно рассматривать с точки зрения соответствия следующим принципам:

                  объект оценки может быть выделен в имущественном комплексе и при необходимости быть передан иному собственнику;

                  объект оценки имеет реальную полезность для конкурентного субъекта хозяйствования, которую можно подтвердить документально;

                  объект оценки может быть замещен иным объектом собственности аналогичной полезности;

Оценка стоимости объектов интеллектуальной собственности всегда связана с анализом определенного числа значащих факторов, влияние которых меняется со временем. Поэтому величина оценки стоимости указывается на конкретную дату.

В стандартах оценки определены три подхода, которые нужно использовать в зависимости от целей и условий использования объектов интеллектуальной собственности:

                                          затратный подход;

                                          сравнительный подход;

                                          доходный подход.

Сущность затратного подхода заключается в расчете фактических затрат на создание, приобретение и использование оцениваемых объектов интеллектуальной собственности за прошедший расчетный период.

При использовании затратного похода возможно использование трех методов:

1.                                          метода исходных затрат;

2.                                          метода восстановительной стоимости;

3.                                          метода стоимости замещения.

По методу исходных затрат проводятся следующие работы:

                  выявляются все фактические исходные данные, связанные с созданием, приобретением или введением в действие объектов интеллектуальной собственности;

                  затраты корректируются на величину индекса цен на дату оценки;

                  определяется коэффициент морального устаревания объектов интеллектуальной собственности.

Согласно методу восстановительной стоимости составляется новая смета возможных затрат на создание оцениваемого объекта, в которой величина цены указывается на дату оценки. Это позволяет основывать результаты оценки на реальных ценах, а не на калькуляции прошлых лет, которая не всегда сохраняется, и не индексации прошлых лет, которая не имеет единого подхода.

Метод замещения стоимости применяется, когда есть возможность определить минимальную цену приобретения объекта, полезность которого аналогична оцениваемому.

Затратный метод может быть использован для целей инвентаризации, балансового учета и других подобных целей.

Информация о работе Рынок интелектуальной собственности