Проституция: история и возможности государственного регулирования. Зарубежный опыт

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 15:22, контрольная работа

Краткое описание

Из множества социальных проблем современной России особенно выделяется проблема проституции. Проституция – не контролируемое и социально опасное явление, требующее повышенного внимания и изучения. К сожалению, социальный контроль проституции очень слабо развит в нашей стране. Проституция - (лат. prostituo - позорю, бесчещу): продажа своего тела, секс за деньги; купля и продажа сексуальных услуг за наличные.

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 70.38 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО Сыктывкарский  государственный университет

Факультет управления

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине: «Инновации в социальной сфере»

На тему: «Проституция:  история и возможности государственного регулирования. Зарубежный опыт»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        Сыктывкар 2012

 

 

Введение

Из множества  социальных проблем современной  России особенно выделяется проблема проституции. Проституция – не контролируемое и социально опасное явление, требующее повышенного внимания и изучения. К сожалению, социальный контроль проституции очень слабо  развит в нашей стране. Проституция - (лат. prostituo - позорю, бесчещу): продажа своего тела, секс за деньги; купля и продажа сексуальных услуг за наличные.

Актуальность темы. Одной из наиболее актуальных соц. проблем в современной России является проституция. Происходившие в стране в конце 1980-х – в начале 1990-х годов социально-экономические и политические изменения, способствовали общей либерализации сексуальных отношений с одной стороны, а с другой – привели к значительному распространению девиантных форм сексуального поведения, в том числе, и в виде предложения и потребления оплачиваемых сексуальных услуг. Особое значение приобрела для страны проблема контроля предложения оплачиваемых сексуальных услуг, т.е. проституции, в условиях эпидемии ВИЧ-инфекции, охватившей Россию в течении последних десятилетий.

Рост распространенности проституции и её последствия и, соответственно, ее социальные и медицинские последствия, усугубляются слабой результативностью функционирования системы социального контроля в названной сфере общественной жизни. Дискуссия по проблемам контроля проституции в последние годы протекает параллельно с теоретическим осмыслением и попытками практического разрешения целого ряда связанных с проституцией проблем, таких как сексуальность и сексуальное поведение, половое воспитание, права человека и превенция сексуальной эксплуатации. Эти проблемы находятся как бы на стыке «приватного» и «общественного», что в значительной мере затрудняет осуществление социального контроля в данной сфере. Существующие в мировой практике модели социального контроля проституции не допускают априорного однозначного принятия или отвержения из-за спорности как их теоретического обоснования, так и применимости в российском социокультурном контексте.

Научная традиция изучения проституции, как и других форм отклоняющегося поведения, сформировалась в России в рамках таких областей знания, как философия, история, культурология, медицина, право, психология и социология.

Степень изученности проблемы. Исследования возможностей социального регулирования проституции и самого феномена проституции, активно проводились в России уже в конце XIX – в начале XX вв. Следует назвать такие имена исследователей проституции этого периода как Н. Дубошинский, В. Тарновский, Ф. Мюллер, П. Обозенко, Н. Бибиков, В. Зарубин, И. Клевцов, М. Кузнецов, А. Сабинин, А. Суздальский. В изучение проституции был сделан тогда существенный вклад специалистами-медиками, в рамках решения задачи сдерживания эпидемии сифилиса, в России (В.М. Тарновский, С.А. Венечанский, А.Г. Бахтерахт, Г.М. Герценштейн, К.Д. Попов, З.Я. Ельцин, А.Г. Петровский).

Проблематика социального  контроля проституции на том этапе  развития науки была представлена, главным образом, юридическим подходом (А.Ф. Кони, М.С. Маргулис, М.М. Боровитинов, В.И. Дерюжинский, В. Есипов).

Значительный вклад  в изучение проституции внёс немецкий учёный Иоган Блох. Его книга «История проституции» даёт полную картину процессу исторического развития этого явления. Большой вклад в исследование проституции как социального явления внеси также русские и советские ученые Х.М.Чарыхов, И.С. Кон, И.А. Голосенко, С.И. Голод, Я.И.Гилинский, Ю.М. Антонян.

Некоторые важные эмпирические данные, которые были получены в рамках собственно социологического исследования, не утратили своего значения и по сей день, однако их интерпретация  носила преимущественно историко-описательный или философский характер. Единственным статистическим исследованием проституции  того времени, охватившим практически  всю территорию России, явилось исследование 1889г., проведенное по инициативе Центрального статистического комитета Министерства внутренних дел Российской Империи, которое до настоящего времени дает обширнейший материал для анализа. В Санкт-Петербурге массовое исследование проституции, а также эффективности  системы социального контроля, существовавшего  тогда в виде врачебно-полицейского надзора, провел в 1891 – 1893 гг. П.Е. Обозенко.

Исследования рубежа XIX–XX вв. заложили в российской науке  прочную теоретическую и методологическую базу как для изучения социального феномена проституции, так и для разработки мер по ее контролю. Но в связи с масштабными политическими сдвигами в России начала XX в., исследования 1920-х годов носили уже ограниченный по охвату целевой группы характер, прежде всего, в силу утраты широкой статистической базы поднадзорной проституции, исходили из жестких идеологических предпосылок и имели узко прикладную направленность на борьбу с проституцией как с «социальным злом». Репрессивная социальная политика, проводившаяся в России с начала 1930-х годов, «ликвидировав» социальные девиации, привела к почти 40-ка летнему перерыву в исследованиях проституции. Возвращение к данной проблематике стало проявляться в отечественной науке только в конце 1960-х годов (В. Мыскин, Ю.В. Александров, А.Н. Игнатов, М.И. Арсеньева, К.К. Горяинов, А.А. Коровин, Э.Ф. Побегайло). Конечно, исследования этого периода характеризовались определенной фрагментарностью («исследования поведения некоторого числа женщин, ведущих аморальный образ жизни»), и носили ярко выраженную прикладную юридическую или медицинскую направленность.

Традиционное социологическое  изучение проституции проводилось  в контексте социологии преступности и девиации. Возникновение движения за права проституток в конце 1970-х годов привело к тому, что  проституцию стали рассматривать  как профессию. Но, несмотря на то, что  проблема проституции освещается ещё  с давних времён, постоянно открываются  всё новые и новые особенности  и формы этого явления, не разработано  эффективных мер борьбы с его  негативными последствиями.

Первым, по сути, социологическим  исследованием проституции в  советский период считается исследование проведенное в 1980-х годах в Грузии под руководством А.А. Габиани.

Значительный объем  исследований проституции в последние  годы, а также эффективности ее социального контроля проводится в  рамках проблематики глобализации сексуальной  индустрии, в частности, межгосударственного  перемещения женщин с целью их последующей сексуальной эксплуатации (трэффика) (М.М. Русакова, Л.Д. Ерохина, М.Ю. Буряк, Л.В. Понарина и др.).

Еще одной важной ветвью изучения проблем проституции  стали исследования начала 2000-х годов, проводящиеся с целью выявления  эпидемиологических характеристик  лиц, вовлеченных в секс-индустрию, и направленные на предотвращение дальнейшего  распространения ВИЧ-инфекции(Т.Т. Смольская).

Но все же, несмотря на достаточно широкий спектр тематики исследований проституции, преобладающая  их часть носит конкретно-прикладной характер, не претендует на выявление  причинных факторов, как предложения, так и использования коммерческих сексуальных услуг, и не содержит комплексных рекомендаций по контролю самой проституции, и ее социальных последствий в условиях современной  российской действительности.

Объект исследования: Проституция как социальный феномен.

Предмет исследования: Социальный контроль проституции в современном российском обществе.

Цель исследования: изучение распространенности проституции в современном российском обществе и разработка системы мер социального регулирования проституции, пригодной для реализации в условиях современной российской действительности.

Задачи дипломного исследования:

1. Анализ феномена  проституции как вида социальной  девиации.

2. Изучение распространенности  проституции в современном российском  обществе.

3. Проведение анализа  и оценка теоретического знания  в сфере социального контроля  проституции.

4. Исторический  анализ социальной практики в  сфере контроля проституции в  России.

5. Построение теоретической  модели социального контроля  проституции, пригодной для изучения  существующей в современной России  системы контроля и ее практического  совершенствования.

6. Разработка теоретически  и эмпирически обоснованной системы  мер по совершенствованию социального  контроля проституции, потенциально  эффективных в современных российских  условиях.

 

Проститу́ция (от лат.  prostitute [pro + statuo] — буквально выставлять впереди [напоказ]) — оказание сексуальных услуг за плату[1].

Сто́ит отметить, что в настоящее время в различных странах и культурах отношение к самой проституции неодинаково — в одних она считается нормальным явлением и законным видом деятельности, в других — уголовным преступлением.[2] Однако отношение к детской проституции почти повсеместно — резко отрицательно во всех смыслах.

Услуги

Проститутки могут предоставлять  следующие услуги: эротический массаж, вагинальный секс, анальный секс, оральный секс, стриптиз, «игрушки» (мастурбация), лесби-шоу, эскорт-услуги, групповой секс, фистинг, римминг, трамплинг, «золотой дождь», копро, ролевые игры, БДСМ и др.

Некоторые проститутки практикуют ограничение по минимальному возрасту (см. «Возраст сексуального согласия») и фейс-контроль.

Мужская проституция

Основная статья: Мужская проституция

Проституция традиционно  считается явлением сугубо женским, как и род, к которому принадлежит  слово «проститутка». Между тем  уже с древности существовали мужчины, фактически выполняющие ту же роль.

  • Гомосексуальная мужская проституция. Существовала и существует практика предоставления гомосексуальными и гетеросексуальными мужчинами платных сексуальных услуг другим мужчинам. По форме это мало отличается от женского варианта проституции — те же уличные, вокзальные «мальчики», публичные дома, массажные салоны и прочее.
  • Гетеросексуальная мужская проституция. Мужчина получает деньги за сожительство с состоятельной женщиной (такого мужчину именуют жиголо или альфонс). Такая форма проституции появилась в романских странах. Внешне она может отличаться от традиционной «женской» проституции, когда клиент просто платит за определённые услуги определённую сумму денег. Чаще отношения жиголо с женщиной имеют более-менее продолжительный характер.

Также проститутки-мужчины  иногда работают совместно с женщинами-проститутками, позиционируя себя как «семейные  пары». Они нанимаются клиентами  для гетеросексуального группового секса или свинга.

Социальная организация

Как правило, под проституцией понимаются так или иначе социально  организованные формы продажи секса. Стихийной формой такой организации являются отношения проституток с сутенёрами — мужчинами, обеспечивающими (в той или иной мере) безопасность проституток и поставляющими им клиентов. Более сложной формой организации проституции выступают публичные дома, в которых может быть собран целый «трудовой коллектив» «сексуальных работниц».

В XIX веке к самоорганизации лиц, причастных к занятиям проституцией, добавляется деятельность государства, направленная на установление некоего контроля за этой сферой жизни — с целью уменьшения её криминогенности, изъятия части доходов и препятствования лавинообразному распространению венерических заболеваний: вводятся те или иные формы лицензирования проституции (в царской России документ, удостоверяющий, что его хозяйка занимается продажей секса, назывался «жёлтым билетом»).

В разное время в законодательствах  разных стран предпринимались попытки  криминализации проституции как  таковой. Большинство экспертов-сексологов склоняется к мысли о том, что тотальный законодательный запрет проституции неэффективен[источник не указан 1061 день]. В настоящее время в некоторых странах мира уголовная ответственность за занятия проституцией отсутствует. Во всех странах, однако, сохранено уголовное наказание за вовлечение в занятия проституцией несовершеннолетних и лиц с ограниченными умственными способностями, за принуждение к занятиям проституцией; в некоторых странах (в том числе в России) уголовно наказуемой является организация проституции как бизнеса.

История проституции

 

Прекрасная  Отеро — известная испанская танцовщица, актриса и куртизанка

Основная статья: История проституции

Проституция современного вида (коммерческая) появляется в городском  обществе, когда женщина освобождается  от власти рода и может сама выбирать партнёра по сексу. По мнению ряда исследователей, проституции коммерческой предшествовали формы так называемой ритуальной и патриархальной (гостеприимной) проституции, которые собственно проституцией не являлись и имели культовое значение.

Проституция в  странах мира

Проституция в  России и СССР

См. также: Проституция в России и Проституция в СССР

До 1917 г.

 

Удостоверение на право работы проституткой на Нижегородской ярмарке  на 1904—1905 годы

Данная страница или раздел содержит ненормативную лексику.

 

Судебник 1589 года определял для проституток компенсацию за оскорбление («бесчестие») минимальной из всех возможных - 2 деньги, наравне с ведьмами.[3]

В начале XVII века Петр Петрей отмечал, что бедные или мелкие дворяне промышляют продажей своих жён, беря за услугу 2 или 3 талера[источник не указан 532 дня]. В России проституция преследовалась по закону начиная с 1649 г., когда Алексей Михайлович приказал городским объездчикам следить, «чтобы на улицах и переулках бляди не было[4].» Однако (по сообщению лейб-медика Романовых) в общественном мнении, к примеру, не считалось предосудительным, что «русская проститутка, продаёт себя иноземцу, так как её потомство будет образовано в истинной древней Вере, и Русский получит неограниченного ребёнка от иноземца» (С.Карлейль[источник не указан 531 день]).

Информация о работе Проституция: история и возможности государственного регулирования. Зарубежный опыт