Зарубежный опыт регулирования процессов занятости

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 21:06, доклад

Краткое описание

Опыт промышленно развитых стран показывает, что центральным звеном системы регулирования процессов на рынке труда является государственная служба занятости. Она представляет собой структуру специальных органов, создаваемых для постоянного целенаправленного регулирования профессиональной подготовки и использования рабочей силы. В зависимости от особенностей рыночных отношений во многих странах определяются функции и степень активности государственной службы. Например, в Швеции, Канаде, ФРГ, Японии и ряде других стран этой службе отводится роль основного инструмента разработки и воплощения в жизнь политики в области занятости, регулятора между спросом и предложением рабочей силы. В то же время в Великобритании, Австралии и США роль государственной службы занятости менее активна: здесь допускается наличие частных платных бюро по трудоустройству, ответственность же за поиск работы ложится непосредственно на самих безработных.

Файлы: 1 файл

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ ЗАНЯТОСТИ.docx

— 25.95 Кб (Скачать)

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ ЗАНЯТОСТИ

 

Опыт промышленно развитых стран показывает, что центральным  звеном системы регулирования процессов  на рынке труда является государственная  служба занятости. Она представляет собой структуру специальных  органов, создаваемых для постоянного  целенаправленного регулирования  профессиональной подготовки и использования  рабочей силы. В зависимости от особенностей рыночных отношений во многих странах определяются функции  и степень активности государственной  службы. Например, в Швеции, Канаде, ФРГ, Японии и ряде других стран этой службе отводится роль основного  инструмента разработки и воплощения в жизнь политики в области занятости, регулятора между спросом и предложением рабочей силы. В то же время в Великобритании, Австралии и США роль государственной службы занятости менее активна: здесь допускается наличие частных платных бюро по трудоустройству, ответственность же за поиск работы ложится непосредственно на самих безработных.

В различных странах службы занятости имеют различный юридический  статус: управления в Министерстве труда или автономного учреждения (ведомства). В большинстве стран  служба занятости и ее агентства  выступают в качестве представителей государственной администрации  со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Финансирование мероприятий  по регулированию процессов занятости  и трудоустройству граждан, включая  и содержание службы занятости, во многих странах осуществляется по-разному. В ФРГ эти мероприятия финансируются  за счет налогов с предпринимателей и трудящихся; в Финляндии, Швеции, Франции — из государственного бюджета; в Бельгии, Канаде, США — за счет комбинированных источников (бюджет и фонды страхования на случай потери работы).

Внимание, уделяемое зарубежными  странами активным программам на рынке  труда, и перераспределение значительной доли их ресурсов в пользу этих программ (от 0,4% ВВП в США и Канаде до 2% в Швеции) вызывается многими причинами. Во-первых, активная позиция не только и не столько поддерживает существование тех, кто потерял работу, но прежде всего поощряет активность каждого гражданина, направленную на поиск рабочего места, что, в свою очередь, сокращает его зависимость от поддержки доходов за счет социальных выплат (а, значит, уменьшает и затраты государственного бюджета), а также снимает напряженность в обществе, связанную с тяжелым психическим состоянием безработных (даже при условии получения ими достаточно высоких пособий). Во-вторых, активная позиция увеличивает производительность труда в целом и, в частности, способствует структурной перестройке экономики, повышая тем самым эффективность использования трудовых ресурсов, поскольку ее главная задача состоит в максимально быстром нахождении работником такого рабочего места, на котором его отдача будет самой высокой, то есть такого рабочего места, которое будет оптимально соответствовать его умственным и физическим способностям.

Основными функциями службы занятости, закрепленными законодательно во многих странах, являются: оказание посреднических услуг в трудоустройстве, ориентация в выборе профессии, подготовка и переподготовка с целью трудоустройства, консультации по проблемам размещения производства, международный обмен  стажерами, информационная служба, специализированное обслуживание лиц с ограниченной трудоспособностью.

Главной обязанностью бюро по трудоустройству является обеспечение  встречи покупателей и продавцов  рабочей силы. Предприниматель с  вакансией может отправить заявку в агентство, указав сущность работы, необходимую квалификацию и прочее. Безработный или человек, желающий сменить свое рабочее место, имеет  право попросить о нем в  бюро, для чего он должен заполнить  регистрационный лист. Служащие агентства  проводят первоначальный отбор, ставя  в соответствие запросы и регистрационные  листы. Работодатель не обязан нанимать найденную ему кандидатуру; безработный  также может отказаться от предложенного  ему места. Практически во всех государствах деятельность служб по трудоустройству  бесплатна как для трудящихся, так и для предпринимателей. Система  сбора и обработки данных построена  на единых для всей страны принципах, а информация носит закрытый характер и недоступна даже полиции.

Интересен опыт Франции, где  агентства занятости организуют специальные кружки для безработных, проводящие 2—3 раза в неделю занятия  на тему «Как искать работу», на которых  обсуждаются различные варианты предстоящих переговоров с нанимателями, другие вопросы, касающиеся правил поведения  при поиске вакансии. Деятельность этих кружков достаточно результативна: они помогают 40% их посещающих подобрать  себе удачное место.

Несмотря на то, что эффективность  государственной службы по трудоустройству  высока, только небольшая часть вакансий заполняется с ее помощью, причем это преимущественно рабочие  места, требующие низкой квалификации. Так, в Швеции всего 35% ищущих работу вступают в контакт с бюро занятости. Во Франции через государственные агентства трудоустраиваются 750 тыс. чел. в год, или 15% всей потребности в рабочей силе. Даже в США, где насчитывается 300 банков рабочих мест, охватывающих всю территорию страны, лишь 5% лиц получают работу через службу содействия найму.

Дело в том, что целый  ряд причин затрудняет функционирование агентств. Так, предприниматели, имеющие  выгодные вакансии, и хорошие работники  редко пользуются их услугами, предпочитая  искать то, что им нужно, через родственников  и знакомых или с помощью объявлений и прямых контактов. Подсчитано, что  большинство трудящихся (56%) получает информацию о рабочих местах от друзей или родных. Во-вторых, работодатели часто не заявляют о своих вакансиях, боясь раскрытия коммерческой тайны. В связи с этим в некоторых странах их законодательно обязывают делать это («Закон об обязательной регистрации свободных рабочих мест» в Швеции). В-третьих, сложности в оценке, как предлагаемых работ, так и рабочих не просто снижают успех деятельности бюро, но и уменьшают их престиж. Во многих случаях частные агентства по трудоустройству оказываются более перспективными. Наконец, национальную службу занятости часто рассматривают как учреждение для поиска работы неудачникам, а предприниматели воспринимают присланных им из бюро людей, как худшую часть рабочей силы.

Еще одна широко распространенная мера государства по усовершенствованию информации о рынке труда —  это публикация данных о будущем  спросе на различные профессии, что  особенно ценно для учащихся, выбирающих, какую карьеру предпочесть.

Однако эти публикации содержат массу возможностей для  ошибок: даются средние цифры по стране, тогда как тенденции, существующие на местных рынках, могут различаться; технологические сдвиги, меняющие спрос  на труд, почти непредсказуемы; а  во многих расчетах не учитывается, что  этот спрос зависит и от заработной платы.

Особое внимание в мероприятиях по содействию занятости уделяется  вопросам обеспечения занятости  молодежи, так как она — одна из самых уязвимых категорий населения  на рынке труда.

Чтобы каким-то образом снизить  уровень социальной напряженности  и разрядить взрывоопасную ситуацию, правительства большинства западных стран разрабатывают специальные  социальные программы, ориентированные  на молодежь.

Программа занятости для  молодежи неразрывно связана с программами  профессионального обучения. Во многих промышленно развитых странах действуют  меры, направленные на то, чтобы облегчить  переход молодых людей от школы  к трудовой жизни, в частности: субсидии предпринимателям в промышленности и торговле, которые предоставляют  молодым людям возможность по окончании школы проходить полугодовую  стажировку, получая одновременно минимальную  заработную плату (Австралия); льготы в налогообложении по социальному страхованию предприятиям, предлагающим контракты для производственного обучения, договоры на неполное рабочее время с ограниченной продолжительностью и параллельно — курс профессиональной подготовки непосредственно на предприятии без заключения трудового договора (Италия); программа охвата профессиональной подготовкой всех молодых людей до 18-летнего возраста, которые в 16 и 17 лет закончили школу и не имеют работы (Великобритания) и др.

Программы занятости молодежи, в которых достигнута наиболее высокая  степень эффективности, разработаны  и действуют во Франции.

Их можно условно подразделить на две основные группы: программы  обучения, предоставляющие специальные  виды трудовых контрактов для молодых людей, и программы, обеспечивающие им профессиональную стажировку и обучение, но не дающие статуса работы по найму.

В первой группе выделяются следующие виды трудовых договоров.

·     Контракт об адаптации к рабочему месту. Продолжительность контракта — минимум 6 месяцев, заработная плата в рамках контракта — не меньше минимальной по стране. Контракт заключается с молодыми людьми, которые уже имеют определенную квалификацию и могут достаточно быстро занять рабочее место благодаря дополнительной профессиональной подготовке, нацеленной на нужды конкретной фирмы.

Контракт о квалификации. Продолжительность — от полугода до 2 лет. Заработная плата в рамках контракта — не ниже 17—75% минимальной  заработной платы, ее размер прямо связывается  с возрастом и продолжительностью работы. Этот вид контракта предназначен для молодых людей, не имеющих  квалификации.

Контракт о производственном ученичестве. Его продолжительность  — от 1 года до 3 лет. По контракту  выплачивается заработная плата  в размере не менее 17—75% минимальной.

Контракт «занятость —  солидарность». Продолжительность  контракта — от 3 месяцев до 1 года. Заработная плата по контракту начисляется  на базе половинного размера минимальной, 85% этого заработка выплачивается  за счет государства. Распространяются только на государственные предприятия, причем на работы так называемой общественной полезности (различные неприбыльные учреждения и ассоциации, органы социального обеспечения и т.д.).

В рамках второй группы программ занятости для молодежи можно  выделить следующие: мероприятия чередующегося  профессионального обучения (от 2 до 8 месяцев), стажировки приобщения к  профессиональной жизни (3—6 месяцев), квалифицирующие мероприятия.

Молодежи предоставляется  первоочередное право при приеме на государственные курсы профессиональной подготовки и переподготовки. Так, в  Великобритании в 1983 г. вступила в действие программа профессионального обучения молодых людей, предусматривающая  профессиональную подготовку и работу на производстве для выпускников  школ. Во Франции для молодежи от 16 лет до 21 года, бросившей учебу, проводятся стажировки за счет предприятий  с целью компенсации недостатков  в образовании. Специалисты считают, что весьма эффективно чередование  занятий в старших классах  и на профессиональных курсах.

Помимо возможности участия  в различных программах профессиональной подготовки, молодые люди обладают преимущественным правом поступления  на субсидируемые рабочие места. Так, во Франции государство стимулирует компании, принимающие на работу молодежь без специальности или квалификации, беря на себя расходы по ее страхованию от безработицы и болезни на срок до 1 года, что снижает затраты на рабочую силу на 20—25%. Аналогично, в Испании предприниматели, нанимающие или обучающие молодых людей, платят пониженные взносы на социальное страхование. А в Великобритании, Италии, Швеции государство покрывает до 80 процентов издержек фирмы при трудоустройстве молодежи 16—18 лет без среднего образования. Кроме того, в большинстве стран ОЭСР продолжают действовать программы создания дополнительных рабочих мест для молодых людей, финансируемые из государственных источников (общественные работы).

Существуют и некоторые  другие программы в рамках политики занятости, которые в значительной степени касаются молодых людей.

Это и программа стимулирования предпринимательской деятельности (существенные субсидии и льготы безработным, решившим открыть собственное дело), и освобождение от социальных взносов  тех пожилых людей или инвалидов, которые принимают к себе для  работы на дому помощника или сиделку (чаще всего они рекрутируются  из числа молодых безработных). Речь в первую очередь идет о действующих  сейчас уже в 17 странах ОЭСР программах, допускающих выплату лицам, не имеющим  работы, всей суммы пособия по безработице  за максимальный срок при условии  открытия ими собственного дела. Безработный, желающий начать свой бизнес, подает заявление  с необходимыми обоснованиями в  агентство по трудоустройству, где  его рассматривают специалисты  и готовят свое заключение. Около 60% таких просьб удовлетворяется. При  этом стартовый капитал нового предприятия  может быть обеспечен за счет его  владельца лишь на 10%, до 70% государственные  субсидии и около 20% кредиты. Фирма, не приносящая прибыли, освобождается  на определенный срок от уплаты налогов. Как показывает опыт, именно развитие подобных предприятий позволяет  создать значительную часть новых  рабочих мест. Так, во Франции 1/4 всех вновь образовавшихся фирм за последние 4 года финансировалась за счет средств  государственного страхования по безработице.

Поддержка государства, которая  кроме денежной помощи включает предоставление консультационных и иных услуг, определяет высокую степень выживаемости этих предприятий. Например, в Великобритании через 2 года после открытия, то есть когда уже прекращалось поступление  государственных дотаций, продолжали успешно функционировать 65 процентов  самостоятельных хозяев.

Следует сказать и о  программах общественных работ. Впервые  возникнув в США (30-е гг. ХХ в.), общественные работы в те годы носили общенациональный характер и включали в себя труд, не требующий высокой  квалификации. Сейчас они редко охватывают всю страну, чаще имея дело с отдельными категориями населения, районами или  периодами времени (межсезонье, спад деловой активности).

Программы общественных работ  это, во-первых, трудоемкие общественные работы, которые нацелены на мобилизацию  излишней рабочей силы в сельской местности для создания базовой  инфраструктуры (дорог, ирригационных  сооружений), защиты земель и проведения лесопосадок. В городах к работам такого рода можно отнести прокладку тротуаров, строительство и ремонт общественных зданий и сооружений (школ, больниц, библиотек, музеев, систем канализации и водоснабжения и другое). Во-вторых, существуют также так называемые социальные общественные работы, оплачиваемые муниципальными властями, услуги по уходу за престарелыми, инвалидами, детьми, больными.

Информация о работе Зарубежный опыт регулирования процессов занятости