Зарубежный опыт управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 19:06, реферат

Краткое описание

Развитие бизнеса не стоит на месте, и компании с самого начала своего существования создают отдел по управлению человеческими ресурсами. Это объясняется как большим количеством штатных сотрудников, так и необходимостью постоянно контролировать кадровый процесс на предприятии. Со временем в той или иной страновой среде формируются собственные стандарты и традиции систем по управлению персоналом. Сегодня особенно любопытно узнать, как принято управлять персоналом в зарубежных странах.

Оглавление

Введение
Глава 1. Мировой опыт управления
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

ВГПГК.docx

— 22.71 Кб (Скачать)

                                               ВГПГК 
 

     

         Реферат                                                                                         

             по дисциплине: менеджмент

 

На  тему: Зарубежный опыт управления                      
 
 
 
 
 

                                            

                                                  

                                                              Проверила: Кретова Л.Е

                                                                            Выполнила: Аксенова М.А

                                                                                 группа ОС-291 
 

                                                   Воронеж 

                                              2011

Содержание 

Введение 

Глава 1. Мировой опыт управления

Список  использованных источников 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        

Введение

     Развитие  бизнеса не стоит на месте, и компании с самого начала своего существования  создают отдел по управлению человеческими  ресурсами. Это объясняется как  большим количеством штатных  сотрудников, так и необходимостью постоянно контролировать кадровый процесс на предприятии. Со временем в той или иной страновой среде формируются собственные стандарты и традиции систем по управлению персоналом. Сегодня особенно любопытно узнать, как принято управлять персоналом в зарубежных странах.

     Многочисленные  наблюдения социологов дали основания  выделить три основных подхода к  управлению персоналом, которые практикуются в мире: европейская модель, американская и японская. В каждой стране порядок  в кадровом управлении можно свести к комбинации этих моделей.

     До  недавнего времени для многих стран западная модель управления персоналом была приоритетной при выборе пути экономического развития. В определенной степени она оказалась эффективной  для послевоенной Германии и Японии, но, перенесенная в конце прошлого века в Россию и Украину, не дала желаемых результатов. Более того, вызвала  ряд негативных последствий и  кризисных явлений. Многие специалисты  России и Украины пришли к выводу, что наилучшим решением для нашей  страны станет синтез зарубежных подходов.

     Сегодня в развитии экономики большинства  стран наиболее значительными признаются проблемы в области работы с человеческими  ресурсами. В разных культурах, странах  существуют значительные различия в  подходах к управлению человеческими  ресурсами и в наборе конкретных управленческих методов.

     Наиболее  ярко они проявились между практикой  управления в странах постсоветского пространства и на Западе. В свою очередь, западная практика управления также не может быть признана однородной. Существуют принципиальные различия между  тем, как управляют в США и  Японии; срединное положение между этими крайностями занимает Европейское управление.

     При всем многообразии существующих в мире подходов к управлению человеческими  ресурсами, радикальных отличиях в  решении этих проблем, имеются и  тенденции, носящие общий характер: формализация процедур отбора человеческих ресурсов, анализ потребностей в них, системная увязка хозяйственных  решений и политики в области  управления человеческими ресурсами.

 

     Глава 1 Мировой опыт управления

     1.1 Реализация европейской модели  управления персоналом

 

     Рассмотрим  европейский опыт менеджмента на примере Германии. Значительные результаты, достигнутые экономикой страны, свидетельствуют  об эффективности системы организации  и управления.

     Главными  целями менеджмента в Германии является получение максимальной прибыли  и обеспечение выплаты акционерам дивидендов. Кроме этого, немецкие менеджеры  стремятся:

  • обеспечить ведущее место своих компаний на рынке;
  • постоянно развивать производство за счет инвестиций;
  • активно проводить научно-исследовательские и опытно-промышленные работы;
  • решать экологические проблемы;
  • осуществлять подготовку и обучение кадров.

     Управление  предприятиями организовано таким  образом, что наряду с четкими  экономическими отношениями всех уровней  существует и жесткая административная подчиненность нижних уровней управления верхним, строгий спрос за выполнение плана. Усилия менеджеров направлены на обеспечение выживаемости компаний на рынке за счет создания условий  по производству конкурентоспособной  продукции. Стилем работы аппарата управления является метод убеждения подчиненных  вышестоящим руководством. Такой  стиль сформировался исходя из соображений, что при этом обеспечивается наибольшая отдача в работе.

     В практике работы широко используется проведение регулярных дискуссий по различным проблемам (плану, итогам работы, рынку, перспективам развития, инвестиционным программам и др.). Как  правило, не практикуется издание приказов и других директивных документов. Чаще указания носят форму совета, рекомендации. Однако если рекомендации подчиненными не выполняются, то решается вопрос о соответствии подчиненного занимаемой должности. На предприятиях создаются производственные советы, которые избираются представителями трудового коллектива. Производственные советы представляют интересы трудящихся перед администрацией предприятия. Без разрешения производственного совета не допускаются сверхурочные работы.

     Решение о закрытии малорентабельных производств принимаются руководством предприятия только после консультации с производственным советом.

     На  предприятиях ФРГ существует система  жесткого планирования. Основой является пятилетний план, который ежегодно обновляется. Жесткое планирование не мешает структурным подразделениям быть самостоятельными, но предполагает строгий контроль за их деятельностью со стороны высшего уровня менеджмента. В основу перспективного и оперативного планирования положены разные подходы. Стратегии пятилетки – это политика инвестиций, финансов, прибыли и рентабельности. Оперативное планирование включает годовые, квартальные, месячные и недельные планы, которые содержат показатели по сбыту продукции, программу производства, поставки сырья, оценку экономических результатов. Действует система корректировки оперативных планов. Если она положительная, то руководство предприятия обычно не возражает против такого уточнения плана. Если же отрицательная, то обеспечивается строгий спрос с менеджеров за то, что они не сумели предвидеть сбои в работе и решить проблемы.

     В процессе выполнения намеченной планом производственной деятельности количество и ассортимент продукции могут  измениться в зависимости от спроса. Однако непременно должна быть достигнута запланированная прибыль. Менеджеры  несут ответственность за получение  прибыли и имеют надбавки в  зависимости от нее. Если на участке  работы, руководимым менеджером, не получена прибыль, то надбавка не выплачивается. При этом критически анализируется деятельность соответствующих структурных подразделений, намечаются меры по выправлению положения. Если эти меры не приводят к увеличению прибыли, то менеджер, ответственный за данный участок работы, заменяется.

     Работа  с кадрами является одной из главных  функций менеджмента на фирмах ФРГ. Задачи кадровых служб предприятий  кроме подбора кадров включают: обучение персонала, повышение его квалификации, охрану труда, организацию оплаты труда, обеспечение старости и другие вопросы  социальной политики.

     Менеджеры должны организовать повышение квалификации персонала, создавать резерв на руководящие  должности. Менеджеров выбирают в основном из сотрудников самой фирмы. Порой  менеджеров принимают и со стороны, однако стараются при этом исключить  «семейственность», т.е. предоставление льгот родственникам и знакомым при устройстве их на работу. Одним  из главных факторов при подборе  менеджеров является умение работать с людьми.

     Для оценки труда работников за прошедший  год осуществляется аттестация персонала. С этой целью разрабатываются  так называемые оценочные листы  на каждого работника. В них сформулированы вопросы по двум разделам, характеризующим  квалификацию работника и его  отношение к труду. По каждому  вопросу оценочного листа менеджером выставляется оценка, после чего в  личной беседе с работником оценки обсуждаются. В большинстве случаев  менеджер и работник приходят к общему согласию в оценках, высказывая при  этом друг другу различные претензии. В случае разногласий работник обращается к вышестоящему руководству.

     Оценка  труда производится по всем категориям работников. При ежегодной оценке работника производится увеличение (снижение) надбавки к зарплате.

     Уровень заработной платы работников различных  категорий существенно различается. Так, заработная плата менеджера  высшего звена может быть в 15–30 раз выше, чем рабочего. Это объясняется  несопоставимо большей ответственностью, которую несут руководители за оптимальный  выбор стратегии развития и результаты работы предприятия.

     Важное  место в немецком менеджменте  отводится решению социальных вопросов. Развитие всей социальной инфраструктуры в Германии возложено на местные  власти. Муниципалитеты обязаны обеспечить население, проживающее на данной местности, всеми необходимыми социальными  объектами (детские сады, школы, поликлиники, больницы и др.). Их финансирование местные  власти осуществляют за счет налогов  с прибыли, поступающих от предприятий, находящихся на данной территории, а также поступлений из федерального бюджета. Однако в дополнение к этому  предприятия активно участвуют  в проведении различных социальных мероприятий (благоустройство, сохранение памятников старины, помощь бедным, больным  и т.д.). Пенсионное обеспечение сотрудников  осуществляется в зависимости от трудового стажа. Пенсия определяется в размере 50–80 % от среднего заработка. Максимальная пенсия в размере 80 % устанавливается  при трудовом стаже не менее 25 лет. Предприятия могут устанавливать  дополнительную пенсию в размере 10–20% от установленной государственной  пенсии. Для получения права на доплату к пенсии необходимо проработать  на предприятии не менее 10 лет. В случае сокращения на предприятии возможен досрочный выход на пенсию с ее выплатой за счет предприятия на период до достижения пенсионного возраста.

     Основными составными элементами мотивации труда  являются:

  • относительно высокий уровень зарплаты, который гарантирован законом о тарифных соглашениях, обеспечивающий высокий уровень жизни;
  • система ярко выраженной дифференциации в оплате труда в зависимости от образования, должности и стажа работы;
  • гарантия рабочего места, повышения квалификации;
  • получение права дополнительных выплат к государственной пенсии в зависимости от стажа работы на фирме;
  • прямая зависимость пенсии по старости от уровня заработной платы (без ограничения абсолютного размера верхнего предела пенсии);
  • социальная защищенность кадровых работников фирмы путем
  • выплаты пенсий при увольнении в связи с реорганизацией производства и управления.

     Список  использованной литературы

 
  1. Базаров Т.Ю. Управление персоналом. Практикум. –  М.: Юнити-Дана, 2009.
  2. Басаков М.И. Управление персоналом. Конспект лекций. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
  3. Беляцкий Н.П. Управление персоналом. – М.: Современная школа, 2010.
  4. Валиева О.В. Управление персоналом. Конспект лекций. – М.: А-Приор, 2009.
  5. Володько В.Ф. Международный менеджмент. – М.: Амалфея, 2009.
  6. Закаблуцкая Е.А. Управление персоналом. Руководитель и HR-специалист. – СПб.: Речь, 2009.
  7. Кибанов А.Я., Дуракова И.Б. Управление персоналом организации. Актуальные технологии найма, адаптации и аттестации. – М.: КноРус, 2010.
  8. Кибанов А.Я., Дуракова И.Б. Управление персоналом организации. Стратегия, маркетинг, интернационализация. – М.: Инфра-М, 2010.
  9. Лунёв А.П., Минёва О.К. Сравнение европейского и японского опыта управления персоналом // Гуманитарные исследования. 2008. № 4. С. 213-215.
  10. Никифорова Н.А, Управление персоналом. Краткий курс. – М.: Окей-книга, 2010.
  11. Орлова О.С. Управление персоналом современной организации. – М.: Экзамен, 2009.
  12. Потемкин В.К. Управление персоналом. – СПб.: Питер, 2010.
  13. Рогожин М.Ю. Управление персоналом. 100 вопросов и ответов о самом насущном в современной кадровой работе. – М.: Альфа-Пресс, 2009.
  14. Федорова Н.В., Минченкова О.Ю. Управление персоналом организации. – М.: КноРус, 2010.
  15. Чеховских И.А. Управление персоналом. В вопросах и ответах. – М.: Эксмо, 2010.

Информация о работе Зарубежный опыт управления