Понятие инновации и оценка инновационных проектов (теория)

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 15:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение всех аспектов инновационной деятельности. Задачей данной работы является определение сущности инноваций, рассмотрение этапов их внедрения, способов оценки, а также установление особенностей инновационной деятельности в современной России.

Оглавление

Глава 1. Понятие инновации и оценка инновационных проектов

1.Инновации
2.Инновационный процесс
3.Классификация инноваций
4.Общая экономическая эффективность инноваций
5.Методы оценки инновационных проектов
6.Экспертиза инновационных проектов

Файлы: 1 файл

инновационный менеджмент кусовая.doc

— 176.00 Кб (Скачать)

     Не  существует универсальной системы  отбора проектов, т.к. инвесторы и организации, реализующие проект, находятся в своих неповторимых условиях функционирования, и поэтому используют и руководствуются своими методами и критериями.

     Задача  анализа инвестиций, экспертизы и  отбора проектов – это проблема эффективности менеджмента. Как с точки зрения организации – разработчика проекта, так и с точки зрения потенциального инвестора основу реализуемой ими инвестиционной политики составляют система предварительного отсева инвестиционных проектов, не отвечающих избранной стратегии, и совокупность принципов и критериев отбора проектов из большого количества предложений, прошедших через сито предварительного отсева. Как следствие этого, процесс обработки и анализа инвестиционных предложений осуществляется по многоступенчатой схеме:

  • предварительная экспертиза инвестиционной заявки, предписывающей представлению бизнес-плана инвестиционного проекта
  • независимая экспертиза, включающая всесторонний и детальный анализ бизнес-плана инвестиционного проекта
  • принятие решения о финансировании проекта.

     Цель  первого этапа – это выявление  соответствия инвестиционного предложения, оформленного в виде заявки, – целям, приоритетам и предназначению источника  финансирования. Это соответствие выявляется сопоставлением приоритетов, существенно значимых для инвестора и конечных результатов проекта.

     В качестве возможных вариантов приоритетов  могут быть использованы: общественная значимость проекта, влияние на имидж  инвестора; соответствие целям и  задачам инвестора; соответствие финансовым возможностям инвестора; рыночный потенциал создаваемого продукта, период окупаемости проекта; прибыль и уровень риска; экономичность и безопасность проекта; соответствие законодательству. С помощью обычного метода экспертных оценок делается заключение о мере соответствия представленного инвестиционного предложения предназначению и возможностям инвестора; о приемлемости интегральных показателей экономической эффективности проекта.

     Этап  предварительной экспертизы характеризуется  минимальной трудоемкостью, следовательно, и стоимостью экспертных работ. Результатом этого этапа является решение об отклонении проекта по причинам его несоответствия основным предпочтениям и приоритетам инвестора или о продолжении его углубленного рассмотрения на стадии независимой экспертизы.

     Второй  этап характеризуется выбором и  использованием разнообразных методов  отбора инвестиционных проектов. Наиболее распространенной последовательностью  использования этих методов является:

  • составление перечня критериев, которые необходимо принять во внимание при рассмотрении проектов
  • бальная оценка проектов, в т.ч. с учетом неопределенности
  • финансово-экономическая оценка проектов, включающая методы дисконтирования денежных потоков и определение срока окупаемости инвестиций.

     Отбор проектов с помощью перечня критериев нацелен на выявление общего представления о проекте (его достоинствах и недостатках) путем установления соответствия проектов каждому из критериев установленного перечня. Перечень критериев и степень их важности может различаться в зависимости от конкретных особенностей организации, ее принадлежности и стратегической направленности; от характера инвестиционного проекта; от инициатора проведения экспертизы (собственно организации или потенциального инвестора).

     При составлении перечня критериев необходимо использовать лишь те из них, которые соответствуют приоритетным целям и задачам. Критерии отбора проектов подразделяются (условно) на следующие группы:

  • целевые критерии
  • внешние и экологические критерии
  • критерии реципиента, осуществляющего проект
  • критерии научно-технической перспективности
  • коммерческие критерии
  • производственные критерии
  • рыночные критерии
  • критерии региональных особенностей реализации проекта.

     Состав  целевых критериев определяется социально-экономической ситуацией  в стране. Некоторые целевые критерии могут пересекаться с критериями других групп. Это связано с тем, что критерии этого типа используются только на стадии отбора приоритетных направлений инвестирования. Целевые критерии включают

  • совместимость проекта с текущей стратегией организации и ее долгосрочным планом
  • соответствие проекта отношению организации к риску
  • соответствие проекта отношению организации к нововведениям
  • устойчивость положения организации и т.д.

     Внешние и экологические критерии включают:

  • правовую обеспеченность проекта, его непротиворечивость соответствующему законодательству
  • возможное влияние перспективного законодательства на проект
  • возможную реакцию общественного мнения на осуществление проекта
  • воздействие проекта на уровень занятости и т.д.

     Критерии организации-реципиента, реализующей проект, включают:

  • навыки управления и опыт предпринимателей, качество руководящего персонала, компетентность и связи
  • стратегию в области маркетинга, наличие опыта и данные об объеме операций на внешнем рынке
  • данные о финансовой состоятельности, стабильности финансовой истории
  • данные о потенциале роста
  • показатели диверсификации и т.д.

     При помощи научно-технических критериев  оценивается вероятность достижения требуемых научно-технических показателей  проекта и влияние их на результаты деятельности организации. Инновационный проект может быть изолированной разработкой или родоначальником семейства новых продуктов, определяющим дальнейшею специализацию организации. Поэтому оценивать проект следует не только с позиций непосредственно нового проекта, а целесообразно выявить и учесть возможные перспективы разработки в течение нескольких лет семейства продуктов, а также изменения соответствующей технологии для дальнейших разработок продукта или других сфер его приложения. Для организации большей привлекательностью обладает тот инновационный проект, результат которого имеет долгосрочные перспективы. Критерии включают данные о:

  • перспективности используемых научно-технических решений
  • патентной чистоте изделий и патентоспособности используемых технических решений
  • перспективности применения полученных результатов в будущих разработках
  • положительном воздействии на другие проекты, представляющие государственный интерес, и т.д.

     Коммерческие (финансовые) критерии включают данные о:

  • размере инвестиций, стартовых затрат на осуществление проекта
  • потенциальном годовом размере прибыли
  • ожидаемой норме чистой дисконтированной прибыли
  • значение внутренней нормы дохода, удовлетворяющей инвестора
  • соответствии проекта критериям экономической эффективности капвложений
  • сроке окупаемости и сальдо реальных денежных потоков
  • стабильности поступления доходов от проекта
  • возможности использования налоговых льгот
  • оценки периода удержания продукта на рынке, вероятном объеме продаж по годам
  • необходимости привлечения заемного капитала и его доли в инвестициях
  • финансовом риске, связанном с осуществлением проекта.

     Производственные  критерии включают данные о:

  • доступности сырья, материалов и необходимого дополнительного оборудования
  • необходимости технологических нововведений для осуществления проекта
  • наличие производственного персонала (по численности и квалификации)
  • возможности использования отходов производства
  • потребности в дополнительных производственных мощностях (дополнительном оборудовании) и т.д.

     Рыночные (маркетинговые) критерии предусматривают оценку:

  • соответствия проекта потребностям рынка
  • общей емкости рынка по отношению к предлагаемой и аналогичной продукции к моменту выхода новой продукции на рынок
  • вероятности коммерческого успеха
  • эластичности цены на данную продукцию
  • необходимости маркетинговых исследований и рекламы для продвижения предлагаемого товара на рынок
  • соответствие проекта уже существующим каналам сбыта
  • препятствий для проникновения на рынок
  • защищенности от устаревания продукции и склонности к модернизации
  • ожидаемого характера конкуренции и ее влияния на цену продукции и т.д.

     Критерии  региональных особенностей реализации проекта обусловлены различием  ресурсных возможностей, степени  социальной нестабильности, состоянием инфраструктуры и уровня риска при инвестиционных действиях в различных регионах.

     Следующим этапом процедуры экспертизы является бальная оценка рассматриваемых  проектов. Метод бальной оценки заключается  в следующем:

  • оцениваются наиболее важные факторы, оказывающие влияние на результаты проекта (составляется перечень критериев)
  • критериям присваиваются веса в зависимости от их значимости (оценка значимости дается экспертами на основании прошлого опыта или проведенного социологического опроса среди потребителей)
  • качественные оценки по каждому из названных критериев (низкая, средняя, высокая) выражается количественно.

     По  результатам составляются оценочная  таблица и профиль проекта. Общая  оценка проекта получается при перемножении веса критерия и веса ранга, соответствующих  отмеченным значениям. Оценки, полученные таким образом, нельзя считать абсолютно достоверными, что связано с субъективностью экспертных оценок при определении значимости каждого из факторов и числового значения каждого из рангов. Повысить объективность выводов можно, главным образом, за счет привлечения и к самим инновационным проектам, и к проведению экспертизы постороннего информационного потенциала, партнеров из числа лучших научных организаций, наиболее передовых консалтинговых, сервисных и инжиниринговых организаций, правительственных инстанций, курирующих сферы науки, технологий, образования и т.д.

     Финансово-экономическая  оценка предполагает проведение следующих  мероприятий:

  • финансовая экспертиза состояния организации посредством определения показателей ее финансовой деятельности, предшествующей проекту
  • определение коммерческой, бюджетной и экономической эффективности инвестиций в проект, реализуемый этой организацией.

     Оценка  финансового состояния организации  проводится на базе трех основных форм бухгалтерской отчетности: баланса (основной формы), отчета о движении денежных средств и отчета о прибылях и убытках. Она заключается в расчете финансовых показателей, наглядно отражающих эффективность деятельности организации в краткосрочной и долгосрочной перспективе (показатели платежеспособности и ликвидности).

     Этап  принятия решения о финансировании проекта имеет своей целью  определить оптимальное сочетание  различных типов финансирования и различных источников на тех  или иных этапах жизненного цикла  инновационного проекта. Такие мероприятия направлены на

  • снижение риска за счет его распределения между участниками проекта и инвесторами
  • оценку потенциала коммерциализуемости технологии и выявления степени заинтересованности потенциальных потребителей, их готовности инвестициями поддержать реализацию проекта
  • возможности предоставления налоговых льгот, которые можно было бы использовать в виде инвестиционного кредита.

     Особое  значение на этом этапе имеют обеспечение  контроля за целевым расходованием  средств и оценка полученных результатов на различных этапах жизненного цикла инноваций. Со стороны заявителя необходимо понимание важности предоставления точной и своевременной информации и обеспечения открытого доступа аудиторов финансирующих организаций к документам финансово-хозяйственной деятельности. 

 

       Заключение 

     Данная  работа была направлена на изучение аспектов управления, связанных с инновациями. В результате проведенной работы были выявленные основные положения  инновационной деятельности и управления ею.

     Так, любой ввод нового товара на рынок - рискованное мероприятие. Отмечено, что инновации достигают успеха в 65% случаев (по опросам 700 английских компаний), хотя только 10% из них были по-настоящему новыми, а 20% - лишь новыми версиями товаров. Таким образом, введение нового товара на рынок - род статистической игры. Большое число промежуточных этапов перед выводом товар на рынок призвано снизить риск, однако на все это требуется время.

Информация о работе Понятие инновации и оценка инновационных проектов (теория)