Особенности становления и развития инновационного предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 00:43, контрольная работа

Краткое описание

Процесс создания, освоения и распространения инноваций называется инновационной деятельностью или инновационным процессом.
В современной экономике роль инноваций значительно возросла. Без применения инноваций практически невозможно создать конкурентоспособную продукцию, имеющую высокую степень наукоемкости и новизны.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………….
3
1 Особенности становления и развития инновационного предпринимательства…….. 4
1.1 Сущность инновационного предпринимательства…………………………………. 4
1.2 Особенности инновационного предпринимательства……………………………… 10
2 Управление изменениями как фактор внедрения инноваций………………………… 13
Заключение…………………………………………………………………………………. 17
Список используемой литературы………………………………………………………... 19

Файлы: 1 файл

Контрольная.doc

— 128.00 Кб (Скачать)

В этом случае предпринимательская идея может основываться на следующих действиях:

-полной или частичной смене всех участвующих в процессе производства с целью «удаления» малоквалифицированных работников;

-создании «особого духа» в коллективе работающих за счет мобилизующих формулировок целевых установок и стимулов движения к таким целям;
-принятии мер по продуктивному использованию каждым работником своего рабочего времени и т. п.

Таким образом, инновационную идею можно определить как реально существующую возможность производства оригинального товара, продукта, услуги или же их улучшенных вариантов или модификаций, а также новых марок. Для предпринимателя важно выделить для себя те же информационные источники, которые помогут ему найти какую-то определенную инновационную идею.

Такими источниками могут быть конкретные знания: о рынке и его потребностях; о появлении новых технологий, материалов, способов производства; о существующих структурных или географических разрывах в обеспеченности каким-то определенным товаром.

Конкретными источниками инновационных идей могут выступать:

-потребители, т. е. изучение потребительского спроса;

-ученые, в том случае, если они занимаются изобретением или поиском новых материалов, товарных свойств, которые могут привести к созданию оригинальных или усовершенствованных вариантов товарной продукции, услуг;

-конкуренты, в некоторых случаях их деятельность, направленная на изучение потребительского спроса, может подтолкнуть предпринимателя к формированию собственной инновационной идеи;

-торговые агенты, дилеры и прочие посредники;

-консультанты предпринимателя по каким-то определенным элементам инновационной деятельности;

-непосредственно работники предприятия.

Наиболее активно в некоторых фирмах как источник инновационных идей используется именно персонал предприятия, для чего применяются особые приемы стимулирования деятельности работников по разработке новых товаров; при этом в процесс зарождения инновационных идей вовлекаются рядовые работники. 
            По причинам возникновения инновации можно разделить на реактивные и стратегические.

Реактивные инновации - реакция фирмы на нововведения, осуществленные конкурентом. Эти инновации фирма вынуждена производить вслед за конкурентом, чтобы быть в состоянии вести борьбу на рынке.

Стратегические инновации носят упреждающий инициативный характер, направлены на получение конкурентных преимуществ в перспективе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   1.2 Особенности инновационного предпринимательства

 

Инновационное предпринимательство — это особый новаторский процесс создания чего-то нового, процесс хозяйствования, в основе которого лежит постоянный поиск новых возможностей, ориентация на инновации. Инновационное предпринимательство — это высшая стадия предпринимательской деятельности, предоставляющая клиентам новые решения их проблем (новые изделия, услуги, технологии и другое), а также выявляющая новые инновационные возможности для собственного бизнеса. 

Интерес к инновационному предпринимательству в нашей стране очень высок. Но потенциал науки и возможность его практической реализации — это веши разные. Хозяйственные условия в России сегодня значительно отличаются от условий государств развитого капитализма, поэтому использование потенциала инновационного предпринимательства должно максимально учитывать особенности, традиции и специфику всей страны, каждого региона и отдельного трудового коллектива. 

В современном мире в настоящее время господствуют три тенденции, которые оказывают мощное влияние на развитие инновационного процесса и тесно переплетаются между собой:

-развитие новых технологий;

-глобализация предложения и спроса;

-индивидуализация и динамизм поведения покупателей.

За последние 10—15 лет произошло снижение удельного веса технических наук, и возросла доля комплекса «наук о жизни» (биология, генетика, медицина, биохимия, биофизика). 

Чтобы Россия смогла ускоренными темпами пройти этап постиндустриального общества, к 2012—2015 гг. необходимо определить основные приоритеты: семь—восемь макротехнологий, по которым наша страна в состоянии занимать лидирующие позиции или быть конкурентоспособной на мировом рынке наукоемкой продукции. В числе возможных направлений могут быть авиация, космос, биотехнология, судостроение, ядерная энергетика, специальные отрасли химии, металлургия, машиностроение, коммуникации и связи, автостроения, микроэлектроники. 
Финансирование деятельности инновационных фирм — это совокупность форм и методов, принципов и условий финансового обеспечения инновационной деятельности. 
             В настоящее время в Российской Федерации есть четыре основных источника финансирования инновационной деятельности: 

• бюджетные средства идут на финансирование фундаментальных исследований, прикладных разработок в приоритетных направлениях и организацию производства для выполнения государственных функций; 

• внебюджетные средства направляются на финансирование опытно-конструкторских разработок, высокотехнологичных проектов; организацию массового производства; 
• собственные средства предприятий идут на финансирование собственных НИОКР, закупки технологий, организацию производства; 

• средства иностранных инвесторов и международных финансовых организаций предназначены для финансирования международных проектов в научно-технологической сфере. 

Одно из новых и достаточно перспективных направлений в инновационном предпринимательстве – использование венчурного (рискового) капитала. Для России развитие венчурного финансирования является относительно новым. Полномасштабное привлечение в отечественную экономику (особенно в инновационный сектор) венчурных инвестиций может сыграть ведущую роль в деле создания отечественной конкурентоспособной технологической базы, формирующей перспективу общего роста экономики России. 

Хотя история венчурного бизнеса в России насчитывает более десяти лет, он до сих пор поддерживается в основном венчурными фондами зарубежного происхождения. 
Инновационная деятельность в большей степени, чем другие направления предпринимательской деятельности, сопряжена с риском, так как полная гарантия благополучного результата практически отсутствует. В крупных организациях этот риск, однако, значительно меньше, поскольку перекрывается масштабами обычной хозяйственной деятельности (отлаженной и чаще всего диверсифицированной). В отличие от крупных малые предприятия более подвержены риску, поэтому обычно их называют «рисковыми». Об уровне риска инновационной деятельности свидетельствует тот факт, что в среднем из каждых десяти венчурных фирм успеха добиваются лишь одно - два. 

Инновационный риск возникает при следующих ситуациях: 

• Внедрение более дешевого метода производства товара или оказания услуги по сравнению с уже использующимися. 

• Создание нового товара или оказание услуги на старом оборудовании. 

• Производство нового товара или оказание услуги с помощью новой техники
 

На деятельность инновационных предприятий влияют также риски, характерные для всех предпринимательских организаций: политические, кредитные, инвестиционные и др. 

Для государства стимулирование инновационной деятельности является без преувеличения наиболее приоритетным направлением экономической политики, так как именно уровень научно-технологического развития во многом определяет долгосрочные стратегические преимущества страны, в значительной мере именно от степени «инновационности» экономики зависят перспективы развития государства.

Основной задачей инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства является оказание содействия субъектам предпринимательской деятельности на начальных этапах развития инновационного предприятия или научно-технического проекта. 

Основные задачи, стоящие перед инфраструктурой поддержки инновационного предпринимательства: 

• расширение спроса на высокотехнологичную продукцию со стороны потребителей; 

• расширение круга потенциальных инвесторов за счет представителей рынка венчурного инвестирования, а также за счет среднего и крупного бизнеса; 

• оказание финансовой поддержки на самых ранних стадиях становления инновационных проектов; 

• помощь в поиске партнеров и оказание различного рода услуг по «сопровождению» реализации инновационных проектов; 

• помощь в получении доступа к наиболее доступным офисным и производственным помещениям; 

• информационная поддержка. 

В связи с тем, что основной проблемой малых инновационных предприятий остается недостаток финансирования на ранних этапах жизненного цикла, в первую очередь следует выделить организации, оказывающие финансовую поддержку инновационным проектам: Фонд содействия развития малых форм предприятий в научно-технической сфере и Российский фонд технологического развития. 

Кроме того, в регионах присутствует значительное число технопарков, инновационно-технологических центров и бизнес-инкубаторов, оказывающих услуги по аренде офисных и производственных помещений, сопровождению проектов, консультационные и другие услуги.

2 Управление изменениями как фактор внедрения инноваций

 

Любая организация всегда испытывает давление внешней среды. Оно может быть постоянным (например, со стороны бюрократических организаций), а может быть изменчивым, неопределенным, когда организации необходимо реализовать свой товар или услуги в различных секторах внешней среды. Неопределенность усиливается из-за того, что каждый из секторов внешней среды постоянно меняет свои требования к продукции организации, особенно в том случае, если организация должна действовать в условиях конкуренции.

Адаптация к изменяющейся внешней среде требует от высшего органа управления организации гибкости, которая выражается в изменениях, касающихся в первую очередь технологий, а нередко и структуры, и цели организации.

Вместе с тем организация должна быть чуткой к возникновению внутренних напряжений, не связанных с воздействиями внешней среды. Так, появление в организации новых специалистов, обладающих передовыми знаниями и навыками, может повлечь за собой изменение технологических процессов или пересмотр системы контроля; приобретение нового оборудования обычно влечет за собой изменение всей технологической цепочки и в социальной структуре организации.

Очевидно, что только организация, способная быстро улавливать и использовать современные знания и технологии, применять культурные новшества, внедрять новые формы работы с персоналом и постоянно совершенствовать способы работы с информацией, сможет поддерживать и развивать отношения с институциональным окружением, противодействовать конкурентам, поддерживать партнерские отношения и удовлетворять требования общественности. Удачно внедряемые и распространяемые нововведения позволяют также решать проблему интеграции социальных структур организации и успешно достигать поставленных целей. Другими словами, выполнение всех условий выживания организации необходимо связано с ее способностью к постоянным изменениям; только изменяющаяся, гибкая и динамичная организация может успешно существовать в сложном политическом, экономическом, социальном и культурном окружении.

Осуществление намеренных и целенаправленных изменений не должно входить в противоречие с традиционными формами поведения, сложившимися в организации. Наоборот, правильно спланированные и проведенные инновации способны наполнить традиции новым содержанием, сделать организацию более привлекательной для сотрудников, клиентов, потребителей и общественности.

 

Наиболее эффективны те инновации в организации, которые обоснованы, необходимы, вызваны наличной ситуацией или предвидением изменений этой ситуации. Поэтому исключим из рассмотрения те изменения в организации, которые вызываются эмоциональным состоянием высшего руководства, его стремлением укреплять свою власть и удовлетворять другие личностные или узко-групповые потребности без учета целей организации или состояния внешней среды.

В подавляющем большинстве случаев проведение целенаправленных изменений в организации прямо или косвенно связано с изменениями внешней среды или изменениями внутри организации. Таким образом, имеет место ситуация порождения одних изменений другими изменениями. В принципе можно сказать, что процесс осуществления инноваций в организации представляет собой приведение состояние всех компонентов организации в соответствие с изменяющейся ситуацией. В связи с этим важно определить суть социальных изменений, так или иначе связанных с организацией следующим образом.

Изменение — это процесс движения и взаимодействия предметов и явлений, перехода от одного состояния к другому, возникновение у них новых свойств, функций, отношений. При этом нужно сказать, что следует рассматривать социальные и культурные изменения во внешней среде и организации.

В зависимости от состояния задающих необходимость и степень изменения основных факторов, от состояния отрасли, организации, продукта и рынка можно выделить пять достаточно устойчивых и отличающихся определенной завершенностью типов изменений:

Информация о работе Особенности становления и развития инновационного предпринимательства