Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2014 в 01:43, курсовая работа
Цель настоящей курсовой работы состоит в том, чтобы опираясь на теоретический анализ экономической сущности предпринимательства и его современных форм в рыночной экономике оценить особенности становления предпринимательства в России.
Поставленная цель реализуется решением следующих задач:
- охарактеризовать сущность и современные формы предпринимательства в рыночной экономической системе;
- классифицировать формы предпринимательства по различным признакам;
Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Сущность и современные формы предпринимательства в
рыночной экономической системе……………………………..6
1.1. Сущность и цели предпринимательства………………………………6
1.2. Основания классификации предпринимательства……………….......8
1.3. Функции предпринимательства и принципы его организации……..9
Глава 2. Особенности становления предпринимательства в России…...13
2.1. Условия зарождения предпринимательства в условиях
переходного периода в России………………………………………..13
2.2. Современные тенденции развития предпринимательства
в России………………………………………………………………..23
2.3. Предпринимательская деятельность на рынке ценных бумаг……...28
Заключение………………………………………………………………….31
Список литературы……………………
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Сущность и современные формы предпринимательства в
рыночной экономической системе……………………………..6
1.1. Сущность и цели
1.2. Основания классификации
1.3. Функции предпринимательства и принципы его организации……..9
Глава 2. Особенности становления предпринимательства в России…...13
2.1. Условия зарождения
переходного периода в России………………………………………..13
2.2. Современные тенденции
в России…………………………………………………………
2.3. Предпринимательская
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Подъем российской экономики во многом зависит от того, насколько эффективен будет в ней один из основных субъектов рыночных отношений, - предприниматели, насколько гармоничны будут его отношения с государством. Создание условий для предпринимательства, особенно в сфере материального производства, является важнейшей составляющей экономической политики государства.
Долгое время с начала экономической реформы стабилизация российской экономики и ее вывод из кризиса, разразившегося вследствие глубоких структурных деформаций, вызванных десятилетиями господства в стране командно-административной системы и ошибками начального этапа реформ, еще недавно связывались исключительно с экспортом различных видов сырья и энергоносителей. Несмотря на определенный социально-экономический эффект этой стабилизации, выразившийся в замедлении роста безработицы, снижении темпов падения уровня жизни населения, пополнении золотовалютных резервов страны и т.п., ориентация страны на экспорт сырья и энергоносителей как основное стратегическое средство подъема экономики является ошибочной, поскольку такой подъем не подкрепляется ростом производительных сил общества и, следовательно, подвержен сильному влиянию мировой конъюнктуры. В настоящее время остро встает вопрос об изменении приоритетов в экономической политике страны. Для сбалансированного и пропорционального подъема российской экономики необходимо уделять больше внимания развитию наукоемкого материального производства, способного удовлетворять потребности внутреннего рынка и поставлять конкурентоспособные товары на экспорт.
По своей экономической природе предпринимательство связано с реализацией возможностей, возникающих в сфере полного хозяйственного оборота - производства и обмена, поскольку в конечном итоге именно товарное производство является генератором возможностей, открывающихся перед предпринимательством на стадии обмена. Наличие структурных диспропорций в экономике, а также многочисленные несовершенства современного российского рынка неизбежные на этапе становления, способствуют проявлению предпринимательской инициативы главным образом в сфере обмена (торговле, кредитно-финансовой сфере и т.п.), что вполне естественно для переходной экономики.
В последние годы отмечается возросший интерес российских экономистов и практиков к проблемам предпринимательства. Большой вклад в теорию предпринимательства, являющуюся методологической основой для исследования этих проблем, внесли Л.И. Абалкин, B.C. Балабанов, А.В. Бачурин, Б.К. Злобин, А.А. Суханов, В.Е. Хруцкий, Н.П. Шмелев, Г.П. Черников, В.М Яковлев и другие. Теоретические разработки проблем предпринимательства имеются в трудах зарубежных экономистов М. Питерса, Ф. Хайека, Р. Хезрича, А. Хоскинга, Й. Шумпетера.
Становление и развитие предпринимательства в сфере производства как самостоятельная экономическая проблема остается еще недостаточно исследованной. Так, по нашему мнению, недостаточно освещены организационно-экономические и правовые проблемы предпринимательства, нет полного понимания необходимых условий и механизмов создания благоприятной среды для предпринимательства в сфере производства, не изучено его влияние на социальные процессы в обществе. Проблема эффективности производственного предпринимательства вообще еще не попадала в поле зрения исследователей.
Актуальность и острота проблем развития предпринимательства в сфере материального производства, а также недостаточное понимание макро-и микроэкономических механизмов, влияющих на эффективность предпринимательства на современном этапе перехода к рыночным отношениям в нашей стране, определили выбор темы данной курсовой работы.
Цель настоящей курсовой работы состоит в том, чтобы опираясь на теоретический анализ экономической сущности предпринимательства и его современных форм в рыночной экономике оценить особенности становления предпринимательства в России.
Поставленная цель реализуется решением следующих задач:
- охарактеризовать сущность и
современные формы
- классифицировать формы предпринимательства по различным признакам;
- определить функции
- исследовать условия
- выявить современные тенденции развития предпринимательства в России;
- охарактеризовать
Теоретико-методологическую базу курсовой работы составили труды ученых экономистов, реализующих неоклассический и конкретно-экономический подходы к анализу предпринимательства как инновационной деятельности в рамках рыночной экономики. В рамках системного подхода к анализу данной проблемы были использованы общенаучные и экономические методы: восхождение от абстрактного к конкретному, научной абстракции, категориального и сравнительного анализа.
Эмпирическую базу курсовой работы составили нормативные акты РФ, учебные пособия, статьи из периодической печати по данной теме.
Структура работы предопределена поставленной целью и состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Сущность и современные формы предпринимательства в
рыночной экономической системе
1.1. Сущность и цели предпринимательства
Движущим фактором поступательного развития экономики всегда выступало предпринимательство.
Предпринимательство — это самостоятельная, инициативная, связанная с хозяйственным риском деятельность, ведущаяся с целью получения прибыли для решения предусмотренных предпринимательской организацией задач1.
В соответствии со ст. 2 ГК РФ предпринимательской деятельностью является:
♦ самостоятельная;
♦ осуществляемая на свой риск;
♦ направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продаж товаров, выполнения работ или оказания услуг деятельность;
♦ осуществляемая лицами, зарегистрированными в соответствующем качестве.
Исторически исходным пунктом предпринимательской инициативы (поиска новых возможностей извлечения выгоды) была торговая деятельность, направленная на поиск наиболее привлекательных рынков.
Позже активную роль также играло ростовщичество.
С переходом к индустриальной стадии развития приоритетной сферой предпринимательства становятся отрасли материального производства.
Теперь уже не поиск наиболее привлекательных рынков, а нахождение наиболее рациональной комбинации применяемых факторов производства является условием предпринимательского успеха.
В условиях постиндустриального развития
предпринимательство все в
большей мере охватывает сферу финансов и научной деятельности, что
способствует реализации его инновационной
функции, сориентированной на перспективу,
стратегические решения. При этом важнейшей
задачей предпринимательской деятельности
становится не приспособление к меняющимся
условиям, а способность преобразовать
сами условия хозяйствования, правильно
оценив перспективу общественного развития.
Соответственно, трансформируется цель
предпринимательской деятельности: с
ориентации на "ближайший" результат
— максимизацию прибыли — на обеспечение
финансовой устойчивости предпринимательской
организации, позволяющей успешно сочетать
актуальный сегодня дух рационализма,
демократизма и социального партнерства.
Таким образом, по мере эволюции предпринимательства изменяется не только экономическая, но и его социальная значимость.
С учетом совокупности факторов — экономических и социальных важным аспектом современного предпринимательства являются условия (или среда) предпринимательства, позволяющие осуществлять эффективную предпринимательскую деятельность в соответствии с принятыми решениями.
Среда предпринимательства (или условия его развития) включает следующие элементы:
♦ экономическую свободу;
♦ личную заинтересованность;
♦ возможность конкуренции с учетом антимонопольного законодательства;
♦ адекватные времени и условиям формы государственного регулирования рыночной экономики, осуществляемые с помощью правовых и других институтов;
♦ развитую рыночную инфраструктуру.
Рыночная экономика по своей природе объективно предполагает ориентацию деятельности агентов рынка на прибыль, выступающую как прирост капитала. Прибыль является важнейшей целью, движущим мотивом предпринимательской деятельности.
Но может быть и другое:
♦ достижение лидирующего положения в отрасли или на рынке;
♦ обеспечение стабильных условий для реализации и развития предпринимательской функции;
♦ в отдельных случаях — подвижническая деятельность (социально-экономическая эволюция и др.), вместе с тем она не может составлять всей сути предпринимательства, чаще всего является вспомогательной деятельностью.
Поскольку предпринимательская деятельность является результатом лучшего (инновационного) использования факторов производства, различного рода рентные доходы, проценты на капитал не могут рассматриваться как доходы от предпринимательства.
1.2. Основания классификации предпринимательства
Предпринимательство можно
классифицировать по двум
1) по масштабам;
2) по характеру деятельности.
По масштабам выделяются:
♦ индивидуальное предпринимательство (одного человека или его семьи — крестьянское хозяйство, торговая лавка и т. д.);
♦ коллективное предпринимательство — инициативным делом занят коллектив (акционерные общества и др.).
По характеру предпринимательской деятельности (ст. 50 ГК РФ) выделяются:
♦ коммерческие предприятия — "преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности";
♦ некоммерческие организации — "не имеющие извлечение прибыли в качестве цели деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками" (ст. 50 ГК РФ).
Допускается создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов (ст. 50, п. 4 ГК РФ).
Некоммерческие организации могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.
Это — важная форма жизнедеятельности общественного организма, с помощью которой решаются многие актуальные социальные проблемы. Они могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
В условиях сочетания коммерческой и некоммерческой деятельности некоммерческие организации, соответственно, выполняют двоякую роль: с одной стороны, согласно статусу выполняют ряд работ на бесплатной основе, с другой — в соответствии с предпочтениями потребителей и их пожеланиями ряд услуг (работ) осуществляют за плату.
Характеризуемые формы сочетания платных и бесплатных работ получили в настоящее время широкое распространение в адвокатской деятельности, системах образования, здравоохранения и т. д.2
Таким образом, многообразие форм предпринимательства в рыночной экономике, характеризует сложность и комплексность экономической сущности данной категории, а так же необходимость системного подхода к ее анализу.
1.3. Функции предпринимательства и принципы его организации
Предпринимательство выполняет три основные функции. Первая функция — ресурсная. Предприниматель призван обеспечить производство необходимыми факторами и условиями: средствами производства, работниками, финансами, информацией. Вторая функция — организаторская, необходимо соединить в нужном сочетании факторы производства и направить усилия работников на достижение поставленной цели. Третья функция — творческая, связанная с новаторством в предпринимательской деятельности. Значение этой функции резко возросло в связи с последними научно-техническими достижениями и расширением рынка научно-технических разработок. Появилось особое направление предпринимательства — венчурное (рисковое), целью которого является внедрение в производство новых образцов техники и новейших технологий. Венчурные операции осуществляются инновационными банками, фирмами, фондами и связаны с кредитованием и финансированием научно-технических разработок и изобретений с высокой степенью риска. Венчурные предприятия — предприятия малого бизнеса в наукоемких отраслях экономики, специализирующиеся в области научных исследований, инженерных разработок, создания и внедрения нововведений. Талантливые изобретатели компьютера «ЭППЛ» Джобе и Возняк создали персональный компьютер в гараже. Начало фирме «Сони-корпорейшн» положила основанная в 1946 г. мастерская по переделке радиоприемников3.
Информация о работе Особенности становления предпринимательства в России