Особенности становления предпринимательства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2014 в 01:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей курсовой работы состоит в том, чтобы опираясь на теоретический анализ экономической сущности предпринимательства и его современных форм в рыночной экономике оценить особенности становления предпринимательства в России.
Поставленная цель реализуется решением следующих задач:
- охарактеризовать сущность и современные формы предпринимательства в рыночной экономической системе;
- классифицировать формы предпринимательства по различным признакам;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Сущность и современные формы предпринимательства в
рыночной экономической системе……………………………..6
1.1. Сущность и цели предпринимательства………………………………6
1.2. Основания классификации предпринимательства……………….......8
1.3. Функции предпринимательства и принципы его организации……..9
Глава 2. Особенности становления предпринимательства в России…...13
2.1. Условия зарождения предпринимательства в условиях
переходного периода в России………………………………………..13
2.2. Современные тенденции развития предпринимательства
в России………………………………………………………………..23
2.3. Предпринимательская деятельность на рынке ценных бумаг……...28
Заключение………………………………………………………………….31
Список литературы……………………

Файлы: 1 файл

kurs1_1.doc

— 201.50 Кб (Скачать)

Во многих странах предпринимательская деятельность свободна, не ограничивает инициативы и предпринимательской активности. Выступает в форме коммерческого расчета — специфического метода хозяйствования предприятий в рыночных условиях. Его основные принципы:

1) предпринимательская самостоятельность;

2) самоокупаемость и прибыльность;

3) самофинансирование;

4) материальная заинтересованность;

5) Экономическая ответственность.

Принцип предпринимательской свободы имеет очень важное значение, он позволяет сориентировать капитал в предпочтительном с позиций собственника направлении, обеспечить его успешное функционируемого.

Логически последующими принципами предпринимательства являются самоокупаемость и прибыльность. Предприниматель прежде всего должен окупить произведенные затраты. Но не только. Кроме того, он должен получить прибыль, являющуюся источником его благополучия.

В свою очередь, прибыль — источник самофинансирования, предполагающего направление средств на развитие и совершенствование производства, в условиях рыночной экономики финансируемого исключительно собственником.

Принцип материальной заинтересованности предполагает материальную заинтересованность в результатах труда не только непосредственно собственника, но и наемных работников, эффективность деятельности которых с одной стороны, зависит от их материального вознаграждения, с другой — создает продукт, обеспечивающий благополучие собственника.

Принцип экономической ответственности прежде всего распространяется на собственников капитала, которые всем своим состоянием отвечают за результаты хозяйственной деятельности, не исключает разорения неэффективно хозяйствующих владельцев капитала. Вместе с тем по отношению к наемным управляющим выступает не только в экономической, но и организационной форме. К наемным работникам применяются экономические санкции за неэффективный труд.

В свою очередь, государство с помощью налоговой политики осуществляет контроль за результатами деятельности хозяйствующих структур4.

Таким образом, предпринимательство выполняет три основные функции: ресурсную, организаторскую и творческую, а основными принципами предпринимательства являются следующие: предпринимательская самостоятельность; самоокупаемость и прибыльность;  самофинансирование; материальная заинтересованность; экономическая ответственность.

 

 

Глава 2. Особенности становления предпринимательства в России

2.1.  Условия зарождения  предпринимательства  в условиях  переходного периода в России

Исследование процесса становления современного российского предпринимательства позволяет классифицировать предпринимательство по формам занятости представителей различных предпринимательских групп и преимущественной сфере предпринимательской деятельности на различных этапах его становления (табл.1).

Приведенная периодизация становления бизнеса и предпринимательства в России позволяет не только выделить основные его особенности в зависимости от факторов, определявших развитие этого процесса на различных этапах, но и сформулировать некоторые отличительные признаки, характеризующие представителей предпринимательских групп "первой" и "второй волны". Такая систематизация, по нашему мнению, представляет интерес не только с точки зрения теории, но и практики, поскольку может послужить основой для выработки эффективной политики поддержки и развития предпринимательства.

Главную роль в формировании отличительных признаков предпринимательства сыграла социально-экономическая среда, в которой оно зарождалось. Все выделенные группы имели различную социально-экономическую мотивацию для обращения к предпринимательству. Для представителей "первой волны", начинавших свою деятельность в период накопления первоначального капитала главным образом путем раздела и приватизации государственной собственности, доминирующей процессом являлось быстрое делание так называемых "коротких денег" в кредитно финансовой и торговой сферах. Большинство предпринимателей "первой волны", имевших доступ к государственной собственности, быстро и нередко в ущерб обществу (см. выше) заняли свои социально-экономические ниши, надолго определив обстановку и деловую этику в них.

 

Таблица 1

Становление предпринимательства в России5

 

Этап формирования

Форма занятости представителей

предпринимательских групп

Преимущественная сфера

предпринимательской

деятельности

 
   

П

Номенклатурная    приватизация

-партийно-комсомольская        номенклатура

-государственные чиновники

-управленцы всех уровней

-промышленность

Е

-торговля

Р

 

В

 

А

Легализация    теневой

экономики

-деятели   теневого    бизнеса    во всех сферах

-торговля

Я

-услуги

 

Развитие       индивидуальной трудовой деятельности

-квалифицированные рабочие

-любая          деятельность,

обеспечивающая      немедленный успех

В

-специалисты среднего звена

О

 

Л

Активизация    коррумпированных   структур

и  формирование  криминальной среды

- коррумпированная номенклатура  и госчиновники

- работники торгово-распределительной  системы

- элементы преступного мира

все сферы,   кроме  производства

Н

А

 
 

В

Т

О

Р

А

Я

В

О

Л

Н

А

А

Реакция    на    формирующуюся   рыночную экономику

-инженерно-технические

-производство    и    строительство

-коммерциализация НИОКР

-интеллектуальные услуги

-фермеры

работники

-научно-техническая

интеллигенция

-крестьяне

 

Результативная      деятельность    в    сферах "первой   волны",   позволившая   заработать

первоначальный капитал

-частные  собственники   "первой  волны"

-инфраструктура рынка

(биржи, банки, коммерческие информационные  системы)

-промышленность


 

Предприниматели "второй волны" уже понимали, что эпохе спекулятивного капитала рано или поздно придет конец. Поэтому они концентрируют свои усилия на предпринимательстве с долгосрочным вложением капитала, переходя к работе в производственной сфере. Для них понятие "вложение капитала" не ограничивается только приобретением предприятия, как это нередко встречалось у представителей "первой волны". Социально-экономические процессы последних лет (наметившиеся тенденции к росту российской экономики, некоторое улучшение социального фона осуществления реформ, более осторожная денежно-кредитная политика, улучшение платежного баланса, адаптация предпринимателей к новым  
условиям хозяйствования и т.д.) вызвало оживление деловой активности во всех сферах экономики и определенные сдвиги в мотивации экономических агентов. В предпринимательской среде произошла переоценка ценностей.

Кроме того, становление предпринимателей "первой волны" как хозяйствующих субъектов происходило в сложных экономических условиях. Распад хозяйственных связей, неразвитость рынков, первичное становление рыночного механизма и рыночной инфраструктуры, недостаточная профессиональная подготовка предпринимателей и их неумение работать в рыночных условиях на фоне резкого снижения платежеспособного спроса и инвестиционной активности, самоустранения государства от регулирования социально-экономических процессов, галопирующей инфляции, усиления налогового пресса, возрастающего потока импортной продукции привели к деформированию механизмов межотраслевого перемещения капитала. Поэтому реализации потенциала предпринимателей "первой волны" ограничивалась достаточно узким кругом деятельности в кредитно-финансовой сфере и импортной торговле. Для предпринимателей "второй волны" эта сфера приложения их интересов несколько расширилась, о чем свидетельствует рост в последние годы деловой активности в различных отраслях реального сектора экономики, страховом бизнесе и т.п.

Еще одним отличительным признаком предпринимателей "первой волны" является конфликтный характер их взаимоотношений с государством. Действуя в еще несовершенном правовом поле принятых на скорую руку нормативно-правовых документов, стремясь к использованию фактических преимуществ своего положения, не подтверждаемых юридически, они нередко шли на нарушения законов и нормативных актов. Деловые люди "второй волны", ориентируясь уже на долгосрочную перспективу, стараются устанавливать с государством конструктивные отношения.

В целом становление предпринимательства в России обусловлено теми социально-экономическими процессами, которые связаны с переходом к рыночной экономике и оказывают влияние на формирование внешней и внутренней среды предпринимательства. Одним из таких процессов является становление смешанной экономики, специфика которого во многом обусловила особенности структуры и характеристик субъектов рынка, конкурентной среды, количественных и качественных изменений формирующихся товарных, финансовых и других рынков, организации товаро-потоков, состояния платежеспособного спроса и т.д.

В качестве основных институциональных механизмов формирования многосекторного хозяйства применялись:

- приватизация государственных  предприятий, провозглашенными целями  которой  было формирование широкого  слоя частных собственников, повышение экономической эффективности предприятий за счет изменения мотивации к труду, демонополизация экономики и создание конкурентной среды;

-  либерализация экономики, целями  которой было создание условий  для свободного выбора форм  и типов хозяйств исключительно  на основе критерия экономической  эффективности, обеспечение равных возможностей для функционирования предприятий разных форм собственности;

- управление экономикой путем  регулирования денежной массы, находящейся в обороте (монетаризм).

Реальным результатом этой стратегии, по нашему мнению, стало установление в России депрессии кейнсианского типа, при которой быстро сокращающийся доход граждан (падение платежеспособного конечного спроса) имел следствием сокращение доходов производства, а затем и самого производства, вынужденному снижению зарплаты и дальнейшее сокращение доходов граждан и т.д. (см. табл. 2).

Следует подчеркнуть, что монетаристская политика регулирования экономики в России полностью провалилась, что убедительно доказывает следующий факт. В январе 1992г. задолженность государственных предприятий друг другу составляла 39,7 млрд. руб., в то время как их задолженность банкам достигала 400 млрд. руб. Однако уже через полгода (на 1 июля 1992г.) задолженность предприятий друг другу выросла в 80 раз (до 3,2 трлн. руб.), в то время как их суммарная задолженность банкам выросла всего в 3 раза и составила 1,2 трлн. руб. Таким образом, основная часть роста цен в стране была профинансирована с помощью взаимной задолженности6. Причиной этого неожиданного для реформаторов эффекта явился нерыночный характер российской экономики в начале реформ, не-допускающий эффективного управления рыночными методами. Другой причиной стал советский менталитет и безнаказанность «красных директоров», которые вместо попытки повернуться лицом к потребителю и выяснить реальный спрос населения, продолжали вести себя как в советское время, выпуская свою традиционную продукцию независимо от фактического спроса на нее. Как итог - проблема неплатежей, особенно работникам бюджетной сферы, до сих пор представляет предмет забот Правительства и президента.

Таблица 2

Основные экономические показатели начального этапа реформ7

Показатель

Индекс, %

 

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

ВВП

-5

-14,5

-8,7

-12,6

-4

-5,6

0,4

Потребительские цены (разы)

2,6

26,1

9,4

3,2

2,3

   

Цены производителя (разы)

2,4

20,5

9,9

5,1

3,4

   

Сальдо госбюджета (% от ВВП)

-17

-20

-8

-10,5

-4

-4,2

_2

Объем промышленного производства

-8

-18

-14

-21

-3

-4

1,9

Занятость в промышленности

-2

-5

-3

-11

-8

-5

-1,5

Реальная зарплата

-3

-23

0,4

-8

-26

6

20

Инвестиции

-15

-40

-12

-24.5

-9

-8

-7,5


 

Антиинфляционная политика правительства привела к установлению инфляции на уровне 20-30% в год (в 1992-93 гг. уровень инфляции достигал 20-30% в месяц). Реальная средняя заработная плата в 1993-95 гг. была на уровне 50% от уровня 1991г. Объем инвестиций в 1992г. упал до 55% от уровня 1991г. Зарегистрированная безработица в стране оставалась на уровне 1-3% от численности экономически активного населения, однако скрытая безработица по предприятиям со значительной долей государственного участия доходила до 30-50%8.

Рассмотрим теперь результаты начального этапа реформ с позиций становления предпринимательства и, прежде всего, с точки зрения формирования его субъектов. В основу приватизации, как известно, была положена концепция ее проведения как жестко централизованного, спланированного по отраслям, регионам, районам и предприятиям мероприятия, осуществляемого в сжатые сроки. Такой подход ограничил выбор путей и форм приватизации, провоцировал пренебрежение конкретными условиями и инициативой субъектов собственности. На практике приватизация превратилась в кампанию по ускоренной ликвидации монополии государственной собственности, причем без учета экономической целесообразности и социальных последствий этого процесса.

В результате в первые годы реформы рост негосударственного сектора в ВВП не сопровождался ростом эффективности производства в новом секторе экономики, о чем свидетельствуют данные таблицы 3.

Анализируя ситуацию, сложившуюся в негосударственном секторе, многие экономисты справедливо отмечали его слабости, проявляющиеся в следующем. В 1995 году негосударственный сектор охватывал от 70 до 90% предприятий в зависимости от отрасли промышленности, от 63 до 99% объема производства и от 65 до 97% численности занятых в соответствующих отраслях. Уже к началу 1995 г. доля предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания, приватизированных в соответствии с программой малой приватизации, составила 75,2%; в том числе предприятий торговли - 71,7%, общественного питания - 78,3%, бытового обслуживания - 80,6%. С другой стороны, более 6000 самых крупных предприятий из общего числа 25 тыс. вновь созданных акционерных обществ имели значительную долю государства в уставном капитале. В результате либерализации экономики деление предприятий на государственные и негосударственные во многом вообще потеряло свое значение, поскольку вызванная ею ситуация в производстве привела к глубокому кризису, охватившему все предприятия, независимо от их принадлежности. При этом государственную поддержку и льготы получали лишь отдельные отрасли главным образом экспортной ориентации.

Таблица 3

Информация о работе Особенности становления предпринимательства в России