Исследование рынка для новых продуктов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 11:45, курсовая работа

Краткое описание

Курсовая работа состоит из 2 частей. В первой, теоретической части, раскрыты сущность, содержание и роль инновационного менеджмента для обеспечения эффективности деятельности организации, а также исследование рынка для новых продуктов
Во второй, практической части произведена оценка экономической эффективности инновационного проекта производства зерноуборочного комбайна нового поколения.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….4

1.Теоретическая часть
1.Понятие и сущность инновационного менеджмента……………………5
2.Сущность и критерии определения новых товаров……………………..15
3.Проблемы связанные с разработкой нового товара…………………….17
4.Место службы маркетинга в создании и реализации нового товара…20
5.Генерирование идеи нового товара……………………………………..25
6.Разработка концепции нового товара и ее проверка………………….27
7.Разработка нового товара и его рыночное тестирование……………..34
2.Практическая часть
1.Оценка экономической эффективности инновационного проекта производства зерноуборочного комбайна нового поколения………………………………………………………..39
Заключение……………………………………………………………………….53

Список использованной литературы………………………………………….55

Файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.docx

— 137.58 Кб (Скачать)

     Базисной  системой социального института  служат совокупность социально закрепленных и легитимизированных санкций, установленный порядок выполнения тех или иных действий, поведенческих актов и поступков. Институт менеджмента с таких позиций обозначает различный спектр социально регулируемого и организованного поведения персонала. Именно этим определяются конфликтные стремления групп, чьи интересы попираются интересами данной привилегированной социальной группы.

     Развитие  демократических традиций и систем неформального взаимодействия приводит к переосмыслению структуры и  функций институтов. Оптимальная  рациональность действия и достижение связи отдельных частей, формальных функций, зачастую связанных с принуждением работника, обеспечиваются процессами социальной интеграции. Это подразумевает  наличие упорядоченных, бесконфликтных отношений между частями социальной системы, между поведением индивидов  и нормативными стандартами. Институциализация менеджмента должна происходить на основе принципов социальной интеграции и на базе общих для всех членов ценностей и норм.

     Современные социально-экономические институты, такие, как наука, искусство, изобретательство, решают интеграционные проблемы с помощью  таких механизмов, как универсалистская правовая система, добровольные ассоциации, расширение прав и сужение привилегий членов сообщества и повышение уровня общности. В развитых странах нее  большее значение приобретают институты, воплощающие комплекс, ориентированный на достижение ценностей. В число доминирующих попадают научные и образовательные институты, которые обеспечивают доминирование ценностей компетентности, независимости, личной ответственности и рациональности.

     Отличительной чертой института инновационного менеджмента  является относительно большая независимость  выбора альтернативного решения, хотя при этом выбор способов поведения  тесно связан с присутствием в  мотивационной структуре личности профессиональной компетентности и  личной ответственности.

     Становление инновационного менеджмента тесно  связано с "раскрепощением" личности и повышением уровня межличностного общения, при этом творческий процесс  создания новшества становится предметом  свободного нравственного и эмоционального выбора личности.

     Функциональный  инновационный менеджмент направлен  на эффективное управление процессом  разработки, внедрения, производства и  коммерциализации новшеств. Задачей  инновационного менеджера является обеспечение оптимального функционирования операционной системы производства, синхронизации функциональных подсистем, совершенствование системы управления персоналом и осуществление контроля.

     Инновационный тип экономического развития предприятия  означает, прежде всего, снижение детерминированности  и усложнение системы управления в целом. Высокая изменчивость макроэкономической, технологической, правовой внешней  среды ставит проблему выживания  предприятий в прямую зависимость  от их способности стратегической ориентации в неожиданных ситуациях. Логика развития новаторской фирмы приводит к переносу центра тяжести с оперативного тактического управления на стратегический уровень. В таких обстоятельствах  положение фирмы определяют не только внутренние возможности, но и реакция  на изменения внешней среды. Соответственно изменяются содержание, функции и  методы инновационного менеджмента.

     Важнейшей функцией управления является разработка стратегии приоритетов развития и роста фирмы. В условиях непрерывного поиска возможностей обновления важную роль играет анализ факторов внешней  и внутренней среды. 

     Таблица 1. Виды и функции инновационного менеджмента

     
Функции инновационного менеджмента Виды  инновационного менеджмента
 
 
Стратегический Функциональный, оперативный
Прогнозирование Стратегии приоритетов  развития и роста  Новых товаров, технологий
Планирование  Экспансия в  новые отрасли, рынки  Повышение качества и конкурентоспособности товаров 
Анализ  внешней среды  Анализ макроэкономической, политической и рыночной конъюнктуры  Анализ поведения  конкурентов, емкости рынка, объемов  продаж и т.д.
Анализ  внутренней среды  Анализ конкурентных преимуществ фирмы  Анализ факторов эффективности производства продукции 
Виды  решений  Стратегические  решения по целям миссии и развитию фирмы  Оперативные решения  по разработке, внедрению и производству новшеств
Мотивация Обеспечение фирме  динамического роста и конкурентоспособности  Обеспечение высокой  производительности труда, высокого качества продукции, обновление производства
Контроль  Выполнение  миссии фирмы, ее роста и развития Контроль за исполнительской дисциплиной и качеством исполнения
 

     Так, стратегический менеджмент сосредотачивает  свои усилия на анализе макроэкономической, политической и рыночной конъюнктуры. Для упрочения положения фирмы  особое внимание уделяется анализу  и созданию конкурентных преимуществ  фирмы.

     В арсенале методов анализа все  большее место занимают теория вероятностей, теория очередей, эконометрические модели, концепция движущих сил и главных  достоинств. Главные достоинства  тесно связаны с функциями  оперативного инновационного менеджмента, опирающегося на внутренние возможности: повышение эффективности факторов производства, разработку новых технологий, товаров и услуг, внедрение мероприятий  по повышению качества и конкурентоспособности  товаров.

     Оперативный тактический инновационный менеджмент сосредоточивает свои функции на конкретных мероприятиях по управлению разработкой, внедрением, производством  и коммерциализацией новшеств. В  оперативном менеджменте внимание направлено на кратко- и среднесрочный горизонты. Системы оперативного менеджмента располагают достаточной полнотой информации, характеризуются низкой степенью неопределенности и ориентированы на средний и нижний уровни менеджмента.

     Стратегический  и оперативный инновационный  менеджмент находятся во взаимодействии и содержательно дополняют друг друга в едином процессе управления. Так, если стратегический менеджмент концентрируется  на важнейших проблемных и структурных  областях, то оперативный менеджмент охватывает все направления деятельности предприятия, его функциональные подсистемы, структурные элементы и конкретно  всех участников инновационной деятельности.

     Оперативное управление инновационной деятельностью  анализирует возможности, ищет и  согласует наиболее эффективные  пути и средства реализации принятой стратегии развития предприятия. Оно  сосредоточено на формировании производственных, научных, маркетинговых, а также  различных обеспечивающих подсистем  предприятия, осуществляет управление подразделениями материально-технического снабжения, сбыта, информационного  и финансового обеспечения. Деятельность инновационного менеджера предусматривает  формирование инвестиционного, продуктового тематического и проектного портфеля предприятия, разрабатывает конкретные мероприятия по оптимальному управлению персоналом.

     Целью деятельности в области оперативного управления инновациями является реализация потенциала организации для достижения высоких объемов реализации, прибыли, доходов и упрочения ее позиций  на рынке.

     Управление  инновационной деятельностью фирмы  состоит из:

    • постановки стратегических и тактических целей,
    • разработки системы стратегий,
    • анализа внешней среды с учетом неопределенности и риска,
    • анализа инфраструктуры,
    • анализа возможностей фирмы,
    • диагноза реально сложившейся ситуации,
    • прогноза будущего состояния фирмы,
    • поиска источников капитала,
    • поиска патентов, лицензий, ноу-хау,
    • формирования инновационного и инвестиционного портфелей,
    • стратегического и оперативного планирования,
    • оперативного управления и контроля за научными разработками, их внедрением и последующим производством,
    • совершенствования организационных структур,
    • управления технико-технологическим развитием производства,
    • управления персоналом,
    • управления и контроля за финансами,
    • анализа и оценки проектов нововведений, выбора инновационного проекта, оценки эффективности инноваций, процедуры принятия управленческих решений, изучения рыночной конъюнктуры, конкуренции и повеления конкурентов, поиска ниши на рынке,
    • разработки стратегии и тактики инновационного маркетинга, исследования и управления формированием спроса и каналов сбыта, позиционирования нововведения на рынке, формирования инновационной стратегии фирмы на рынке, устранения, диверсификации и управления рисками. В последнее десятилетие в связи с возрастанием стохастических и случайных факторов во внешней среде, а также вследствие неполноты и асимметричности информации в сложных социотехнических системах стали нарастать процессы десинхронизации ритма и роста параметров возмущения системы. С точки зрения термодинамики это объясняется не только возрастанием энтропии как меры устойчивости системы, но и повышением склонности системы к переходу в нестабильное, хаотичное состояние. Данное допущение в полной мере относится к инновационным преобразованиям. В такой ситуации стратегия фирмы как обобщающей модели действий, необходимых для достижения поставленных целей, оказалась напрямую связанной с реакцией фирмы на происходящие изменения. Исследование реактивности организации на изменения среды привело к выявлению различных типов реакций предприятия и повлекло за собой значительные изменения в системе управления.

     Главными  типами реакций предприятий на изменение  среды считаются:

    • производственная, основанная на поддержании прежнего уровня;
    • конкурентная, нацеленная на расширение и укрепление позиций на рынке;
    • предпринимательская, направленная на максимальное приспособление к изменениям с целью увеличения дохода;
    • инновационная, ориентированная на системное обновление.

     Типы  реакций предприятий демонстрируют  тесную связь как с механизмом управления организацией, так и с  мероприятиями стратегического  и оперативного менеджмента.

     Взаимосвязь реакций организации со стратегией и тактикой менеджмента показывает важность учета фактора реактивности.

     При таком подходе стратегический менеджмент разрабатывает систему стратегий, направленных на приспособление к внешней  среде, а также на максимальную результативность использования внутренних возможностей фирмы. 
 
 

1.2. Сущность и критерии определения новых товаров

       Без точного раскрытия понятия  “новый товар” вряд ли возможно  следить и правильно оценивать  процессы обновления ассортимента, удовлетворения спроса.

       Слово “новый” в русском языке  многозначно. Это и впервые  сделанный, и недавно появившийся, и пришедший на смену прежнему, и просто следующий. Соответственно под “новинкой” понимается и товар другого сорта, и товар, недавно появившийся на рынке, и неизвестный ранее продукт. Такая многозначность понятия – отражение реально существующего многообразия свойств и характеристик нового товара.

       Известны не менее 50 трактовок  понятия “новый товар”. Они имеют  в основном либо узкую одностороннюю  направленность (например, с позиций  производителя), либо, напротив, носят  абстрактный характер (как товар,  удовлетворяющий потребность). Уязвим  для критики и подход, при котором  товар считается новым до тех  пор, пока его потребление не достигнет половины уровня рациональной нормы, равно как и попытка установить конкретный срок (два года, три года и т.д.), в течение которого товар следует считать новым. Малообоснован также подход, в соответствии с которым товар считается новым, если его приобрело менее 50% потенциальных покупателей.

Информация о работе Исследование рынка для новых продуктов