Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:32, статья
Необходимость перехода к инновационной экономике, способной, с одной стороны, обеспечить достаточное разнообразие производимых в стране продуктов, а с другой - сократить зависимость от импорта стратегически важных товаров и технологий значительно усилилась в связи с мировым финансовым кризисом. Падение мировых цен на энергоресурсы при одновременно высокой для России доле импорта повлекло за собой фактическую девальвацию национальной валюты.
Нерешенная в условиях директивного планирования проблема внедрения новшеств трансформировалась в проблему невосприимчивости инноваций экономикой России.
В условиях неразвитых рыночных отношений невосприимчивость экономикой инноваций и новых технологий обусловлена следующими причинами.
1. Многие российские
предприятия вынуждены решать
проблему выживания, а не
2. Для выживания
российские предприятия
3. Ориентация российской
экономики на экспорт привела
к росту потенциала
4. В современных
условиях российские
5. Создание инноваций
- затратный процесс, требующий
кредитования либо
Государственная поддержка
реализации ресурсно-инновационной
стратегии [1; 6] нашла свое прямое отражение
в Послании Президента РФ В. В. Путина
Федеральному собранию РФ в 2007 г., а
также в выступлениях в 2006-2007 гг.
Председателя Правительства РФ M.E. Фрадкова.
Эту поддержку М.Е. Фрадков назвал
сигналом бизнесу о переориентации
экономики на инновационный путь
развития. Многие обозначенные и намеченные
федеральными властями меры находятся
в правильном русле, но их конкретизация
и действенность отстают от реальных
условий и требований. В указанном
Послании Федеральному собранию РФ отмечена
среди важнейших задача повышения
эффективности использования
Восстанавливаются, хотя и медленными темпами, рациональные методологические основы принятия решений федеральными властями и крупными компаниями, т. е. обоснованию стратегий развития предшествуют масштабные научно-технологические и форсайт-прогнозы.
Однако это лишь
начальный шаг в правильном направлении,
поскольку в большинстве
Положительный опыт
организации инновационно-
Оценка потенциала отраслевых комплексов, отраслей, предприятий и компаний должна быть дополнена оценками потенциала их конкурентоспособности. Это необходимо не только для бизнеса и предпринимателей, но и для принятия обоснованных решений налоговыми и таможенными органами на федеральном уровне.
Меры по смягчению налогового пресса на инновационную деятельность в целом можно оценить как верный, но не окончательный шаг в нужном направлении. Необходимо добиваться полной отмены НДС и отказа от налога на прибыль для инновационных структур, отмены налога на ту часть прибыли предприятий, которая используется на инвестирование в инновации.
Отсутствие практики
системного технологического проектирования
развития добывающих и перерабатывающих
отраслей на уровне крупных предприятий
во многом было обусловлено ведомственными
барьерами и упрощенным подходом
к разработке запасов природных
ресурсов. В основе такого подхода
была цель - добыча с минимальными затратами
продукта, за объемы которого в плановом
порядке отвечало конкретное отраслевое
министерство. При этом возможные
повышенные затраты и потери от использования
некачественного продукта потребителем
не учитывались. Например, газовиков
длительное время не интересовал
газовый конденсат, содержащийся в
крупных месторождениях природного
газа. Нефтяников не интересовал попутный
газ как профильная продукция
газовиков и сырье для
Отсутствие экономических
рычагов и централизованно
Примеров такой «настройки» много. В технологической цепи «автомобиль - топливо - дороги - сервис» сложилась вполне устойчивая ориентация производства продукции, рассчитанной на низкое качество дорог и топлива. Поэтому не случайно, например, что даже при выборе иномарок отечественный покупатель нередко предпочитает импортные надежные внедорожники, работающие на дизельном топливе.
Ориентация технологических
цепочек на конечный результат при
минимальных затратах может привести
(и приводила) только к экономически
необоснованным результатам. Так, при
проектировании технологических цепочек
переработки железной руды не учитывалась
стоимость хранения отходов в
отвалах, потерь ценных компонент в
этих отвалах и отрицательное
влияние отвалов на экологию. Низкая
стоимость и доступность
Как перестроить
связанные технологические
Проблема невосприимчивости
инновационных решений и новых
технологий российской переходной экономикой
рассматривается в настоящее
время как одно из главных препятствий
к переходу к экономике, основанной
на знаниях. Эта проблема не нова и
имеет предысторию со времен бывшего
СССР, но причины ее возникновения
и длительного существования
различные. Так, в условиях планово-директивной
экономики разработка и освоение
новых отечественных
В гражданских отраслях
СССР стоимость инноваций была значительной
при планировании НИОКР и внедрении
новшеств, но сами инновационные решения
не имели рыночной цены, определяемой
их эффектом у потребителя. Развитие
многих отраслей промышленности происходило
на основе импорта инноваций и
технологий в виде организованных производств,
оборудования, машин и подготовленных
кадров. Так создавались в 1930-е
годы автомобильная и тракторная,
а в 1950-е-1960-е годы - химическая и
электронная отрасли
Создаваемые фундаментальной
и прикладной наукой новые знания
в виде прогнозов, технических и
технологических решений
Для каждого предприятия,
работавшего в условиях планово-директивной
системы, внедрение новой технологии
и освоение инновационных решений
было связано с определенными
затратами, включая потери из-за прекращения
выпуска заменяемого
В условиях рыночной
экономики новизна, конкурентоспособность
технологий и продукции имеют
решающее значение для обеспечения
успеха предприятия на рынке и
роста стоимости его активов.
От этого напрямую зависят цены и
объемы продаж. Однако на начальном
этапе реформ многие механизмы рыночной
экономики еще не были созданы, а
условия справедливой конкуренции
и формирования равновесных цен
нарушались неконтролируемой монополией
некоторых предприятий, поддерживаемой
коррупционными чиновниками и криминалом.
Все это приводило к тому, что
прогрессивные, активные стратегии
развития использовались ограниченно,
а стратегии выживания и
В таких условиях многие предприятия предпочитают стратегию развития, основанную на импорте новой технологии, оборудования, машин, приборов и др. К примеру, импорт машин, оборудования и транспортных средств в последние годы имеет тенденцию к возрастанию: в 2004 г. - на 35%, в 2005 г. - на 39, в 2006 г. -на 51, в 2007 г. - на 54%, а рост импорта вычислительной техники в 2004 г. составил 59%, в 2005 г. - 40, в 2006 г. - 54, в 2007 г. - 22% [7]. Поэтому технологическая рента достается иностранным разработчикам инновационных решений, производителям техники и оборудования.
Причины, по которым российские предприятия предпочитают импорт технологий и техники вместо приобретения отечественных аналогов и заказа разработки новых образцов, многообразны. Но, в сущности, главной причиной возросшего импорта является общая низкая конкурентоспособность отечественной инновационной сферы. Это, согласно проводимым экспертным опросам, обусловлено высокой стоимостью отечественных НИОКР, значительной длительностью и рисками отечественных разработок, невысоким качеством, неконкурентоспособностью предлагаемых инновационных решений и др.
Из вышеизложенного следует, что, во-первых, утверждение о невосприимчивости российской экономикой инновационных решений верно лишь частично. Во-вторых, низкая конкурентоспособность отечественного инновационного сектора обусловлена медленным восстановлением его потенциала, частично утраченным в период реформирования управления инновационным циклом, и несоответствием институциональной инфраструктуры условиям рыночной экономики. В-третьих, импорт нововведений в случае отсутствия достойных отечественных конкурентов для российской экономики - благо, которым нельзя пренебрегать. Но при этом конкуренция должна быть честной, справедливой, а большинство отечественных инноваций также должны быть конкурентоспособными и экспортироваться в развитые страны.
Информация о работе Институциональные проблемы освоения инноваций