Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:32, статья
Необходимость перехода к инновационной экономике, способной, с одной стороны, обеспечить достаточное разнообразие производимых в стране продуктов, а с другой - сократить зависимость от импорта стратегически важных товаров и технологий значительно усилилась в связи с мировым финансовым кризисом. Падение мировых цен на энергоресурсы при одновременно высокой для России доле импорта повлекло за собой фактическую девальвацию национальной валюты.
Следовательно, проблема
освоения инноваций заключается
вовсе не в их невосприимчивости
экономикой, а в низкой конкурентоспособности
отечественных разработок. Для повышения
их конкурентоспособности
Если российские предприятия в своей основной массе будут ориентироваться на стратегию развития, оплачиваемую из прибыли, а также иметь возможность оплаты инновационных решений, то тогда и будущие решения обретут свою цену. Именно поддержка стратегии развития является формой и источником оплаты доходов предприятия. В этом случае цена инновации будет тесно связана с доходами.
Отечественные инновационные
структуры, выполняющие исследовательские
проекты, должны добиваться того, чтобы
их технологии стали брендом, и постоянно
улучшать свой имидж. Когда инновационная
сфера будет регулярно
Возможные подходы
к восстановлению потенциала прикладной
сферы. Несовершенный даже в условиях
планово-директивной экономики
В итоге отечественная
наука фактически лишилась прикладной
сферы, предназначенной и способной
проводить разработки и осваивать
их результаты. В 1990-е годы эта потеря
не особенно интересовала «либеральную»
часть правительства, упорно доверявшую
тезису, что «рынок построит все», в
том числе и восстановит за
счет собственных средств
Начавшийся с 1999 г. устойчивый рост российской экономики создал предпосылки для поиска новых факторов роста, среди которых бесспорными мировыми лидерами являются инновации и новые технологии. Развитые страны к началу XXI в. накопили разнообразные формы и механизмы управления разработкой и освоением инноваций: технопарки, венчурные компании, старт-апы, инжиниринговые центры и т. д.
Либерально настроенная часть правительства избрала простой способ: прямое заимствование новых форм без учета сложившейся ситуации в экономике, на предприятиях и в сфере науки. Для этого было создано 80 технопарков, несколько особых экономических зон, образована Российская венчурная компания и сопутствующие ей венчурные фонды.
Итог деятельности
новых форм оказался малоутешительным.
По результатам обследования только
10 технопарков оказались
Известно, что многие
развитые страны в послевоенные годы,
прежде всего Япония и Южная Корея,
были вынуждены создавать
Цель вполне понятна: чтобы обеспечить постоянную конкурентоспособность, нужно осваивать только лучшие инновации и технологии. Этого принципа придерживались и США, где в 1970-е-1980-е годы только 30% осваиваемых новшеств были созданы в самих Соединенных Штатах, а остальные 70% - на основе зарубежных патентов. При этом заметим, что США уже в те годы располагали мощным потенциалом фундаментальных и поисковых исследований, сосредоточенным в университетах, государственных центрах, крупных корпорациях. После создания достаточного потенциала по освоению инноваций и новых технологий правительства Японии, Южной Кореи, а еще раньше - Германии, Англии и Франции стали поддерживать собственные фундаментальные и поисковые исследования.
Россия всегда имела
и даже в условиях рыночных реформ
сохранила значительный потенциал
фундаментальных исследований. Он сосредоточен,
прежде всего, в Российской академии
наук, других государственных академиях,
а также в вузах и
Созданные в последние годы в России технопарки и венчурные компании действуют по упрощенной схеме: технопарки сдают свои площади торговым предприятиям, а компании кредитуют инновационные структуры как обычные коммерческие банки, даже увеличивая банковскую ставку с учетом инновационных рисков.
Вместе с тем необходима поддержка разработке, освоению новых и модернизации действующих технологий в виде создания малых инновационных предприятий (МИП). Возможности оказания такой поддержки сейчас лишены государственные учреждения (академии наук, университеты и вузы), а создание МИП остается делом частной инициативы ученых и разработчиков. Предпринимаемые в последнее время шаги по отмене такого положения - правильное, но недостаточное решение. Существующие фонды поддержки малого бизнеса малочисленны и не располагают достаточными средствами.
В настоящее время более перспективно не наращивать потенциал и численность занятых в неэффективно организованном и плохо управляемом прикладном секторе, а усовершенствовать механизм управления инновационными проектами и восстановить инновационную инфраструктуру. Для этого предпочтительно использовать принцип «встречного инновационного перехода», когда и для поддержки начальных этапов разработки новшеств, и для обслуживания завершающих этапов освоения инноваций создаются свои инновационные управляющие компании (рис. 4). Цель таких структур на начальных этапах состоит в финансовой и организационно-методической поддержке формирования малых инновационных предприятий и освоения предпринимателями совершенных методов управления инновационными проектами. Предпочтительной формой организации управляющих компаний является частно-государственное партнерство. С помощью сетевой организации выполнения проектов такие компании при условии выделения необходимых им финансовых средств могут мобилизовать имеющийся в различных государственных и частных структурах научно-технический потенциал на поддержку МИПов и выполнение инновационных проектов.
Одновременно, учитывая несовершенство российской инновационной сферы, не способной к быстрому, качественному и масштабному освоению отечественных инновационных решений, необходимо поддержать сформировавшееся у российских предприятий стремление к технологической модернизации на основе импорта зарубежных технологий, оборудования и машин. Следовало бы также при государственной и частной поддержке создать ряд инжиниринговых управляющих компаний по определенным направлениям с целью содействия освоению и инновационному сопровождению новых технологий. Такие центры предпочтительно организовывать также в форме частно-государственных партнерств, с участием государства, бизнеса и науки.
Создаваемые партнерства,
помимо бюджетной поддержки, должны
иметь право получения
Предлагаемый «встречный
инновационный переход» позволит организовать
имеющийся научно-технический
Литература
1. Инновационно-технологическое развитие экономики России: проблемы, факторы, стратегии, прогнозы. М.: МАКС-Пресс, 2005.
2. Комков Н.И., Кулакин Г.К. Оценка потенциала регулирования процессов создания технологических инноваций //Научные труды ИНП РАН. М.: МАКС-Пресс, 2008.
3. Новые формы связи науки с производством. М.: Наука, 1992.
4. Комков Н.И. и др. Организация и управление развитием малых предприятий. М.: МАКС-Пресс, 2007.
5. Комков Н.И. Возможности
модернизации российской
6. Проблемы и перспективы
технологического обновления
7. Российский статистический ежегодник. 2008. Стат. сб. М.: Росстат, 2008.
Информация о работе Институциональные проблемы освоения инноваций