Иновационая деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 15:48, курсовая работа

Краткое описание

Основными предпосылками реализации Стратегии, па наш взгляд, являются: во-первых, обеспечение благоприятных институциональных условий; во-вторых, выявление и формирование инновационного потенциала субъектов предпринимательства. В настоящее время государство создает все необходимые условия, так образованы специальные структуры, как Казахстанский инвестиционный фонд. Корпорация по страхованию экспорта и Инновационный фонд. Внедрены институциональные инструменты, стимулирующие инвестиционную деятельность в обрабатывающей промышленности и сельском хозяйстве.

Файлы: 1 файл

innovacionnloe-razvitie-rk-i-innovacii-diplom.doc

— 290.50 Кб (Скачать)

- Использование  субсидии и льготного кредитования  для создания первоначального капитала, т.е. для приобретения новейших технологических линий.

Необходимость данных мер диктуется тем, что  при внедрении кластера в качестве одного из основной целей выступает  как можно широкое привлечение  именно представителей малого и среднего бизнеса, и закуп новейшего технологического оборудования из лучших зарубежных аналогов они не могут осуществлять полностью на свои финансовые средства.

По существу, речь идет об акцентированной на отечественного производителя из представителей малого бизнеса макроэкономической политики государства. Поэтому вопрос выделения субсидий и льготных кредитов на долгосрочный период не только решаема, и насущная необходимость.

- Проведение  активной фискальной политики направленной на производство качественных потребительских товаров повседневного спроса. Комплекс мер, с одной стороны, включает: поэтапное снижение налоговых ставок по прямому налогообложению и в отмене по конкретным товарам ставок косвенных налогов (НДС), с другой в проведении адресной импортной политики в сторону поэтапного повышения импортных пошлин до 300% по этим товаром. Необходимо учесть, что в качестве результативного показателя при проведении данной политики должна стать стабильность равновесной цены по этим товары, иначе последствии ошибок будет переложено на плечи населения.

- Внедрение  новейших технологий предполагает соответствующий уровень квалификаций рабочей силы. Подготовка квалифицированного рабочего персонала так же невозможна без финансового участия государственных структур.

В круг задач  научно-производственного центра, организуемого на базе местных университетов, должно входить: технико-экономическое основание проектов, включающие четкие ответы на вопросы:

  1. востребованность товара на рынке на краткосрочный и долго срочный период и масштаб рынка;
  2. выбор технологий, соответствующий лучшим зарубежным аналогам;

наличие нужных материалов и сырья местного производства;

  1. степень воздействия на проект внешних и внутренних факторов;
  2. определение величины эффекта мультипликаций;
  3. степень финансового риска..

Каждая из этих вопросов требует тщательного анализа и аргументированные выводы.

К примеру, при  выборе технологии по производству газобетонного кирпича в качестве альтернативы могут рассмотрены лучшие зарубежные линий производства стран ЕЭС, России, Китая, Турции технологических линии производительностью 200 тыс м.куб. в год, закупаемый в странах ЕЭС стоит приблизительно 30 млн. дол. США, в России 8 млп. долл. В Китае 3.5-4 млн. долл. при аналогичных технических характеристиках конечного продукта. Объектом анализа должна стать срок службы технологических линий, срок гарантийной поставки запасных частей и комплектующих и их цена, уровень автоматизации и механизации производственных процессов, предъявляемые требования к сырьевым компонентам и наконец обязательства поставщика в обучении рабочего персонала.

В задачу научно производственного центра входит также финансовая экспертиза проекта и рекомендаций, содержащие основные этапы осуществления проекта с учетам введения мер фискальной политики, поэтапное финансирование и возвратность этих средств, с учетам ставки дисконтирования, создание право устанавливающих документов членов коопераций с четким ограничением прав и обязанностей участников. И, наконец в функций научно-производственного центра входит вопросы подготовки и переподготовки квалифицированного рабочего персонала и ИТР. Объем средств, выделяемых на создание материальной базы и функционирование научно-производственного центра должна составлять примерно 10 % от общей стоимости проекта ( расходы на повышения квалификаций персонала в США и в Японии составляют 16 % от ВВП этих стран).

 

 

  

 

 

  

 

3.3 Особенности  развития кластерного потенциала  в условиях модернизации национальной  экономики.

 

В условиях модернизации отечественной экономики особое значение отводится внедрению передовых организационных и технологических нововведений, которые позволят расширить освоение рыночных ниш, обеспечить устойчивый экономический рост. При этом особое значение имеет качество экономического роста, учитывающее его отраслевое, территориальное, воспроизводственное, инновационное и временное измерения. При рассмотрении инновационного измерения по большому счету речь идет о создании основ конкурентоспособной инновационной экономики. Основным источником устойчивого экономического роста представляется конкурентоспособность ПРИЛОЖЕНИЕ В.

Государственное регулирование развития инновационных процессов должно сводиться, прежде всего к тому, чтобы в сфере предпринимательства и бизнеса создать предпосылки и факторы инновационного развития. Обеспечение экономического роста возможно через стимулирование частного сектора, а также осуществления инвестиций в реальный сектор экономики.

Современная институциональная  экономика республики объединяет деятельность многих институтов развития, а именно: Национального инвестиционного фонда, Национального инновационного фонда, Центра маркетинговых и аналитических исследований, Центра трансферта и инжиниринга технологий, Государственной корпорации по страхованию кредитов и инвестиций. Однако в настоящее время институциональная экономика является недостаточно эффективной, поэтому необходимо в части формирования институтов инновационно - технологического развития создание инфраструктуры финансирования научно-производственных и обучающих процессов. А это практически недостижимо без прямых и косвенных методов государственного регулирования инновационного предпринимательства и инновационной инфраструктуры.

К одному из основных направлений государственной экономической политики на перспективу относится модернизация отечественной экономики. Другими словами, всемерное использование лишь сырьевого фактора имеет все же больше негативных последствий, нежели позитивных. Модернизацию национальной экономики следует ориентировать по следующим направлениям:

1) изменение  структуры ВВП; 

2) исходя из  первого следует необходимость  обеспечения роста производства  наукоемкой, высокотехнологичной, конкурентоспособной продукции;

3) рост удельного  веса производства товаров и  услуг с высокой конечной стоимостью. В основе реализации данных направлений, на наш взгляд, заложена идея кластеризации национальной экономики как одно из условий успешного экономического развития. Уровень экономического развития можно определить по двум показателям:

а) величине ВВП  на душу населения;

б) размерам и  развитости частного сектора и бизнеса, другими словами, количеством национальных компаний, имеющих передовые позиции на мировых рынках товаров и услуг.

ВВП на душу населения  в республике с учетом дефлятора доллара США составлял в 2004г. порядка $2300-2400. По данному показателю Казахстан находится на уровне Южной Кореи (52568 в 1985-1986 гг.), Тайваня ($2310 в 1980г.), Японии ($2181 - 1970г.), США ($2151 в 1954-1955 гг.). В 1995г. В Южной Корее ВВП на душу населения составил $10000. Относительно второго сравниваемого показателя следует сказать, что республика соответствует уровню Южной Кореи и Тайваня 70-х годов 20 в. Так, численность компании Самсунг в 1980г. составляла 75 тыс. чел. Производство продукции (в ценах 1996г.) достигало $6,34 млрд., причем, на долю экспорта приходилось $3,32 млрд. Экспорт в 1995г. достиг $100 млрд. В настоящее время страна занимает 5-е место в мире по производству автомобилей, 2-е - по производству судов, 3-е - по экспорту текстиля.

В условиях Казахстана обеспечение устойчивой конкурентоспособности  национальной экономики возможно на основе внедрения передовых технологий, экологически чистых, безопасных производств, систем управления качеством "продукции, систем ресурсосбережения и т.д. Основной движущей силой развития национальной экономики является сырьевой сектор, поэтому указанные факторы имеют особое значение для развития отечественного горнопромышленного производства. В силу этого одним из решающих факторов формирования модели развития конкурентоспособной экономики на базе приоритетных отраслей, для выявления приоритетов долгосрочной экономической политики и корпоративных стратегий представляется создание казахстанских кластеров. Последние представляются группами взаимосвязанных конкурентоспособных предприятий отрасли одного региона, для которых свойственны: близость размещения, специализация производства, лидерские позиции. По большому счету кластер характеризует концентрацию в определенном регионе предприятий (компаний) одной отрасли, поставщиков сырья и услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, специализированных государственных учреждений и др. Иначе говоря, это способ самоорганизации субъектов в условиях жесткой конкуренции. А это невозможно без внедрения высоких технологий и соблюдения рыночных законов и принципов.

К основным особенностям кластеров следует отнести:

1) осознание  юридическими лицами необходимости создания кластера;

2) финансовую  независимость участников кластера;

3) достижение  интересов каждого участника  в единой цепочке создания  новой добавленной стоимости;

4) наличие в  кластере сети формальных и  неформальных связей между участниками, основанной на рыночных отношениях;

5) наличие необходимых  факторов и условий для производства и реализации готовой продукции, т. е. обеспечение всего жизненного цикла товара и др.

Долгосрочная  специализация страны в несырьевых отраслях базируется на развитии отраслевых кластеров. Из анализа 150 секторов национальной экономики с учетом критериев привлекательности рынка, спроса, предложения и перспектив развития выделено семь приоритетных направлений кластеризации. Согласно рекомендаций JAA и EGG 121, из данных направлений кластеризации мы рассматриваем кластеры горно-металлургического комплекса и туризма. Поскольку первый представляет «локомотив» экономического роста на кратко- и среднесрочную перспективу, сырьевой двигатель экономики, а второй - представляется одним из опорных двигателей не сырьевого сектора, который сыграет решающую роль при диверсификации и модернизации отечественной экономики. В основном предлагаемые направления кластеризации имеют ориентацию на экспорт. Это, прежде всего, предполагает расширение рынка, внедрение передовых технологий, соответствие производимой продукции и услуг мировым стандартам и, в конечном итоге, повышение конкурентоспособности национальной экономики. Поэтому продвижение экспорта представляется одним из критериев успешного экономического роста. Следующая проблема заключается в продуманной, корректной оценке данного кластера. Далее необходимо разработать программу действий по кластерам горной металлургии и туризму.

Эффективность кластеризации зависит от правильной государственной экономической политики. При этом активизируется роль государства (предприятиям должна быть предоставлена возможность получения льготных кредитов: кредиты по низким ставкам процентов). Однако кроме макроэкономических инструментов: фискальная политика, регулирование предложения денег и ставка процента предлагается совершенствование управления на микро и мезоуровнях. Необходимо совершенствование управления для повышения конкурентоспособности экономики в части оптимизации взаимоотношений и взаимосвязей между следующими участниками: государство (регион) - бизнес - отраслевые ассоциации - НИИ и ВУЗы. Кроме того, успешная кластеризация обусловливает широкое использование стимулирования: субсидирование, льготное налогообложение, льготное кредитований, а также отрицательных методов воздействия: прекращение предоставления услуг инфраструктуры, отмена льготного налогообложения, отзыв кредитов и др. Кстати, в республике предусмотрены льготные кредиты для развития кластеров.

Наглядным примером отрицательных методов воздействия  может служить деятельность строительной фирмы в программе развития горно-металлургического комбината. Фирма получает кредит на льготных условиях для строительства горно-обогатительного цеха. Однако часть средств фирма использует на строительство зоны отдыха, оставшаяся часть используется ею по назначению. Как видим, с позиций частного сектора кредит использован наилучшим образом, однако с позиций соответствия первоначальной цели кредита эффективность

Аналогично  и в секторе туризма. Туристская фирма в соответствии с программой развития туризма в Казахстане получает лицензию на занятия туроператорской деятельностью в области внутреннего туризма (в связи с этим ею были получены права на льготное налогообложение), однако по этой лицензии фирма занималась нелегальной деятельностью. В связи с этим усиливается роль государственного регулирования за выдачей лицензий и их использованием по назначению. Таким образом, один аспект проблемы состоит в выделении средств и выдаче разрешительных документов, а другой аспект заключается в необходимости контроля за их использованием, обусловливающего планирование и включение административных средств государственного регулирования. Причем, в этом случае особое значение имеет мониторинг не столько промежуточных показателей деятельности, сколько планирование и контроль, в частности, окончательного результата. Поэтому, если речь идет об экспортоориентированной подотрасли, то правомерно говорить об объеме экспорта продукции и предоставлении услуг в целом.

Для успешной кластеризации  юридическим лицам необходима поддержка государства. Данные субъекты могут относиться к секторам экономики, в которых большую часть представляют государственные предприятия (коммунальная сфера, тяжелая промышленность, транспортный и энергетический секторы и др.). Данные отрасли могут быть представлены естественными монополиями, объектами военно-промышленного комплекса, а также отраслями, для которых характерны принципы и посылки теории экономии масштаба. В этих условиях особое значение отводится государственному регулированию экономики, в частности, стратегическому планированию и мониторингу за выполнением намеченной программы.

Учитывая основные положения концепции кластеров, для республики в деле кластеризации главная проблема состоит, во-первых, в трансформации акцента с ресурсодобывающих отраслей на недобывающий сектор, во-вторых, в росте производительности в недобывающих отраслях и, в-третьих, в росте производства и экспорта продукции со значительной долей добавленной стоимости.

Минерально-сырьевой сектор экономики страны имеет основные предпосылки для межгосударственной кластеризации, поскольку данный сектор представляет интерес для стран ближнего и дальнего зарубежья. В процессах модернизации и в условиях интеграции республики в мирохозяйственную систему особое место отводится горно-металлургическому комплексу как приоритетному и базовому комплексу национальной экономики, обладающему значительным экспортным потенциалом.

Информация о работе Иновационая деятельность