Иновационая деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 15:48, курсовая работа

Краткое описание

Основными предпосылками реализации Стратегии, па наш взгляд, являются: во-первых, обеспечение благоприятных институциональных условий; во-вторых, выявление и формирование инновационного потенциала субъектов предпринимательства. В настоящее время государство создает все необходимые условия, так образованы специальные структуры, как Казахстанский инвестиционный фонд. Корпорация по страхованию экспорта и Инновационный фонд. Внедрены институциональные инструменты, стимулирующие инвестиционную деятельность в обрабатывающей промышленности и сельском хозяйстве.

Файлы: 1 файл

innovacionnloe-razvitie-rk-i-innovacii-diplom.doc

— 290.50 Кб (Скачать)

Инновационная стратегия, являясь функциональной, должна отражать инновационную политику предприятия, позволяющую повышать или поддерживать конкурентный статус выпускаемой продукции.

Необходимо  отметить, что сущность современного этапа развития как национальной экономики в целом, так и отдельных предприятий отражает такая категория, как «инновационное развитие», которая в последние годы достаточно широко освещалась в отечественной и зарубежной литературе.

Вместе с  тем инновационное развитие предприятия  представляет собой не только основной инновационный процесс, ной развитие системы факторов и условий, необходимых для его осуществления, т. е. инновационного потенциала ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Следовательно, можно сказать, что инновационная стратегия предприятия должна отражать содержание и основные направления процесса инновационного развития предприятия.

Анализ современной  инновационной проблематики дает возможность выделить следующие основные виды инновации; инновация продукции (услуг); инновация технологических процессов, или технологическая инновация; организационная инновация и социальная инновация.

Между названными видами инновации существует тесная взаимосвязь. Так, например, инновации в сфере продукции и услуг могут потребовать изменении в процессе производства и организации сбыта, а также в подготовке персонала предприятия. Доля средств, выделяемых на инновационную деятельность предприятия, в общем объеме финансирования предприятия, определяется его руководством индивидуально и зависит от ряда факторов, основными из которых являются: отраслевая принадлежность предприятия: базовая стратегия; объем финансовых ресурсов предприятия.

Анализ инновационной  ситуации, сложившейся на предприятии, должен являться исходным моментом процесса формирования инновационной стратегии предприятия. Он должен начинаться с краткой характеристики основных целей и задач, стоящих перед предприятием в данной сфере деятельности. Особое внимание должно уделяться анализу и оценке рыночного положения предприятия. При этом целесообразно давать описание инновационного потенциала каждого выпускаемого товара или групп товаров: применяемой на современном этапе инновационной стратегии и тактики: выделять и оценивать специфические факторы внешней и внутренней среды; анализировать и оценивать позиции и действия конкурентов.

Выявление инновационных  возможностей и недостатков в инновационном развитии предприятия целесообразно осуществлять с целью оценки возникающих у него инновационных возможностей, а также вероятных опасностей. Данный этан должен способствовать предвидению изменения экономической ситуации на предприятии в процессе реализации инновационного планирования.

 

 

  

 

 

 

1.3 Формы и  методы управления инновационными  процессами за рубежом. 

 

В 70-80-е гг в  американской теории менеджмента и  хозяйственной практике был накоплен большой опыт по решению проблемы управления инновационным процессом. На основе своеобразного функционального разделения труда в экономике США возник и активно развивался особый вид предпринимательства, специализирующийся именно на инновационной деятельности. Этот вид инновационного предпринимательства получил название "рискового бизнеса". В рамках промышленных компаний США нарабатывались такие методы управления и формы организации инновационных процессов, которые максимально вписывались бы в принципы функционирования крупных хозяйственных организаций. И на этом пути американский бизнес в значительной мере преуспел, что позволило ему в последние годы достойно ответить на вызов иностранных конкурентов.

На современном  этапе развития научно-технического прогресса роль малого бизнеса в научных исследованиях и разработках существенно возросла. Это связано с тем. что НТП дал мелким и средним внедренческим и высокотехнологичным фирмам современную технику, соответствующую их размерам, позволяющую вести производство и разработки на высоком техническом уровне п требующую сравнительно доступных затрат; активизации малого бизнеса в инновационной сфере в значительной степени способствовало появление новой формы финансирования капиталовложений для этого типа предприятий - рискового капитала для внедренческих фирм с высокой долей риска.

По степени  концентрации затрат научная сфера  в промышленно развитых странах  значительно опережает производственную. Так, на долю 300 крупнейших американских фирм приходится 92% затрат на научные исследования в промышленности, в том числе на 4 самые крупные — 22%. Примерно такое же положение наблюдается и в других странах: аналогичные показатели для Великобритании составляют 77 и 25,6%, Франции - 95,6 и 20.9%.

Тем не менее  в зарубежной литературе приводятся многочисленные примеры того, как мелкие фирмы становятся пионерами в создании и освоении многих научно-технических достижений современности. Так английский экономист Бэннок отмечает, что из 70 важнейших изобретений XX века более половины сделано изобретателями или мелкими фирмами.

Эффективность мелких предприятий с сфере НИОКР. в том числе и в освоении крупных изобретений, мало связана с размером предприятия. Конечно, главным препятствием на пути нововведений для мелкого капитала является ограниченность финансовых, материальных и людских ресурсов. Но фирмы - гиганты не доводят изобретения до фазы освоения сосем не потому, что нет достаточно финансовых средств. Поэтому на вопрос о влиянии размера предприятия на эффективность или способность к научным исследованиям нельзя дать однозначного ответа. Ясно, что для решения крупных научно-производственных задач и программ нужны огромные материальные, финансовые и кадровые ресурсы, мелкий капитал может участвовать в таких программах только как субподрядчик крупных монополистических фирм. По этой же причине возрастает значение финансовой помощи государства таким программам.

С 80-х гг за рубежом  наметилась тенденция к более  тесному взаимодействию предприятий разного размера, максимальному использованию преимуществ, обусловленных их размером.

Осуществление научно-технической политики США базируется на хорошо развитой институциональной структуре. Особенностью американской структуры управления научно-техническим прогрессом является тесное взаимодействие государства и частного бизнеса. Значителен удельный вес смешанных организаций, финансируемых за счет государственных и частных источников.

Среди них —  Национальный центр промышленных исследований. Национальная академия пате, Национальная техническая академия и американская ассоциация содействия развитию науки.

Контракт государственных  и частных институтов в сфере НИОКР - важная черта инновационного механизма. Являясь выразителем интересов крупнейших производителей, частные организации осуществляют обратную связь, предоставляя государственным органам информацию об эффективности для бизнеса проводимых ими мер и бизнесу - об экономической политике государства. Эти организации сыграли также не последнюю роль в формировании современной модели государственного управления научно-техническим развитием страны.

Основы современной  концепции научно-технического развития Японии были заложены японским правительством в первые послевоенные годы, именно в этот период составлялись долгосрочные прогнозы развития национальной экономики, определялись приоритетные отрасли и сфера НИОКР.

На вершине  иерархической системы государственного управления научно-техническим прогрессом в Японии находится Совет по делам науки, возглавляемый премьер-министром. В его состав входят руководители ряда министерств, а также представители крупнейших частных промышленных корпораций. Совет по делам науки формулирует стратегическую линию научно- технического развития страны и определяет размеры расходов на НИОКР из государственного бюджета.

Японская модель государственного регулирования НТП в конце 70-х - начале 80-х годов базировалась на следующих основных принципах: наличие долговременной программы научно-технического развития страны; опора на крупные корпорации в реализации научно-технической политики; стимулирование, по преимуществу, прикладных исследований и разработок; поощрение активных закупок лицензий за рубежом.

В ведущих европейских  странах (ФРГ, Великобритания Франция) национальные государственные органы играют существенную роль в формировании национального научно-технического потенциала, оказании поддержки корпорациям, имеющим возможность повысить конкурентоспособность собственной продукции и национальной экономики. Не смотря на разнообразие управленческих структур, различия в принципах макроэкономической политики, в тактических целях и т.п., существует много общих для западноевропейских стран моментов. Государственная научно-техническая концепция этих стран базируется на стимулировании национальных чемпионов"' - небольшого числа крупных корпораций, способных конкурировать с ведущими фирмами США и Японии. Им достается подавляющая часть государственных средств на промышленные НИОКР.

Как показывает изучение иностранного опыта, совершенствование инновационного механизма на отдельно взятой стадии не обязательно повышает результативность процесса в целом. Если ценные фундаментальные идеи не используются для разработки новых технологических процессов, а новые технологии не превращаются в товары широкого общественного спроса или находят лишь очень узкое применение в локальных сферах, то потенциал данного направления НТП практически не реализуется для потребительского спроса.

Приведенные выше понятия инновации и инновационного процесса, их трактовка довольно широко распространены в зарубежной и отечественной литературе. Однако они носят общий характер и раскрывают основополагающие цели, задачи и принципы организации инновационной деятельности на макроэкономическом уровне, не отражая особенностей различных сфер народного хозяйства, что не дает возможности определить присущие конкретной отрасли или сфере инновационные приоритеты, способствующие формированию среды и условий для стимулирования и развития инновационной деятельности. Это обстоятельство требует конкретной привязки совокупного понятийного аппарата, связанного с развитием инновационных процессов и осуществлением инновационной деятельности с учетом особенностей развития отечественного агропромышленного комплекса.

Учитывая изложенное применительно к агропромышленному производству, инновационную деятельность следует понимать как совокупность последовательно осуществляемых действий по созданию нового или усовершенствованного продукта и организации его производства на основе использования результатов научных исследований и разработок или передаваемого производственного опыта.

Постоянное  и непрерывное осуществление инновационной деятельности предопределяет формирование инновационного процесса, который определяется как закономерно и последовательно чередуемая система конкретных мероприятий по проведению научных исследований и разработок,

созданию инноваций  и освоению их непосредственно в  производстве в целях создания новой или улучшения сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, новой или усовершенствованной технологии производства.

Применительно к различным отраслям и сферам хозяйства сущность инновационной деятельности не имеет принципиальных отличий, в то время как характер и направление инновационного процесса в них могут существенно различаться. В частности, инновационный процесс в АПК имеет свою специфику, обусловленную особенностями агропромышленного производства, и, прежде всего, его главной составной части - сельского хозяйства.

К основным особенностям формирования инновационного процесса в агропромышленном производстве относятся следующие:

- множественность  видов сельскохозяйственной продукции и 
- продуктов ее переработки, существенная разница в технологии их возделывания и производства;

- значительная  дифференциация отдельных регионов  страны по условиям производства;

- сильная зависимость  технологий производства в сельском хозяйстве от природных и погодных условий;

- большая разница  в периоде производства по отдельным видам сельскохозяйственной продукции и продуктам ее переработки; высокая степень территориальной разобщенности сельскохозяйственного производства;

- обособленность  сельскохозяйственных товаропроизводителей (на всех уровнях) от организаций, производящих научно-техническую продукцию;

- разный социальный  уровень работников сельского  хозяйства; множественность различных  форм и связей сельскохозяйственных товаропроизводителей с инновационными формированиями;

- отсутствие  четкого и научно обоснованного организационно-экономического механизма передачи достижений науки сельскохозяйственным товаропроизводителям и, как следствие, существенное отставание отрасли по освоению инноваций в производстве.

Высокий уровень  сложности агропромышленного производства как системы и указанные особенности инновационного процесса б нем предопределяют своеобразие подходов и методов ее реализации.

По своей сущности и  характеру методы реализации инновационной политики могут быть самыми разными, но их совокупность преследует одну цель - создание на всех уровнях АПК максимально благоприятных условий для успешной и эффективной инновационной деятельности с учетом полного охвата всех стадий инновационного цикла: от создания инноваций, до их освоения непосредственно в агропромышленном производстве. Поскольку этих методов достаточно много, их можно классифицировать (в основном по функциональному признаку) на организационные, экономические, законодательно-правовые и социально-психологические.

К организационным методам реализации инновационной ноли-тики следует отнести создание четкой организационно-управляемой инновационной системы, в которой каждый ее элемент будет наделен специфическими функциями, внутренними и внешними связями и станет осуществлять свою деятельность в соответствии с общими целями и задачами всей системы.

Для этого возникает необходимость формирования и развития инновационной инфраструктуры в виде различных формирований: научных, научно-технических и научно-технологических центров, технопарков, технополисов, научно-производственных объединении и систем, специализированных формирований по производству наукоемкой продукции. Инновационная инфраструктура находится в постоянном развитии: от простых форм инновационных формирований к более сложным путем проведения реструктуризации. Будут созданы комплексные научные организации, включающие экономические, маркетинговые, информационные, коммерческие подразделения. При этом важное значение имеет определенная четкость организационного механизма инновационного процесса: от планирования фундаментальных и прикладных исследований и разработок по наиболее приоритетным направлениям инновационной направленности (с учетом спроса на научную продукцию) до завершающего этапа создания инноваций и освоения их в производстве.

Информация о работе Иновационая деятельность