Иновационая деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 15:48, курсовая работа

Краткое описание

Основными предпосылками реализации Стратегии, па наш взгляд, являются: во-первых, обеспечение благоприятных институциональных условий; во-вторых, выявление и формирование инновационного потенциала субъектов предпринимательства. В настоящее время государство создает все необходимые условия, так образованы специальные структуры, как Казахстанский инвестиционный фонд. Корпорация по страхованию экспорта и Инновационный фонд. Внедрены институциональные инструменты, стимулирующие инвестиционную деятельность в обрабатывающей промышленности и сельском хозяйстве.

Файлы: 1 файл

innovacionnloe-razvitie-rk-i-innovacii-diplom.doc

— 290.50 Кб (Скачать)

Кроме того, предприниматель  должен обладать высокой степенью деловитости  и динамизма, умением соперничать. Взлеты и падения на этом пути неизбежны. В основе хозяйственного риска лежит соотношение между предлагаемыми и действительными затратами и результатами. Если цены производимых товаров не возмещают затрат, это значит, что либо предприниматель не сумел эффективно ориентировать свою деятельность, либо неблагополучно сложились предвидимая им конъюнктура. Необходимость постоянного контроля за комбинацией условий производства держат предпринимателя в напряженном состоянии, и это напряжение он стремиться передать всем участникам производства.

Характеристика экономической природы предпринимательской деятельности была бы не полной без учета личности предпринимателя, особенно его экономического мышления. Предпринимательский тип мышления отличает подход от привычного, устоявшегося. Он представляет собой совокупность оригинальных взглядов и подходов к принятию решений, которые реализуются в практической деятельности.

Таким образом, рассмотренные стороны предпринимательской  деятельности тесно связаны друг с другом, действуют одновременно. Поэтому предпринимательство можно определить как процесс создания нового, обладающего ценностью; процесс, предполагающий принятие на себя финансовой, моральной и социальной ответственности и риска; процесс, приносящий в результате денежный доход и личное удовлетворение.

Поскольку любая экономическая деятельность связана с фазами воспроизводственного цикла (производство, обмен, распределение, потребление), выделяют следующие виды предпринимательской деятельности:

  1. производственная;
  2. коммерческая;
  3. финансовая;
  4. страховая;
  5. аграрная.

Производственное предпринимательство распространяется в основном на производство и потребление товаров и услуг. Коммерческое – на их обмен, распределение и потребление, а финансовое – на обращение, обмен стоимостей.

К производственному  предпринимательству относиться деятельность, в условиях которой предприниматель осуществляет производство продукции, товаров, работ. Услуг, информации, духовных ценностей, которые затем подлежат реализации потребителям (покупателям). При этом функция производства является для предпринимателя основной, определяющей. А другие функции, сопровождающие процесс производства, например, сбыт продукции, играют вторичную роль, служат дополнением основной.

Коммерческое  предпринимательство характеризуется  тем, что определяющую роль в нем  играют товарно-денежные отношения, торгово-обменные операции. Основу этого вида предпринимательской деятельности составляют операции и сделки по купле-продаже, т. е. По перепродаже товаров и услуг. Отличие коммерческого предпринимательства от производственного состоит в том, что в коммерческом предпринимательстве нет необходимости в обеспечении производственными ресурсами, связанными с выпуском продукции, поскольку приобретаемые материальные ресурсы покупаются предпринимателем в виде готового товара, который затем реализуется потребителю. Здесь необходимо учитывать два основных требования:

- реализационная  цена должна быть ощутимо выше  покупной цены;

- на данный  вид отвара должен быть достаточный  спрос.

Следовательно, коммерческой сделке должен предшествовать анализ рынка, в результате которого прогнозируется объем закупки и продажи товара, цена покупки и цена реализации товара.

Финансовое  предпринимательство является особым видом коммерческого предпринимательства. Его следует выделять, поскольку  объектом купли-продажи в этом случае является весьма специфический товар – деньги, валюта, ценные бумаги. Финансово-кредитной сделке должны предшествовать анализ рынка ценных бумаг, выявление и привлечение потенциальных покупателей денег, валюты, ценных бумаг.

Предпринимательская деятельность представляет собой совокупность осуществляемых сделок, каждая из которых ограничена сравнительно непродолжительным, четко очерченным временным интервалом.

Необходимым условием развития предпринимательства как  устойчивого и типичного поведения экономических субъектов является экономическая свобода, дающая возможность действовать по собственной инициативе, неся полную ответственность за неудачу или успех предприятия. Общепризнанно, что предпосылкой такой свободы является право частной собственности на имущество, средства производства, результаты деятельности.

Но дело не только в частной собственности. В обществе. Где жизнь и деятельность людей в высокой степени взаимосвязаны, свобода частного лица не одним лишь правом на такую же свободу других лиц, но и существующими формами совместной коллективной, акционерной, коммунальной и государственной собственности, которые существуют не только в форме абстрактного права, но и в материальной форме предприятий и учреждений различного рода.

Для предпринимателя  не обязательно, чтобы право частной  собственности было ничем не ограничено. Предприниматель прагматик, поэтому  для него важно, чтобы при наличии частной собственности было ясно и четко определены правомочия всех остальных субъектов прав собственности. Ему в его практической деятельности более важна доступность ресурсов, информации, легкость получения кредитов или выхода на внешние рынки и т. д. Для этого необходимы четкие правовые и процедурные гарантии по всем этим вопросам. Таким образом, предприниматель нуждается в системе коммерческого или товарного права более, чем в неограниченном праве частной собственности самой по себе.

Особую роль в рыночной экономике играет мелкое и среднее предпринимательство. В связи с этим оно заслуживает и отдельного рассмотрения.

Малые предприятия (особенно в сфере торговли) являются ключевыми при переходе к эффективной  рыночной экономике. Малое предпринимательство представляет собой многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны. Они принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственными производителями, так и потребителями широкого спектра товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.

В мировой хозяйственной  системе по данным ООН, малые и  средние предприятия являются работодателями почти для 50% трудового населения  всего мира, при этом объем производства в сфере малых и средних  предприятий в различных странах составляет от 33 до 66% национального продукта. Кроме того, сектор малого предпринимательства более динамично создает новые рабочие места. Так, например, в США за период с 1976 года по 1990 год крупные и средние предприятия потеряли соответственно 500 и 850 тысяч рабочих мест, обеспечивая 65% чистого прироста рабочих мест по стране.

 

 

 

    1. Факторы развития предпринимательства.

 

Эффективное развитие предпринимательства является одной из ключевых проблем структуризации экономических систем и их рационального интегрирования в мировое рыночное хозяйство. Для развивающихся рыночных систем это и еще существенная основа для роста деловой активности в обществе, позволяющая успешно решать комплекс социально-экономических задач, обеспечивая, с одной стороны, структуризацию экономики, а с другой - дополнительные рабочие места и тем самым объективно необходимый социальный комфорт в обществе. Однако, следует отметить, что реализация преимуществ предпринимательства требует учета многих факторов, связанных с развитием различных его форм и содействующих осуществлению его функциональной роли в обществе.

Генезис предпринимательства  в различных странах, как развитых, так и развивающихся позволяет  систематизировать эти факторы  по характеру и типу их воздействия на динамику многих его сторон. На наш взгляд, такая систематизация весьма важна как с методологической, так и практической точки зрения. Во-первых, очерчивается система взаимосвязей, формирующихся в ближнем, среднем и дальнем круге формирования бизнес-структур, определяющая их последовательную рационализацию и эффективное функционирование в конечном счете. Во-вторых, определяется конкретный практический инструментарий по реализации этих взаимосвязей, позволяющий усилить функциональную роль предпринимательства в социально-экономическом развитии общества. Кроме того, на основе такой систематизации выстраивается средне- и дальнесрочная стратегия развития предпринимательства, которая тем действеннее, чем полнее учет конкретных факторов, несущих в себе определенную организационную и стимулирующую нагрузку. Круг факторов, содействующих развитию предпринимательства весьма обширен по своему содержанию. К тому же каждый фактор специфичен по своей направленности на развитие предпринимательских структур, начиная от начальных стадий его формирования и кончая его взаимодействием с другими секторами экономики и нагрузкой в обеспечении главных стратегических задач ее развития.

Особое значение в содействии предпринимательству  имеет создание специфичной регулятивной среды, то есть разработка и реализация целевых программ государственного регулирования бизнеса с использованием эффективных управленческих методов и рычагов. Свои регулирующие функции государство выполняет посредством административных и экономических методов. Первые, как правило, ограничивают свободу выбора хозяйствующего субъекта, а вторые - способствуют свободе предпринимательского выбора через экономические рычаги - налоги, банковские ставки, льготы и т.д.

Для развивающихся рыночных систем на постсоветском пространстве характерно не только обновление, а воссоздание регулятивной среды в сфере предпринимательства, поскольку его субъекты получили новый толчок к развитию в 80-х годах советского периода, после НЭП 20-х годов. Так. в правовом поле того периода Конституция СССР 17-ой статьей закрепляла право граждан на осуществление трудовой деятельности, основанной на личном труде граждан и членов их семей в сфере кустарно-ремесленных промыслов, сельского хозяйства и бытового обслуживания. Однако в связи с преобладанием крупных предприятий и отсутствием дифференцированного подхода в определении места различных предприятий в экономической системе деятельность существующих малых предприятий была неэффективной. К тому же отсутствие конкурентного механизма функционирования предприятий в такой системе обедняло товарный рынок. В итоге такое положение привело к необходимости использования кооперативной формы в качестве малого предпринимательства в условиях реформирования экономики в 80-е годы.

Важное значение для развития малого предпринимательства  имели принятые в 1986 году. Закон "Об индивидуальной трудовой деятельности", в 1987 году Закон "О государственном предприятии" (распространенный на все предприятия с 1989 года), Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о создании совместных предприятий с участием иностранного капитала (1987 год). Позлее в ноябре 1986 года и мае 1988 года закон легализует частную предпринимательскую деятельность в ряде производственных областей и сфере услуг, что усилило рост кооперативного движения, подучившего мощный стимул к развитию Закона "О кооперации" (1988 год). В этом законе законодательно воплощен новый подход к экономической политике, так как в нем взята под защиту сердцевина кооперативного строя - демократизм. С принятием этого закона начинает расширяться сфера частной инициативы и в сельском хозяйстве, а с введением аграрных договоров на землю (на срок до 50 лет), что заложило основу для формирования фермерства. В 1989 году прошел I Всесоюзный съезд объединенных кооперативов в сфере производства товаров и услуг. На съезде был организован "Союз кооперативов СССР в сфере производства товаров и услуг", который определил своей главной целью создание параллельной экономики, направленной на оздоровление с существующей хозяйственной системы.

В июне 1990 года был принят Закон "О предприятиях в СССР", в котором предусматривалось  дальнейшее расширение самостоятельности предприятий и перечислялись следующие виды предприятий: индивидуальные, кооперативные в форме кооперативного или иного хозяйственного общества или товарищества. Закон давал возможность также создавать совместные предприятия, арендные и малые государственные предприятия.

В 80-е годы имело  мест интенсивное развитие кооперативов, производящих товары производственно-технического назначения, торговых и медицинских, обслуживающих население с незначительными элементами предпринимательства. Однако отсутствовала гибкая экономическая политика в этой области, быстро реагирующая па потребности нового экономического явления, защищающая потребителя и стимулирующая производителя.

В начале 90-х  годов кооперация как форма малого предпринимательства, несмотря на ее соответствие сложившимся хозяйственным традициям отечественного производителя сводится на нет. В известной мере такое притеснение кооперативов объясняется тем, что они продемонстрировали в некоторых случаях некомпетентность в хозяйственной деятельности и приоритет краткосрочных интересов над долгосрочными перспективами.

В начале 90-х  годов с дальнейшим ростом внимания широкой общественности к возможностям предпринимательства как важнейшего фактора формирования рыночных отношений появляется ряд основополагающих документов: Постановление СМ СССР №790 "О мерах по созданию и развитию малых предприятий" от 08.08.1990 г., Постановление СМ РСФСР "О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФРС" от 18.07.1991 г. №404. В них были определены стартовые условия малого предпринимательства. Предусматривается ряд льгот по материально-техническому снабжению малых предприятий, в результате чего имел место бурный их рост, а также предпринимательской активности, сопровождающейся быстрым накоплением капиталов и активной деятельностью в торгово-посреднической сфере.

Характерной чертой этого, в целом благоприятного периода для малого бизнеса было то, что малые предприятия выполняли роль канала перекачки ресурсов командно-управляемых госпредприятий в теневую экономику, то есть в пользу полукриминального и криминального "псевдорыночного" предпринимательства.

В этих условиях стало очевидно, что необходима целостная программа организационно-хозяйственного обновления методического и практического инструментария по регулированию развития сферы предпринимательства и ее оптимальной адаптации в трансформируемую экономику.

Особенно важным было официальное закрепление предпринимательской деятельности в правовом поле. Так, в Казахстане Конституцией утверждено положение, что "каждый имеет право на свободу предпринимательской деятельности, свободное использование своего имущества для любой законной предпринимательской деятельности". В развитии предпринимательства большую роль играет не просто расширение правового поля для его субъектов, но прежде всего, его целенаправленная адаптация в конкретной экономической системе. Для этого при построении целостной регулятивной среды необходимо учитывать стартовые условия для развития предпринимательства и в зависимости от этого задействовать конкретный комплекс факторов. Безусловно, что многие из них могут иметь общее целевое назначение, но степень стимулирующего, организационного и адаптационного воздействия на развитие как самих предпринимательских структур, гак и мотивацию его субъектов, как правило, различны.

Информация о работе Иновационая деятельность