Иновационая деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 15:48, курсовая работа

Краткое описание

Основными предпосылками реализации Стратегии, па наш взгляд, являются: во-первых, обеспечение благоприятных институциональных условий; во-вторых, выявление и формирование инновационного потенциала субъектов предпринимательства. В настоящее время государство создает все необходимые условия, так образованы специальные структуры, как Казахстанский инвестиционный фонд. Корпорация по страхованию экспорта и Инновационный фонд. Внедрены институциональные инструменты, стимулирующие инвестиционную деятельность в обрабатывающей промышленности и сельском хозяйстве.

Файлы: 1 файл

innovacionnloe-razvitie-rk-i-innovacii-diplom.doc

— 290.50 Кб (Скачать)

Еще одним внешним  внебюджетным источником финансирования малых предприятий может быть совместное инвестирование. Например, в ФРГ банками и страховыми компаниями создаются специальные фирмы, участвующие в капитале малых предприятий, Этот опыт можно использовать в Казахстане через договоры-подряды по финансированию какой-либо разработки.

Особый интерес  представляет такой источник финансирования, как привлечение капиталов с помощью выпуска и размещения акций, облигаций или других ценных бумаг при посредничестве инвестиционных институтов. Однако облигации, акции под малый бизнес не могут быть ликвидными, а следовательно и привлекательными для частных, особенно иностранных, инвесторов. Эту проблему можно решать, предоставляя малому бизнесу налоговые льготы.

Исследования  показали, что множество проблем  в финансировании малых предприятий  можно решить за счет интегрирования малых и средних в крупные  и средние действующие предприятия. В этом случае в качестве инвестиций крупные предприятия могут предоставить в аренду малым основные фонды, долгосрочный кредит на льготных условиях и выступить поручителями при получении гарантированного займа. Кроме того, действующие предприятия осуществляют поддержку малого предпринимательства посредством формирования местного рынка комплектующих элементов готовой продукции, производственных и технологических услуг. С учетом общего состояния экономики в Республике и значительного дефицита государственного бюджета единственным реальным источником финансирования малого бизнеса в настоящее время является банковский кредит. Назрела необходимость создать специальные сети коммерческих банковских структур для финансирования малых и средних предприятий по более низкой, чем действующая в настоящее время, процентная ставка

в коммерческих банках.

Для заинтересованности банковских организаций, предоставляющих  кредиты под производственные проекты частного бизнеса, необходимо разработать систему льготных условий и стимулов. Например, предоставить налоговый инвестиционный кредит на доходы банков, полученные от вложения средств в малый бизнес. Необходимо также более широко использовать и нетрадиционные виды финансовых услуг - такие, как лизинговый кредит, лизинг недвижимости, факторинговые операции.

Большую роль в  организации финансирования малого бизнеса могут сыграть кредитные программы и многочисленные региональные, городские, целевые фонды. Поскольку деятельность малых предприятий ориентирована главным образом на местный рынок, многие финансовые вопросы необходимо решать с участием местных органов власти. Они же должны определять основные направления поддержки предпринимательства, разрабатывать комплекс необходимых мероприятий, изыскивать материально-технические и финансовые ресурсы для их реализации за счет региональных источников. С учетом сложившейся ситуации в экономике в целом, финансированию малых предприятий могло бы содействовать также создание общества взаимного кредита, выступающего в качестве гаранта кредита. Это - объединение страховой организации и нескольких мелких банков для финансирования малых предприятий. Они могут осуществлять все краткосрочные банковские операции, а также давать коммерческим банкам или городским фондам рекомендации по кредитованию отдельных предприятий после соответствующей проверки их финансового состояния.

Особую актуальность приобретают проблемы развития малого и среднего бизнеса в агропромышленном комплексе, который помог бы не только более полно использовать потенциал сельского хозяйства, но и остановил бы большой отток из аулов и сел трудоспособного населения.

В республике растет число крестьянских хозяйств, но их становление сопряжено с немалыми трудностями. Они при сохраняющейся  монополии государства в сфере  хранения, реализации, транспортировки, переработки сельхозпродукции не могут на равных условиях войти в рынок. Необходима целевая государственная поддержка крестьянским хозяйствам, способным наращивать производство товарной продукции и становиться эффективной рыночной формой хозяйствования. Подобающее место в экономике республики крестьянским хозяйствам помогли бы занять разработка и внедрение механизма, обеспечивающего их доступ к источникам финансирования, в т.ч. и для привлечения иностранных инвестиций, страхования их деятельности.

Предпосылкой  успешного развития фермерства в  Казахстане является создание необходимых  условий для появления подлинных  собственников средств производства, формирования и развития элементов рыночной инфраструктуры, обслуживающей хозяйствующие субъекты и всемерно облегчающей сбыт производственной продукции, а также создание информационных центров и расширение сети лизинговых компаний для обеспечения фермерских хозяйств современными технологиями и оборудованием.

В настоящее  время при Министерстве сельского хозяйства создан фонд поддержки предпринимательства за счет бюджетных средств, которые обслуживают лизинговые операции с сельхозтоваропроизводителями. Они получают машины и оборудование на условиях лизинга через лизингодателя, с которым заключают соответствующие договоры сроком не более чем на 5 лет. В них предусматриваются размеры и сроки платежей, периодичность возврата.

Результаты  исследований показали, что малое  предпринимательство обслуживается в последнюю очередь, и средства выделяются весьма незначительные. Видимо, целесообразно из этого фонда выделить долю средств малому предпринимательству. Кроме того, с цепью улучшения материально-технического обеспечения предприятий малого бизнеса необходимо в каждом районе предусмотреть создание специальных лизинговых фондов за счет средств республиканского бюджета. При этом средства данного фонда должны быть переданы на конкурентной основе непосредственно сельхозтоваропроизводителям с тем, чтобы они имели возможность выбрать себе поставщиков и посредников. Это позволит товаропроизводителям выступать учредителями специализированных лизинговых компаний с внесением этих средств в виде вкладов в уставной капитал.

В европейских  странах на долю лизинга приходится 15-17% общего объема капитальных вложений. Под контролем Министерства сельского хозяйства США функционирует ряд финансово-кредитных организаций, осуществляющих льготное кредитование фермеров и сельских жителей. Льготы по кредиту реализуются в виде компенсационных платежей по процентам коммерческих банков с учетом ценных бумаг, служащих залогом при получении ссуд из федеральных кредитных средств долговых обязательств, процент по которым не облагается налогом, и др. Средняя процентная ставка за использование кредитных ресурсов сельхозтоваропроизводителем не превышает 5%. Фермерам, берущим кредит у различных кредитных организаций, выплачиваются компенсационные платежи в размере 4% кредитных ресурсов. Фермеры также на льготных условиях получают ссуды на покупку техники, оборудования и т.д.

С учетом описанного выше опыта можно было использовать следующие льготы для малых предприятий: оставить предоставление льготных кредитов на развитие производства и восполнение временной потребности в оборотных средствах; государственное субсидирование программ для предприятий, осваивающих новые технологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. КЛАСТЕРНОЕ  РАЗВИТИЕ

3.1 Кластерообразующие  структуры в горной металлургии  Казахстана.

 

Исторически сложившаяся  промышленная специализация ряда областей Казахстана, имеет оформившиеся предпосылки создания конкурентного преимущества в мировом разделении труда в сфере черной и цветной металлургии. Именно благодаря ярко выраженной специализации тот или иной регион концентрирует усилия на выпуске определенного спектра продукции. Более того, теория кластеров М. Портера основана на том, что наиболее конкурентоспособные в международных масштабах фирмы одной отрасли обычно сконцентрированы в одном регионе. Это связано с волновой природой инноваций, распространяющих вокруг себя наиболее конкурентоспособные компании и затрагивающих поставщиков, потребителей и конкурентов данных компаний. В регионе возникает "кластер" - сообщество сконцентрированных по географическому принципу фирм, тесно связанных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга. Ряд исследователей, занимающихся изучением данной проблемы, отмечают, что кластеры обычно четко выражены в условиях развитой экономики. В развивающейся экономике большая часть промышленных предприятий имеет местное базирование или представляет собой иностранные дочерние подразделения. Экспортные отрасли проявляют тенденцию к существенному потреблению ресурсов и затрат труда.

Сравнительный анализ развитых и развивающихся стран позволил также установить, что фирмы в развивающихся странах и их регионах часто вынуждены интегрироваться по вертикали, производя не только свои собственные компоненты, но и нередко необходимые для производственных процессов энергоресурсы. Чаще всего им приходится строить не только региональную инфраструктуру, но и собственные обучающие центры и другие виды обслуживания основных производственных и непроизводственных процессов. "Конкурентоспособные компании, действующие в условиях развивающихся экономических систем, работают так, словно они представляют собой отдельные острова". Такие кластеры содержат меньшее число участников, как правило, выстроены в структуру с сильной иерархией одной достаточно крупкой компании, со слабо установленными связями с окружающей экономической средой.

Если основу кластера составляет деятельность иностранной  фирмы, то это дает возможность усилить  внешние связи кластера, увеличить  его производительность, внести непосредственный вклад в дополнительное инвестирование и занятость местного населения. Казахстан и страны СНГ пропустили момент, когда в развитых странах произошла "региональная революция", выразившаяся в том, что трансформировалась организация экономического пространства. Наряду с интегрированной (централизованной) моделью пространственной организации территории, характерной для индустриального уклада хозяйства, возникла сетевая модель, являющаяся проекцией производственных сетей на территорию. Это так называемые сети, привязанные к месту. Они включают в себя автономные и взаимозаменяемые звенья – производственные комплексы и предприятия. Собранные вместе, они, входя в сеть кооперации и взаимодействия (путь основанного на взаимной конкуренции), образуют производственный кластер.

 

3.2 Создание  концепции кластерного развития.

 

По экспертным оценкам, на рынке потребительских товаров, за исключением продуктов питания, доля казахстанских производителей составляет не более 10%.

Львиная доля розничного товарооборота, оцениваемая приблизительно в 10 млрд. долларов ежегодно уходит из страны. В этих условиях особенно актуально развитие кластерных технологии, отмеченных в Послании Президента РК Н.А. Назарбаева.

Понятие кластерного  развития включает создание такого уровня кооперации в производстве, какого-нибудь конкретного товара по качеству не уступающим лучшим зарубежным аналогам, когда включенные в данную систему предприятия, специализирующие на производстве комплектующих изделий от самого начала и до конца технологического процесса действует как единый механизм на любой стадии гарантировано обеспечивающие высокое качество производство. При этом речь не идет о концентрации производства в одних руках, а в вовлечении в процессе производства средних и мелких производителей, являющихся базой для формирования столь важного среднего класса. Тем самым обеспечивается развитие действующих и создание новых, небольших размерах, но новейших по качественным параметрам технологии малых и средних предприятии.

В мировой экономике  такой подход не является новым, так как она в целом была положена в основу экономического бума стран Юго-Восточной Азии в 80-90-х годах прошлого столетия.

Сама постановка проблемы предполагает решение трех важнейших для экономики задач:

  1. на рынке потребительских товаров обеспечить как можно больше присутствие отечественных производителей;
  2. создание устойчивого слоя среднего класса;
  3. вовлечение в производственный сектор трудовых ресурсов за счет безработных и секторов, где есть тенденция к избыточному предложению рабочей силы (например, аграрный, коммерческий, частью строительный, где есть избыток низко квалифицированной рабочей силы).

При выборе объекта  кластера т.е. какой товар и где  производить необходимо учитывать следующие факторы:

  1. природно-хозяйственный;
  2. экономические традиции;
  3. наличие навыка производства у определенной части рабочей силы.

Природно-хозяйственный  фактор предусматривает наличие сырья и материалов местного производства. Под региональными экономическими традициями подразумевается следующее. Глубокий экономический спад 90-х годов привел к полной остановке большинства крупных объектов легкой и пищевой промышленности в нашей стране, в свое время обеспечивавшие своей продукцией не только тогдашние союзные республики, но и экспортировавшие часть продукции в страны зарубежья. Несмотря на то, что в ходе приватизации они перешли в частную собственность, сохранилась инфраструктура, не требующее масштабных капитальных вложений. Также у части сегодняшних безработных и рабочих занятых на низко квалифицированных работах сохранилась навыки производства в этих предприятиях.

Организационная структура создания объекта кластерного развития можно представить из трех компонентов, каждая из которых должна осуществлять свою функцию:

  1. государственный орган, как заказчик и координата проекта;
  2. научно-производственный центр, создаваемый на базе региональных университетов;
  3. предприятия-участники проекта как объект кластера и ответственные за производственные технологические и финансовые обеспечения каждая из этих компонентов должна выступать как часть целого, с механизмом взаимовлияния и взаимодополнения. 
    Круг вопросов, которые должен решать государственные органы, было перечислено выше. Если рассматривать шире, то это:

Информация о работе Иновационая деятельность