Иновационая деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 15:48, курсовая работа

Краткое описание

Основными предпосылками реализации Стратегии, па наш взгляд, являются: во-первых, обеспечение благоприятных институциональных условий; во-вторых, выявление и формирование инновационного потенциала субъектов предпринимательства. В настоящее время государство создает все необходимые условия, так образованы специальные структуры, как Казахстанский инвестиционный фонд. Корпорация по страхованию экспорта и Инновационный фонд. Внедрены институциональные инструменты, стимулирующие инвестиционную деятельность в обрабатывающей промышленности и сельском хозяйстве.

Файлы: 1 файл

innovacionnloe-razvitie-rk-i-innovacii-diplom.doc

— 290.50 Кб (Скачать)

Факториальная среда предпринимательства включает в себя комплекс общих, по существу, факторов: социальных, экономических, административных, ресурсных и технологических, то есть они имеют место и для других сфер, секторов экономической системы. Специфика факторальной среды предпринимательства формируется за счет конкретных направлений действия и доминантного обозначения в процессе выбора определенных мер, методических и практических инструментов административного, правового и финансового менеджмента в данной сфере.

Как видно из приведенной структуризации составляющих факторальной среды важным результирующим компонентом является системный маркетинг вкупе со структурным менеджментом, охватывающим весь бизнес-спектр и включающий в себя прогрессивный инструментарий регулирующего воздействия, используемый в развитых рыночных системах. Как правило, этот инструментарий - правового и финансового характера с четко выраженной социально-экономической направленностью. Его использование позволило сконцентрировать действия в факторальной среде на развитие определенных бизнес - секторов, регулируя при этом трудовые потоки и финансовые ресурсы. При этом серьезный аргументацией в структуризации бизнеса является её результирующий мотив на повышение конкурентоспособности экономики страны. Так, в мировой практике в качестве характеристики внешней конкурентоспособности применяется коэффициент выявленных сравнительных преимуществ - RCA (Revealed Comporative Advantage). Он рассчитывается как отношение доли данной страны на мировом рынке данного товара к доле данной страны в мировом экспорте. Известный немецкий экономист Хорст Зиберт отмечает, что Германия специализируется на продуктах средних технологий, чем похожа на Японию, в отличие от США, Франции

и Великобритании, где заметна большая специализация  на продуктах высоких технологий.

В России в основном экспортируются продукты низких и средних технологий. Коэффициенты RCA, как правило, тем больше, чем ниже степень обработки. Исключение составляют энергоблоки, приборы и корабли, последние, впрочем, в 2002 г. утратили конкурентоспособность.

Теоретически  доказано, что масштабные скачки в увеличении производства, если они опираются на массовые инвестиции без существенных технологических изменений, требуют не лимитированного роста рабочей силы. Известные модели У.А.Льюиса и его последователей основаны на свободном притоке рабочей силы в промышленность из аграрного сектора в период индустриализации, что характерно для многих стран, добившихся высоких темпов экономического роста (Южная Корея, Тайвань, Китай, Малайзия).

Возможно замещение  труда капиталом при капиталоемком техническом прогрессе, тогда спрос на рабочую силу будет снижен, но все равно ее прирост при крупных инвестициях необходим. Известны и обратные явления, когда недостаток капитала возмещался высоким качеством относительно дешевой рабочей силы (например, Юго-Восточная Азия).

Вариант быстрого роста, не требующий масштабного увеличения рабочей силы - наращивание экспорта готовых изделий на открытые рынки западных стран с использованием в качестве конкурентного преимущества низкой оплаты труда в экспортных отраслях при внедрении заимствованных там же технологий.

Казахстанский опыт в построении регулятивной среды для предпринимательства характерен поддержкой на государства. Систематически отслеживаются негативные факторы, препятствующие развитию сферы предпринимательства. Устойчивое развитие банковского сектора позволяет развивать рынок финансовых услуг и создать многоуровневую систему финансово-кредитного обеспечения, целенаправленно стимулирующую увеличение активов предприятий малого предпринимательства. В 2003 году принят Закон "О микрокредитных организациях", в соответствии с которым предусмотрена возможность предоставления микрокредитов в размере, не превышающем тысячекратного размера месячного расчетного показателя на одного заемщика. Кроме того, льготное положение субъектов малого предпринимательства подтверждается также возможностью открытия счетов в банках второго уровня без взимания платы.

Акцент на активизацию  инновационного направления не случаен. Интенсивное освоение высоких технологий в международном экономическом пространстве ставит перед развивающимися странами комплекс новых задач по ускоренному преобразованию своих структур, в том числе предпринимательских, в общемировом направлении, перевод их в режим

конкурентоспособности. Так, в Казахстане реализуется Программа развития производства строительных материалов, изделий и конструкций на 2005-2014 гг. Основанием для ее разработки по служило то, что имеющиеся сегодня в отечественной стройиндустрии технологии представляют собой вчерашний и даже позавчерашний день". Опыт развивающихся рыночных систем на постсоветском пространстве выявил основные поэтапные шаги в обеспечении и устойчивой экономической базы для развития предпринимательства, которые сводятся к следующему:

- Развитие новых  институтов собственности "раскрепостивших" деловую активность общества. Так, в Казахстане разгосударствление и приватизация, начатые в начале 90-х годов прошлого века привели к первым структурным преобразованиям в экономике республики с использованием новых институтов собственности. Реализация антикризисных и стабилизационных программ позволила национальной экономике в период с 1994 по 2000 год создать основу для макростабилизации. Начиная со второй половины 2001 г. удалось закрепить достижения в реальном секторе экономики, что позволило в 2002 году перейти к новой экономической политике, в основе которой была заложена стратегия устойчивого развития экономики с серьезными социальными коррективами в сторону роста благосостояния общества.

- Диверсификация  и модернизация экономики с широким использованием инновационных технологий и постепенным включением сырьевого фактора как базового для создания сильного перерабатывающего комплекса. Инновационные технологии позволяют значительно расширить структуру сферы предпринимательства, как крупного, так и малого бизнеса, позволяя организовывать стратегически важные приоритеты новой экономической политики. способствуя поэтапной её реализации. При этом важна последовательность проводимых мероприятий по укреплению экономической основы предпринимательства в казахстанской экономике:

- Укрепление  конкурентной среды в отечественной экономике за счет совершенствования рыночной инфраструктуры, направленной на эффективное функционирование основных её секторов и развитие конкурентоспособных производств, реализующих стратегию открытого экономического общества с перспективой успешного интегрирования в мировое рыночное хозяйство.

- Расширение  инвестиционной среды для сферы  предпринимательства на основе целенаправленного развития банковской инфраструктуры и других финансовых институтов. При этом приоритетными являются укрепление таких позитивных тенденций в экономике Казахстана, как:

  • расширение капитализации экономики на основе роста предпринимательских структур;
  • выход казахстанского капитала на внешние рынки;
  • динамичное развитие сферы услуг с растущей его долей в структуре ВВП;
  • устойчивый рост торгового оборота в сфере малого и среднего бизнеса.

В целом, реализация нового экономического курса на повышение конкурентоспособности экономики, базирующейся на целенаправленном расширении сферы предпринимательства, должна обеспечить эффективную её диверсификацию, объективно необходимую для дальнейшего экономического прогресса. Сфера предпринимательства становится все более привлекательной для различных социальных слоев общества, при этом каждая развивающаяся система формирует в себе основы для среднего класса, который обеспечивает устойчивость всего социального потенциала. С укреплением рыночных отношений развивается конкурентная среда, создающая объективно необходимые предпосылки для качественных сдвигов в сфере предпринимательства. Все это предопределяет постоянное совершенствование менеджмента в данной сфере, что возможно на основе детализации её структурно-функциональных параметров с выделением отраслевой и региональной специфики различных бизнес-структур.

 

 

 

 

 

 

    1. Финансовые проблемы развития малого предпринимательства.

 

Мировой опыт показывает, что в экономике любой страны наряду с крупными предприятиями  успешно функционируют малые  и средние, которые являются основой экономического развития общества и страны в цепом. В настоящее время и в Казахстане все более актуальной является проблема активизации развития малого и среднего предпринимательства.

Малый и средний  бизнес, являясь существенным фактором социально-политической стабильности и экономического роста страны, представляет основу экономик в большинстве стран, на их долю приходится значительная часть ВВП, в них задействована большая часть рабочего населения. Это относится не только к странам с переходной экономикой, но и к развитым. Так, в Японии 80% всех промышленных рабочих заняты в малом бизнесе, в Германии - 50%, в США - около 39%. В некоторых азиатских странах этот показатель еще выше, в 1994-1996 гг. в Индии - 35%, Сингапуре - 40, Малайзии -45,8%.

Анализ деятельности малого предпринимательства в Казахстане показал, что за последние 3-4 года здесь наметились кардинальные изменения. Если в начале 1991-1992 гг., в развитии малых предприятий был характерен устойчивый рост, как их числа, так и количества занятых работников при среднегодовых приростах около 70%, то в 1995 г. прирост числа МП составил лишь 2%. Это связано с тем, что значительная часть предприятий малого бизнеса в последние годы была вынуждена в какой-то мере ограничивать свою деятельность или полностью переключиться на краткосрочные посреднические операции. Фактический объем продукции снизился в 1996 г. по сравнению с 1993 на 21,7%, а количество частных предприятий с торгово-посреднической деятельностью возросло в 3,8 раза. Кроме того, в абсолютном большинстве они специализируются на обслуживании не населения, а государственных предприятий. Поэтому наибольшее число их сосредоточено в промышленно-развитых областях, а не в регионах, производящих сельскохозяйственную продукцию. Так, больше всего предприятий малого бизнеса зарегистрировано в промышленных зонах - Алматинской, Карагандинской, Павлодарской и др. В связи с этим поддержка предпринимательства в регионах с неразвитой промышленной базой имеет особое значение, тем более что в них имеются хорошие условий для создания широкой сети малых предприятий для переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции Однако для этого необходимы оборудование и льготные кредиты, транспортная обеспеченность, налаженная инфраструктура, так как основной потребитель продукции находится в отдаленных районах Республики или в ближнем и дальнем зарубежье. Решение этих проблем значительно ускорило бы развитие агропромышленного комплекса в этих областях.

Основными факторами  ухудшения ситуации в сфере малого предпринимательства является дефицит  собственных денежных средств, неплатежеспособность потребителей продукции, нестабильность правовых норм и налоговой политики, недостаточное развитие рынков сбыта, а также очень незначительный доступ к рынку капитала. Лишенные институционных кредитов

предприниматели малого бизнеса не удовлетворяют финансовым требованиям оборотного капитала и используют собственные фонды из неофициальных источников.

Предприятиям  малого бизнеса ограничен доступ к долгосрочным кредитам, они также  не имеют возможности привлекать в оборот заемные средства. Труд здесь остается наименее механизированным и поэтому малопроизводительным. Частный сектор экономики практически лишен финансовой поддержки со стороны государства. B 1995 г. более 280 млн.тенге поступили на счет фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции, однако только 52 млн., тенге были выделены по прямому назначению. Нет также должного контроля по использованию экономической помощи Запада, которая предназначается на развитие частного бизнеса. В государственном бюджете средств на развитие малого предпринимательства практически нет. Учреждениям банковской системы намного выгоднее заниматься финансированием капиталоемких проектов, «Вторые, как правило, реализуются крупными фирмами.

Финансирование  малых предприятий по опыту стран с развитой рыночной экономикой следует осуществлять как за счет внутренних, так и внешних источников. Согласно казахстанскому законодательству, внешними источниками финансирования могут использоваться средства фонд, средства внебюджетных фондов, выпуск ценных бумаг, целевые займы, кредиты, паи. Основными внутренними источниками привлечения средств являются финансовые ресурсы и внутрихозяйственные резервы предпринимателя-инвестора, т.е. прибыль, амортизационные отчисления, денежные накопления и сбережения предпринимателей, средства от страховой деятельности, о суммы, получаемые в качестве неустоек, штрафов и т.п. населения, вложенные в Народный банк, Пенсионный

Внешним внебюджетным источником финансирования малого предпринимательства может быть частное и спонсорское финансирование. В странах с развитой рыночной экономикой нередко за малой фирмой стоит частная корпорация, заинтересованная в результатах работы тех или иных предприятий, например, венчурные компании, которые берут на себя риск разработки принципиально новой технологии и ее освоения. Главный стимул венчурного инвестирования - прибыль от прироста стоимости акций компании. Кредитор рассчитывает, что продукция компании, быстро достигнув стадии серийного производства, станет приносить повышенную прибыль. В этом случае инвестор, представивший кредит в обмен на акции новой фирмы, сможет с большей выгодой реализовать свою долю ее ценных бумаг. Использование венчурного капитала пока не получило широкого распространения в предпринимательской практике, но это - одна из возможностей приобретения средств.

Информация о работе Иновационая деятельность