Иновационая деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 15:48, курсовая работа

Краткое описание

Основными предпосылками реализации Стратегии, па наш взгляд, являются: во-первых, обеспечение благоприятных институциональных условий; во-вторых, выявление и формирование инновационного потенциала субъектов предпринимательства. В настоящее время государство создает все необходимые условия, так образованы специальные структуры, как Казахстанский инвестиционный фонд. Корпорация по страхованию экспорта и Инновационный фонд. Внедрены институциональные инструменты, стимулирующие инвестиционную деятельность в обрабатывающей промышленности и сельском хозяйстве.

Файлы: 1 файл

innovacionnloe-razvitie-rk-i-innovacii-diplom.doc

— 290.50 Кб (Скачать)

Институциональные преобразования научно-технической сферы АПК, кроме  формирования инновационной инфраструктуры, должны быть направлены на интеграцию научных организаций с аграрными и обслуживающими предприятиями отрасли и создание структур малого бизнеса для обслуживания программ региональных и межрегиональных инновационно-технологических центров.

В условиях рынка  большое значение имеют экономические методы реализации инновационной политики. К ним относятся: создание экономических условий для реализации инновационных программ и проектов, государственное финансирование инновационной деятельности, широкое привлечение инвестиций в инновационную сферу, развитие предпринимательства и коммерциализации инновационных проектов.

Не меньшее  значение для реализации инновационной политики в АПК имеют финансовое оздоровление предприятий, повышение их платежеспособности и возможности приобретения инноваций и ресурсов, необходимых для их освоения.

Успешная реализация инновационной политики невозможна без формирования законодательных и нормативно-правовых механизмов, регламентирующих инновационную деятельность в АПК. Для этого необходимы разработка и принятие законов и других нормативных документов, в которых должны быть определены отношение государства к развитию инновационных процессов в отрасли, ответственность государственных организаций, направления и меры государственной поддержки по созданию благоприятных условий для инвестирования средств в инновационную деятельность.

Для успешной реализации инновационной политики должен быть выполнен ряд социально-психологических условий, это. прежде всего, понимание обществом (в частности, правительством страны и всеми товаропроизводителями) значения и роли инновационных процессов как одного из важнейших факторов экономического развития отрасли. Поэтому перед обществом стоит задача формирования активного интереса к инновациям, прежде всего у сельскохозяйственных товаропроизводителей, чему будут способствовать четко организованная информация и пропаганда достижений как отечественной, так и мировой науки.

Важное социальное значение имеет кадровое обеспечение  инновационного процесса как одного из необходимых условий эффективной политики в АПК. Для современных условий необходимы специалисты и руководители предприятий, которые в совершенстве знают особенности инновационного процесса и могут успешно работать в условиях ускоренного развития научно-технического прогресса. В этих целях необходимо усилить подготовку специалистов в высших и средних учебных заведениях АПК по проблемам развития инновационных процессов, что будет способствовать постоянному совершенствованию управления творческим потенциалом и инновационным процессом на всех уровнях.

Большое значение для реализации инновационной политики в АПК имеет деятельность различных инновационных формирований, для которых характерны принципиальные отличия как по структуре, функциям, так и особенностям функционирования. Их успешная деятельность будет в значительной мере зависеть от своевременной разработки основополагающих нормативных актов, регулирующих их организацию и функционирование. Такие законодательные документы могут быть приняты как на республиканском, так и на местном уровнях. В частности необходимо принятие закона о развитии инновационных процессов в АПК. На региональном уровне, применительно к местным условиям, должны быть разработаны законодательные акты по развитию инновационных процессов в АПК региона.

Успешной реализации инновационной политики будут способствовать меры по стимулированию инвесторов, вкладывающих средства в производство наукоемкой продукции, тиражирование которой позволит ускорить развитие инновационных процессов в сельском хозяйстве. Это важно осуществлять как путем определенной поддержки инвесторов, так и путем организации временных коллективов для реализации какого-нибудь крупного инновационного проекта.

Эффективны  и другие меры по стимулированию данного  вида деятельности: принятие налоговых и иных льгот для субъектов, осуществляющих внедрение нововведений; совершенствование амортизационной политики с целью обеспечения возможности предприятиям и организациям увеличивать амортизационные фонды в качестве источника инвестиций; развитие лизинга наукоемкого уникального оборудования и т.п.

В современных  условиях исключительно важны и необходимы внешнеэкономическая поддержка предприятий (с созданием условий для ведения совместной инновационной деятельности) и консолидация усилий органов государственной власти, направленная на организацию взаимодействия с различными странами. При этом в качестве отдельного мероприятия может выступать участие таких организаций в международных конкурсах.

Перечисленные методы и меры, несомненно, не исчерпывают  всего возможного их многообразия. В ходе развития инновационных процессов в АПК и, особенно, в результате взаимодействия и связи специалистов АПК с коллегами из развитых стран методы реализации инновационной политики в отрасли будут постоянно обогащаться и совершенствоваться.

 

 

  1. МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО.

2.1 Сущность  предпринимательства 

 

Проводимая  Президентом и Правительством Казахстана линия «сначала экономика, потом политика» дает свои положительные результаты. Как отметил Н. Назарбаев в Послании к народу, подобная политика не может быть реализована без ее поддержки предпринимателями, которые, в свою очередь, являются движущей силой экономики. В настоящее время Правительство республики передало на рассмотрение комиссий Мажилиса законопроект «О частном предпринимательстве». С его принятием отечественное законодательство будет соответствовать современным реалиям, упростятся административные барьеры, урегулируются взаимоотношения между государственной властью и бизнесом. На местном уровне политику государства по поддержке предпринимательства проводит акимат как представитель власти в регионе. При акиматах работают советы предпринимателей по малому и среднему бизнесу или экспертные советы, основными задачами которых являются: мобилизация потенциала малого и среднего бизнеса для развития региона, области, города и определение основных направлений развития предпринимательства; содействие консолидации государственных органов и предпринимательских структур. Их главной функцией является разработка предложений, направленных на совершенствование нормативной правовой базы и улучшение правового юридического климата в предпринимательской среде. Экспертные советы обсуждают вопросы и предложения от предпринимателей, ведут конструктивный диалог между представителями бизнеса и государства. В будущем поддержка бизнеса со стороны государства будет продолжена в направлении микрокредитования и финансирования, совершенствуются налоговое и таможенное законодательства, упростится администрирование, снизится налоговая нагрузка. На рассмотрении в Правительстве находятся запросы по снижению административных барьеров и дебюрократизации работы с бизнесменами, а также по созданию новых и развитию существующих институтов поддержки предпринимательства, в том числе созданных с участием государства.

Государственная поддержка предпринимательства закреплена в таких основополагающих документах как «Стратегия развития Казахстана до 2030 года», «Стратегический план развития экономики до 2030 года» и «План индустриально-инновационного развития до 2015 года».

Предпринимательство – это особый новаторский, антибюрократический  стиль хозяйственного поведения  руководителя, в основе которого лежит  творческий поиск новых возможностей хозяйствования, умение привлекать и  использовать в условиях конкуренции  ресурсы из самых разнообразных источников. Предпринимательство означает персональную экономическую, а не коллективную и весьма расплывчатую административную ответственность за результаты работы.

Эмпирическое  понятие предпринимательства –  осуществление не репродуктивной (повторяющейся), а продуктивной экономической деятельности, освоение новых рынков, новых товаров и услуг, новых финансовых и материальных ресурсов, организационных новшеств.

Как социально-экономическое  явление предпринимательство включает в себя весь спектр общественных отношений. Здесь представлены и юридические, и психологические, и исторические моменты. Однако предпринимательская деятельность тесно связана с экономическими условиями жизнедеятельности.

В экономическом  отношении предпринимательство содержит в себе различные стороны хозяйственной деятельности. Его можно рассматривать с трех точек зрения: как экономическое отношение, как метод хозяйствования и как тип экономического мышления. Каждая из этих составляющих обладает качественными особенностями. Определим субъекты и объекты предпринимательских отношений. Субъектами предпринимательства могут быть различные участники экономической деятельности:

  1. частные лица в единоличных (индивидуальных) и семейных предприятиях;
  2. группы людей, связанные между собой договорными обязательствами и экономическими интересами в партнерствах, кооперативах, акционерных обществах и т. д.;
  3. в отдельных случаях субъектом предпринимательства выступает государство в лице его экономических организаций. Но в ряде стран предпринимательская деятельность государственных служащих запрещена.

Следовательно, можно сказать, что существуют три  формы предпринимательства: частная, коллективная и государственная.

Объектом предпринимательства  является определенная деятельность. Ее

особенность состоит в том, что результаты предпринимательства

материализуются в производимой продукции (услугах), а также в соответствующем  доходе. Величина дохода зависит от того, как предприниматель организовал  деятельность, учел всю совокупность фактов. Степень организации деятельности зависит от характера комбинации различных ресурсов. На начальном этапе она необходима для оценки возможности заниматься бизнесом в определенной сфере. В дальнейшем осуществление новых комбинаций по существу становится главным делом предпринимателя. Последнее, согласно Шумпетеру, охватывают:

  1. изготовление нового блага или создание нового качества того или иного блага;
  2. освоение нового рынка сбыта;
  3. внедрение нового метода производства;
  4. получение нового источника сырья или полуфабрикатов;
  5. проведение соответствующей реорганизации.

Постоянный  поиск новых способов комбинации ресурсов отличает предпринимателя  от обычного хозяйственника. Таким  образом, объектом предпринимательства, в реальной действительности является осуществление комбинаций ресурсов.

Собственно  процесс предпринимательства состоит  из следующих стадий:

  1. поиск новой идеи и ее оценка;
  2. составление бизнес-плана;
  3. поиск необходимых ресурсов;
  4. управление созданным предприятием.

Одна из самых  сложных задач предпринимателя  – поиск новых идей ( от нового промышленного продукта до новой организационной структуры) и их реализация.

Предпринимательство всегда определенным образом организуется, принимает конкретные формы. Рассмотрим основные признаки предпринимательства  как метода ведения хозяйства.

К основным из них  относятся самостоятельность и  независимость хозяйствующих субъектов. Предприниматель свободен в принятии решений, не запрещенных существующими  правовыми нормами. Любой, кто имеет  соответствующие желание и денежные средства, вправе организовать собственное производство (индустриальное или коллективное), основанное на определенной форме собственности. Что, как и сколько производить, у кого покупать, кому и по какой цене продавать – все это предприниматель решает самостоятельно, исходя из экономической выгоды и рыночной конъюнктуры. Средства производства и рабочая сила приобретаются на рынке.

С самостоятельностью неразрывно связан принцип экономической  заинтересованности. Движущий фактор предпринимательской деятельности – стремление к максимизации дохода. Ради этого и организуется дело, и расширяются его масштабы. Однако не следует смешивать личный интерес с эгоизмом. Предприниматель, преследуя свои интересы, в то же время, в конечном счете, направляется к достижению общественных целей, работает на общество. Например, Форд занялся производством автомобилей вовсе не из благотворительных побуждений. Но, преследуя личную выгоду. Он создал автомобильную империю, продукция которой наводнила весь мир и во многом преобразовала все его хозяйство.

Предпринимательство немыслимо без новаторства, творческого  поиска. В условиях острой конкурентной борьбы нет оснований рассчитывать на то, чтобы, ничего не меняя, увеличивать  прибыль за счет роста цен. Удержаться, способен только тот, у кого высокое  качество продукции и постоянно обновляются ее модели, относительно низкие издержки. Для этого приходиться все время думать о новой технологии, совершенствовать организацию производства и сбыт. Способность к принятию нестандартных решений, к творческой оценки ситуации всегда высоко ценилась в деловом мире.

В этой связи  условно выделяют две модели предпринимательского поведения: классическую и инновационную. Отличительная особенность первой модели состоит в том, что бизнесмен  стремиться организовать свою деятельность с расчетом на максимальную отдачу от имеющихся в расположении компании или фирмы ресурсов. Ресурсо-ориентированный тип предпринимательского поведения соотносит решаемые задачи с наличными ресурсами и отдает предпочтение тем средствам достижения целей, которые обеспечивают наибольшую эффективность использования ресурсов. Вторая модель предпринимательства ориентированна не на имеющиеся ресурсы, а на возможности. Предприниматель может не иметь в достаточном количестве собственных ресурсов для достижения поставленной цели. Поэтому он использует любые возможности для развития производства. В поисках альтернативных источников изучается внешняя среда. Привлекая собственные и внешние ресурсы, предприниматель отдает предпочтение наиболее выгодным вариантам развития производства.

Еще один характерный  признак предпринимательства –  хозяйственный риск и ответственность. Эти понятия неразрывно связаны  друг с другом, хотя и не тождественны. Риск предполагает неопределенность, непредсказуемость. Даже при самых  тщательных расчетах и прогнозах фактор непредсказуемости устранить невозможно. Риск не всегда поддается экономической оценке. Ответственность же конкретна и ее можно достаточно точно выразить в соответствующих показателях. Поэтому предприниматель определяется как человек, который берет на себя риск решений, принятых по его личной инициативе. Несомненно, это так. Но, во-первых, риск характеризует содержание деятельности предпринимателя с вешней стороны, не затрагивая и не определяя содержания его решения. Существенно с точки зрения его деятельности лишь то, что риск и неопределенность придают дополнительную жесткость мотивации этой деятельности. Это обуславливает строгость и жесткость в отборе экономических проектов. В то же время это оправдывает компенсацию риска в затратах предпринимателя. Жесткость в оценке проектов имеет важный и общеэкономический результат - предприниматель дает жизнь лишь наиболее перспективным проектам, по крайней мере он ориентирован в принятии решений прежде всего на наиболее перспективные из них. Несомненно, потому что экономика, в которой предпринимательская мотивация сильна, превосходит по возможностям экономического роста ту, где она снижена. Во-вторых, в рыночной среде любой экономический субъект действует в условиях неопределенности и так или иначе несет бремя риска. Поэтому предпринимателем оказывается просто «человек рискующий», азартный.

Информация о работе Иновационая деятельность