Инновационная деятельность в России и за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 19:24, курсовая работа

Краткое описание

Основу эффективности национальной экономики современной России составляет наряду с природными и трудовыми ресурсами и научно-технический потенциал страны. Переход экономики в новое качественное состояние увеличил значимость инновационной деятельности, развития наукоемких производств, что в конечном счете является важнейшим фактором выхода из экономического кризиса и обеспечения условий для экономического роста.
В широком смысле слова инновационная деятельность - это момент жизнедеятельности обществ, включающий в себя социально-политические, экономические, общественные и другие факторы общественного развития.

Оглавление

Введение
Основы государственного регулирования инновационной деятельности
. Формирование государственной инновационной политики в зарубежных странах
. Особенности государственного регулирования инновационной деятельности в Российской Федерации
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

курсовая Копылов.docx

— 38.46 Кб (Скачать)

    В отличие от стратегии активного вмешательства, при которой «ведущая роль в выборе приоритетов научно-технического развития принадлежит государству, в стратегии децентрализованного регулирования на первое место в научно-технической и инновационной деятельности выходят субъекты хозяйствования, а государство стремится создать им благоприятные правовые, экономические и другие условия для этой деятельности.

    Смешанная стратегия используется в странах, где в экономике значительную часть составляет государственный сектор, и государство заинтересовано в поддержании высокого экспортного потенциала отраслей этого сектора. В этом случае по отношению к государственным предприятиям государство использует стратегию активного вмешательства, а к остальным стратегию децентрализованного регулирования. Подобная практика получила распространение в Швеции.

   В США, с помощью крупномасштабных целевых проектов государственное регулирование инновационных процессов осуществляется в следующих основных направлениях:

* стимулирование  создания венчурных фирм и  исследовательских центров мелких  и средних инновационных предприятий,  в том числе фирм «спин-офф», отделяющихся от университетов, государственных исследовательских центров и специальных лабораторий крупных промышленных корпораций, посредством целевого бесплатного субсидирования этих субъектов инновационной деятельности Национальным научным фондом США;

* бесплатная  выдача лицензий на коммерческое  использование изобретений, запатентованных  в ходе бюджетных исследований  и являющихся собственностью  федерального правительства;

* льготное кредитование  и выдача грантов мелким фирмам  – инноваторам и отдельным изобретателям-одиночкам Национальным научным фондом, Инвестиционным фондом Министерства энергетики США и другими инвестиционными фондами, имеющими некоммерческую филантропическую направленность финансирования;

* формирование  государственной инновационной  инфраструктуры и способствование  функционированию рынка инноваций,  на котором государство выступает  как агент отношений купли-продажи  инноваций;

* мониторинг  и прогнозирование инновационных  процессов в стране и за  рубежом, государственная экспертиза  инновационных проектов, разрабатываемых  различными субъектами инновационной  деятельности;

* предоставление  субъектам инновационной деятельности  льгот по оплате государственных  услуг (связи, тепла, электроэнергии);

* осуществление  морального поощрения выдающихся  ученых и инноваторов (вручение государственных наград, присвоение почетных званий, пропаганда достижений и потребления инновационных продуктов и услуг и проч.);

* льготное налогообложение  инновационной деятельности;

* антимонопольное  законодательство, обеспечивающее  развитие внутренней и международной  конкурентоспособности национальных товаропроизводителей.

    Япония и Южная Корея начали реализацию политики превращения стран из «имитаторов» и «рационализаторов» в творцов технологий, прежде всего в таких областях, как информационные системы, механотроника, биотехнологии, новые материалы, за счет государственной политики, которая обеспечивает восприимчивость к достижениям мирового научно-технического прогресса через координацию действий различных секторов в области науки и технологий.

    В Японии для развития экспортного производства используются не только прямое субсидирование и другие традиционные экономические и административные способы воздействия на экспортеров, но и специфичные косвенные методы, к числу которых относятся целевое распределение финансовых средств, предоставляемых частными банками и сосредоточение их в приоритетных отраслях.

    К основным направлениям инновационной политики, осуществляемой странами, входящими в Евросоюз, относятся:

* единое антимонопольное  законодательство;

* система ускоренной  амортизации оборудования;

* льготное налогообложение  НИОКР;

* поощрение малого  наукоемкого бизнеса;

* прямое финансирование  предприятий, осуществляющих инновационные  проекты в области новейших  технологий;

* кооперация  университетской науки и предприятий,  производящих наукоемкую продукцию.

    Повышение роли государства в области инновационной деятельности одно из важнейших факторов при условии, когда фирме выгодна и доступна непрерывная инновационная деятельность, а рынок не всегда может ей это предоставить.

    Функция дополнительного стимулирования осуществляется государством посредством инструментов экономической политики (кредит, налоги, антитрестовское законодательство, регулирование международного обмена технологиями и др.), что позволяет существенно уменьшить стоимость ее ресурсов и повысить их доступность и качество.

    Другой причиной повышения роли государства в области инновационной деятельности является стремительный рост затрат, необходимых для ее осуществления. Это связано в первую очередь с увеличением затрат на научно-исследовательское оборудование, приборы и инструменты, и повышением заработной платы высококвалифицированных научно-технических и инженерных кадров.

    Для развития информационного обеспечения НИОКР создан Европейский информационный центр. В 90-е годы стали приниматься целевые программы: по распространению в Евросоюзе результатов НИОКР "ВЭЛЬЮ"); Европейская стратегическая программа научных исследований в сфере технологии информационных систем («ЭСТПРИТ»), программа по исследованию передовых способов связи в Европе (РАСЕ). Целью этих программ является повышение конкурентоспособности европейских компаний на рынках высоких технологий.

   Активное участие государства в инновационной деятельности связано с необходимостью долгосрочного прогнозирования результатов научно-технической и инновационной деятельности. Эффективность нововведения в значительной степени зависит от правильности выбора области и вида инновации и времени их внедрения.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Особенности государственного регулирования инновационной деятельности в Российской Федерации

    Формирование рыночных отношений в России коренным образом меняет систему государственного управления инновациями. Принципиально изменяются функции органов государственного управления в связи с переходом от ведомственно-отраслевого к программно-целевому управлению.

    Правительство Российской Федерации совместно с регионами управляет единой топливно-энергетической и транспортной системами, оборонными предприятиями, связью и информацией, метрологией и стандартизацией, программами фундаментальных НИР и стимулирования нововведений.

    Государственная инновационная политика в России реализуется на двух уровнях деятельности: общегосударственном (федеральном) и региональном (местном).

    Основной задачей федеральной инновационной политики является создание благоприятного инновационного климата для материализации государственных приоритетов научно-технического развития в экономической сфере. «Общегосударственная политика направлена на решение проблем межотраслевого и отраслевого характера, приводящим к кардинальному изменению технологической базы страны и требующих концентрации ресурсов в масштабе национальной экономики.»7

    Общие вопросы инновационной политики отражены в указах Президента РФ, в подготовке которых участвуют отделы аппарата Президента, а также Совет по научно-технической политике при Президенте РФ. Являясь консультативным органом, Совет информирует Президента о процессах, происходящих в научно-технической сфере в стране и за рубежом; разрабатывает предложения о стратегии научно-технической политики и формировании приоритетных направлений в ее реализации; подготавливает предложения по заключению межгосударственных соглашений по научно-техническим вопросам; и т.п.

    Органы законодательной власти РФ – Государственная Дума и Совет Федерации – имеют право на законодательные инициативы в сфере инновационной деятельности. На сегодняшний день действует Постановление Правительства РФ от 24 июля 1998 г. N 832 "О Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998 - 2000 годы".

Для целей настоящей  Концепции используются следующие  термины:

- "инновация  (нововведение)" - конечный результат  инновационной деятельности, получивший  реализацию в виде нового или  усовершенствованного продукта, реализуемого  на рынке, нового или усовершенствованного  технологического процесса, используемого  в практической деятельности;

- "инновационная  деятельность" - процесс, направленный  на реализацию результатов законченных  научных исследований и разработок  либо иных научно-технических  достижений в новый или усовершенствованный  продукт, реализуемый на рынке,  в новый или усовершенствованный  технологический процесс, используемый  в практической деятельности, а  также связанные с этим дополнительные  научные исследования и разработки;

- "государственная  инновационная политика" - определение  органами государственной власти  Российской Федерации и органами  государственной власти субъектов Российской Федерации целей инновационной стратегии и механизмов поддержки приоритетных инновационных программ и проектов;

- "инновационный  потенциал (государства, региона,  отрасли, организации)" - совокупность  различных видов ресурсов, включая  материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные ресурсы,  необходимые для осуществления  инновационной деятельности;

-"инновационная сфера" - область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции (работ, услуг), включающая создание и распространение инноваций;

- "инновационная  инфраструктура" - организации, способствующие  осуществлению инновационной деятельности (инновационно-технологические центры, технологические инкубаторы, технопарки, учебно-деловые центры и другие специализированные организации);

- "инновационная  программа (федеральная, межгосударственная, региональная, межрегиональная, отраслевая)" - комплекс инновационных проектов  и мероприятий, согласованный  по ресурсам, исполнителям и срокам  их осуществления и обеспечивающий  эффективное решение задач по  освоению и распространению принципиально  новых видов продукции (технологий).

    Правительственная комиссия по научно-технической политике, возглавляемая Председателем Правительства, «координирует деятельность министерств и ведомств в инновационной сфере, обеспечивая согласованную работу федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов субъектов РФ, Российской Академии наук, отраслевых академий наук по формированию и реализации государственной политики в инновационной сфере, по стимулированию реализации в производстве научно-технических достижений.»8

     Исключительной прерогативой государства является правовое регулирование инновационной деятельности. Однако до сих пор отсутствует законодательное закрепление инновационной деятельности, прав инноваторов, механизма разработки и реализации инновационной политики. Комиссия по научно-технической политики, созданная при Правительстве РФ, для координации действий государственных органов управления в вопросах развития инновационной деятельности, приняла Положение «О приоритетных направлениях развития науки и техники и перечне критических технологий федерального уровня».

    Одна из функций государства по поддержке инновационной деятельности – руководство формированием федеральных целевых программ. Разработка ведется в рамках государственных научно-технических программ. Координацию усилий государства по поддержке инновационной деятельности осуществляют три ведомства – Министерство экономики, Министерство промышленности, науки и технологий и Государственный комитет по промышленной политике.

    Министерство экономики РФ, непосредственно разрабатывающее государственную инновационную политику, определяет приоритеты в развитии отраслей национальной экономики, основные направления инвестиционной политики, в том числе меры по стимулированию инновационной деятельности.

Информация о работе Инновационная деятельность в России и за рубежом