Инновационная деятельность предприятия ОАО «Северсталь»

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 18:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель этой работы - дать представление об инновационной деятельности предприятий и применения ее на практике. Основные задачи:
- исследовать и понять сущность инноваций;
- выявить виды инноваций;
- рассмотреть влияние инновационной деятельности на развитие предприятия.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1.Инновационная деятельность на предприятии 5
1.1 Инновации, их экономическая сущность и значение 5
1.2 Инновационный процесс и его структура 8
1.3 Классификация инноваций 11
1.4 Роль инноваций в развитии предприятия 15
2. Инновационная деятельность предприятия ОАО «Северсталь» 20
2.1 Инновационный план ОАО «Северсталь» 20
2.2 Производство металлопроката 22
2.3 Производственная программа 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 29

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 66.42 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                         3

1.Инновационная деятельность на предприятии                                               5

1.1 Инновации, их экономическая сущность и значение                              5

 1.2 Инновационный процесс и его структура                                             8

 1.3 Классификация инноваций                                                                      11

 1.4 Роль инноваций в развитии предприятия                                             15

 2. Инновационная деятельность предприятия ОАО «Северсталь»            20

 2.1 Инновационный план ОАО «Северсталь»                                            20

 2.2 Производство металлопроката                                                               22

 2.3 Производственная программа                                                                 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                   26

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ                  29

Приложение  А                                                                                                       32 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Возможные пути создания благоприятного инновационного климата в российской экономике начали активно в начале 80-х годов, еще до распада Советского Союза. Уже тогда стало очевидным, что действующие механизмы “внедрения”  результатов исследований и разработок неэффективны, инновационная активность предприятий низкая, а средний возраст производственного оборудования постоянно увеличивался. С тех пор был принят ряд государственных Концепций регулирования и стимулирования инновационной деятельности, объявлено о создании национальной инновационной системы, создан ряд механизмов государственного финансирования инноваций, включая создание инфраструктуры инновационной деятельности. Актуальность инновационной деятельности в том, что главной проблемой пока остается разорванность связей между основными участниками инновационного процесса (разработчиками и потребителями нововведений), информационная непрозрачность и поэтому низкая мотивация, как к разработке, так и финансированию инноваций. В официальной статистике под технологическими инновациями понимаются конечные результаты инновационной деятельности, получившие воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта или услуги, внедренных на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса или способа производства (передачи) услуг, используемых в практической деятельности. От того, какое определение инноваций используется, зависят все формализуемые характеристики этого процесса. В настоящее время единого подхода к определению инновационной деятельности нет, равно как и не проводилось сплошных обследований предприятий и организаций, в которых исследовались бы инновации. Существующие оценки инновационной деятельности основываются на выборочных обследованиях большей или меньшей широты, и этим объясняется нередкое противоречие их результатов.

Инновационным является такое  предприятие, которое внедряет продуктовые  или процессные инновации, независимо от того, кто был автором инновации - работники данной организации или  внешние агенты (внешние собственники, банки, представители федеральных  и местных органов власти, научно-исследовательские  организации и провайдеры технологий, другие предприятия).

Цель этой работы - дать представление об инновационной деятельности предприятий и применения ее на практике.  Основные задачи:

-    исследовать и понять сущность инноваций;

-    выявить виды инноваций;

- рассмотреть влияние инновационной деятельности на развитие                          предприятия.

Объектом этой работы является предприятие, как хозяйствующий  субъект, а предметом – инновации, их роль в развитии предприятия.

При изучении инновационной  деятельности предприятия использовались сравнительный анализ и метод  сбора данных.

 

 

 

 

 

 

    1. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРЕДПРИЯТИИ

 

    1. Инновации, их экономическая сущность и значение

Инновация - это развивающийся  комплексный процесс создания, распространения  и использования новой идеи, которая  способствует повышению эффективности  работы предприятия. При этом инновация - это не просто объект, внедренный в  производство, а объект, успешно  внедренный и приносящий прибыль  в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего  аналога.1

Научно-техническое нововведение необходимо рассматривать как процесс  преобразования научного знания в научно-техническую  идею и далее - в производство продукции  для удовлетворения потребности  пользователя. В этом контексте можно выделить два подхода к научно-техническому нововведению.

Первый подход отражает в  основном продуктовую ориентацию нововведения. Инновация определяется как процесс  преобразования ради выпуска готовой  продукции. Это направление распространяется в период, когда позиции потребителя по отношению к производителю достаточно слабы. Однако сами по себе продукты - не конечная цель, а лишь средство удовлетворения потребностей. Поэтому, согласно второму подходу, процесс научно-технического нововведения рассматривается как передача научного или технического знания непосредственно в сферу удовлетворения нужд потребителя. Продукт при этом превращается в носителя технологии, а форма, которую он принимает, определяется после увязки технологии и удовлетворяемой потребности.

Таким образом, инновации, во-первых, должны носить рыночную структуру для удовлетворения нужд потребителей. Во-вторых, любая инновация всегда рассматривается как сложный процесс, предполагающий изменение как научно-технического, так и экономического, социального и структурного характера. В-третьих, в инновации акцент делается на быстром внедрении новшества в практическое использование. В-четвертых, инновации должны обеспечивать экономический, социальный, технический или экологический эффект.

Инновационный процесс - это  процесс преобразования научного знания в инновацию, который можно представить как последовательную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании. Инновационный процесс направлен на создание требуемых рынков продуктов, технологий или услуг и осуществляется в тесном единстве со средой: его направленность, темпы, цели зависят от социально-экономической среды, в которой он функционирует и развивается. Поэтому только, на инновационном пути развития возможен подъем экономики.

Инновационная деятельность - это деятельность, направлена на использование  и коммерциализацию результатов  научных исследоваемой и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой  продукции, совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективном реализацией на внутреннем и зарубежном рынках.2

Инновация может быть рассмотрена  как:

- процесс;

- система;

- изменение;

- результат.

Инновация имеет четкую ориентацию на конечный результат прикладного  характера, она всегда должна рассматриваться  как сложный процесс, который  обеспечивает определенный технический  и социально-экономический эффект.

Инновация в своем развитии (жизненном цикле) меняет формы, продвигаясь  от идеи до внедрения. Протекание инновационного процесса, как и любого другого, обусловлено  сложным взаимодействием многих факторов. Использование в предпринимательской  практике того или иного варианта форм организации инновационных  процессов определяют три фактора:

- состояние внешней среды  (политическая и экономическая  ситуация, тип рынка, характер  конкурентной борьбы, практика государственно-монополистического  регулирования и т.д.);

- состояние внутренней  среды данной хозяйственной системы  (наличие лидера-предпринимателя  и команды поддержки, финансовые  и материально-технические ресурсы,  применяемые технологии, размеры,  сложившаяся организационная структура,  внутренняя культура организации,  связи с внешней средой и  т.д.);

- специфика самого инновационного  процесса как объекта управления.

Инновационные процессы рассматриваются  как процессы, пронизывающие всю  научно-техническую, производственную, маркетинговую деятельность производителей и, в конечном счете, ориентированные  на удовлетворение потребностей рынка. Важнейшим условием успеха инновации  является наличие новатора-энтузиаста, захваченного новой идеей и готового приложить максимум усилий, чтобы воплотить ее в жизнь, и лидера-предпринимателя, который нашел инвестиции, организовал производство, продвинул новый товар на рынок, взял на себя основной риск и реализовал свой коммерческий интерес.

Новшества формируют рынок  новаций, инвестиции - рынок капитала, инновации - рынок конкуренции инноваций. Инновационный процесс обеспечивает внедрение научно-технического результата и интеллектуального потенциала для получения новой или улучшенной продукции (услуг) и максимальный прирост  добавленной стоимости.

    1. Инновационный процесс и его структура

Инновационный процесс может  рассматриваться как относительно обособленный, имеющий свой конечный продукт и использующий традиционные процессы и структуры в качестве средств своей реализации без  какого-либо их существенного изменения (пример - выпуск некоторого технического изделия, не заменяющего производства уже существующих изделий, а дополняющего их). Управление таким простейшим типом  инновационного процесса сводится к  выделению ресурсов для обеспечения  данного процесса и созданию дополнительных стимулов к участию в этом процессе обеспечивающих систем и служб.

Признание полезности новой  концепции или идеи конечным потребителем вызывает изменение внешней среды. Польза, полезная функция - это отличие  инновации от открытия и изобретения. Открытия и изобретения не имеют  социальной и экономической ценности, если не становятся основой инновации. Вторичное внедрение относится  уже к обновлению.

Целесообразно ввести разделение: к инновациям первого рода относятся  новые открытия, изобретения, идеи, впервые внедряемые в производство инноваторами, получающие первичное  превосходство и нередко финансируемые из централизованных источников; к инновациям второго рода относятся изобретения, ноу-хау, идеи и открытия, внедряемые повторно имитаторами, т.е. такие новинки уже не являются новыми в мире. Если инновации первого рода не обязательны для всех предприятий, то инновации второго рода обязательны для всех, и они уже чаще финансируются за счет кредитных источников в венчурной и других формах.

Создатель новой технологии, т.е. инноватор, исходит из таких  критериев, как уникальность и новизна; а имитатор - из таких критериев, как жизненный цикл изделия и  его экономическая эффективность.

Уникальность может быть достигнута лишь в том случае, если персонал предприятия обладает собственными, оригинальными знаниями и навыками в данной промышленной сфере. Инновации  крайне важны для таких организаций, которые продают лицензии.

Под воздействием современных  изменений, тенденций и процессов, как в технике, так и в экономике формируются новые потребности, которые не могут быть удовлетворены за счет имеющихся результатов деятельности людей. Возникают проблемы, решение которых возможно лишь путем конструирования новых средств и изделий, новых организационных форм, т.е. благодаря инновационной деятельности людей, которая и составляет содержание любой инновации.3

Структура инновационного процесса

В динамическом плане, т.е. во времени, структуру инновационного процесса можно представить в  следующем виде:

1) выявление проблемной  ситуации (имитация инновации);

2) формулировка целей  инновации;

3) анализ существующего  положения (диагностика проблемы  организации или отдельного ее  элемента);

4) принятие решения о  целесообразности разработки инновации  определенного вида;

5) разработка (проектирование) инновации;

6) согласование и утверждение  проекта инновации;

7) подготовка объекта  к инновации;

8) внедрение инновации;

9) оценка фактической  эффективности инновации;

10) устаревание.

Контроль перехода от одной  операции инновационного процесса к  другой является действенным инструментом управления процессом внедрения  инновации. Успешность внедрения инновации  в значительной мере определяется степенью беспрепятственности прохождения  по логической цепочке операций, особенно на их стыках, а это зависит в  первую очередь от согласованности  смежных подразделений при переходе от одной операции к другой и, конечно, от заинтересованности организаций, выполняющих  соответствующие операции.

Вслед за экономическим освоением  инновации сначала на первом, а  затем и на остальных предприятиях следует фаза ее эффективного использования, которая характеризуется постепенной  стабилизацией затрат и возрастанием эффекта в основном за счет наращивания  объемов использования новшества. Именно здесь реализуется основная часть фактического экономического эффекта инновации.

Информация о работе Инновационная деятельность предприятия ОАО «Северсталь»