Туристская деятельность –
это не только предоставление
услуг по организации путешествий,
но и источник доходов государства,
многих секторов его экономики.
Туризм оказывает огромное
влияние на такие ключевые
секторы экономики, как транспорт,
услуги гостиниц и ресторанов,
торговля, строительство, производство
товаров народного потребления
и многие другие, выступая катализатором
социально-экономического развития.
Туризм является сложным
межотраслевым комплексом, требующим
системного подхода к регулированию
социально-экономического взаимодействия
многих отраслей хозяйства на
государственном федеральном и
региональном уровнях.
Основными задачами государства
являются:
- определение и разработка принципов
политики в области туризма,
программ их реализации, механизма
контроля и исследования результатов
деятельности (организация статистики,
ведомственных исследований);
- создание благоприятных условий
для туризма, координация действий
различных компаний, организаций
и обществ для формирования соответствующей
инфраструктуры, дружественной окружающей
среды;
- поддержка туризма и маркетинга
через стимулирование инноваций
и кооперации, формирование привлекательного
образа страны.
В связи с тем, что создание
и внедрение нововведений требуют
объединенных усилий различных
экономических и социальных сфер,
инновационный путь развития
невозможен без осуществления
государственной поддержки. Для
этого используются три схемы,
которые также в настоящее
время применяются и в развитии
сферы туризма.
1. Прямое участие государства
в реализации специальных целевых
программ и ассигнованиях региональных,
местных органов власти; создание
крупных национальных центров
(лабораторий), находящихся на бюджетном
финансировании и бесплатно предоставляющих
полученные знания широкому кругу
потенциальных пользователей.
Реализация региональных целевых
программ в сфере туризма
Во многих регионах России
разрабатываются и реализуются
региональные целевые программы
в сфере туризма, включающие, как
правило, финансирование следующих
основных мероприятий: развитие
туристской и транспортной инфраструктуры
региона, информационное продвижение
туризма региона, научные и
статистические исследования в
сфере туризма, подготовка и
переподготовка кадров для сферы
туризма. Так, в Вологодской
области с 2004 года реализуется
областная целевая программа
«Великий Устюг-родина Деда Мороза»,
а в сентябре 2008 года утверждена
долгосрочная целевая программа
«Развитие внутреннего и въездного
туризма в Вологодской области»
на 2009-2012 годы.
Создание туристско-информационных
центров
Многие государства создают
специальные национальные организации
для продвижения различного рода
инноваций в туризме. В качестве
примера можно привести Финляндию.
Финский совет по туризму является
государственной организацией, занимающейся
маркетингом Финляндии как туристского
направления, имеет представительства
в 11 странах. Финский совет
по туризму одним из первых
начал использовать информационные
технологии в работе национальной
туристской организации. Он осуществляет
стратегическое сотрудничество
с представителями туристской
индустрии и другими заинтересованными
группами, общая цель которых
направлена на максимальное присутствие
и влияние страны на международном
рынке. Важнейшим инструментов
для достижения этой цели являются
электронные информационные и
коммуникационные технологии. Особое
значение этот совет придает
«созданию уникального имиджа
национального туризма, четкой
сегментации потребителей и рынков,
эффективному маркетингу» [3, стр.
52].
В России единой национальной
организации по продвижению российского
туристского продукта нет, но
во многих регионах созданы
и функционируют туристско-информационные
центры (ТИЦ). Как правило, это
либо государственные учреждения
или организации в форме некоммерческого
партнерства, которые финансируются
за счет средств региональных
или районных бюджетов, могут
быть областными, городскими или
районными.
Примеры.
ГУ «Информационно-туристский центр»
Республики Карелия. Функционирует
с 2001 года, учредителем является Министерство
экономического развития Республики Карелия.
Задачами ИТЦ являются: создание единого
информационного банка данных о
туристском потенциале, программах и
проектах по туризму в Республике
Карелия; организация информационного
и консультационного обеспечения
по вопросам туристской деятельности,
отдыха в Карелии; продвижение карельских
туристских продуктов, привлечение
внебюджетных средств в развитие туризму
в республике. ИТЦ представляет собой
современные Интернет-технологии, которые
дают возможность потенциальному туристу
получить исчерпывающую информацию по
интересующим его вопросам о возможностях
туристской инфраструктуры Республики
Карелия.
ГУ «Туристско-информационный центр
Вологодской области». Функционирует
с 2007 года, учредителем выступает
Комитет по туризму Вологодской
области. Цели ТИЦ: развитие туристской
привлекательности Вологодской
области, популяризация проекта
«Великий Устюг – родина Деда Мороза»
в средствах массовой информации
и продвижение региона на российском
и международном туристских рынках;
консолидация рекламно-информационной
работы различных участников туррынка
в целях оказания информационно-справочных,
туристских и деловых услуг приезжающим
туристам, а также ведение рекламной
и маркетинговой деятельности; организация
работы с предприятиями индустрии
гостеприимства, оказание содействия
в развитии малого и среднего бизнеса
в сфере туризма.
2. Предоставление субсидий и
грантов для осуществления научно-исследовательских
работ в сфере туризма и
сопутствующих отраслях.
Грант является поддержкой
или стимулированием государством
научных исследований и разработок
финансами, собственностью или
услугами.
Для приобретения результатов
исследований и разработок, которые
могут принести государству непосредственную
выгоду заключается государственный
контракт. Он дает право представителю
государства контролировать и
корректировать ход выполнения
разработок.
Так, в долгосрочной целевой
программе «Развитие внутреннего
и въездного туризма в Вологодской
области» на 2009-2012 годы предусмотрены
средства на научные исследования
в сфере туризма в объеме 1,5
млн. рублей.
3. Обеспечение частным предприятиям
и лицам благоприятных условий
для научно-технических разработок,
а также развития инвестиционных
возможностей. Частному бизнесу,
вкладывающему средства в научные
исследования и приобретение
необходимого для этого оборудования,
а также в развитие туристской
инфраструктуры регионов, предоставляются
разнообразные налоговые льготы,
государственные кредиты и гарантии,
а также финансирование через
участие государства в акционерном
капитале.
В настоящее время ярким
примером является создание в
России в 2007 году семи туристско-рекреационных
зон: Краснодарском и Ставропольском
краях, Калининградской области, Алтайском
крае, Республике Алтай, в Иркутской области
и Республике Бурятии. Данное событие
символизировало начало периода активной
государственной поддержки туристской
индустрии, возведенной в ранг «локомотивов»
развития регионов, а впоследствии и российской
экономики в целом.
Туристско-рекреационная зона
(аналог сервисных зон или зон
услуг в мировой практике) —
вид особой экономической зоны,
создаваемой для развития и
оказания услуг в сфере туризма.
Туристско-рекреационные зоны распространены
незначительно, а для России
это и вовсе уникально. Поэтому
создание ТРЗ в России носит
инновационный характер.
Создание особых экономических
зон туристско-рекреационного типа
в России является одним из
главных приоритетов в обеспечении
динамичного развития экономики
страны, перевода ее на инновационную
модель развития, в объединении
усилий государства и бизнес-сообщества.
Механизм ОЭЗ обладает рядом преимуществ:
налоговые льготы, снижение административных
барьеров, бюджетные вложения в инфраструктуру,
имиджевая компонента. Он создает возможности
для эффективного тестирования новых
подходов в государственном управлении.
Целями создания туристско-рекреационных
зон являются: повышение конкурентоспособности
туристской деятельности, развитие
лечебно-оздоровительных курортов,
развитие деятельности по организации
лечения и профилактике заболеваний.
В туристско-рекреационных зонах
может осуществляться разработка
месторождений минеральных вод,
лечебных грязей и других природных
лечебных ресурсов.
Государство, реализуя механизм
государственно-частного партнерства,
возлагает на себя обязанности
создания необходимой инженерной,
транспортный и социальной инфраструктуры,
а также предоставляет определенный
набор льгот и преференций
для инвесторов.
Для стимулирования инвестиционной
активности резидентов туристско-рекреационных
зон устанавливаются следующие
налоговые льготы:
• резиденты вправе: при расчете
амортизации применять повышающий
коэффициент 2; переносить убыток
предыдущего налогового периода
на текущий год в полном
объеме; признавать расходы на
НИОКР (в том числе не давшие
положительного результата) в том
отчетном (налоговом) периоде, в
котором они были осуществлены,
в размере фактических затрат;
не платить в течение 5 лет
налог на имущество с момента
ввода его в эксплуатацию и
земельный налог с момента
возникновения права собственности;
• субъекты РФ вправе устанавливать
для резидентов пониженную ставку
налога на прибыль, подлежащего
зачислению в региональные бюджеты,
но не ниже 13,5%, и другие налоговые
льготы.
Кроме этого, в зонах будет
действовать упрощенный административный
режим (принцип «единого окна»
при регистрации резидентов и
возможность проведения инспекционных
мероприятий - СЭС, противопожарная
служба, торговая инспекция, инспекция
по труду и т. д. - только в
рамках плановой комплексной
проверки, решение о которой будут
принимать территориальный орган
РосОЭЗ) и льготный порядок землепользования.
Данные новации в Закон
РФ «Об особых экономических
зонах» следует признать позитивными
с учетом того, насколько широко
на территории России представлены
уникальные курортно – рекреационные
объекты, развитие которых существенно
тормозится недостаточным объемом
бюджетного финансирования и
государственной поддержки.
Особенно важно создание
зон такого типа для малого
и среднего бизнеса, так как
развитие туристско-рекреационной
зоны связано с расширением
сферы услуг, функционированием
большого количества гостиниц, предприятий
общественного питания и т.д.
Таким образом, на территории
семи субъектов РФ созданы
«точки роста», которые в дальнейшем
должны оказать стимулирующие
воздействие на развитие бизнеса
регионов и территории в целом.
При этом создание туристско-рекреационных
зон не только несет в себе
положительный экономический эффект
для региона в виде растущего
объема инвестиций и стоимости
оказываемых услуг, внедрения
передовых технологий и современных
методов управления, стимулирования
развития территорий с низким
промышленным потенциалом, но
и имеет важное социальное
значение вследствие увеличения
числа рабочих мест и роста
профессиональной образованности
населения. К тому же, как показывает
мировой опыт, прилегающие к зоне
территории также начинают развиваться
динамичней.
Заключение
Сфера туризма сегодня одна
из наиболее перспективных и прибыльных.
В мире на его долю приходится около 10%
мирового валового дохода, 8% общего объема
мирового экспорта и 30-35% мировой торговли
услугами.
Туризм постоянно развивается,
несмотря на различные препятствия
политического, экономического и
социального характера. Туристский
бизнес во многих случаях является
инициатором и экспериментатором
в освоении и внедрении современных
передовых технологий, непрерывно
изменяет формы и способы предложения
и предоставления услуг, открывает
и осваивает новые возможности.
Работники сферы туризма
имеют дело с многообразием
форм и методов организации
отдыха, путешествий, культурного
досуга. Развитие туристского бизнеса
возможно только на основе
внедрения новых идей, совершенствования
процессов производства товаров
и услуг, расширения их ассортимента.
В туризме ежедневно внедряются
инновации самого разнообразного
характера под влиянием, как научно-технического
прогресса, так и интеллектуального
развития человечества.
Инновации в сфере туризма
иногда возникают совершенно
неожиданно и даже непредсказуемо
под влиянием событий в обществе.
Поэтому изучение инновационных
процессов, причин появления новшеств,
разработка методов их внедрения
представляет значительный и
практический научный интерес.
Также важна роль государства
в развитии инноваций в сфере
туризма, а разработка и реализация
механизмов государственной поддержки
данных направлений актуальна.
Список литературы
1.
Малахова Н.Н., Ушаков Д.С. Инновации
в туризме и сервисе. - М.: ИКЦ
«МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр
«МарТ», 2008.-224с. («Туризм и сервис»);