Инновации в туризме

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 18:06, реферат

Краткое описание

На протяжении второй половины ХХ в. наблюдается ускорение темпов инноваций и роста масштабов инновационной деятельности во всех секторах экономики, включая социально-культурный сервис и туризм.
Туризм является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей экономики и за быстрые темпы он признан экономическим феноменом столетия

Оглавление

Введение
1. Инновации и туризм
1.1 Понятие «инновация», виды и функции инновации
1.2 Суть и основные принципы инноваций в туризме
2. Инновационная деятельность в туризме
3. Государственная поддержка инновационной деятельности в туризме
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

инновации в туризме.docx

— 29.50 Кб (Скачать)

 Туристская деятельность –  это не только предоставление  услуг по организации путешествий,  но и источник доходов государства,  многих секторов его экономики. 

 Туризм оказывает огромное  влияние на такие ключевые  секторы экономики, как транспорт,  услуги гостиниц и ресторанов, торговля, строительство, производство  товаров народного потребления  и многие другие, выступая катализатором  социально-экономического развития.

 Туризм является сложным  межотраслевым комплексом, требующим  системного подхода к регулированию  социально-экономического взаимодействия  многих отраслей хозяйства на  государственном федеральном и  региональном уровнях. 

 Основными задачами государства  являются:

- определение и разработка принципов  политики в области туризма,  программ их реализации, механизма  контроля и исследования результатов  деятельности (организация статистики, ведомственных исследований);

- создание благоприятных условий  для туризма, координация действий  различных компаний, организаций  и обществ для формирования соответствующей инфраструктуры, дружественной окружающей среды;

- поддержка туризма и маркетинга  через стимулирование инноваций  и кооперации, формирование привлекательного  образа страны.

 В связи с тем, что создание  и внедрение нововведений требуют  объединенных усилий различных  экономических и социальных сфер, инновационный путь развития  невозможен без осуществления  государственной поддержки. Для  этого используются три схемы,  которые также в настоящее  время применяются и в развитии  сферы туризма. 

1. Прямое участие государства  в реализации специальных целевых  программ и ассигнованиях региональных, местных органов власти; создание  крупных национальных центров  (лабораторий), находящихся на бюджетном  финансировании и бесплатно предоставляющих  полученные знания широкому кругу  потенциальных пользователей. 

 Реализация региональных целевых  программ в сфере туризма 

 Во многих регионах России  разрабатываются и реализуются  региональные целевые программы  в сфере туризма, включающие, как  правило, финансирование следующих  основных мероприятий: развитие  туристской и транспортной инфраструктуры  региона, информационное продвижение  туризма региона, научные и  статистические исследования в  сфере туризма, подготовка и  переподготовка кадров для сферы  туризма. Так, в Вологодской  области с 2004 года реализуется  областная целевая программа  «Великий Устюг-родина Деда Мороза»,  а в сентябре 2008 года утверждена  долгосрочная целевая программа  «Развитие внутреннего и въездного  туризма в Вологодской области»  на 2009-2012 годы.

 Создание туристско-информационных  центров 

 Многие государства создают  специальные национальные организации  для продвижения различного рода  инноваций в туризме. В качестве  примера можно привести Финляндию.  Финский совет по туризму является  государственной организацией, занимающейся  маркетингом Финляндии как туристского  направления, имеет представительства  в 11 странах. Финский совет  по туризму одним из первых  начал использовать информационные  технологии в работе национальной  туристской организации. Он осуществляет  стратегическое сотрудничество  с представителями туристской  индустрии и другими заинтересованными  группами, общая цель которых  направлена на максимальное присутствие  и влияние страны на международном  рынке. Важнейшим инструментов  для достижения этой цели являются  электронные информационные и  коммуникационные технологии. Особое  значение этот совет придает  «созданию уникального имиджа  национального туризма, четкой  сегментации потребителей и рынков, эффективному маркетингу» [3, стр. 52].

 В России единой национальной  организации по продвижению российского  туристского продукта нет, но  во многих регионах созданы  и функционируют туристско-информационные  центры (ТИЦ). Как правило, это  либо государственные учреждения  или организации в форме некоммерческого  партнерства, которые финансируются  за счет средств региональных  или районных бюджетов, могут  быть областными, городскими или  районными. 

Примеры.

ГУ «Информационно-туристский центр» Республики Карелия. Функционирует  с 2001 года, учредителем является Министерство экономического развития Республики Карелия. Задачами ИТЦ являются: создание единого  информационного банка данных о  туристском потенциале, программах и  проектах по туризму в Республике Карелия; организация информационного  и консультационного обеспечения  по вопросам туристской деятельности, отдыха в Карелии; продвижение карельских туристских продуктов, привлечение  внебюджетных средств в развитие туризму в республике. ИТЦ представляет собой современные Интернет-технологии, которые дают возможность потенциальному туристу получить исчерпывающую информацию по интересующим его вопросам о возможностях туристской инфраструктуры Республики Карелия.

ГУ «Туристско-информационный центр  Вологодской области». Функционирует  с 2007 года, учредителем выступает  Комитет по туризму Вологодской  области. Цели ТИЦ: развитие туристской привлекательности Вологодской  области, популяризация проекта  «Великий Устюг – родина Деда Мороза»  в средствах массовой информации и продвижение региона на российском и международном туристских рынках; консолидация рекламно-информационной работы различных участников туррынка в целях оказания информационно-справочных, туристских и деловых услуг приезжающим  туристам, а также ведение рекламной  и маркетинговой деятельности; организация  работы с предприятиями индустрии  гостеприимства, оказание содействия в развитии малого и среднего бизнеса  в сфере туризма.

2. Предоставление субсидий и  грантов для осуществления научно-исследовательских  работ в сфере туризма и  сопутствующих отраслях.

 Грант является поддержкой  или стимулированием государством  научных исследований и разработок  финансами, собственностью или  услугами.

 Для приобретения результатов  исследований и разработок, которые  могут принести государству непосредственную  выгоду заключается государственный  контракт. Он дает право представителю  государства контролировать и  корректировать ход выполнения  разработок.

 Так, в долгосрочной целевой  программе «Развитие внутреннего  и въездного туризма в Вологодской  области» на 2009-2012 годы предусмотрены  средства на научные исследования  в сфере туризма в объеме 1,5 млн. рублей.

3. Обеспечение частным предприятиям  и лицам благоприятных условий  для научно-технических разработок, а также развития инвестиционных  возможностей. Частному бизнесу,  вкладывающему средства в научные  исследования и приобретение  необходимого для этого оборудования, а также в развитие туристской  инфраструктуры регионов, предоставляются  разнообразные налоговые льготы, государственные кредиты и гарантии, а также финансирование через  участие государства в акционерном  капитале.

 В настоящее время ярким  примером является создание в  России в 2007 году семи туристско-рекреационных  зон: Краснодарском и Ставропольском  краях, Калининградской области, Алтайском крае, Республике Алтай, в Иркутской области и Республике Бурятии. Данное событие символизировало начало периода активной государственной поддержки туристской индустрии, возведенной в ранг «локомотивов» развития регионов, а впоследствии и российской экономики в целом.

 Туристско-рекреационная зона (аналог сервисных зон или зон  услуг в мировой практике) —  вид особой экономической зоны, создаваемой для развития и  оказания услуг в сфере туризма.  Туристско-рекреационные зоны распространены  незначительно, а для России  это и вовсе уникально. Поэтому  создание ТРЗ в России носит  инновационный характер.

 Создание особых экономических  зон туристско-рекреационного типа  в России является одним из  главных приоритетов в обеспечении  динамичного развития экономики  страны, перевода ее на инновационную  модель развития, в объединении  усилий государства и бизнес-сообщества. Механизм ОЭЗ обладает рядом преимуществ: налоговые льготы, снижение административных барьеров, бюджетные вложения в инфраструктуру, имиджевая компонента. Он создает возможности для эффективного тестирования новых подходов в государственном управлении.

 Целями создания туристско-рекреационных  зон являются: повышение конкурентоспособности  туристской деятельности, развитие  лечебно-оздоровительных курортов, развитие деятельности по организации  лечения и профилактике заболеваний.  В туристско-рекреационных зонах  может осуществляться разработка  месторождений минеральных вод,  лечебных грязей и других природных  лечебных ресурсов.

 Государство, реализуя механизм  государственно-частного партнерства,  возлагает на себя обязанности  создания необходимой инженерной, транспортный и социальной инфраструктуры, а также предоставляет определенный  набор льгот и преференций  для инвесторов.

 Для стимулирования инвестиционной  активности резидентов туристско-рекреационных  зон устанавливаются следующие  налоговые льготы:

 • резиденты вправе: при расчете  амортизации применять повышающий  коэффициент 2; переносить убыток  предыдущего налогового периода  на текущий год в полном  объеме; признавать расходы на  НИОКР (в том числе не давшие  положительного результата) в том  отчетном (налоговом) периоде, в  котором они были осуществлены, в размере фактических затрат; не платить в течение 5 лет  налог на имущество с момента  ввода его в эксплуатацию и  земельный налог с момента  возникновения права собственности; 

 • субъекты РФ вправе устанавливать  для резидентов пониженную ставку  налога на прибыль, подлежащего  зачислению в региональные бюджеты,  но не ниже 13,5%, и другие налоговые  льготы.

 Кроме этого, в зонах будет  действовать упрощенный административный  режим (принцип «единого окна»  при регистрации резидентов и  возможность проведения инспекционных  мероприятий - СЭС, противопожарная  служба, торговая инспекция, инспекция  по труду и т. д. - только в  рамках плановой комплексной  проверки, решение о которой будут  принимать территориальный орган  РосОЭЗ) и льготный порядок землепользования.

 Данные новации в Закон  РФ «Об особых экономических  зонах» следует признать позитивными  с учетом того, насколько широко  на территории России представлены  уникальные курортно – рекреационные  объекты, развитие которых существенно  тормозится недостаточным объемом  бюджетного финансирования и  государственной поддержки. 

 Особенно важно создание  зон такого типа для малого  и среднего бизнеса, так как  развитие туристско-рекреационной  зоны связано с расширением  сферы услуг, функционированием  большого количества гостиниц, предприятий  общественного питания и т.д. 

 Таким образом, на территории  семи субъектов РФ созданы  «точки роста», которые в дальнейшем  должны оказать стимулирующие  воздействие на развитие бизнеса  регионов и территории в целом.  При этом создание туристско-рекреационных  зон не только несет в себе  положительный экономический эффект  для региона в виде растущего  объема инвестиций и стоимости  оказываемых услуг, внедрения  передовых технологий и современных  методов управления, стимулирования  развития территорий с низким  промышленным потенциалом, но  и имеет важное социальное  значение вследствие увеличения  числа рабочих мест и роста  профессиональной образованности  населения. К тому же, как показывает  мировой опыт, прилегающие к зоне  территории также начинают развиваться  динамичней.

 

 

 

 

Заключение 

 Сфера туризма сегодня одна  из наиболее перспективных и прибыльных. В мире на его долю приходится около 10% мирового валового дохода, 8% общего объема мирового экспорта и 30-35% мировой торговли услугами.

 Туризм постоянно развивается,  несмотря на различные препятствия  политического, экономического и  социального характера. Туристский  бизнес во многих случаях является  инициатором и экспериментатором  в освоении и внедрении современных  передовых технологий, непрерывно  изменяет формы и способы предложения  и предоставления услуг, открывает  и осваивает новые возможности. 

 Работники сферы туризма  имеют дело с многообразием  форм и методов организации  отдыха, путешествий, культурного  досуга. Развитие туристского бизнеса  возможно только на основе  внедрения новых идей, совершенствования  процессов производства товаров  и услуг, расширения их ассортимента.

 В туризме ежедневно внедряются  инновации самого разнообразного  характера под влиянием, как научно-технического  прогресса, так и интеллектуального  развития человечества.

 Инновации в сфере туризма  иногда возникают совершенно  неожиданно и даже непредсказуемо  под влиянием событий в обществе. Поэтому изучение инновационных  процессов, причин появления новшеств, разработка методов их внедрения  представляет значительный и  практический научный интерес. 

 Также важна роль государства  в развитии инноваций в сфере  туризма, а разработка и реализация  механизмов государственной поддержки  данных направлений актуальна. 

 

Список литературы

1.                Малахова Н.Н., Ушаков Д.С. Инновации  в туризме и сервисе. - М.: ИКЦ  «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2008.-224с. («Туризм и сервис»);

Информация о работе Инновации в туризме