Инновации в туризме

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 18:06, реферат

Краткое описание

На протяжении второй половины ХХ в. наблюдается ускорение темпов инноваций и роста масштабов инновационной деятельности во всех секторах экономики, включая социально-культурный сервис и туризм.
Туризм является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей экономики и за быстрые темпы он признан экономическим феноменом столетия

Оглавление

Введение
1. Инновации и туризм
1.1 Понятие «инновация», виды и функции инновации
1.2 Суть и основные принципы инноваций в туризме
2. Инновационная деятельность в туризме
3. Государственная поддержка инновационной деятельности в туризме
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

инновации в туризме.docx

— 29.50 Кб (Скачать)

Содержание 

 Введение 

1.     Инновации и туризм 

1.1 Понятие «инновация», виды  и функции инновации 

1.2 Суть и основные принципы  инноваций в туризме 

2. Инновационная деятельность  в туризме 

3. Государственная поддержка инновационной  деятельности в туризме 

 Заключение 

 Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 В России предпринимаются  активные действия по переходу  на инновационный путь развития  экономики. Инновации – это  нечто иное, как действия по  внедрению достижений науки и  техники в технологии и управление, в том числе и в социальной  сфере, т.е. в организациях, занимающихся  предоставлением услуг населению. 

 На протяжении второй половины  ХХ в. наблюдается ускорение  темпов инноваций и роста масштабов  инновационной деятельности во  всех секторах экономики, включая  социально-культурный сервис и  туризм.

 Туризм является одной из  ведущих и наиболее динамичных  отраслей экономики и за быстрые  темпы он признан экономическим  феноменом столетия. Для 38% государств  туризм – главный источник  дохода, а для 83% стран туризм  является одним из пяти основных  источников дохода.

 Туризм, являясь в настоящее  время глобальным социально-экономическим  явлением, функционирующим в условиях  порой весьма жесткой конкуренции,  характеризуется большой степенью  подверженности инновационным процессам,  следование которым зачастую  является основным детерминирующим  конкурентоспособность туристских  организаций фактором.

 Государство должно сосредоточить  свои усилия и имеющиеся свободные  ресурсы на развитии перспективных  для всей национальной экономики  наукоемких отраслей, т.е. таких  отраслей, которые активно влияют  и способствуют развитию других  секторов экономики. И такой  отраслью является туризм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Инновации и туризм 

1.1 Понятие «инновация»,  виды и функции инноваций 

 Инновации и инновационная  деятельность традиционно представляются  как направление научно-технического  прогресса (высокотехнологичной  его составляющей) и как процесс,  связанный с внедрением результатов  научных исследований и разработок  в практику. Однако смысл и  содержание понятия «инновация»  более широк. Сфера инноваций  всеобъемлюща, она не только охватывает  практическое использование научно-технических  разработок и изобретений, но  и включает перемены в продукте, процессах, маркетинге, организации.  Инновация выступает в качестве  явного фактора перемены, как  результат деятельности, воплощенный  в новый или усовершенствованный  продукт, технологические процессы, новые услуги и новые подходы  к удовлетворению социальных  потребностей [2, стр. 28].

 Термин «инновация» (от анг. innovation-нововведение) характеризует качественные сдвиги в процессе производства. Несмотря на то, что понятие «инновация» является широко употребляемым, до сих пор не существует общепринятого его определения. Различные автор, в основном зарубежные (П. Друкер, Н. Мончев, Э. Мэнсфилд, И. Перлаки, М. Портер, Й. Шумпетер и др.), трактуют его в зависимости от объекта и предмета исследования - как результат и как процесс.

 Так, в современном словаре  иностранных слов (в соответствии  со сводом международных стандартов  «Руководство Фраскати») инновация – это конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности либо в новом подходе к социальным услугам.

 В оксфордском толковом словаре  понятие «инновация» разъясняется  следующим образом: «Любой новый  подход к конструированию, производству  или сбыту товара, в результате  чего новатор или его компания  получают преимущество перед  конкурентами». 

 Термин «инновация», в современном  его понимании, первым стал  применять Й. Шумпетер, который  подчеркивал, что инновация –  это существенная смена функции  производимого, состоящая в новом  соединении и коммерциализации  всех новых комбинаций, основанных  на использовании новых материалов  и компонентов, внедрении новых  процессов, открытии новых рынков, внедрении новых организационных  форм.

 Нововведения (инновации) возможны  во всех сферах деятельности  человека. Исходя из многовариантных  возможностей, инновации различаются  по сфере приложения, масштабам  распространения и по характеру.  По сфере приложения инновации  подразделяются на научно-технические, организационно-экономические, социально-культурные и государственно-правовые. По масштабам распространения различают глобальные, национальные, региональные, отраслевые и локальные (на предприятии, компании) инновации. По характеру они могут быть эволюционными и радикальными [2, стр. 30].

 Основные функции инноваций: 

- они вовлекают в производство  новые производительные силы, способствуют  повышению производительности труда  и эффективности производства, сокращают  различного рода затраты; 

- повышают уровень жизни каждого  человека и общества в целом  за счет разнообразия и качества  производимой продукции и услуг,  удовлетворения потребностей населения; 

- помогают привести в соответствие  структуру производства со структурой  изменившихся потребностей, способствуют  поддержанию равновесия между  спросом и предложением, между  производством и потреблением;

- являются результатом применения  творческих возможностей и знаний  конкретной личности, человеческого  интеллекта, что, в свою очередь,  стимулирует дальнейший рост  творческой деятельности [2, стр. 37].

1.2 Суть и основные  принципы инноваций в туризме 

 Изучение тенденций и закономерностей  комплексного освоения инноваций,  планирование положительных результатов  и управление ими – сложная  методологическая проблема в  сфере туризма, связанная, прежде  всего с классификацией нововведений. В качестве значимых для определения  сути инноваций в туризме выделяют  следующие классификационные признаки:

- источник идеи (потребности туристов, открытия, изобретения);

- вид инновации (аттракторы, инфраструктура  туризма, турпродукт, способы и  средства распределения турпродукта/услуги, управление, факторы производства);

- степень новизны (улучшающие, прорывные);

- широта воздействия, масштабность, связность (локальные, глобальные, системные);

- инвестиционное наполнение (некапиталоемкие,  малокапиталоемкие, капиталоемкие) [3, стр. 121].

 Инновации в туризме следует  рассматривать как системные  мероприятия, имеющие качественную  новизну и приводящие к позитивным  сдвигам, обеспечивающим устойчивое  функционирование и развитие  отрасли в регионе. Так, идея  создания и реализация туристских  проектов, даже не приносящих  вначале существенной прибыли,  может дать толчок развитию  туризма и тем самым активно  способствовать созданию дополнительных  рабочих мест и росту доходов  населения. Яркое доказательство  тому – успех города Великого  Устюга Вологодской области, который  сегодня позиционирует себя как  родина Российского Деда Мороза  и переживает настоящий туристский  бум. 

 Инновационный процесс в  туризме достаточно специфичен. Он получает, как правило, свое  признание, с одной стороны,  через туристский рынок и степень  удовлетворенности клиента, а  с другой стороны, в основном  благодаря принятию совместных  решений туристскими организациями,  органами управления отраслью в регионе, органами местного самоуправления и общественными организациями, деятельность которых связана с туризмом, а также благодаря оценке отрасли местным населением. Только такое взаимодействие всех элементов (субъектов и объектов) инновационного процесса может привести к появлению существенного синергетического эффекта, выраженного в качестве роста (развития) сферы туризма. Комплексность и трансформируемость открытий, когда внедрение нового в одной области дает эффект (и возможно, более сильный) в другой, составляющий их сущность в отрасли, потому нуждаются в научно обоснованной организации и управлении [3, стр. 122].

 К основным принципам инноваций  в туризме относят: 

1. Принцип научности, заключающийся  в использовании научных знаний  и методов для реализации инноваций,  соответствующих потребностям туристов.

2. Принцип системности. Разрабатываемая  стратегия инновационного развития  сферы туризма в регионе должна  учитывать факторы и условия,  необходимые для удовлетворения  потребностей людей в отдыхе; ресурсные возможности региона  (экономические, финансовые, кадровые  и другие); социальное воздействие  на общество; факторы внешней  среды. 

3. Принцип соответствия инновации  потребностям туристов. Предлагаются  только те новшества, которые  действительно нужны клиенту,  а не те, которые может произвести  и внедрить туристская организация. 

4. Принцип позитивности результатов,  состоящий в предупреждении неразумного,  не продуманного создания и  внедрения новшества, которое  может быть опасно, во-первых, для  туриста; во-вторых, для конкретного  предприятия; в-третьих, для биосферы  и общества в целом. 

5. Принцип имманентности инвестиционным  процессам. Для проведения необходимых  исследований, разработки и материализации  инноваций используются инвестиционные  ресурсы, эффективность которых  определяется степенью значимости  и масштабностью нововведений.

6. Соответствие инновационной  деятельности и ее результатов  (новшеств) уровню развития общества.

7. Принцип связности. Процесс  нововведения заканчивается появлением  на рынке продукта, который должен  на определенном этапе своего  жизненного цикла вызывать потребность  (стимулировать идею) создания следующего  новшества и обеспечивать финансовую  поддержку этого процесса.

8. Принцип безопасности. Любое  нововведение должно гарантировать  отсутствие вреда для человека  и окружающей его среды [3, стр. 124].

 

 

2. Инновационная деятельность  в туризме 

 Инновационная деятельность  – комплекс научных, технологических,  организационных, финансовых, коммерческих  мероприятий, которые приводят  к инновациям. Деятельность является  инновационной, если в нее приносятся  новые знания, технологии, приемы, подходы  для получения результата, который широко востребован в обществе. Инновационную деятельность предприятия можно определить как совместную работу всех работников, направленную на создание и внедрение новшества. Инновационная деятельность носит системный характер, систему образуют общество и субъекты инновационной деятельности.

 Основные направления инновационной  деятельности в сфере туризма  и гостеприимства:

- выпуск новых видов туристского  продукта, ресторанного продукта, гостиничных  услуг и т.д.;

- использование новой техники  и технологии в производстве  традиционных продуктов; 

- использование новых туристских  ресурсов, ранее не использовавшихся. Уникальный пример – путешествия  туристов на космических кораблях;

- изменения в организации производства  и потребления традиционного  туристского, ресторанного продукта, гостиничных услуг и т.д.; новый  маркетинг, новый менеджмент;

- выявление и использование  новых рынков сбыта продукции  (гостиничные и ресторанные цепи).

 Основу инновационной деятельности  во всех секторах экономики  составляет реализация достижений  научно-технического прогресса.  Сказанное в полной мере относится  и к сфере социально-культурного  сервиса и туризма. 

 Научно-техническая революция  не только стала материальной  основой формирования массового  туризма. Она оказала огромное  влияние на инновационную деятельность  в социально-культурный сервис  и туризм через высокие технологии, к числу которых относятся  новые материалы, микропроцессорная  техника, средства информации  и связи, биотехнологии. 

 Появление полимерных, композитных  и других новых материалов  привело к появлению новых  видов одежды и обуви, нового  спортивного и иного снаряжения, новой тары и упаковки и  т.д. Новые материалы стали  материальной основой экстремального  туризма, способствовали развитию  водного, горного и ряда других  видов туризма. 

 Появление современных средств  информации и связи оказало  глубокое влияние на общественное  производство и быт людей. Современную  туристскую деятельность и работу  туристских фирм нельзя представить  без Internet. Современная аудио-видео-техника существенно изменила технологию менеджмента. Управление переводится в режим реального времени и т.д.

 Таким образом, инновационная  деятельность в сфере туризма  направлена на создание нового  или изменение существующего  продукта, на совершенствование  транспортных, гостиничных и других  услуг, освоение новых рынков, внедрение передовых информационных  и телекоммуникационных технологий  и современных форм организационно-управленческой  деятельности.

 

 

 

3. Государственная поддержка  инновационной деятельности в  туризме 

Информация о работе Инновации в туризме