Инновации в социальной сфере

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 18:22, контрольная работа

Краткое описание

В условиях общего ускорения научно-технического прогресса, глобализации и интернационализации рынка, усиления конкуренции, наблюдается активизация инновационной деятельности в социальной сфере современного общества.

Учитывая актуальность и необходимость инновационного развития в современном мире, под которым понимается процесс генерации, освоения и внедрения новых идей, процессов, товаров и услуг, можно выделить общие черты понятия инновации:

- инновация является целесообразным и полезным изменением в предшествующем состоянии, предложенным человеком;

- это изменение должно получить практическое применение, причем оно должно быть применено впервые в данной области;

- предметом этих изменений является изделия, технологии, социальные, экономические, экологические процессы;

- инновации являются средством реализации целей, развития предприятия, а также положительно воздействуют на повышение эффективности работы предприятия.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ 4
1.1.Сущность, признаки и классификация инноваций в социальной сфере…………………………………………………………………..4
1.2. Инновационные процессы в социальной сфере……………………9
1.3. Социальные технологии в социальной работе……………………11
Вывод к Главе I………………………………………………………….18

Файлы: 1 файл

Моя курсовая!!!.doc

— 223.00 Кб (Скачать)

     1.2. Инновационные процессы в социальной сфере. 

     Процесс развития общества идет через обновление и обусловливает создание предпосылок  для формирования новых нетрадиционных компонентов в социальной сфере, инновационных способов социальной деятельности, а нововведения являются формой этого общественного развития. В связи с этим необходимо конкретизировать содержание инновации как процесса. Под инновационным процессом понимается процесс генерирования новой идеи, разработки, экспериментальной апробации, ее распространения и использования.

     Инновационный процесс включает в себя инновационную  деятельность, которая понижается как  деятельность, поправленная на использование  научных знаний и практического  опыта с целью получения нового или улучшения производимого  продукта, способа его производства (технологию) и совершенствование социального обслуживания. Он состоит из таких состоит из таких составляющих, как процесс поиска и разработки новой идеи, её экспериментальной апробации, распространения и использования.

     Инновационный процесс можно представить в следующей очерёдности этапов8:

     1. Идея. Более или менее осознанное  решение заняться предметом исследования, а также пробуждение интереса  и любознательности к объектам, обещающим успех и экономическую  выгоду.

     2. Открытие. Установление существования ранее не известных явлений, материалов, зависимостей, связей и т.п.

     3. Исследование. Теоретическое обоснование  и экспериментальная проверка  открытия или наблюдения, выявление  причин и воздействий, функциональных  взаимосвязей, усиление или ослабление эффекта с изменением параметров.

     4. Разработка. Превращение результатов  исследования и наблюдений в  конструкцию, опытный образец,  прототип, чтобы теоретически выявленные  взаимосвязи сделать полезными  для достижения определенных  целей.

     5. Изобретение. Выявление свойств  и признаков нововведения, пригодных  для патентирования или публикации.

     6. Внедрение. Продвижение нового  продукта на рынок или новой  технологии в производство с  сопутствующими этой фазе инвестициями  и презентацией продукта на рынке.

     7. Текущая реализация. Серийное производство, создание сбытовой сети.

     Инновационный процесс должен охватывать, по крайней  мере, все фазы до начала внедрения  нового продукта на рынок или технологий в производство. Инновационный процесс  всегда подвергается огромному риску. Степень риска при осуществлении различных инноваций различна. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.3. Социальные технологии в социальной  работе. 

     Социальные  технологии в широком смысле слова  – это особая область научного знания, которая ставит и обосновывает вопрос о том, каким образом и в какой последовательности возможны специфические операции с результатами познавательной деятельности.

     В узком смысле слова понятие «социальные технологии» имеет два значения9.

     Во-первых, социальные технологии – это, прежде всего, процесс целенаправленного воздействия на социальный объект, обусловленный необходимостью и потребностью получения заданного результата. В этом плане технологичность воздействия наполнена такими понятиями, как этапность, процедурность, операциональность.

     Исходя  из такого видения, социальные технологии можно охарактеризовать как определенную прагматику, выстраивающую в один ряд: 1) цель, 2) средство, 3) результат. Координация  и субординация цели, средств, результатов  предполагают вариативность и учет множества факторов, моделирование и проектирование, систему критериев и оценок, содержательные версии и сценарии, методы диагностики и т.д.

     Во-вторых, социальные технологии – это теория, исследующая процессы целенаправленного  воздействия на социальные объекты, разрабатывающая и обосновывающая эффективные способы и приемы такого воздействия. При этом не имеет значения, что понимается под социальным объектом. Это могут быть социальные отношения, социальное взаимодействие, социальная группа, социальный институт, социальная организация.

     Характер  воздействия, его технологичность  определяются той системой операций целенаправленного воздействия, которая  основывается на социальном и социологическом  знании объекта – это первый уровень  технологического воздействия.

     Второй  уровень технологического воздействия  предопределяется тем, что данный социальный объект находится в неразрывной  связи с другими социальными  объектами, более того - является частью социальной системы, органически интегрирован в социальное целое. И любое изменение этого социального объекта с неизбежностью влечет за собой цепочку изменений других объектов. В подобном социальном сценарии социальная технология должна учитывать все возможные изменения.

     В соответствии с вышесказанным есть смысл различать базовые и частные социальные технологии.

     Базовые – технологии стратегического (долгосрочного) проектирования социального объекта. Смысл базовых технологий состоит  в: 1) гармонизации индивидуального, личностного  и общественного; 2) выдвижении таких  целей социальных технологий, которые гуманистичны по своей природе; 3) развитии творческих способностей и активности социального субъекта.

     Частные – разновидность форм тактико-оперативного (краткосрочного) воздействия на социальный объект. Это социальное конструирование, практически-предметное урегулирование отношений и операций, оптимизация социального взаимодействия на разных уровнях.

     Таким образом, социальные технологии олицетворяют собой разные ипостаси социальной самоорганизации10.

     Сегодня можно сформулировать две основные точки зрения на сущность социальных технологий.

     Первая  точка зрения (Дж. Томас) состоит  в том, что социальные технологии имеют смысл, только если вводят социальные инновации в различные направления  социальной практики. В число инноваций, согласно данной точке зрения, входят социальные исследования, разработка исследовательских программ, выработка моделей, социальный эксперимент, создание новых методик, технологии выработки критериев оценки эффективности.

     Инновации включают в себя специальные средства, позволяющие сделать их реальностью. Реализация социальной технологии - это: 1) анализ социальной реальности, социального объекта; 2) разработку социальной технологии изменения объекта; 3) распространение (внедрение) социальной технологии; 4) исследование развития объекта технологического воздействия; 5) оценка полученных результатов в ходе воздействия11.

     Необходимость применения социальных технологий обусловлена  тем, что практическому действию всегда предшествует какая-либо модель, макет, проект этого действия, т.е. возможный вариант его реализации. Социальная технология рационализирует последовательность возможных практических действий, упорядочивает их. Суть социальной технологии – не в том, что делать, а в том, в какой последовательности. Наконец, согласно данной точке зрения, суть социальных технологий состоит также в том, что необходимо проектировать и прогнозировать не только сами практические действия, но и их возможные последствия12.

     Таким образом, согласно данной точке зрения социальные технологии необходимы как инструмент для внедрения социальных инноваций в различные направления социальной практики.

     Вторая  точка зрения (Н.С. Данакин) состоит  в том, что существование социальных технологий связано с самой социальной действительностью (реальностью). Дело в том, что социальные технологии обусловливают протекание социальных процессов, ведь если рассматривать социальные технологии как последовательность операций, то они и есть социальный процесс. Однако отождествление этих понятий было бы неправильным.

     Суть  социальной технологии, согласно данной точке зрения в том, чтобы, учитывая все объективные и субъективные условия, спроектировать оптимальное  развитие социального процесса. Для  этого процесс анализируется  с точки зрения его вида, типа, характерных особенностей, внутреннего механизма, сопутствующих условий, интенсивности, направленности. Таким образом, посредством социальных технологий формируется исчерпывающий «реестр» социальных процессов.

     При анализе социальных процессов их носители – субъекты, а в связи с этим – субъективные и объективные предпосылки. Установлению подлежат и организационные формы социальных процессов. Решение указанных вопросов напрямую ставит проблему необходимости проектирования, так как любая социальная технология, имеющая своей целью проектирование и внедрение, ориентирована на технологизацию соответствующего процесса. При этом смысл технологизации социальных процессов состоит в следующем:

     1) формирование процесса,

     2) придание ему целевой направленности;

     3) его оптимизация; 

     4) обеспечение его устойчивости;

     5) создание механизма саморегуляции; 

     6) обеспечение благоприятных сопутствующих  условий для развития.

     Поиск наиболее оптимальной типологизации  социальных технологий целесообразно вести не в направлении выделения частных критериев, а по пути усиления самой классификации. В связи с этим, понимая под социальным общественное, правомерно выделить следующие основные виды социальных технологий по сферному признаку:

     1) правовое обеспечение функционирования общества;

     2) политическое административно-властное регулирование;

     3) экономическое функционирование общества;

     4) информационное обеспечение в средствах массовой информации,  по компьютерным связям;

     5) духовно-культурное развитие.

     Согласно  данной классификации технологии социальной работы есть технологии обеспечения  социального функционирования всех сфер жизни общества.

     Под социальной работой как особым видом  социального воздействия понимается специфическая деятельность по оптимизации жизнедеятельного существования граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

     В узко профессиональном смысле под социальной работой понимается вид деятельности, направленный на реализацию комплекса  мер, гарантированных государством слабозащищенным и нуждающимся в социальной помощи и поддержке категориям населения.

     В настоящее время в нашей стране идет процесс институционализации (становления и оформления) системы  социальной работы в узкопрофессиональных рамках этой деятельности. В перспективе  же сферой деятельности социального работника, объектом его воздействия станут не только нуждающиеся в помощи, но и социальная сфера в целом.

     Важное  место в практике социальной работы занимают методы стимулирования деятельности и поведения индивида: требование, перспектива, поощрение и наказание. Социальному работнику приходится активно влиять на поведение клиентов, вызывать их на те или иные поступки, организовывать их деятельность13.

     Требование  – метод прямого воздействия на сознание и волю индивида с целью организации или координации его поведения и деятельности,) Предъявляя требование, надо добиваться их выполнения, помня, что каждое выполненное требование усиливает педагогическую эффективность последующих.

     Поощрение – метод внешнего активного стимулирования, побуждения к положительной инициативной, творческой деятельности. Оно может осуществляться в виде материального вознаграждения, удовлетворения духовных потребностей, как форма общественного признания.

     Наказание как коррекционный метод педагогического  стимулирования, представляет собой способ торможения, приостановления нежелательной деятельности индивида. Как правило, оно не преследует цели причинения провинившемуся физического или нравственного страдания, а сосредоточивает сознание человека на переживании вины. Наказание должно способствовать развитию самоторможения, внутреннего самоконтроля, способности нравственного переживания общественного осуждения. Реакция на наказание проявляет особенности поведения человека в критических ситуациях, что сможет помочь в выборе средств взаимодействия с ним.

Информация о работе Инновации в социальной сфере