Социальные инновации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 20:42, курс лекций

Краткое описание

Для современных организаций, систем, предприятий сложнейшей задачей является их приспособление к изменяющимся обстоятельствам, к динамичной окружающей среде. Решение этой задачи связано с кардинальным обновлением, поиском новых подходов, разработкой и внедрением инноваций в различные сферы общественной жизни.

В последние годы в этой связи большой импульс получила новая отрасль знаний – инноватика, исследующая вопросы теории и практики инноваций. Первое наиболее полное описание инновационных процессов было представлено в начале XX в. выдающимся экономистом И. Шумпетером, который анализировал «новые комбинации» изменений в развитии экономических систем (1911 г.) Несколько позже, в 30-е гг. И. Шумпетер и Г. Менш ввели в научный оборот и сам термин «инновация», который сочли воплощением научного открытия в новой технологии или продукте.

Файлы: 1 файл

Соц.инновации.doc

— 77.50 Кб (Скачать)

     Социальные  инновации 

     Для современных организаций, систем, предприятий сложнейшей задачей является их приспособление к изменяющимся обстоятельствам, к динамичной окружающей среде. Решение этой задачи связано с кардинальным обновлением, поиском новых подходов, разработкой и внедрением инноваций в различные сферы общественной жизни.

     В последние годы в этой связи большой  импульс получила новая отрасль знаний – инноватика, исследующая вопросы теории и практики инноваций. Первое наиболее полное описание инновационных процессов было представлено в начале XX в. выдающимся экономистом И. Шумпетером, который анализировал «новые комбинации» изменений в развитии экономических систем (1911 г.) Несколько позже, в 30-е гг. И. Шумпетер и Г. Менш ввели в научный оборот и сам термин «инновация», который сочли воплощением научного открытия в новой технологии или продукте.

     С конца XX века приоритетность в разработке методологических и концептуальных основ инноватики принадлежит западным социологам (В.Лундвал, Р.Витли, Л.Виннер). Их исследовательские интересы были сосредоточены на внутриорганизационной и межорганизационной социальной интеракции в процессе осуществления, инновационной деятельности, роли социально-экономических связей и сетей, глобального социоэкономического моделирования инновационного процесса.

     Инновация (от англ. - Innovatio) обозначает введение нового в практику. Обобщая материалы научной литературы, можно утверждать, что инновация есть целенаправленное внесение, введение в сложившуюся практику того или иного новшества, благодаря которому происходят позитивные изменения и достигается необходимый эффект. Можно сказать, что инновация есть реализованная новация. Инновация и нововведение - понятия тождественные.

     Нововведение  представляет собой способ разрешения противоречия между отрицаемым, исчерпавшим себя старым и утверждаемым перспективным новым.

     Если  развитие есть процесс возникновения, становления и утверждения нового, то нововведение (инновация) есть форма развития. Методологической основой возникновения нового в различных сферах общества выступает диалектический закон отрицания отрицания. Общество развивается через обновление.

     Инновации классифицируются по различным основаниям. По сферам применения выделяют социальные, политические, экономические, инновации в культурно-духовной сфере. По типу новшества нововведения разделяются на материально-технические и социальные (невещественные). По содержанию инновации классифицируются на продуктивные, технологические, услуги. По масштабу нововведения выделяют единичные (осуществляемые на одном объекте), диффузные (распространяемые на многих объектах). По типу новизны для рынка инновации делятся  на новые для отрасли в мире, новые для отрасли  в  стране, новые  для  данного предприятия (группы предприятий).

     Социальной базой инноваций выступают инноваторы. А.И. Пригожин предлагает их квалифицировать по ряду оснований. По типу инновационной деятельности различают создателей новшеств и реализаторов новшеств. Реализаторы — те же создатели, но не новшества, а технологического процесса его освоения и внедрения. По отношению к основной специальности выделяют профессионалов и самодеятельных инноваторов. По количеству участвующих различают коллективных и индивидуальных инноваторов. По предмету инновационной деятельности различают инноваторов — разработчиков: новых материальных продуктов; новых технологии; методов деятельности; новых социальных норм. В последние годы инноваторами разработаны в педагогике новые методы обучения, в медицине — новые методы лечения от алкоголизма, курения, на производстве — новые методы стимулирования трудовой деятельности и т.д.

     С точки зрения позиционного анализа  А.И. Пригожин рассматривает специфику  нововведений по разным группам участников (организаторы, разработчики, проектировщики, изготовители, пользователи), каждая из которых, таким образом получает свою роль. Но в рамках этой роли она может занять разные по своей активности и заинтересованности позиции: инициативы, содействия, бездействия, противодействия.  

     Позиционный анализ распределения групп участников 

Группа  участников Ролевые позиции Инициатива Содействие Бездействие Противодействие
Организаторы     Х    
Разработчики   Х      
Проектировщики    

Х

   
Изготовители         Х
Пользователи       Х  
 

     Ключевым  звеном в системе организации  инновационной деятельности являются кадры социальных служб, учреждений социального обслуживания, социальные работники. Эта деятельность требует от них прежде всего творчества в работе, новаторского, свежего подхода к решению тех или иных социальных проблем.  Так, эффективным средством снижения подростковой преступности стали организуемые заинтересованными службами посещения подростками колоний строгого режима, во время которых им показывают то, что ожидает тех, кто преступает закон. Благодаря творчеству социальных работников был изобретен «телефон доверия», возникли социальные гостиницы и иные социальные службы. Гибкий рабочий режим на производстве для женщин - это тоже результат творчества социальных работников.

     Важным  элементом системы организации  инновационной  деятельности выступает ее нормативно-правовое обеспечение. Закон РФ «О науке, государственной научно-технической политике», принятой Государственной Думой в сентябре 1996 года, создает определенную основу для решения  этой задачи. 

     Источниками социальных инноваций являются изменения внешней среды: возникающие социальные проблемы, которые невозможно решить с помощью традиционных методов; изменения потребностей общества, его членов, необходимость их полного удовлетворения. Конкуренция на рынке обусловливает появление новых более качественных продуктов. Неразрешенность тех или иных социальных проблем дает импульс к разработке новых средств, норм в социальной сфере. Так был создан и получил распространение «телефон доверия», с помощью которого оказывалась анонимная психологическая помощь людям в стрессовых ситуациях. Так возникли социальные приюты, социальные гостиницы, другие социальные службы.

     Чтобы раскрыть структуру социальных инноваций  необходимо обратиться к структуре (сегментам) социальной сферы в целом. К структурным компонентам социальной сферы относятся: образование, наука, культура, управление, спорт, охрана труда, занятость, охрана здоровья людей, семья, организация досуга, пенсионное обеспечение и т.д. Нововведения, осуществляемые по этим направлениям социальной сферы, можно отнести к видам социальных инноваций (педагогические инновации, управленческие инновации, инновации в сфере занятости и т.д.).

     Чтобы понять особенности социальных инноваций, нужно сравнить их с техническими нововведениями. Сравнение показывает, что эффект, отдача от социальных инноваций не приходят столь быстро, как в случае с техническими изобретениями. Кроме того, у социальных инноваций в отличии от технических новшеств нередко отсутствуют конкретные измерители полученного эффекта. И если в технических изобретениях преобладает индивидуальное авторство, то социальные инновации, как правило являются результатом коллективного творчества.

     В качестве признанной модели жизненного цикла инновации (с позиций социального подхода) наиболее часто применяется схема Милоу, состоящая из следующих этапов: 1) концептуализации новшества; 2) предварительного согласия с инновацией; 3) приобретения ресурсов; 4) реализации инновационной концепции; 5) институционализации результатов. В этой модели инновация выглядит как цикл, состоящий из этапа инициирования и этапа внедрения инновации. В этапе инициирования выделяются три фазы: заинтересованность в дополнительных знаниях; формирование инновационных установок; принятие решения. Этап внедрения, в свою очередь, также состоит из двух фаз: первичного внедрения (испытания новшества на локальном участке) и реализации инновации.

     При исследовании отношений участников инновационного процесса принято выделять два подхода - индивидуально-ориентированный  и организационно-ориентированный. В индивидуально-ориентированном подходе описывается процесс, посредством которого некий социокультурный объект (новшество) становится частью набора образцов поведения индивидов и одной из составляющих когнитивной сферы. Типичная модель инновационной деятельности при таком подходе состоит из трех основных фаз: разработки новшества, принятия решения и реализации решения (преодоления сопротивления и рутинизации нововведения). Организационно-ориентированный подход реализуется на стыке социологии управления и теории организаций. В нем выделяется два основных направления - изучение непосредственно социально-организационных инноваций (в любом типе организаций) и изучение социально-организационного обеспечения технологических и производственных инноваций (на промышленном предприятии).

       В развитых зарубежных странах процесс создания научно-технических нововведений (инноваций) объединяет науку, технику, предпринимательство и управление. Меры  воздействия  государства в области инноваций можно подразделить на прямые и косвенные. Соотношение их  определяется  экономической  ситуацией в стране и избранной в связи с этим концепцией государственного регулирования - с упором  на рынок или на централизованное воздействие.

      В настоящее  время экономисты по степени активности вмешательства государства в экономику выделяют три группы стран: в первой возобладала концепция необходимости активного вмешательства государства в управление экономикой (Япония и  Франция); вторая характеризуется преобладающим упором на рыночные отношения (США,  Великобритания); третья придерживается «промежуточного» варианта в экономической,  в том числе и инновационной, политике: государственное регулирование сочетается с низкой   степенью  централизации  государственного аппарата, используются косвенные методы воздействия при развитой системе согласования интересов правительства и бизнеса.

      Прямые методы государственного регулирования инновационных  процессов  осуществляются преимущественно в двух формах: административно-ведомственной и программно-целевой.

      Административно-ведомственная форма проявляется  в  виде прямого дотационного финансирования, осуществляемого в соответствии со специальными законами, принимаемыми с  целью  непосредственного  содействия  инновациям. Программно-целевая форма государственного  регулирования инноваций  предполагает  конкретное  финансирование последних посредством государственных целевых программ поддержки нововведений, в том числе и в малых наукоемких  фирмах;  создается система  государственных  контрактов  на приобретение тех или иных товаров и услуг, фирмам предоставляются кредитные льготы для осуществления нововведений и т.д.  Особое место в системе «прямых» мер воздействия государства на инновационный бизнес занимают мероприятия, стимулирующие кооперацию промышленных корпораций в области НИОКР и кооперацию университетов с промышленностью. Вторая из этих форм кооперации  вызвана  осознанием  объективной необходимости, с одной стороны, доведения передовых научных идей до стадии  их коммерческой реализации, с другой, - создания условий для заинтересованности  промышленности в финансировании академических исследований.

      Косвенные методы, используемые в государственной инновационной  политике, нацелены, с одной стороны, на стимулирование самих инновационных процессов, а с другой -  на  создание благоприятного  общехозяйственного  и социально-политического климата для новаторской деятельности.

      Выделяют  следующие косвенные методы воздействия  государства на инновационный бизнес:

      1. Либерализация налогового  и  амортизационного   законодательства.  Предприниматели реализуют инновационные процессы с целью получения большей  прибыли.  Склонность  к  предпринимательству  вообще,  инновационному  в  частности,  регулируется уровнем налогообложения прибыли. 

      2. Законодательные нормы. (Авторское право, патентное право и т.д.) Они весьма разнообразны и касаются многих  областей влияния на инновационную политику.  

      3. Создание социальной инфраструктуры, включающее формирование единой информационной системы внутри  страны.  Это тем более важно, если учитывать ключевую, связующую роль информации в процессе реализации инновационного цикла, состоящего из отдельно обособившихся этапов: исследования, разработки, подготовка к производству, производство, сбыт.

      Однако, вместе с тем существуют методы ограничения  инновационного процесса в организациях. К таким методам относятся:

      1. Метод конкретизированных документов в государственном управлении. Этот метод антиинновационной деятельности особенно распространен в административно-бюрократических структурах. Некоторые законы не имеют прямого действия, их применение требует уточняющих инструкций. В инструкциях очень часто бывают сильные искажения смысла того, что говорилось в первоначальном документе при формулировании нововведения. Они ограничивают масштабы нововведения, их авторами являются носители антиинновационного поведения.

      2. Метод кусочного внедрения. Под видом поэтапности освоения какого-то новшества используется один его элемент. При этом другие элементы замораживаются. В такой ситуации нововведение часто теряет смысл.

      3. Метод вечного эксперимента. Многие управленческие, организаторские, экономические нововведения требуют апробации на каком-то отдельном объекте с тем, чтобы выяснить, при каких условиях это новшество может дать максимальный эффект, что в нем надо изменить и т.д. Но иногда такой эксперимент затягивается. Лица, не желающие распространения этого новшества, сознательно делают это. Находя все новые и новые поводы для экспериментов, апробаций и проверок.

Информация о работе Социальные инновации