Социальные инновации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 20:42, курс лекций

Краткое описание

Для современных организаций, систем, предприятий сложнейшей задачей является их приспособление к изменяющимся обстоятельствам, к динамичной окружающей среде. Решение этой задачи связано с кардинальным обновлением, поиском новых подходов, разработкой и внедрением инноваций в различные сферы общественной жизни.

В последние годы в этой связи большой импульс получила новая отрасль знаний – инноватика, исследующая вопросы теории и практики инноваций. Первое наиболее полное описание инновационных процессов было представлено в начале XX в. выдающимся экономистом И. Шумпетером, который анализировал «новые комбинации» изменений в развитии экономических систем (1911 г.) Несколько позже, в 30-е гг. И. Шумпетер и Г. Менш ввели в научный оборот и сам термин «инновация», который сочли воплощением научного открытия в новой технологии или продукте.

Файлы: 1 файл

Соц.инновации.doc

— 77.50 Кб (Скачать)

      4. Метод отчетного внедрения. Нередко бывает, что организация берется за какую-либо новую услугу своим клиентам, но у ее работников не хватает умения, желания освоить новшество по-настоящему. Лишь в отчетном внедрении отмечают, что какой-то элемент новшества реализован, и на этом основании предприятие попадает в категорию достигших результата.

      5. Метод параллельного внедрения. Это ситуация, когда старое не заменяется новым, а продолжает существовать одновременно с ним. Например, фирма переходит на новую информационную технологию. Работники осваивают ее неохотно, уклоняются от использования. В каком-то отделе кто-то уже работает по новой технологии, а кто-то еще нет. Старое остается «в параллели» с новым.

      Реклама играет в профессиональной деятельности социального работника - инноватора значительную роль. Реклама прежде всего стимулирует спрос на предлагаемые товары и услуги в социальной сфере. Положительной стороной рекламы является то, что она может привлечь большой и географически разбросанный рынок. Отрицательная сторона состоит в том, что поскольку все рекламные послания стандартизированы, им не хватает  гибкости. Их трудно приспособить к нуждам и особенностям клиентов.

      Выделяют  следующие виды рекламы: 1) реклама по телевидению; 2) реклама в периодической прессе; 3) реклама по радио; 4) реклама по почте; 5) реклама на транспорте; 6) внешняя реклама (рекламные щиты); 7) реклама на товарах народного потребления.

      Принципам рекламы:

     - доступность тем слоям населения,  к которым направлена деятельность службы;

     - регулярность, но не навязчивость;

     - наглядность – реклама должна  включать в себя не только сообщение о работе службы, но и содержать конкретные указания о ее местонахождении;

  • комплексность – сочетание нескольких видов рекламы.

      Работать  с инновационными кадрами должен консультант по управлению инновациями – управленец, который владеет технологиями перевода организаций из исходного положения в желаемое. Консультант по управлению инновациями (инновационный менеджер) способствует продвижению инновационного процесса, старается прогнозировать возможные катаклизмы и пути их преодоления.

      Применяющиеся сегодня в практике управленческого консультирования социальные технологии можно разделить на три основные группы:

     1) «кабинетные» технологии, когда  консультант по готовым схемам  обрабатывает документацию, информационные  потоки и т.п., предлагая клиенту разработанные на основе этого рекомендации;

      2) «лабораторные» технологии –  искусственно создаваемые временные условия взаимодействия участников клиентной организации и консультанта с целью выявления или решения проблем (например, групповая работа, практические деловые игры);

      3) «полевые» технологии, применяемые  консультантом в реальных условиях  функционирующей организации для  получения информации в отделах или для помощи в реализации найденных решений.

      Структура консультационной деятельности включает в себя три основные стадии: 1) оргдиагностика; 2) выработка решений; 3) реализация инновационных процессов.

      Посредством оргдиагностики консультант углубляет  также знания о позиционности  в организации на базе всей собранной  информации ставит задачи на следующую стадию управленческого консультирования.

     Под позиционностью понимается социальное отношение, которое проявляется в различии интересов, целей людей, взаимодействующих в решении общей проблемы. Иначе говоря, позиционность есть разделение коллектива, источником которого является осознание взаимных противоположностей. Позиционность имеет место только в ситуациях сравнения или конкуренции.

     На  государственном уровне необходимо также разработать механизмы управления инновациями, которые бы способствовали повышению эффективности данного процесса:

     Основные  положения эффективного управления инновациями 

     на  государственном уровне

Участок Примеры возможных  пунктов воздействия
1. Планирование Системный анализ; долгосрочное планирование, направленное на инновационные модели; охват вниманием всего инновационного процесса; формирование централизованных проектов инновационного развития; государственные заказы.
2. Кредитно-финансовые  инструменты Кредиты, финансирование, субсидирование, обеспечение средствами; услуги, дотации, ценовая политика, компенсация убытков; центры содействия инновационному развитию; защита отечественных инноваций; быстрое размещение средств.
3. Стимулирование и правовой порядок Нормативное регулирование  прибыли; повышение или снижение личной заинтересованности; гармонизация интересов объединения, предприятия и личных интересов; стипендии; моральное признание инновации; создание «инновационного климата».

Системы регулирования здравоохранительной, трудовой, технической, финансовой сфер; разработка стандартов; контроль качества; договорная дисциплина; судебная практика.

4. Организация Содействие  созданию объединений; образование  организационных единиц, необходимых  с точки зрения передачи технологий; содействие отбору руководителей с хорошими деловыми качествами; повышение степени самостоятельности предприятия; контроль гибкости структуры предприятия; учет социально-психологических факторов; маркетинговый образ мышления; выявление противоречий и формирование механизмов их преодоления.

Содействие  деятельности информационных сетей и информационных центров; патентный банк; библиотеки, специальная пресса, банки данных, радио, телевидение.

Обращение информации; статистические услуги; выставки, ярмарки; консультационные услуги; объявления, реклама.

Стремление к диалогу, консенсусу.

Подключение общественных организаций.

Маркетинговые услуги; управленческая поддержка; организация  инновационного процесса; втягивание зарубежных партнеров в кооперацию; создание внутреннего лицензионного рынка и торговли; лицензионный импорт; помощь со стороны дипломатических и прочих служб за рубежом.

5. Образование,  просвещение Всеобщее образование; повышение культурного уровня; модернизация среднего образования; подготовка менеджеров; университетское «инновационно-ентрическое» образование; система повышения квалификации; подготовка руководителей; воспитание дисциплины, любви к порядку, гражданского поведения.
6. Научно-техническая  деятельность Фундаментальные и прикладные исследования; активное участие научно-исследовательских  лабораторий в инновационном процессе; инициативность; организация; передача технологий.

Содействие  закупкам лицензий; дальнейшее развитие закупленной технологии; опытное  производство; «инновационно-центрический»  подход к научно-исследовательской  деятельности; пропаганда передового опыта.

Международное сотрудничество.

Образование мастерских и лабораторий типа «Сделай  сам».

      

     Сегодня практически нет ни одной сферы  в обществе, которая в той или иной мере не была охвачена инновационными процессами. Поэтому знание теоретических и практических вопросов, связанных с инновациями, в том числе социальными, имеет большое значение для повышения эффективности социальной работы

Информация о работе Социальные инновации