Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 20:42, курс лекций
Для современных организаций, систем, предприятий сложнейшей задачей является их приспособление к изменяющимся обстоятельствам, к динамичной окружающей среде. Решение этой задачи связано с кардинальным обновлением, поиском новых подходов, разработкой и внедрением инноваций в различные сферы общественной жизни.
В последние годы в этой связи большой импульс получила новая отрасль знаний – инноватика, исследующая вопросы теории и практики инноваций. Первое наиболее полное описание инновационных процессов было представлено в начале XX в. выдающимся экономистом И. Шумпетером, который анализировал «новые комбинации» изменений в развитии экономических систем (1911 г.) Несколько позже, в 30-е гг. И. Шумпетер и Г. Менш ввели в научный оборот и сам термин «инновация», который сочли воплощением научного открытия в новой технологии или продукте.
4. Метод отчетного внедрения. Нередко бывает, что организация берется за какую-либо новую услугу своим клиентам, но у ее работников не хватает умения, желания освоить новшество по-настоящему. Лишь в отчетном внедрении отмечают, что какой-то элемент новшества реализован, и на этом основании предприятие попадает в категорию достигших результата.
5. Метод параллельного внедрения. Это ситуация, когда старое не заменяется новым, а продолжает существовать одновременно с ним. Например, фирма переходит на новую информационную технологию. Работники осваивают ее неохотно, уклоняются от использования. В каком-то отделе кто-то уже работает по новой технологии, а кто-то еще нет. Старое остается «в параллели» с новым.
Реклама играет в профессиональной деятельности социального работника - инноватора значительную роль. Реклама прежде всего стимулирует спрос на предлагаемые товары и услуги в социальной сфере. Положительной стороной рекламы является то, что она может привлечь большой и географически разбросанный рынок. Отрицательная сторона состоит в том, что поскольку все рекламные послания стандартизированы, им не хватает гибкости. Их трудно приспособить к нуждам и особенностям клиентов.
Выделяют следующие виды рекламы: 1) реклама по телевидению; 2) реклама в периодической прессе; 3) реклама по радио; 4) реклама по почте; 5) реклама на транспорте; 6) внешняя реклама (рекламные щиты); 7) реклама на товарах народного потребления.
Принципам рекламы:
-
доступность тем слоям
- регулярность, но не навязчивость;
- наглядность – реклама должна включать в себя не только сообщение о работе службы, но и содержать конкретные указания о ее местонахождении;
Работать с инновационными кадрами должен консультант по управлению инновациями – управленец, который владеет технологиями перевода организаций из исходного положения в желаемое. Консультант по управлению инновациями (инновационный менеджер) способствует продвижению инновационного процесса, старается прогнозировать возможные катаклизмы и пути их преодоления.
Применяющиеся сегодня в практике управленческого консультирования социальные технологии можно разделить на три основные группы:
1) «кабинетные» технологии, когда консультант по готовым схемам обрабатывает документацию, информационные потоки и т.п., предлагая клиенту разработанные на основе этого рекомендации;
2)
«лабораторные» технологии –
искусственно создаваемые
3)
«полевые» технологии, применяемые
консультантом в реальных
Структура консультационной деятельности включает в себя три основные стадии: 1) оргдиагностика; 2) выработка решений; 3) реализация инновационных процессов.
Посредством оргдиагностики консультант углубляет также знания о позиционности в организации на базе всей собранной информации ставит задачи на следующую стадию управленческого консультирования.
Под позиционностью понимается социальное отношение, которое проявляется в различии интересов, целей людей, взаимодействующих в решении общей проблемы. Иначе говоря, позиционность есть разделение коллектива, источником которого является осознание взаимных противоположностей. Позиционность имеет место только в ситуациях сравнения или конкуренции.
На государственном уровне необходимо также разработать механизмы управления инновациями, которые бы способствовали повышению эффективности данного процесса:
Основные положения эффективного управления инновациями
на государственном уровне
Участок | Примеры возможных пунктов воздействия |
1. Планирование | Системный анализ; долгосрочное планирование, направленное на инновационные модели; охват вниманием всего инновационного процесса; формирование централизованных проектов инновационного развития; государственные заказы. |
2. Кредитно-финансовые инструменты | Кредиты, финансирование, субсидирование, обеспечение средствами; услуги, дотации, ценовая политика, компенсация убытков; центры содействия инновационному развитию; защита отечественных инноваций; быстрое размещение средств. |
3. Стимулирование и правовой порядок | Нормативное регулирование
прибыли; повышение или снижение
личной заинтересованности; гармонизация
интересов объединения, предприятия и
личных интересов; стипендии; моральное
признание инновации; создание «инновационного
климата».
Системы
регулирования |
4. Организация | Содействие
созданию объединений; образование
организационных единиц, необходимых
с точки зрения передачи технологий;
содействие отбору руководителей с хорошими
деловыми качествами; повышение степени
самостоятельности предприятия; контроль
гибкости структуры предприятия; учет
социально-психологических факторов;
маркетинговый образ мышления; выявление
противоречий и формирование механизмов
их преодоления.
Содействие деятельности информационных сетей и информационных центров; патентный банк; библиотеки, специальная пресса, банки данных, радио, телевидение. Обращение информации; статистические услуги; выставки, ярмарки; консультационные услуги; объявления, реклама. Стремление к диалогу, консенсусу. Подключение общественных организаций. Маркетинговые услуги; управленческая поддержка; организация инновационного процесса; втягивание зарубежных партнеров в кооперацию; создание внутреннего лицензионного рынка и торговли; лицензионный импорт; помощь со стороны дипломатических и прочих служб за рубежом. |
5. Образование, просвещение | Всеобщее образование; повышение культурного уровня; модернизация среднего образования; подготовка менеджеров; университетское «инновационно-ентрическое» образование; система повышения квалификации; подготовка руководителей; воспитание дисциплины, любви к порядку, гражданского поведения. |
6. Научно-техническая деятельность | Фундаментальные
и прикладные исследования; активное
участие научно- Содействие закупкам лицензий; дальнейшее развитие закупленной технологии; опытное производство; «инновационно-центрический» подход к научно-исследовательской деятельности; пропаганда передового опыта. Международное сотрудничество. Образование мастерских и лабораторий типа «Сделай сам». |
Сегодня практически нет ни одной сферы в обществе, которая в той или иной мере не была охвачена инновационными процессами. Поэтому знание теоретических и практических вопросов, связанных с инновациями, в том числе социальными, имеет большое значение для повышения эффективности социальной работы