Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 18:31, курсовая работа
С развитием новейших технологий, в т.ч. информационных, и научно технического прогресса невозможно игнорировать процессы автоматизации как один из основных факторов повышения эффективности практически любой деятельности, тем более связанной с большими объемами различных данных, какой и является деятельность по осуществлению государственного финансового контроля.
ВВЕДЕНИЕ.............................................. ..................................................................3
ГЛАВА 1. ЗНАЧЕНИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ..........5
1.1. Общая характеристика государственного финансового контроля и контрольных органов……………...........................................................................5
1.2. Система информационного обеспечения контрольных финансовых органов………….....................................................................................................7
ГЛАВА 2. ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЗНАЧЕЙСКОГО ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА…………………...……….12
2.1. Принципы построения системы автоматизации казначейского исполнения бюджета…...................................................................................................................12
2.2. Описание программных продуктов, реализующих казначейское исполнение федерального бюджета..................................................................................................14
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ АВТОМАТИЗАЦИИ.............................17
3.1. Основные направления централизации бюджетного учета…........................17
3.2. Стандартные процедуры автоматизации бюджетного учета….......................19
3.3. Эффект автоматизации учета…………………………………………................22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..................................................26
- сведения о приватизации собственности – от органов Министерства государственного имущества РФ;
- сведения об источниках доходов, о занятости в РФ – от Федеральной службы по труду и занятости;
- данные о регистрации организаций, о приобретении лицензий, реестры местных сборов и платежей – от органов местного самоуправления и органов исполнительной власти.
Автоматизация обработки данных сведений позволит соответствующим государственным органам не только качественно и в кратчайшие сроки выполнять свои функции по учету финансовых потоков, но и выявлять налогоплательщиков, уклоняющихся от постановки на учет или от уплаты налогов, или бюджетополучателей, расходующих бюджетные средства не по целевому назначению, путем проведения аналитических процедур. Автоматизация внутриведомственного документооборота позволит освободить рабочее время чиновников, использовать однажды введенные в автоматизированную информационную систему данные для различных целей и различными пользователями, не прибегая к использованию бумажных носителей, что значительно уменьшит вероятность ошибки «ручного набора».
Автоматизированная система
информационного обеспечения
- государственный реестр налогоплательщиков, который будет включать идентификационные, статистические, ученые и другие характеристики (ИНН, адреса, сведения о руководстве, виды деятельности, ведомственная принадлежность, данные об учредителях, организационно-правовая форма, размер уставного капитала, форма уплаты налогов, наличие льгот по налогообложению, число дебиторов, задолженность предприятия перед бюджетом и т.п.). При этом необходимо автоматическое выделение крупнейших налогоплательщиков, субъектов с большими суммами задолженностей и т.д.;
- база данных нарушений налогового законодательства, где должна собираться информация о характеристиках проведенных контрольных мероприятий, их результатов и решений, принятых на их основе. Эта база данных позволит более точно определять эффективность контрольных мероприятий, в том числе в разрезе различных контрольных органов;
- база данных банковских счетов, которая содержит сведения о финансовых потоках в разрезе отдельных видов банковских счетов и банков;
- база данных о налоговых поступлениях от юридических и физических лиц на лицевые счета государственного бюджета в разрезе видов данных поступлений (различные налоги, штрафные санкции, недоимки, переплаты), а также налоговых льгот.
Как показывает опыт, в настоящее время наиболее перспективной становится персонификация учета уплаты налогов, взносов, различных выплат и других движений государственных средств, в разрезе отдельных юридических и физических лиц, государственных учреждений.
Характерным примером успешной автоматизации является банковская система. Также единая информационная система по персонифицированному учету создана в Пенсионном фонде РФ, в процессе создания находится такая система в рамках Министерства по налогам и сборам в разрезе каждого налогоплательщика.
Наибольшее использование автоматизации процесса управления финансами в настоящее время наблюдается в рамках федерального и региональных казначейств. Возможность в любой момент времени, получать всю необходимую информацию об исполнении бюджета на любую дату и период, а также возможность оперативного контроля цен на продукцию и услуги, подрядчиков и учета договоров, а также частичного ведения бухгалтерского учета у бюджетополучателей практически исключает любое нецелевое, а в будущем, с учетом гибких настроек систем автоматизации, и нерациональное использование бюджетных средств.
Таким образом, необходимость внедрения новейших технологий и научных разработок очевидна. Но также очевидно и то, что необходима государственная централизация такого внедрения, поскольку разрозненное применение информационных и компьютерных технологий приведет к тому, что в дальнейшем их объединение для создания единой государственной информационной базы будет практически невозможно или будет сопряжено со значительными издержками. Конечно, это потребует значительных капиталовложений, но при учете долгосрочной перспективы развития экономики России в целом, эти капиталовложения должны окупиться.
ГЛАВА 2. ПРОГРАММНОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЗНАЧЕЙСКОГО
2.1. Принципы построения системы автоматизации казначейского исполнения бюджета
В области налогового контроля в данный момент наиболее автоматизированным является процесс казначейского исполнения бюджета. Эта система предназначена для управления бюджетными средствами в целях контроля за их целевым расходованием и поступлением. Она предполагает консолидацию финансовых ресурсов на едином счете бюджета (также только с этого счета должно производится расходование бюджетных средств), внедрение более совершенных технологий в процесс исполнения бюджета, в том числе в процесс финансового планирования и управления наличными средствами бюджета. Для этих целей было создано Федеральное казначейство в структуре органов Министерства финансов.
Несмотря на все положительные моменты внедрения данной системы исполнения бюджета, она имеет ряд недостатков, одним из которых является явное замедление движения бюджетных средств, что значительно снижает эффект от их использования. Это также определяет необходимость решения вопроса об автоматизации казначейского исполнения бюджета.
При казначейском исполнении бюджета можно выделить следующие процессы, подлежащие автоматизации:
- бюджетное планирование (создание и утверждение проекта бюджета);
- расчетное обслуживание (наиболее важным здесь является санкционирование расходования бюджетных средств);
- процедуры финансового контроля (в т.ч. операционный контроль, при котором нецелевое расходование становится физически невозможным, включающий контроль цен, договоров и т.д.);
- управленческий учет и анализ.
На этапе создания и
утверждения бюджетов необходимо предусмотреть
использование отчетности предыдущих
лет, возможность изменения
При автоматизации процесса санкционирования расходования бюджетных средств для повышения его эффективности и исключения механических ошибок необходимо связать следующие процессы: составление и утверждение бюджетной росписи, утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств. При этом идеальным был бы вариант автоматизированного взаимодействия органов казначейства, распорядителей бюджетных средств и конкретных бюджетополучателей. Для последних, необходимо предусмотреть специальную подсистему, поддерживающую функции удаленного администрирования.
Наиболее сложной является
автоматизация операционного
Автоматизация процесса бюджетного учета и генерация отчетности должна проводится с учетом специфики бюджетных организаций, т.е. должен быть предусмотрен бухгалтерский учет как у самого казначейства, так и у получателей бюджетных средств в соответствии с Планом счетов бюджетного учета, формирование первичных документов, а также ведение аналитического учета, контроль состояния счетов и документов, выпуск различных форм отчетности за любые временные периоды и т.д.
2.2. Описание программных
продуктов, реализующих
В этой сфере необходимо
учитывать необходимость
Так, Региональный вычислительный центр в Чебоксарах создал программные продукты «Казначейское исполнение доходов и расходов федерального бюджета на региональном и местном уровнях (Центр-Ф, Центр-КС)» для органов федерального казначейства. Авторы публикаций об этих программных продуктах утверждают, что в этих пакетах автоматизированы важнейшие функции учета – учет финансирования расходов бюджетов различных уровней, бюджетных и внебюджетных фондов, учет бюджетных обязательств и их лимитов, полных бухгалтерский учет с выходом на баланс исполнения бюджетов. Здесь также предусмотрены функции распределения доходов по уровням бюджетов и по фондам до формирования, электронного обмена и свода различных отчетов. В программах предусмотрен специальный модуль, который представляет собой автоматизированное рабочее место руководителя («АРМ руководителя»). С его помощью можно получать информацию об исполнении бюджета в виде аналитических графиков, диаграмм, таблиц и т.п. Достоинством данных программ является наличие единой нормативно-справочной информации. Ядром данных систем является единый план счетов, на его основе формируется бухгалтерская отчетность.
Для автоматизированного взаимодействия органов казначейства между собой, а также с финансовыми и налоговыми органами, кредитными учреждениями, с расчетно-кассовыми центрами ЦБР, с распорядителями и получателями бюджетных средств, предусмотрены функции электронного обмена информацией. Также возможен прием от государственных налоговых инспекций базы налогоплательщиков, заключений и передача сводного реестра поступивших доходов в разрезе налогоплательщиков, платежей, уровней бюджетов и т.д.
В данных программных пакетах
предусмотрена некоторая защита
информации – закрытие дня, месяца,
ограничение доступа на просмотр
документов, введенных другими
«Центр-КС» более требователен к аппаратному обеспечению, поскольку реализован по технологии «клиент-сервер. Преимуществом данного пакета является возможность обрабатывать большие потоки информации за меньшее время, т.е. он обладает более высокой производительностью и надежностью, а также большими возможностями защиты информации.
Недостатком данных программных
продуктов можно назвать то, что
основное место в них уделено
не контрольным и аналитическим
функциям, а учетным. Хотя с точки
зрения автоматизации информационного
взаимодействия между различными контрольными
органами это возможно и к лучшему,
поскольку собранная и
Для решения же проблемы учета и контроля у бюджетных распорядителей наиболее популярной является система «Парус. Бюджетное финансирование». Наиболее интересными ее характеристиками являются следующие:
- возможность автоматизированного приема заявок от бюджетополучателей в электронном виде, на основе которых составляется сводная бюджетная заявка;
- автоматизированное поквартальное распределение утвержденных бюджетных ассигнований – формирование бюджетной росписи;
- формирование сводной сметы доходов и расходов на основе смет, предоставленных бюджетополучателями;
- возможность в процессе исполнения бюджета изменять параметры бюджетных ассигнований, а так же накопления данных об исполнении;
- возможность в процессе непосредственного расходования бюджетных средств распределять их по различным алгоритмам – пропорционально сметам расходов, лимитам бюджетных обязательств, остаткам финансирования и т.п.;
- обеспечение сопряжения с программными средствами органов федерального казначейства по приему-передаче лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования на бюджетных носителях.
Таким образом, хотелось бы отметить, что несмотря на наличие различных программных продуктов, которые могли бы обеспечить автоматизацию процесса исполнения бюджета, современная система автоматизации контрольных органов далека от совершенства. В частности, нет единообразного программного продукта, который мог бы применяться практически на всех уровнях и полностью соответствовал бы требованиям качественного взаимодействия контрольных органов. Хотя здесь проблема состоит больше в наличии технического, а не программного обеспечения.
Информация о работе Автоматизация деятельности органов казначейства