Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 10:23, реферат
Эффективное управление предприятием в современных условиях невозможно без использования компьютерных технологий. Правильный выбор программного продукта и фирмы-разработчика – это первый и определяющий этап автоматизации любого учета. В настоящее время проблема выбора информационной системы (ИС) из специфической задачи превращается в стандартную процедуру. В этом смысле российские предприятия сильно уступают зарубежным конкурентам. Иностранные предприятия, как правило, имеют опыт модернизации и внедрения не одного поколения ИС. В развитых западных странах происходит смена уже четвертого поколения ИС. На российских предприятиях зачастую используют системы первого или второго поколения.
Введение
Эффективное управление предприятием в современных условиях невозможно без использования компьютерных технологий. Правильный выбор программного продукта и фирмы-разработчика – это первый и определяющий этап автоматизации любого учета. В настоящее время проблема выбора информационной системы (ИС) из специфической задачи превращается в стандартную процедуру. В этом смысле российские предприятия сильно уступают зарубежным конкурентам. Иностранные предприятия, как правило, имеют опыт модернизации и внедрения не одного поколения ИС. В развитых западных странах происходит смена уже четвертого поколения ИС. На российских предприятиях зачастую используют системы первого или второго поколения.
Среди задач финансового
управления на предприятии наиболее
важными являются: поддержание достаточного
уровня ликвидности и
Кроме этого, актуальным являются такие задачи, как эффективное управление потоками наличности, календарное и оперативное планирование движения денежных средств, устранение кассовых разрывов, исключение риска технического дефолта, бюджетирование и тщательный контроль над расходованием денежных средств на всех уровнях.
Достижение поставленных
целей требует от предприятия
внедрения и автоматизации
В данной работе рассматривается автоматизированные информационные технологии в системах автоматизации деятельности казначейства.
1.1 Внедрение казначейства на предприятии: необходимость и способы организации
Итак, что представляет собой бюджетирование и казначейство, и решению каких бизнес-задач способствует внедрение казначейства на предприятии?. Казначейство – это экономическая и организационная система, призванная обеспечить планирование, управление, контроль и анализ движения денежных средств на предприятии. Конечная цель системы бюджетирования и казначейства – оптимизировать финансовые потоки и повысить эффективность использования оборотного капитала. В качестве инструментов выступают: текущее и календарное планирование, бюджеты движения денежных средств и план–фактный анализ потоков расходования и поступления наличности.
В качестве конкретных задач, которые решает внедрение казначейства на предприятии, можно выделить следующие:
Развитие предприятия
характеризуется ростом количества
и масштаба хозяйственных операций,
увеличением числа бизнес-
Автоматизация казначейства – это необходимое условие для эффективного управления денежными средствами.
1.2 Общая концепция
Автоматизация деятельности казначейства предприятия имеет смысл при достаточно высоком уровне автоматизации остальных процессов предприятия, особенно соприкасающихся с казначейством. Поэтому не имеет смысла автоматизировать казначейство, не внедрив или не закончив внедрение самой АСУП. Основными целями внедрения АСУП являются создание единого информационного пространства и автоматизация, оптимизация процессов учета. АСУП условно разбивается на два блока:
Информация поступает в АСУП следующим образом:
Соответственно ежедневно
осуществляется синхронизация данных
между бухгалтерскими базами и КУБД
(по запросу обмен может
2. Программные средства автоматизации управления казначейства и их структура
2.1. Программы для автоматизации
У большинства российских и зарубежных компаний инструментами автоматизации казначейской деятельности являются электронные таблицы (MS Excel) или табличные базы данных (MS Access), нагруженные перекрестными связями и макросами, интегрированные с системами бухгалтерского учета, а также программами «банк – клиент».
Результаты опроса, проведенного среди 406 крупных и средних европейских компаний, свидетельствуют об аналогичном положении дел и в зарубежных компаниях.
Электронные таблицы обладают рядом преимуществ:
Электронные таблицы применяются
в компаниях, где казначейство не
выделено как элемент организационно-
Модели управления, построенные на базе электронных таблиц, являются отличным примером технического задания, демонстрирующего связи и расчеты казначейской модели, на базе которого в дальнейшем можно вести разработку специального программного обеспечения.
В то же время MS Excel, Lotus и MS Access, используемые в роли САК, имеют свои недостатки:
Необходимость полного или частичного перехода от электронных таблиц и баз данных к специализированной системе возникает, когда существующая система перестает справляться с поставленными задачами. Как правило, это происходит из-за увеличения объема казначейских операций, роста числа бизнес-единиц группы, количества и периодичности предоставляемой информации, повышения детализации отчетов, подаваемых руководству, кредиторам (в том числе банкам), государственным органам, инвесторам. Переходу на специализированную САК способствует также существенный уровень внешней задолженности, в особенности краткосрочной, в пассиве баланса, поскольку он мотивирует управлять оборотным капиталом компании (в том числе денежными средствами) более эффективно.
2.2.Специализированные
Среди разработок зарубежных
производителей информационных систем
в настоящее время существует
более 50 специализированных программных
продуктов и приложений. При выборе
САК для ЗАО «МОГ»
Основным ограничением для внедрения зарубежных программных продуктов является относительная дороговизна лицензии и поддержки (например, первоначальные затраты на закупку лицензий SAP R/3, в том числе и модуля «Казначейство», на 10 человек составляют около 35 тыс. долл. США, а периодические затраты на годовое обслуживание - около 6 тыс. долл. США). Помимо этого определенные препятствия возникают обычно по причине архаичности систем «банк — клиент» многих российских банков, делающей невозможным обмен информацией с САК, а также из-за неподготовленности общей системы организации бизнеса большинства отечественных компаний (особенно в части организации закупок, логистики и организации системы продаж) для внедрения специализированной системы по управлению денежными средствами.
Таблица1. Инструменты реализации казначейских функций в ЗАО «МОГ»
Функция |
Электронные таблицы и БД |
Собственные системы |
Системы сторонних разработчиков |
Прочие способы |
Описание текущей ситуации |
Описание перспективы развития |
Планирование ДДС |
X |
X |
Информация формируется и консолидируется в MS Excel |
Развитие модуля «Казначейство» SAP R/3 | ||
Управление кредитным портфелем |
X |
Информация формируется и консолидируется в MS Excel. Осуществляется сверка с данными бухгалтерского учета, формируемыми в SAP R/3 |
Развитие модуля «Казначейство» SAP R/3 | |||
Сбор информации о движениях и остатках по счетам |
X |
X |
Информация формируется и консолидируется в MS Excel |
Развитие модуля «Казначейство» SAP R/3 | ||
Сверка оборотов и данных на конец периода |
X |
X |
Информация формируется и консолидируется в MS Excel из файлов MS Excel и SAP R/3 |
Настройка - сопоставления данных-модулей «Бухгалтерский учет» и «Казначейство» | ||
Конверсионные операции |
X |
Осуществляется по телефону с трейдером банка |
Работа пока не ведется | |||
Создание бухгалтерских проводок (факт движения по 50-м счетам) |
X |
Вводится вручную в модуль бухгалтерского учета SAP R/3 |
Настройка сопоставления данных модулей «Бухгалтерский учет» и «Казначейство» | |||
Осуществление платежей |
X |
Платежные поручения вносятся вручную в системы «банк - клиент» |
Настройка сопоставления данных модулей «Казначейство»и систем «банк - клиент» обслуживающих банков |
Качественных
2.3. Этапы автоматизации казначейских функций
Автоматизация казначейства включает несколько этапов. Их последовательная реализация позволяет создать систему, дающую возможность контролировать движение денег в компании, а также стоимость капитала для нее.
Этап 1. Обеспечение актуальных данных
Автоматизацию казначейских функций следует начинать с обеспечения актуальных данных о перечне обслуживающих банков и расчетных счетов в этих банках, то есть с создания и последующего обновления базы данных счетов компании.
Этап 2. Сбор значений по счетам учета денежных средств
Следующим шагом является организация сбора системой значений по счетам учета денежных средств (50-м счетам) на начало операционного дня, а именно:
На уровне бизнес-единиц (филиалов) компании эту информацию имеет смысл обновлять после каждого сеанса связи с системой «банк - клиент» либо через протоколы связи, если существует web-версия этой системы.
Формат отчета об остатке расчетных векселей (в том числе векселей банков) также может быть сформирован на уровне бизнес-единиц (филиалов) компании, но в этом случае, к сожалению, информацию придется вводить вручную. На уровне центрального казначейства данная информация может быть консолидирована путем копирования данных в установленном формате с серверов компаний группы на сервер головной компании.