Правовая информатизация

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 03:01, аттестационная работа

Краткое описание

В России из-за отставания в развитии технологической базы и информационной инфраструктуры осознание нового места и роли информатизации в жизнедеятельности общества и государства произошло позже, чем во многих других странах, хотя изучение проблем информатизации является актуальной задачей всей современной науки. При изучении ее теоретико-правовых проблем можно выделить два аспекта: один связан с регулятивной функцией государства и права в области информатизации, другой - с воздействием информатизации на само государство и правовую систему, изменением государства и права в процессе становления информационного общества. В свою очередь, это приводит к переосмыслению ряда устоявшихся государственно-правовых взглядов, политико-правовых ценностей.

Файлы: 1 файл

Правовые проблемы информатизации3.docx

— 78.26 Кб (Скачать)

Учитывая высокую общественную опасность совершения преступлений с использованием компьютера, автором  предлагается расценивать такое  применение как квалифицирующий  признак уголовно наказуемого общественно  опасного деяния.

В информационном обществе возникает также достаточно острая необходимость совершенствования  методов укрепления законности, в  частности - необходимость изучения способов совершения и сокрытия компьютерных преступлений, а также методики расследования  преступлений с использованием новых  информационных технологий.

Важнейшими задачами правоприменительной  практики по делам о компьютерных преступлениях на данном этапе ее развития являются: унификация и разработка конкретных тактических приемов  и методов расследования таких  преступлений, подготовка квалифицированных  кадров для выполнения следственных действий с компьютерной техникой, дальнейшая информатизация и компьютеризация  правоохранительной системы России, развитие сетей передачи данных, способов и технологий, направленных на содействие расследованию преступлений.

В первую очередь это касается использования автоматизированных информационно-поисковых, информационно-справочных и информационно-логических систем, специализированных программных комплексов и автоматизированных рабочих мест. На сегодняшний день в следственной практике применяется ряд таких  систем. Их создание преследует цель обеспечить информационно-аналитическое сопровождение деятельности следственно-оперативных работников и групп на основе автоматизированной обработки материалов уголовных дел. В качестве примеров использования автоматизированных систем в диссертационном исследовании рассмотрены информационно-справочные системы "Версия", "Следователь-М", автоматизированное рабочее место "АРСЕНАЛ" и др.

Перспективы расширения сферы  использования средств вычислительной техники в деятельности по раскрытию  и расследованию преступлений достаточно велики. Важным направлением такого использования  является создание системы поддержки  принятия решений и экспертных систем. Разработки в этом направлении ведутся  рядом исследовательских коллективов  по направлениям расследования умышленных убийств и изнасилований; корыстно-насильственных преступлений; преступлений в сфере  экономики. Такие системы позволяют формулировать рекомендации в сложных ситуациях расследования и опыт их использования свидетельствует о том, что содержащаяся в этих системах информация имеет универсальное значение, и они могут применяться при расследовании различных категорий преступлений.

В заключении обобщаются основные теоретические результаты диссертационного исследования, предлагается решение  поставленной научной проблемы, состоящее  из совокупности выводов и рекомендаций. К основным из них относятся следующие.

Под воздействием информатизации и модификации статуса информации как важнейшего ресурса общества происходят перемены в методологии  и системе права, в содержании многих государственно-правовых институтов. Суть их заключается в новом состоянии  государства и права, вызванном  всепроникающим характером и скоростью  внедрения информационных технологий во все сферы - в промышленность, образование, сферу услуг, политическую систему, государственное управление, а, следовательно, в изменении тех  общественных отношений, которые в  них возникают. Привносимые информационными  технологиями новшества таковы, что  меняется характер развития государства  и права. Это проявляется в  нескольких направлениях.

Во-первых, расширяется методология  права. Появляются новые правовые понятия  и категории (вычислительная техника, информационные ресурсы и технологии, базы данных, информационные продукты, телекоммуникация и др.), принципы изучения государственно-правовых явлений (например, принцип информационной полноты и достаточности), приемы и способы познания государственно-правовой действительности (информационно-логические и математические модели, вычислительный эксперимент, теория графов и др.).

Во-вторых, меняется проявление некоторых сущностных характеристик  государства. С одной стороны, более  четко обозначается и повышается информационная функция государства  как основное направление деятельности по формированию единого информационного  пространства Российской Федерации, обеспечению  доступа широких слоев населения  и организаций к телекоммуникационной инфраструктуре и информационным ресурсам с созданием целостной системы  защиты информации и обеспечения  информационной безопасности. С другой стороны, изменяется проявление некоторых  признаков государства: в информационном пространстве отсутствуют территориальные  границы, что вызывает множество  проблем правового характера, относящихся  к суверенитету, территории, юрисдикции, коллизиям национальных законодательств, снижением роли правового регулирования  в сфере телекоммуникации и др.

В-третьих, одной из главных  задач государства становится создание условий для формирования информационного  общества, совершенствование его  правовых основ, что приводит к дальнейшему  развитию гражданского общества в России.

В-четвертых, происходит дальнейшее развитие демократии, расширение ее потенциала. Возможность граждан непосредственно  взаимодействовать с правительством, государственным аппаратом в  целом ставит вопрос о трансформации  существующих демократических процедур. Возникает возможность осуществления  непосредственной демократии с помощью  информационных технологий ("электронная  форма демократии"), а интенсивное  внедрение таких технологий в  государственные органы приближает их к гражданам, качественно улучшает и расширяет связь с населением (создание "электронного правительства"). Появляются предпосылки для увеличения числа вопросов, принимаемых путем референдумов (особенно на региональном и муниципальном уровнях), участия в электронном голосовании, влияния на курс проводимой государством, федеральными и местными властями политики, оперативного доступа неограниченного количества людей к текстам законопроектов еще на стадии их предварительной разработки.

В свою очередь это способствует принципиальному расширению возможности  граждан организованно, точнее, "самоорганизованно", отстаивать свои интересы и на региональном, и на государственном уровнях. Благодаря информационным технологиям группа людей, имеющих возможность принимать участие в выработке и принятии политически значимых решений, значительно увеличивается, потенциально - до уровня всего политически активного населения.

Таким образом, идеи формирования эффективного гражданского общества приобретают  с развитием информатизации необходимую  материальную базу.

Правовое регулирование  в сфере информатизации осуществляется в трех взаимосвязанных и взаимозависимых  направлениях: 1) формирование и использование  информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной  информации; 2) создание и применение информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения; 3) защита информации и прав субъектов, участвующих в информационных процессах, информационная безопасность.

Практика государственного строительства, особенности социально-экономического положения страны позволили выделить следующие основные сферы дальнейшего  законодательного регулирования информатизации:

развитие и оптимизация  информационно-коммуникационной инфраструктуры государства и общества на территориальном  и отраслевом уровнях, создание единой национальной автоматизированной системы  информационного обмена;

расширение использования  новых информационных технологий в  государственном управлении и государственном  секторе экономики; распространение  информационных технологий в обществе;

упрощение процедуры информационного  обмена и закрепление положений  о конкретных мерах ответственности  за качество предоставляемой информации;

формирование благоприятной  правовой среды для развития отечественных  информационных технологий и отраслей, связанных с созданием и использованием средств вычислительной техники  и телекоммуникаций;

воссоздание системы научно-технической  информации на новом технологическом  уровне, поддержка научных исследований в сфере информатизации;

осуществление интеграции информационных ресурсов различных государственных  структур (включая структуры межгосударственного  информационного пространства), объединение  их с информационными ресурсами  зарубежных стран, и на этой основе - интеграция России в глобальное информационное сообщество.

В работе доказывается необходимость  внесения изменений и дополнений в целый ряд законов и, на основе многочисленных проектов федеральных  законов и других предложений  по совершенствованию российского  законодательства делается вывод, что  часть из предлагаемых законопроектов действительно необходимы для дальнейшего  развития информатизации в Российской Федерации, другие не так актуальны, а некоторые вообще надуманны. При  этом речь идет не только об обновлении, улучшении законодательства, но и  о формировании многих принципиально  новых правовых институтов, отвечающих новым экономическим условиям, потребностям современного этапа в развитии страны, критериям правового государства.

Решение рассмотренных в  работе проблем позволит, по мнению автора, сохранив все особенности  информатизации в Российской Федерации, существующие преимущества этого процесса, сократить время его протекания и избежать излишних затрат, усовершенствовать  нормативно-правовые и организационные  механизмы дальнейшего развития единого информационного пространства и формирования информационного  общества.


Информация о работе Правовая информатизация