Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 03:01, аттестационная работа
В России из-за отставания в развитии технологической базы и информационной инфраструктуры осознание нового места и роли информатизации в жизнедеятельности общества и государства произошло позже, чем во многих других странах, хотя изучение проблем информатизации является актуальной задачей всей современной науки. При изучении ее теоретико-правовых проблем можно выделить два аспекта: один связан с регулятивной функцией государства и права в области информатизации, другой - с воздействием информатизации на само государство и правовую систему, изменением государства и права в процессе становления информационного общества. В свою очередь, это приводит к переосмыслению ряда устоявшихся государственно-правовых взглядов, политико-правовых ценностей.
Однако в этом случае в сферу анализа попадают слишком разнообразные отношения, так или иначе связанные с информацией, поэтому для того, чтобы четко отграничить информационные отношения в собственном смысле слова от других правоотношений, требуется наличие определенного критерия. Наиболее приемлемым основанием такого разграничения можно считать следующий: является ли информация целью, конечным итогом деятельности, или играет вспомогательную роль, выступая средством для достижения какой-либо иной цели. Другими словами, если конкретное общественное отношение можно считать завершенным с момента передачи информации другому субъекту, создания информационного ресурса, с начала хранения или поиска информации и т.п., то имеет место информационное отношение. Целью и прямым его результатом являются сведения, данные или знания, возникшие у субъектов информационного взаимодействия.
Широкое распространение новых информационных технологий и информатизации в целом привело к расширению предмета регулирования российского права, что анализируется в третьем параграфе.
Такое расширение проявляется как в видоизменении прежних правовых институтов, так и в появлении новых.
К ранее существующим, но получившим новое содержание, относится, например, институт делопроизводства. В связи с возникновением электронной (компьютерной, машиночитаемой) формы документов изменяются правовые основы документооборота, его организационно-правовые формы и т.п. К новым сферам правового регулирования относятся информационные технологии, информационные ресурсы, информационная безопасность. Особенно актуальным становится правовое регулирование телекоммуникаций, причем с совершенно новых позиций.
Традиционное российское законодательство о телекоммуникациях (точнее, об электросвязи) исторически было сформировано для решения главным образом вопросов государственного управления и обусловливалось сугубо технической стороной телекоммуникационных отношений. В этом смысле основной акцент в правовом регулировании делался на такие проблемы как совместимость сетей связи, лицензирование деятельности в этой области, стандартизация и сертификация средств и систем связи, решение вопросов их качества, определение полномочий и управленческого взаимодействия государственных структур и т.д.
В контексте даже самого общего рассмотрения современных проблем отношений по поводу использования сетей связи, можно однозначно признать, что такой подход недостаточен, поскольку он слишком односторонен и не позволяет в достаточной степени решать насущные вопросы развития сетевой инфраструктуры, которая отвечала бы требованиям XXI в. Поэтому при исследовании телекоммуникаций и их правового регулирования необходимо исходить из нескольких предпосылок.
Во-первых, развитие телекоммуникаций
без совершенствования
В силу отмеченных обстоятельств телекоммуникационные отношения и законодательство по поводу телекоммуникаций являются частью гораздо более широкой системы отношений: телекоммуникации в такой интерпретации включают в себя все коммуникационные процессы, осуществляемые с помощью средств и систем электросвязи.
Правовое регулирование
телекоммуникаций охватывает многие объекты,
в том числе такой новый
феномен, как Интернет - уникальной
в силу своего объема и распространения
в мире совокупности локальных, корпоративных,
региональных и национальных телекоммуникационных
сетей и универсальной
Развитие Интернета и
общедоступных
С учетом рассмотренных выше положений о телекоммуникациях необходимо отметить, что само по себе правовое регулирование Интернета принципиально ничем не отличается от правового регулирования других видов телекоммуникационных средств и систем. Исключение составляет одна особенность, которая связана с международным и глобальным характером всемирной телекоммуникационной сети, и основные проблемы, требующие законодательного урегулирования в России в связи с развитием Интернета, практически не отличаются от таковых в других развитых странах мира.
Все они лежат по большей
части в плоскости правового
регулирования порядка и
К основным правовым проблемам
Интернета можно отнести: определение
государственной политики Российской
Федерации в отношении развития
российского сегмента этой сети; создание
нормативной базы для электронного
документооборота, в т.ч. законодательное
закрепление электронной
Наряду с этими общими
проблемами, в России имеются и
специфические: низкий уровень информационной
культуры населения и вместе с
тем высокий уровень
На основе изложенного
можно утверждать, что методологические
подходы к определению
В связи с этим основными
направлениями дальнейшего
В четвертом параграфе
анализируется видоизменение
Потребность в повышении
оперативности доведения
Такая официальная форма опубликования была введена 5 апреля 1994 г. указом Президента Российской Федерации. В настоящее время НТЦ "Система" ФАПСИ выпускает электронные аналоги Собрания законодательства Российской Федерации и Бюллетеня нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.
При электронной (машиночитаемой)
форме отпадают проблемы временного
ресурса при тиражировании
При опубликовании нормативных
актов в машиночитаемом виде возникают
и проблемы доступа граждан к
такой форме нормативных
В пятом параграфе рассмотрено возрастание роли международно-правовых актов в информатизации России.
Среди многосторонних договоров с участием Российской Федерации особо важное значение для информатизации имеют договоры универсального характера, представляющие по своему предмету регулирования интерес для всех государств мира. Они предусматривают мероприятия всемирного масштаба, в том числе в области информатизации.
Особую актуальность в
совершенствовании
Во вторую категорию международных договоров России входят договоры, заключаемые на уровне российского правительства. Среди них важное значение имеют международные соглашения в рамках СНГ (об обмене экономической информацией, о создании автоматизированной системы информационного обмена, об информационном обеспечении выполнения многосторонних соглашений, об обмене информацией в области внешнеэкономической деятельности и правовой информацией, о формировании информационного пространства СНГ и др.), а также двусторонние соглашения между правительствами стран СНГ, непосредственно регулирующими вопросы сотрудничества в области информатизации и вычислительной техники, защиты информации, обмена информацией по отдельным вопросам, в т.ч. правовой. В то же время в диссертации на конкретных примерах показана низкая эффективность отдельных документов.
Договоры третьей категории заключаются федеральными органами исполнительной власти - министерствами, государственными комитетами и другими подведомственными российскому правительству органами - с аналогичными органами других государств по вопросам, входящим в их компетенцию: соглашения о создании межгосударственной подсистемы информационного обмена между пограничными войсками государств - участников СНГ, межгосударственной подсистемы информационного обмена между органами внутренних дел государств-участников СНГ, о сотрудничестве между Министерством внешних экономических связей РФ и Министерством торговли США в области деловой информации и обмена коммерческой рыночной информацией и др. Новым в этой области является заключение соглашений между высшими судебными органами о взаимном сотрудничестве и обмене правовой информацией.