Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 03:01, аттестационная работа
В России из-за отставания в развитии технологической базы и информационной инфраструктуры осознание нового места и роли информатизации в жизнедеятельности общества и государства произошло позже, чем во многих других странах, хотя изучение проблем информатизации является актуальной задачей всей современной науки. При изучении ее теоретико-правовых проблем можно выделить два аспекта: один связан с регулятивной функцией государства и права в области информатизации, другой - с воздействием информатизации на само государство и правовую систему, изменением государства и права в процессе становления информационного общества. В свою очередь, это приводит к переосмыслению ряда устоявшихся государственно-правовых взглядов, политико-правовых ценностей.
С начала 50-х гг. в нашей стране решались вопросы внедрения автоматизации и механизации процессов производства, учетно-вычислительных работ. Информатизация постепенно проникала в банковскую сферу, договорные отношения и затем - в сферу государственного управления и права.
Уровень развития информационного законодательства - один из индикаторов демократичности общества, поскольку предполагает открытость государственных институтов перед общественностью, реализацию конституционных прав личности на информацию. Законодательство России в сфере информации и информатизации начало формироваться с 90-х гг. и в настоящее время включает несколько законов, которые основываются на Конституции Российской Федерации.
В параграфе показана хронология появления основных законодательных актов, регулирующих сферу информатизации, их взаимосвязь, соотношение с другими источниками права. Всего, по подсчетам автора, информационная сфера России регулируется нормативно-правовыми актами, количество которых составляет от 900 до 1800 (в зависимости от наполнения АИПС и методологических подходов к содержанию норм права).
Второй параграф посвящен
конституционным основам
Конституционные нормы являются фундаментом законодательства об информации и информатизации, устанавливая его основные начала, исходные положения.
Конституционное закрепление информатизации имеет двоякий характер. С одной стороны, в Конституции Российской Федерации непосредственно закреплены основные права и обязанности субъектов в сфере информационных отношений, базирующиеся на свободе личности и презумпции открытости информации: право граждан свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом; свобода издательской деятельности, средств массовой информации, запрещение цензуры, право на охрану интеллектуальной собственности; контроль над информацией о личности, а также тайна передачи информации; недопущение сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия; обязанность органов власти обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (ст. 23, 24, 29, 41, 42, 44). С другой стороны, отношения в сфере информатизации, в области производства и применения новых информационных технологий Конституция закрепляет косвенно, создавая предпосылки и определяя исходные положения для такого регулирования в текущем законодательстве (ст. 15,33,45,46, 125 и др.).
В работе анализируется роль
конституционных положений в
законотворчестве и развитии законодательства,
регулирующего информатизацию в
Российской Федерации, и на конкретных
примерах доказывается, что в реализации
многих закрепленных Конституцией прав
граждан решающее значение приобретает
их информационное обеспечение. В диссертационном
исследовании показана связь конституционных
положений с нормативно-
К основным из них относятся: 1) включить в законопроект "О праве на информацию" положение о создании доступных для граждан серверов органов государственной власти, содержащих информацию о деятельности этих органов, с целью законодательного обеспечения реализации конституционных прав личности на информацию (ст. 24 и 29 Конституции РФ); 2) ускорить принятие Закона "О персональных данных" для обеспечения конституционных прав личности на защиту частной жизни (ст. 23, 24, 28 Конституции РФ) в условиях развития телекоммуникационных сетей, определив в нем порядок получения и использования информации персонального характера в сетях; 3) провести анализ действующего законодательства с целью определения его соответствия конституционным установлениям и условиям, возникающим в связи с развитием новых информационных технологий в России; обеспечить совершенствование законодательства в области защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, доступные для использования в телекоммуникационных сетях.
В третьем параграфе работы
анализируются особенности
Важность проблемы правового
регулирования информатизации определяется
тем, что оно существенно
Правовое регулирование
в сфере информатизации осуществляется
в трех взаимосвязанных и
Анализ правового
Во-первых, правовые основы
информатизации характеризуются отсутствием
системы законодательного обеспечения
информатизации России, в законотворческой
работе наблюдаются пробелы в
разработке единой методологии правового
регулирования отношений, связанных
с информатизацией. Как результат
- противоречивость отдельных норм
действующих федеральных
Вот почему основная задача законодателя и юридической науки -не только скорейшее заполнение правовых пробелов по всем наиболее существенным вопросам информатизации, но и повышение качества и эффективности самих законов. В целях решения этих проблем в работе предложены методологические подходы к определению задач правового регулирования информатизации, к разработке общей концепции прав и интересов субъектов информационных отношений с учетом особенностей тех прикладных областей, в которых они реализуются.
При этом важно иметь в виду возрастающее значение правовых основ защиты информации и обеспечения информационной безопасности, чему посвящен четвертый параграф.
Острота проблемы обеспечения безопасности субъектов информатизации, защиты их законных интересов при использовании информационных систем, хранящейся и обрабатываемой в них информации объясняется такими объективными причинами, как расширение сферы применения средств вычислительной техники и важность обрабатываемой ею информации; распространение вычислительных сетей, территориально распределенных систем и систем с удаленным доступом к совместно используемым ресурсам; изменение подхода к самому понятию "информация"; понимание информации как особого товара, стоимость которого зачастую превосходит стоимость вычислительной системы, в рамках которой он существует; осуществление перехода к рыночным отношениям в области создания и предоставления информационных услуг, с присущей этим отношениям конкуренцией и промышленным шпионажем; распространение "компьютерной грамотности" в широких слоях населения, что приводит к увеличению числа попыток неправомерного вмешательства в работу государственных и других информационных систем.
Важность и сложность проблем информационной безопасности требует принятия кардинальных мер, выработки рациональных решений, к которым в работе отнесены:
1) разработка общей концепции
защиты прав и интересов
2) принятие единого
3) расширение правовой
защиты информационных
4) введение непрерывного
мониторинга действующего
В третьей главе - "Информатизации
государственных органов и
В последние десятилетия
работы по информационному обеспечению
органов государственной власти
и управления СССР и Российской Федерации
сосредоточивались главным
Сегодня информатизация органов
государственной власти осуществляется
в зависимости от места органов
в системе управления, их компетенции,
выполняемых функций. Информатизация
федеральных органов власти происходит
по таким основным направлениям, как
автоматизация
Информатизация органов
власти субъектов Российской Федерации
более обширна ввиду
Особо следует отметить такое
новое направление
При исследовании информатизации органов государственной власти были выявлены определенные недостатки: во-первых, отсутствие необходимой нормативно-правовой базы формирования, использования и интеграции региональных информационных ресурсов; во-вторых, существование большого количества корпоративных информационных систем, функционирующих и развивающихся независимо друг от друга, которые действуют либо в инициативном порядке, либо в рамках федеральных программ ведомственного характера, что приводит к дублированию работ по сбору информации, несовместимости при попытках интеграции данных, нерациональному расходованию средств и другим негативным последствиям; в-третьих, слабое развитие и неэффективное использование геоинформационных систем; в-четвертых, недостаточное информационное обслуживание населения, являющееся наименее развитым, но наиболее перспективным направлением информатизации органов государственной власти Российской Федерации с учетом рассмотренных ранее положений о взаимосвязи информационного и гражданского обществ.