Правовая информатизация

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 03:01, аттестационная работа

Краткое описание

В России из-за отставания в развитии технологической базы и информационной инфраструктуры осознание нового места и роли информатизации в жизнедеятельности общества и государства произошло позже, чем во многих других странах, хотя изучение проблем информатизации является актуальной задачей всей современной науки. При изучении ее теоретико-правовых проблем можно выделить два аспекта: один связан с регулятивной функцией государства и права в области информатизации, другой - с воздействием информатизации на само государство и правовую систему, изменением государства и права в процессе становления информационного общества. В свою очередь, это приводит к переосмыслению ряда устоявшихся государственно-правовых взглядов, политико-правовых ценностей.

Файлы: 1 файл

Правовые проблемы информатизации3.docx

— 78.26 Кб (Скачать)

При разработке правовых основ  информатизации в Российской Федерации  следует также учитывать документы  Европейского Союза. В принятых Европейской Комиссией решениях по устранению большей части "барьеров, препятствующих выходу на рынок коммуникационных услуг", предлагается ряд ориентиров для пересмотра современной структуры правового регулирования в национальных законодательствах в сторону либерализации и гармонизации рынка электронных коммуникаций: о правах собственности на кабельные коммуникации; о политике в области спектра радиочастот; об универсальной общественной услуге, касающейся новых коммуникационных и информационных услуг; об услугах условного доступа и инфраструктуре коммуникаций. Весьма интересно предложение о Директиве по созданию согласованных правовых рамок для электронной торговли в границах общего рынка, которое было выдвинуто Европейской Комиссией 1 сентября 1999 г. Среди этих сфер - определение места регистрации операторов, регулирование коммерческих коммуникаций, разработка электронных договоров, установление ответственности посредников, особенности правоприменения в отдельных сферах информатизации и др.

При использовании рассмотренных  норм в российском законодательстве его отрасли, регламентирующие разнообразные  вопросы информационной сферы, будут  обретать правила и принципы, общие  для всего мира. Отсюда - перспектива  крупных новаций в различных отраслях российского права, возрастание роли в правовой системе России международно-правовых актов. По существу, может произойти глубокое обновление всей системы права России, приближение его к системам права всего европейского континента, тем более что наше государство за последнее время присоединилось ко многим международным законодательным актам, закрепляющим вопросы информатизации и информационного обмена (таких актов насчитывается свыше 100), не считая договоров по регулированию и защите интеллектуальной собственности в международном праве (около 40 актов).

Пятая глава - "Влияние  информатизации на юридическую деятельность" - состоит из трех параграфов, в которых  рассматриваются различные направления  такого воздействия.

В первом проанализированы проблемы повышения эффективности  работы государственного аппарата на основе информационных технологий.

Использование ЭВМ, автоматизация  в обработке информации позволят обеспечить необходимую информационную поддержку управленческой деятельности, предоставление с должной оперативностью той информации, которая необходима для принятия адекватных решений. Именно поэтому значимость автоматизации  в анализе и обобщении информации для органов управления и шире - для использования новых информационных технологий в деятельности государственного аппарата - будет постоянно возрастать.

Одним из первых направлений  такого использования явилась информатизация избирательного процесса, в частности, создание Государственной автоматизированной системы "Выборы".

ГАС "Выборы" представляет собой мощную реально действующую  территориально распределенную информационно-телекоммуникационную систему, охватывающую всю территорию России; систему, в которой реализуются  современные компьютерные технологии учета избирателей, кандидатов в  депутаты, регистрации избирательных  объединений и блоков, планирования этапов избирательной кампании, контроля за поступлением и расходованием  средств избирательных фондов, подведения итогов голосования и решения  других задач, стоящих перед избирательными комиссиями. Она позволяет автоматизировать основные технологические процессы избирательной системы, а также оперативно передавать информацию в вышестоящие избирательные комиссии, в том числе для своевременного выявления нарушений законодательства.

Основные преимущества информатизации избирательного процесса при этом видятся  в следующем: 1) сокращение сроков получения  результатов голосования и подведения итогов выборов, повышение качества исполнения всех процедур избирательного процесса (например, составления списков  избирателей, сопоставления предварительных  и окончательных результатов  выборов, обеспечения доступности  справочной юридической информации); 2) сокращение объемов трудоемких информационных работ на всех этапах проведения избирательной  кампании по всем видам выборов и  референдумов и, следовательно, сокращения численности привлекаемых к организации  выборов исполнителей; 3) повышение  оперативности информации о подготовке, ходе и результатах выборов, особенно федерального уровня, ее наглядности  и общедоступности; информационная поддержка деятельности органов, проводящих избирательную кампанию, в интересах  исполнения ими законодательства Российской Федерации о выборах; 4) повышение  уровня организации процессов подготовки и проведения выборов и появление  принципиально новых возможностей избирательной системы (организация  опросов и референдумов, мониторинг выборов, анализ избирательных процедур и пр.); 5) обеспечение при соблюдении определенных требований достоверности получаемой информации и усиление ее защищенности от несанкционированного доступа и фальсификации при условии внедрения электронной подписи и шире -электронного документооборота.

При использовании электронного документооборота повышается эффективность (скорость и точность), наглядность  обработки информации, снижаются  затраты с одновременным увеличением  объема обрабатываемой информации, становятся доступными дополнительные источники  разнообразных данных. Преимуществами электронного документооборота являются также практически мгновенная передача информации, удобство хранения обработки  и доставки, возможность автоматизации. Огромными достижениями этой технологии является способность производить  содержательный (контекстный) поиск  документа и большие возможности  для взаимодействия с другими  организациями.

В диссертационной работе рассмотрены преимущества и существующие проблемы электронного документооборота, предложены способы решения некоторых  из них.

Основой электронного документооборота является электронный документ - безбумажный  аналог обычного документа, т.е. документ, хранящийся в памяти компьютера и  пересылаемый по каналам телекоммуникаций.

На взгляд автора, особенности  правового статуса и, следовательно, правового регулирования электронного документа возникают в случае, когда он получен с помощью  электронных средств связи или  содержится на магнитных ("жесткий" диск ЭВМ - "винчестер", дискета), или  электронных (оперативная память ЭВМ, микросхемы), или оптических (компакт-диск), или других машиночитаемых носителях. При определении электронного документа следует учитывать мировую практику, в которой существует понятие "Data message" ("сообщение данных"). В ст. 2 Типового закона об электронной торговле (1997 г.) оно определяется как информация, подготовленная, отправленная, полученная или хранимая с помощью электронных, оптических или аналогичных средств, включая электронный обмен данными, электронную почту, телеграф, телекс или факс.

Первые системы электронного документооборота появились в банковской сфере в начале 70-х гг. В настоящее время электронный документооборот широко применяется в различных организациях для оказания финансовых услуг, при совершении сделок, автоматизации управленческой работы, формировании различных видов отчетности и т.п. Он теперь используется и в деятельности государственных и муниципальных, правоохранительных органов и оказывает существенное

влияние на эффективность  работы аппарата, т.к. позволяет:

1) вести полный компьютерный  учет и контроль движения документов, обращающихся в органах власти  и на этой основе предотвращать  потери документов, обеспечивать  контроль за сроками их рассмотрения и исполнения;

2) внедрять технологии, дополняющие  бумажное делопроизводство электронным, и на этой основе повышать эффективность функционирования системы делопроизводства, сокращать непроизводительные операции делопроизводства;

3) вводить единую сквозную  технологию контроля исполнения  документов и на этой основе  повышать качество исполнения  решений;

4) создавать эталонные  банки электронных документов, гарантированно  идентичных бумажным оригиналам, и обеспечивать информационную  поддержку принятия решений на  основе оперативного доступа  работников аппарата к любому  необходимому документу;

5) обеспечивать электронную  рассылку принимаемых документов  из вышестоящих органов власти  в нижестоящие, создавать корпоративные  информационно-справочные системы.  На этой основе можно повысить  оперативность управления, уровень  информирования работников аппарата  о деятельности органа власти  в целом и его подразделений;

6) внедрять технологию  электронного протоколирования  процесса подготовки документов  и операций делопроизводства;

7) решить проблему оперативного  электронного опубликования органами  власти принимаемых документов  посредством размещения их на www-сервере в Интернете, передачи  по телекоммуникационным сетям,  т.е. внедрить технологии, обеспечивающие  официальное опубликование документов, придающих официальный статус  электронным текстам.

Попытки разработать правовую базу электронного документооборота в  нашей стране предпринимались с  середины 70-х гг. В настоящее время  в парламенте России на рассмотрении находятся законопроекты, связанные  с электронным документооборотом, и автором предложен ряд дополнений к ним.

Во втором параграфе рассмотрена  проблема алгоритмизации юридической  деятельности.

Для повышения эффективности  работы государственного аппарата на основе информационных технологий и  внедрения электронного документооборота необходима разработка различных программ, определяющих способы и систему  правил (предписаний) для действенного решения указанных задач, т.е. алгоритмизация юридической деятельности.

Правоведение не первый год  занимается возможностью использования  алгоритмизации в праве и связанными с ними явлениями, а в литературе уже давно высказывалась мысль  о желательности при анализе  права как информационной системы  включать в его структуру алгоритмы  и программы решения управленческо-правовых задач. К настоящему времени разработаны или разрабатываются алгоритмы расследования отдельных видов преступлений, назначения пенсий, начисления заработной платы, обмена жилых помещений и др.

При сравнительном анализе  права и алгоритмов выявляются их общие черты: общеобязательность правил поведения; последовательность реализации предписанных действий (правил поведения); формализация процесса реализации правил поведения; наличие указания на достижение цели, заложенной в алгоритме или  норме права. Поскольку общие  предписания правовых норм адресуются персонально-определенным лицам, постольку происходит формализация фактических обстоятельств и выбора наиболее правильного варианта поведения, а во всех случаях, когда формализуется процесс решения той или иной задачи, т.е. находится конечная последовательность простых правил для ее решения и тем самым осуществляется алгоритмизация решения задачи.

В диссертационном исследовании разработан алгоритм реализации правовой нормы, предложены его графическое  описание с учетом правил составления  алгоритмов, а также блок-схемы  алгоритмов реализации отдельных норм действующего законодательства.

Построение алгоритмов реализации правовых норм, законодательных актов, процесса их реализации с точки зрения соответствия требованиям алгоритмического процесса поможет, на взгляд автора, выявить  пробелы в праве и пути их устранения; позволит измерить эффективность правовых предписаний и количество информации, содержащейся в отдельной норме  или законодательном акте в целом; даст возможность проследить коммуникационную роль норм права; поможет выявить логическую структуру источников права и возможности их совершенствования посредством использования основных черт и свойств алгоритма.

Третий параграф посвящен исследованию трансформации преступности и совершенствования методов  укрепления законности.

Наряду со всеми рассмотренными преимуществами информатизации, ее серьезным  негативным последствием является видоизменение  преступности, появление новых видов  преступлений, которые в "докомпьютерном" обществе не встречались и даже не могли быть совершены. Развитие программного обеспечения, широкое распространение электронно-вычислительных машин, объединение их в телекоммуникационные сети расширяют возможности проникновения в них, а совершенствование компьютерной техники и доступность программных средств приводят к новым способам совершения преступлений. Можно утверждать, что преступный мир берет на вооружение самые современные средства - новые информационные технологии. И в настоящее время компьютерная преступность грозит перерасти в проблему, экономические, политические и военные последствия которой могут стать катастрофическими. Именно поэтому проблема борьбы с компьютерными преступлениями приобретает особую остроту.

В работе отмечено, что включение  в состав нового УК РФ термина "преступления в сфере компьютерной информации" сужает понятие преступлений, которые  в настоящее время могут совершаться  с использованием ЭВМ или против ЭВМ, т.е. в широком смысле компьютерных преступлений.

Видами компьютерных преступлений, связанных с вмешательством в  работу компьютеров или направленных против программного обеспечения компьютеров  являются составы, предусмотренные  ст. 272-274 УК РФ, т.е. преступления в сфере  компьютерной информации. Однако они  не охватывают полностью всех видов  преступных компьютерных посягательств. Компьютерные преступления - чрезвычайно  многогранные и сложные явления, т.к. компьютер и сам может выступать  как инструмент, орудие преступного  деяния. Вследствие этого "традиционные" преступления трансформируются, что  можно проследить на эволюции преступных деяний, предусмотренных ст. 137, 138, 142, 146, 207, 242, 276, 281, 283, 327, 353, статей раздела VIII УК РФ.

Информация о работе Правовая информатизация