Правовая информатизация

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 03:01, аттестационная работа

Краткое описание

В России из-за отставания в развитии технологической базы и информационной инфраструктуры осознание нового места и роли информатизации в жизнедеятельности общества и государства произошло позже, чем во многих других странах, хотя изучение проблем информатизации является актуальной задачей всей современной науки. При изучении ее теоретико-правовых проблем можно выделить два аспекта: один связан с регулятивной функцией государства и права в области информатизации, другой - с воздействием информатизации на само государство и правовую систему, изменением государства и права в процессе становления информационного общества. В свою очередь, это приводит к переосмыслению ряда устоявшихся государственно-правовых взглядов, политико-правовых ценностей.

Файлы: 1 файл

Правовые проблемы информатизации3.docx

— 78.26 Кб (Скачать)

С целью преодоления указанных  недостатков автор предлагает осуществить  комплекс мер, к которым относятся  создание необходимых организационно-правовых условий, обеспечивающих построение целостной  интегрированной системы информационных ресурсов; разработка комплекса нормативно-правовых актов в этой сфере, которые должны регламентировать право собственности, владения и распоряжения информационными ресурсами, права и обязанности их владельцев, порядок доступа к информационным ресурсам и их использования, ответственность субъектов в области работы с информационными ресурсами; структуризация информационных систем, обеспечивающая решение задач управления по организационным структурам, предметным областям и функциональным сферам; разработка единой организационно-методической основы по ведению и номенклатуре реестров, регистров, кадастровых и внекадастровых систем; внедрение базовых технологических решений и программно-аппаратных комплексов геоинформационных систем для автоматизированного ведения различных реестров и кадастров, для взаимосвязи друг с другом, позволяющей производить телекоммуникационный обмен данными (систем с удаленным доступом) и др.

Существующие и будущие  технологические нововведения (автоматизированные рабочие места, интернет-технологии, средства мультимедиа и т.п.) в сочетании с единой информационной базой позволят снизить трудозатраты, повысить достоверность информации и ее актуальность, что должно отразиться на аналитических функциях органов управления, способствовать принятию эффективных управленческих решений; поддержать формирование региональной нормативно-правовой базы, в т.ч. местного самоуправления; развивать информационный обмен между различными органами и их подразделениями; организовать доступ к информационно-аналитическим центрам. Одним из перспективных вопросов, требующих своего решения, является создание специальной информационной базы данных и организация мониторинга нормативных правовых актов муниципальных образований, что поможет выявить тенденции в развитии муниципального нормотворчества. Перспективы развития информатизации видятся также в интенсификации методов работы с существующими фондами, в дальнейшем сопряжении и интеграции различных информационных ресурсов и систем, что обеспечит разумное расширение состава внутренних информационных ресурсов и доступ к ресурсам внешних организаций.

Для достижения этих целей, очевидно, потребуется: 1) сформировать эффективную нормативно-правовую базу информационных и коммуникационных технологий, основывающуюся на актах  прямого действия; 2) обеспечить эффективность  телекоммуникаций и взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления, как на внутри- и межведомственном уровне, так и с хозяйствующими субъектами и гражданами на основе использования  современных информационных технологий; 3) повысить информационную открытость органов государственной власти и местного самоуправления для общества в целях укрепления их взаимодействия с избирателями и организациями.

Особенность информатизации деятельности судебных и правоохранительных органов обусловлена тем, что  для них характерна потребность  в получении полной информации, необходимой  для принятия особо значимых для  общества решений. Отсутствие полной, оперативной и достоверной информации делает трудным и даже невозможным  разрешение многих задач, порученных им.

Существует несколько  факторов, определяющих особенности  информатизации, которые обусловлены  спецификой проблем, стоящих перед  судебными и правоохранительными  органами: а) быстрое и точное решение вопросов по укреплению законности и раскрытию правонарушений, в том числе преступлений; б) рациональное использование сил и средств юристов; в) четкая согласованная работа большого числа взаимосвязанных объектов; г) повышение скорости и точности обработки колоссальных потоков информации; д) повышение качества планирования и принятия решений правоохранительными органами.

Информатизация этих органов  на начальном этапе включала применение компьютерной техники для ведения  баз данных правовой информации (законодательства) и судебной статистики, организацию  работ по учету различных данных в автоматизированном режиме, а также  создание информационно-вычислительных центров (центров информатизации).

В дальнейшем наметились следующие  направления их информатизации:

внедрение автоматизированных информационно-поисковых фактографических и документальных систем;

использование информационно-телекоммуникационных услуг (электронная почта, сети передачи данных);

внедрение и сопровождение  различных информационных технологий: автоматизированных рабочих мест (прокуроров, следователя, секретаря канцелярии, судебного исполнителя, отдельных  специалистов и сотрудников), программных  комплексов по делопроизводству и оперативной  подготовке документации, аналитических  систем для поддержки принятия решений;

создание информационно-вычислительных систем - локальных, региональных и  федеральных, в т.ч. с выходом на глобальную информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.

Становится очевидным, что  проблемно-ориентированная аналитическая  деятельность подразделений судебных и правоохранительных органов, нацеленная на выработку решений, требует внедрения  новых информационных технологий для  подготовки аналитических материалов, выработки рекомендаций и вариантов  решений, докладов, обзоров, прогнозов, справок. В этих целях интенсивно ведутся работы по созданию и внедрению  экспертных систем, основанных на опыте  и знаниях, накопленных в конкретной области.

Анализ информатизации судебных и правоохранительных органов позволяет  сделать ряд выводов:

1) до сих пор существует  слабое взаимодействие информационных  систем судебных и правоохранительных  органов между собой, а перечень  ведомственных нормативных актов  достаточно велик. Этот массив  структурно и системно слабо  взаимоувязан, некоторые акты дублируют  друг друга и разрабатываются  в этих органах практически  по одним и тем же, смежным  вопросам одновременно;

2) многие нормативные  правовые акты нуждаются в  изменении с целью их приведения  в соответствие с действующим  законодательством; практика их  реализации недостаточно эффективна;

3) не все применяемые  информационные системы и комплексы  получили нормативное закрепление,  многие потоки информации слабо  защищены с правовой точки  зрения, ряд сведений являются  излишними, т.к. широко распространяются  в автоматизированных системах  правовой информации общего пользования.

4) в ходе информатизации  в первую очередь необходимо  создание компьютерных автоматизированных  рабочих мест, локальных вычислительных  сетей, оснащенных централизованными  и общедоступными информационно-правовыми  и другими информационными ресурсами.

Все это, на наш взгляд, требует  разработки единых методологических, организационных и правовых подходов к созданию целостной системы  правовой информатизации и компьютеризации  деятельности всех судебных и правоохранительных органов, что позволит обеспечить оперативную  информационно-правовую поддержку  правоприменительной деятельности; повышение оперативности сбора  и оформления документов; сокращение сроков расследования и рассмотрения дел; формирование единой информационной технологии делопроизводства в целях  сокращения времени на переписку  и передачу информации; доступность  для судей и сотрудников правоохранительных органов всего объема информации о законодательстве Российской Федерации  и судебной практике; полноту и  достоверность информации о деятельности этих органов; повышение оперативности  сбора и обработки соответствующих  статистических данных и обеспечение объективного анализа правоприменительной практики; повышение эффективности кадрового, организационного, материально-технического и ресурсного обеспечения деятельности; информационно-аналитическую поддержку принятия решений во всех сферах обеспечения правоприменительной деятельности.

Глава четвертая - "Основные тенденции российского законодательства в условиях информатизации" - состоит  из пяти параграфов.

В первом определяются методологические подходы к анализу тенденций  российского законодательства в  условиях информатизации.

На современном этапе  развития российского общества, характеризующемся  сложными и противоречивыми процессами формирования правовых основ новой государственности, вопросы определения основных направлений развития законодательства стоят особенно остро. По существу, речь идет о направлении дальнейшего пути, по которому пойдет Россия, о формах государства и права, которые сложатся в ней в XXI в. Поэтому так важно изучить те тенденции законодательного регулирования правовых отношений, которые складываются в стране и которые будут определять эффективность российского права.

Методологические подходы  к выявлению основных тенденций  российского законодательства требуют  принимать во внимание как общие  процессы, проходящие в российском государства и обществе, так и  особенности современного состояния  самого законодательства. Кроме того, надо учитывать потребности общества в тех или иных информационных технологиях на конкретном этапе его развития и, следовательно, необходимость их законодательного закрепления.

В российском законодательстве до сих пор имеются обширные пробелы - не приняты уже подготовленные или рассмотренные законопроекты  о праве на информацию, о коммерческой тайне, об электронной торговле, о  государственном регистре населения  Российской Федерации с использованием автоматизированной системы, о Государственной автоматизированной системе "Выборы". Рассмотрев все указанные выше проекты федеральных законов и предложения по совершенствованию действующего законодательства в системе, пришел к выводу, что часть из предлагаемых законопроектов крайне необходимы для дальнейшего развития информатизации в Российской Федерации, другие не так актуальны, а некоторые вообще надуманны.

Проведенный анализ позволил выделить следующие актуальные сферы  законодательного регулирования информатизации: обеспечение приоритета государственных  интересов и обеспечение информационной безопасности; развитие компьютерных, информационно-телекоммуникационных систем, обеспечение доступа широких  слоев населения к телекоммуникационной инфраструктуре и информационным ресурсам; расширение использования новых  информационных технологий в государственном  управлении и государственном секторе  экономики, распространение информационных технологий в обществе; воссоздание  системы научно-технической информации, поддержка научных исследований в области информационных технологий; интеграция России в глобальное информационное сообщество.

Основные тенденции российского  законодательства в условиях информатизации можно, на взгляд автора, определить следующим  образом: 1) совершенствование системы  законодательства и права; 2) расширение предмета правового регулирования; 3) изменение форм опубликования  нормативных актов; 4) возрастание  роли международно-правовых актов в информатизации России.

Второй параграф посвящен анализу совершенствования системы  законодательства и права

Основным результатом  влияния информатизации на законодательство Российской Федерации явилось учреждение в 1993 году таких новых его институтов, как "Средства массовой информации", "Система информации. Реклама", "Коммерческая тайна", "Государственная  тайна. Режим секретности", "Информационные службы". Все эти институты  российского законодательства получили в литературе обобщенное наименование "законодательство об информации и  информатизации", или "информационное законодательство".

В связи с процессами информатизации и, как следствие, с появлением новых  нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения в этой сфере, усложнилась и система российского  законодательства, что проявилось в  следующем. Во-первых, возрос уровень  информационного законодательства: если раньше оно рассматривалось  как подотрасль конституционного законодательства, то в настоящее время - как самостоятельная отрасль российского законодательства. Во-вторых, наметились более сложные связи между информационной и другими отраслями российского законодательства, многие из которых также регулируют отношения в сфере информации и информатизации (служебная или коммерческая тайна, раскрытие информации и информационное обеспечение рынка ценных бумаг, информация о состоянии окружающей природной среды и др.). В-третьих, в систему российского законодательства вошли нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации по вопросам информации и информатизации.

Повышение роли информации и компьютерной техники в совершенствовании  правового регулирования общественных отношений, развитие информационно-правовых технологий и ресурсов в едином информационном пространстве страны привели не только к изменению системы российского  законодательства, модификации сущности, характера и направленности многих правовых норм, но и к появлению нового вида правовых отношений - информационных отношений, которые отражают специфические условия и правила поведения различных субъектов права и управления в информационной сфере.

Именно поэтому в середине прошлого столетия в промышленно  развитых странах, а затем и в  России возникла новая отрасль права, которая получила наименование "информационное" или "компьютерное" право. Оно представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации, в т.ч. при формировании и использовании информационных ресурсов, создания и использования информационных технологий и средств их обеспечения для функционирования в едином информационном пространстве России, защиты информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и обмене информацией, обеспечения информационной безопасности.

Информация о работе Правовая информатизация