Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 03:01, аттестационная работа
В России из-за отставания в развитии технологической базы и информационной инфраструктуры осознание нового места и роли информатизации в жизнедеятельности общества и государства произошло позже, чем во многих других странах, хотя изучение проблем информатизации является актуальной задачей всей современной науки. При изучении ее теоретико-правовых проблем можно выделить два аспекта: один связан с регулятивной функцией государства и права в области информатизации, другой - с воздействием информатизации на само государство и правовую систему, изменением государства и права в процессе становления информационного общества. В свою очередь, это приводит к переосмыслению ряда устоявшихся государственно-правовых взглядов, политико-правовых ценностей.
С целью преодоления указанных
недостатков автор предлагает осуществить
комплекс мер, к которым относятся
создание необходимых организационно-
Существующие и будущие технологические нововведения (автоматизированные рабочие места, интернет-технологии, средства мультимедиа и т.п.) в сочетании с единой информационной базой позволят снизить трудозатраты, повысить достоверность информации и ее актуальность, что должно отразиться на аналитических функциях органов управления, способствовать принятию эффективных управленческих решений; поддержать формирование региональной нормативно-правовой базы, в т.ч. местного самоуправления; развивать информационный обмен между различными органами и их подразделениями; организовать доступ к информационно-аналитическим центрам. Одним из перспективных вопросов, требующих своего решения, является создание специальной информационной базы данных и организация мониторинга нормативных правовых актов муниципальных образований, что поможет выявить тенденции в развитии муниципального нормотворчества. Перспективы развития информатизации видятся также в интенсификации методов работы с существующими фондами, в дальнейшем сопряжении и интеграции различных информационных ресурсов и систем, что обеспечит разумное расширение состава внутренних информационных ресурсов и доступ к ресурсам внешних организаций.
Для достижения этих целей,
очевидно, потребуется: 1) сформировать
эффективную нормативно-
Особенность информатизации
деятельности судебных и правоохранительных
органов обусловлена тем, что
для них характерна потребность
в получении полной информации, необходимой
для принятия особо значимых для
общества решений. Отсутствие полной,
оперативной и достоверной
Существует несколько
факторов, определяющих особенности
информатизации, которые обусловлены
спецификой проблем, стоящих перед
судебными и
Информатизация этих органов на начальном этапе включала применение компьютерной техники для ведения баз данных правовой информации (законодательства) и судебной статистики, организацию работ по учету различных данных в автоматизированном режиме, а также создание информационно-вычислительных центров (центров информатизации).
В дальнейшем наметились следующие направления их информатизации:
внедрение автоматизированных
информационно-поисковых
использование информационно-
внедрение и сопровождение различных информационных технологий: автоматизированных рабочих мест (прокуроров, следователя, секретаря канцелярии, судебного исполнителя, отдельных специалистов и сотрудников), программных комплексов по делопроизводству и оперативной подготовке документации, аналитических систем для поддержки принятия решений;
создание информационно-
Становится очевидным, что
проблемно-ориентированная
Анализ информатизации судебных и правоохранительных органов позволяет сделать ряд выводов:
1) до сих пор существует
слабое взаимодействие
2) многие нормативные
правовые акты нуждаются в
изменении с целью их
3) не все применяемые
информационные системы и
4) в ходе информатизации
в первую очередь необходимо
создание компьютерных
Все это, на наш взгляд, требует
разработки единых методологических,
организационных и правовых подходов
к созданию целостной системы
правовой информатизации и компьютеризации
деятельности всех судебных и правоохранительных
органов, что позволит обеспечить оперативную
информационно-правовую поддержку
правоприменительной
Глава четвертая - "Основные
тенденции российского
В первом определяются методологические подходы к анализу тенденций российского законодательства в условиях информатизации.
На современном этапе развития российского общества, характеризующемся сложными и противоречивыми процессами формирования правовых основ новой государственности, вопросы определения основных направлений развития законодательства стоят особенно остро. По существу, речь идет о направлении дальнейшего пути, по которому пойдет Россия, о формах государства и права, которые сложатся в ней в XXI в. Поэтому так важно изучить те тенденции законодательного регулирования правовых отношений, которые складываются в стране и которые будут определять эффективность российского права.
Методологические подходы к выявлению основных тенденций российского законодательства требуют принимать во внимание как общие процессы, проходящие в российском государства и обществе, так и особенности современного состояния самого законодательства. Кроме того, надо учитывать потребности общества в тех или иных информационных технологиях на конкретном этапе его развития и, следовательно, необходимость их законодательного закрепления.
В российском законодательстве
до сих пор имеются обширные пробелы
- не приняты уже подготовленные
или рассмотренные
Проведенный анализ позволил
выделить следующие актуальные сферы
законодательного регулирования информатизации:
обеспечение приоритета государственных
интересов и обеспечение
Основные тенденции
Второй параграф посвящен
анализу совершенствования
Основным результатом влияния информатизации на законодательство Российской Федерации явилось учреждение в 1993 году таких новых его институтов, как "Средства массовой информации", "Система информации. Реклама", "Коммерческая тайна", "Государственная тайна. Режим секретности", "Информационные службы". Все эти институты российского законодательства получили в литературе обобщенное наименование "законодательство об информации и информатизации", или "информационное законодательство".
В связи с процессами информатизации
и, как следствие, с появлением новых
нормативно-правовых актов, регулирующих
общественные отношения в этой сфере,
усложнилась и система
Повышение роли информации
и компьютерной техники в совершенствовании
правового регулирования
Именно поэтому в середине прошлого столетия в промышленно развитых странах, а затем и в России возникла новая отрасль права, которая получила наименование "информационное" или "компьютерное" право. Оно представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации, в т.ч. при формировании и использовании информационных ресурсов, создания и использования информационных технологий и средств их обеспечения для функционирования в едином информационном пространстве России, защиты информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и обмене информацией, обеспечения информационной безопасности.