Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 03:01, аттестационная работа
В России из-за отставания в развитии технологической базы и информационной инфраструктуры осознание нового места и роли информатизации в жизнедеятельности общества и государства произошло позже, чем во многих других странах, хотя изучение проблем информатизации является актуальной задачей всей современной науки. При изучении ее теоретико-правовых проблем можно выделить два аспекта: один связан с регулятивной функцией государства и права в области информатизации, другой - с воздействием информатизации на само государство и правовую систему, изменением государства и права в процессе становления информационного общества. В свою очередь, это приводит к переосмыслению ряда устоявшихся государственно-правовых взглядов, политико-правовых ценностей.
Практическая значимость
состоит в возможности
Апробация результатов исследования.
Основные теоретико-методологические
положения, концептуальные идеи, аналитические
подходы, организационно-методические
разработки изложены более чем в
50 научных работах общим объемом
свыше 100 п.л., в том числе в пяти
монографиях и учебных
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, пяти глав и заключения, списка использованных законодательных источников, монографической и иной литературы. Данная структура позволяет последовательно рассмотреть теоретические и практические аспекты темы.
Основное содержание работы
Во введении обосновывается
актуальность решаемой научной проблемы,
обозначаются объект и предмет исследования,
цель работы и научные задачи, определяются
теоретическая, методологическая и
эмпирическая базы, полученные результаты
и их научная новизна. Устанавливается
также теоретическая и
Первая глава - "Теоретико-методологические вопросы государства и права в условиях информатизации" - посвящена концептуальным основам, внутренне присущими государству и праву в условиях информатизации и являющимся базисом системы знаний в этой отрасли науки.
В первом параграфе дается
понятие информации и информатизации
в теории права и законодательстве.
Методологический подход диссертанта
к определению информации базируется
на убеждении, что информация возникает
и существует в момент диалектического
взаимодействия с одной стороны
объективных данных как результата
регистрации существующих сигналов,
вызванных изменениями в
Правовая дефиниция информации подразумевает, во-первых, что информация выступает в форме каких-либо документов (зафиксированных на материальном носителе сведений, предназначенных для передачи во времени и в пространстве в целях общественного использования и хранения, с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать), во-вторых, что данные документы (или их массивы) должны быть включены в информационные системы (библиотеки, архивы, фонды, банки данных и т.п.), которые объединяются понятием "информационные ресурсы".
Без упорядочения информационных
ресурсов невозможна информатизация,
т.е. процесс создания и развития
оптимальной информационной среды
как комплекса условий и
Информатизация есть, по
существу, создание информационных технологий
и формирование условий для эффективного
их использования в различных
общественных системах, в т.ч. в сфере
государства и права. Она предполагает
более широкий методологический
поход, чем автоматизация и
В сфере государства и
права это целостный процесс
формирования информационной среды
как необходимого условия эффективного
использования различными государственными,
муниципальными и общественными
системами и подсистемами ЭВМ, телекоммуникационных
сетей, интегрированных
Информатизация в сфере
государства и права не сводится
только к системе нормативно-
Под воздействием информатизации происходят изменения в методологии права и в содержании многих государственно-правовых институтов, чему посвящен второй параграф диссертационного исследования. Появляются новые правовые понятия и категории (вычислительная техника, информационные ресурсы и технологии, базы данных, информационные продукты, телекоммуникация и др.), принципы изучения государственно-правовых явлений (например, принцип информационной полноты и достаточности), приемы и способы познания государственно-правовой действительности (информационно-
логические и математические модели, вычислительный эксперимент, теория графов и др.).
Объективной основой использования упомянутых методов в правоведении является всеобщий диалектико-материалистический метод, его закон перехода количества в качество: сущность любого правового явления, выражающая его качественную определенность, раскрывается в полной мере через количественную меру данного качества.
Отмечено, что, выполняя ряд
методологических функций (уточнение
и совершенствование языка
Третий параграф посвящен информационной функции государства.
Современное состояние государства характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, представляющей собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений. В условиях построения правового государства информация как важнейший ресурс общества, приобретает все большее значение. Некоторые авторы (Л.А. Морозова, А.Б. Венгеров) уже ставили вопрос о наличии информационной функции государства, однако своего развития в теории государства он не получил.
Распределение и использование информации для удовлетворения социальных потребностей является едва ли не главнейшей задачей государства на любом этапе развития.
В процессе развития государства и общества появились определенные факторы, которые привели к возрастанию роли информации, а следовательно, к более четкому выделению информационной функции государства. К таким факторам можно отнести:
1) формирование единого
мирового информационного
2) возрастание роли
3) становление и в последующем
доминирование в экономике
4) повышение уровня образования,
научно-технического и
5) повышение значимости
проблем обеспечения
Указанные факторы привели к эволюции функций государства и более четкому выделению такой его функции, как информационная.
Информационная функция государства является одной из основных его функций, обладает всеми их существенными признаками и представляет собой основное направление деятельности государства, охватывающее всю совокупность производств и отношений, связанных с созданием, хранением, обработкой, передачей информации во всех ее видах - экономической, правовой, научной, образовательной, управленческой и т.п.
Информационная функция государства имеет комплексный, синтезирующий характер. Важнейшими сферами ее приложения является формирование единого информационно-правового пространства Российской Федерации и государственных систем информации; обеспечение доступа пользователей к информации и постоянному накоплению, обновлению и распространению информационных ресурсов; укрепление разнообразных основ информатизации; обеспечение создания новых типов информационных технологий, вычислительных, информационных и телекоммуникационных средств и систем; создание целостной системы обеспечения безопасности информации; содействие международному сотрудничеству в области формирования информационного общества.
В четвертом параграфе проанализировано взаимодействие государства, гражданского и информационного обществ.
Информационное общество - это общество, в котором основными предметами труда большей части населения являются информация и знания, а орудием труда - информационные технологии. Оно представляет собой ступень в развитии современной цивилизации, характеризующуюся увеличением роли информации в жизни государства и общества, основу жизнедеятельности которых составляют информационные технологии, возрастанием доли телекоммуникаций.
В связи с формированием
информационного общества весьма актуальным
для теории государства становится
вопрос о его соотношении с
гражданским обществом и
Суть гражданского общества не только в закреплении прав и свобод его членов, но и в предоставлении гражданам средств воздействия на государственную власть. Это предполагает тесное взаимодействие политической системы и гражданского общества через различные информационные каналы, а следовательно, развитие информатизации.
Информатизация способствует
более широкому обмену информацией
между государством и обществом
по актуальным вопросам, организации
совместных действий граждан в масштабе
всей страны и отдельных регионов,
предоставляет возможность
Итак, информационное общество
- это форма гражданского общества,
инструмент цивилизованного воздействия
на власть путем прямой связи с
государственными структурами, непосредственного
ознакомления членов общества с политико-правовыми
решениями, формирования общественного
мнения и т.п. Речь идет, фактически,
о появлении новых начал
Вторая глава - "Совершенствование правовых основ информатизации в Российской Федерации" - состоит из четырех параграфов.
В первом параграфе анализируется становление и развитие правовой основы информатизации Российской Федерации.
Появление самостоятельных
нормативных актов, регулирующих информационную
сферу общества (сюда же следует
отнести и нормы по регулированию
процессов автоматизации в