Правовая информатизация

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 03:01, аттестационная работа

Краткое описание

В России из-за отставания в развитии технологической базы и информационной инфраструктуры осознание нового места и роли информатизации в жизнедеятельности общества и государства произошло позже, чем во многих других странах, хотя изучение проблем информатизации является актуальной задачей всей современной науки. При изучении ее теоретико-правовых проблем можно выделить два аспекта: один связан с регулятивной функцией государства и права в области информатизации, другой - с воздействием информатизации на само государство и правовую систему, изменением государства и права в процессе становления информационного общества. В свою очередь, это приводит к переосмыслению ряда устоявшихся государственно-правовых взглядов, политико-правовых ценностей.

Файлы: 1 файл

Правовые проблемы информатизации3.docx

— 78.26 Кб (Скачать)

Практическая значимость состоит в возможности использовать предложения автора при совершенствовании  деятельности органов государственной  власти и местного самоуправления, судебных и правоохранительных органов, действующего законодательства (как  его отдельных отраслей, так и  всей системы), а также в преподавании теории государства и права, информационного  права, правовой информатики и некоторых  других учебных дисциплин Государственного образовательного стандарта высшего  профессионального образования  специальности "Юриспруденция".

Апробация результатов исследования. Основные теоретико-методологические положения, концептуальные идеи, аналитические  подходы, организационно-методические разработки изложены более чем в 50 научных работах общим объемом  свыше 100 п.л., в том числе в пяти монографиях и учебных пособиях, в рекомендациях по проектам законодательных  актов Российской Федерации и ее субъектов; в докладах и сообщениях на международных и всероссийских, межведомственных и межвузовских научно-практических конференциях, на научных сессиях и конференциях юридического факультета Воронежского госуниверситета и Всероссийского заочного финансово-экономического института; в учебном процессе по курсам "Государственное (конституционное) право", "Правовая информатика" в Воронежском госуниверситете и "Теория государства и права" во Всероссийском заочном финансово-экономическом институте.

Структура работы обусловлена  целями и задачами исследования. Диссертация  состоит из введения, пяти глав и  заключения, списка использованных законодательных  источников, монографической и иной литературы. Данная структура позволяет последовательно рассмотреть теоретические и практические аспекты темы.

Основное содержание работы

Во введении обосновывается актуальность решаемой научной проблемы, обозначаются объект и предмет исследования, цель работы и научные задачи, определяются теоретическая, методологическая и  эмпирическая базы, полученные результаты и их научная новизна. Устанавливается  также теоретическая и практическая значимость исследования, основные положения, выносимые на защиту, приводится информация о результатах апробации положений, выводов и рекомендаций, содержащихся в работе.

Первая глава - "Теоретико-методологические вопросы государства и права  в условиях информатизации" - посвящена  концептуальным основам, внутренне  присущими государству и праву  в условиях информатизации и являющимся базисом системы знаний в этой отрасли науки.

В первом параграфе дается понятие информации и информатизации в теории права и законодательстве. Методологический подход диссертанта  к определению информации базируется на убеждении, что информация возникает  и существует в момент диалектического  взаимодействия с одной стороны  объективных данных как результата регистрации существующих сигналов, вызванных изменениями в материальных телах или энергетических полях, и - с другой стороны - субъективных методов: естественных, аппаратных, программных  и других. Такой подход лежит в  основе адекватного понимания информации. Информации - это не просто совокупность сведений, фактов или данных, знаний, как это представлялось ранее (в  том числе и в законодательстве). В предлагаемое определение информации включается обмен данными (массива  нормативных правовых актов, других источников права и тесно связанных  с ними правоприменительных, нормативно-технических, научных и справочных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности) в установленной форме  их выражения -данными, которые становятся информацией, понятной человеку, в определенном контексте только в процессе усвоения.

Правовая дефиниция информации подразумевает, во-первых, что информация выступает в форме каких-либо документов (зафиксированных на материальном носителе сведений, предназначенных  для передачи во времени и в  пространстве в целях общественного  использования и хранения, с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать), во-вторых, что данные документы (или их массивы) должны быть включены в информационные системы (библиотеки, архивы, фонды, банки  данных и т.п.), которые объединяются понятием "информационные ресурсы".

Без упорядочения информационных ресурсов невозможна информатизация, т.е. процесс создания и развития оптимальной информационной среды  как комплекса условий и факторов, обеспечивающих наилучшие условия  функционирования информационных ресурсов с учетом автоматизированных способов обработки и использования информации. Понятие информатизации включает и  такую составляющую, как коммуникации.

Информатизация есть, по существу, создание информационных технологий и формирование условий для эффективного их использования в различных  общественных системах, в т.ч. в сфере  государства и права. Она предполагает более широкий методологический поход, чем автоматизация и компьютеризация, включающий преобразование всего комплекса средств и условий развертывания информационных процессов: создание соответствующей технической базы, модернизацию экономических, организационных, социальных факторов и, конечно, необходимых правовых средств.

В сфере государства и  права это целостный процесс  формирования информационной среды  как необходимого условия эффективного использования различными государственными, муниципальными и общественными  системами и подсистемами ЭВМ, телекоммуникационных сетей, интегрированных автоматизированных систем управления, информационно-поисковых  систем, банков данных и т.д., замена в допустимых пределах бумажных носителей  информации электронными, человеко-машинными  диалоговыми системами, создание новых, более эффективных моделей правового  регулирования.

Информатизация в сфере  государства и права не сводится только к системе нормативно-правового  регулирования. Активную роль в информатизации выполняют и другие составляющие правовой системы (в частности, процесс  правоприменения). Нерешенность многих вопросов в области законодательства затрудняет практику правоприменения, как на уровне исполнения закона в позитивном плане, так и в процессе разрешения конфликтов в правоохранительной системе.

Под воздействием информатизации происходят изменения в методологии  права и в содержании многих государственно-правовых институтов, чему посвящен второй параграф диссертационного исследования. Появляются новые правовые понятия и категории (вычислительная техника, информационные ресурсы и технологии, базы данных, информационные продукты, телекоммуникация и др.), принципы изучения государственно-правовых явлений (например, принцип информационной полноты и достаточности), приемы и способы познания государственно-правовой действительности (информационно-

логические и математические модели, вычислительный эксперимент, теория графов и др.).

Объективной основой использования  упомянутых методов в правоведении является всеобщий диалектико-материалистический метод, его закон перехода количества в качество: сущность любого правового явления, выражающая его качественную определенность, раскрывается в полной мере через количественную меру данного качества.

Отмечено, что, выполняя ряд  методологических функций (уточнение  и совершенствование языка социологии права, сближение юридической науки  с другими общественными и  естественными науками, повышение  точности результатов и выводов  социально-правовых исследований, развитие качественных представлений об изучаемом  объекте), математические методы дают возможность более надежно устанавливать  достоверность и репрезентативность массовых количественных данных; используя  систему количественных показателей  и подвергая их обработке, получать такую информацию, которая не может  быть выявлена описательными методами; создавать различные модели государственно-правовой действительности, позволяющие более  адекватно и глубоко характеризовать  их суть, функционирование и развитие.

Третий параграф посвящен информационной функции государства.

Современное состояние государства  характеризуется возрастающей ролью  информационной сферы, представляющей собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений. В условиях построения правового государства информация как важнейший ресурс общества, приобретает все большее значение. Некоторые авторы (Л.А. Морозова, А.Б. Венгеров) уже ставили вопрос о наличии информационной функции государства, однако своего развития в теории государства он не получил.

Распределение и использование  информации для удовлетворения социальных потребностей является едва ли не главнейшей задачей государства на любом  этапе развития.

В процессе развития государства  и общества появились определенные факторы, которые привели к возрастанию  роли информации, а следовательно, к более четкому выделению информационной функции государства. К таким факторам можно отнести:

1) формирование единого  мирового информационного пространства  и углубление процессов информационной  интеграции стран и народов;  повышение доступности, свободного  получения, распространения и  использования информации, ее реальное  обеспечение через технические  средства как важнейшее условие  демократического развития;

2) возрастание роли информационно-коммуникационной  инфраструктуры в системе общественного  производства; создание рынка информации  и знаний как факторов производства  в дополнение к рынкам природных  ресурсов труда и капитала, переход  информационных ресурсов общества  в реальные ресурсы социально-экономического  развития за счет расширения  доступа к ним;

3) становление и в последующем  доминирование в экономике новых  технологических укладов, базирующихся  на массовом использовании информационных  технологий, средств вычислительной  техники и телекоммуникаций; производство  информации в объемах, необходимых  для обеспечения жизнедеятельности  и всестороннего развития общества  во всех направлениях;

4) повышение уровня образования,  научно-технического и культурного  развития за счет расширения  возможностей систем информационного  обмена на международном, национальном  и региональном уровнях и, соответственно, повышение роли квалификации, профессионализма  и способностей к творчеству  как важнейших характеристик  условий труда;

5) повышение значимости  проблем обеспечения информационной  безопасности личности, общества  и государства.

Указанные факторы привели  к эволюции функций государства  и более четкому выделению  такой его функции, как информационная.

Информационная функция  государства является одной из основных его функций, обладает всеми их существенными  признаками и представляет собой  основное направление деятельности государства, охватывающее всю совокупность производств и отношений, связанных  с созданием, хранением, обработкой, передачей информации во всех ее видах - экономической, правовой, научной, образовательной, управленческой и т.п.

Информационная функция  государства имеет комплексный, синтезирующий характер. Важнейшими сферами ее приложения является формирование единого информационно-правового пространства Российской Федерации и государственных систем информации; обеспечение доступа пользователей к информации и постоянному накоплению, обновлению и распространению информационных ресурсов; укрепление разнообразных основ информатизации; обеспечение создания новых типов информационных технологий, вычислительных, информационных и телекоммуникационных средств и систем; создание целостной системы обеспечения безопасности информации; содействие международному сотрудничеству в области формирования информационного общества.

В четвертом параграфе  проанализировано взаимодействие государства, гражданского и информационного  обществ.

Информационное общество - это общество, в котором основными  предметами труда большей части  населения являются информация и знания, а орудием труда - информационные технологии. Оно представляет собой ступень в развитии современной цивилизации, характеризующуюся увеличением роли информации в жизни государства и общества, основу жизнедеятельности которых составляют информационные технологии, возрастанием доли телекоммуникаций.

В связи с формированием  информационного общества весьма актуальным для теории государства становится вопрос о его соотношении с  гражданским обществом и государством. На взгляд автора, диалектика такого соотношения  видится в следующем.

Суть гражданского общества не только в закреплении прав и  свобод его членов, но и в предоставлении гражданам средств воздействия  на государственную власть. Это предполагает тесное взаимодействие политической системы  и гражданского общества через различные  информационные каналы, а следовательно, развитие информатизации.

Информатизация способствует более широкому обмену информацией  между государством и обществом  по актуальным вопросам, организации  совместных действий граждан в масштабе всей страны и отдельных регионов, предоставляет возможность интерактивного взаимодействия: не только граждане получают достаточно полную информацию о деятельности органов власти, но и у последних  появляется дополнительный канал получения  информации от граждан. Происходит создание механизма общественного контроля за деятельностью государственных органов и организаций, эффективной системы предоставления государственных услуг гражданам в наиболее удобной для них форме.

Итак, информационное общество - это форма гражданского общества, инструмент цивилизованного воздействия  на власть путем прямой связи с  государственными структурами, непосредственного  ознакомления членов общества с политико-правовыми  решениями, формирования общественного  мнения и т.п. Речь идет, фактически, о появлении новых начал формирования структур гражданского общества: с  развитием электронных коммуникаций оно приобретает необходимую  материальную базу.

Вторая глава - "Совершенствование  правовых основ информатизации в  Российской Федерации" - состоит  из четырех параграфов.

В первом параграфе анализируется  становление и развитие правовой основы информатизации Российской Федерации.

Появление самостоятельных  нормативных актов, регулирующих информационную сферу общества (сюда же следует  отнести и нормы по регулированию  процессов автоматизации в различных  отраслях) относится к 1950-м гг., однако основной массив нормативных актов  был принят в конце 60 - начале 70-х  гг. XX в. Особенностью советского законодательства являлось наличие значительного  числа ведомственных нормативных  актов, ко многим из которых был ограниченный доступ. Кроме того, в связи с тем, что в те годы принципиальные вопросы развития государства определялись решениями партийных органов, зарождение принципиальных подходов к информатизации и автоматизации можно проследить по этим документам, носящим, по существу, государственно-правовой характер.

Информация о работе Правовая информатизация