Понятие ИС и ИТ, классификация информационных систем и технологий

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 14:13, курс лекций

Краткое описание

Под информационными технологиями (ИТ) понимается совокупность методов и средств получения и использования информации на базе вычислительной и коммуникационной техники и широкого применения математических методов.
Информационная система (ИС) представляет собой коммуникационную систему по сбору, передаче, переработке информации об объекте для реализации функции управления.

Файлы: 1 файл

краткие ответы .doc

— 324.00 Кб (Скачать)

     иметь какую-либо программу-клиент на своем компьютере;

     располагать адресом хотя бы одного сервера (например, из книжного справочника, такого, как знаменитые Желтые страницы Internet), к которому можно обратиться по протоколу, поддерживаемому собственной программой-клиент;

     владеть набором команд, используемых в рамках данного протокола.

Отметим отдельно, что пользователь Internet может получить доступ к ресурсам других сетей благодаря существованию межсетевых шлюзов. Под шлюзом (gateway) принято понимать специализированный узел (рабочую станцию, компьютер) локальной сети, обеспечивающий доступ других узлов данной локальной сети к внешней сети передачи данных и другим вычислительным сетям. Говоря о межсетевом шлюзе, часто подразумевают и аппаратные и программные средства, обеспечивающие межсетевую связь.

Передача информации в Internet происходит небольшими порциями данных, имеющими строгую определенную структуру и называемыми пакетами. Сообщение может быть разбито на несколько пакетов, размер которых может варьироваться, но, как правило, не превышает 1500 байт.

Важнейшим моментом в функционировании Internet является стандартизированный свод правил передачи пакетов данных в Сети и за ее пределы в рамках межсетевого обмена, закрепленным базовым транспортным протоколом ТСР и межсетевым протоколом IP. Протокол ТСР дает название всему семейству протоколов ТСР/IP, главной задачей которых является объединение в сети пакетных подсетей через шлюзы. Каждая сеть работает по своим собственным законам, однако предполагается, что шлюз может принять пакет из другой сети и доставить его по указанному адресу. Реально, пакет из одной сети предается в другую подсеть  через последовательность шлюзов, что становится возможно благодаря реализации во всех узлах сети протокола межсетевого обмена IP.

Величину потока информации (объем последней измеряется в битах или байтах и единицах, им кратных), прошедшего за определенный промежуток времени  через выделенный канал связи, шлюз или другую систему, принято называть трафиком.

В Internet каждой машине (Host'y) приписан определенный адрес, по которому к ней и осуществляется доступ в рамках одного из стандартных протоколов, причем существует одновременно как числовая адресация ( так называемый IP-адрес, состоящий из набора четырех чисел, разделенных точками, например, 144.206.160.32), так и более удобная для восприятия человеком система осмысленных доменных имен (например, apollo.polin.kiae.su). Пользовать для обращения к машине может использовать, как  ее IP-адрес, так и ее имя.  Для упрощения работы в сети используется специальная система DNS, представляющая собой базу данных, которая обеспечивает  преобразование доменных имен компьютеров в числовые IP-адреса, поскольку базовым  элементом адресации для семейства протокола ТСP/IP являются IP-адреса, а доменная адресация выполняет роль сервиса.

Информационные ресурсы Internet - это вся совокупность информационных технологий  и баз данных, доступных при помощи этих технологий и существующих в режиме постоянного обновления. К их числу относятся, например:

*                      электронная почта;

*                      система телеконференций Usenet;

*                      система файловых архивов FTR;

*                      базы данных WWW;

*                      базы данных Gopher;

*                      базы данных WAIS;

*                      информационные ресурсы LISTSERV;

*                      справочная служба WHOIS;

*                      информационные ресурсы TRICKLE;

*                      поисковые машины Open Text Index, Alta Vista, Yahoo, Lycos и др.

Internet - это главным образом возможность получить информацию в то же момент, когда она нужна, то есть в режиме on-line. Но если нет возможность работать on-line, то для доступа к услугам большинства информационных серверов Internet можно воспользоваться электронной почтой, хотя в этом случае все будет происходить не так быстро, как в стандартном режиме felnet, ftp или WWW.

Общий принцип доступа к любому информационному ресурсу через электронную почту заключается в том, что пользователь посылает сообщение почтовому роботу (специальному почтовому серверу),  который реализует стандартный доступ к ресурсу и отправляет ответ по почте пользователю.

При такой схеме доступа общение между пользователем и почтовым роботом  происходит в режиме  электронной почты, а между почтовым роботом и сервером (ftp, wais или WWW)  по протоколу робота этого сервера.

Usenet - это система телеконференций Internet. Система построена по принципу электронных досок, когда любой пользователь может поместить свою информацию в одну из групп новостей Usenet  и эта информация станет доступной другим пользователям, которые на данную группу новостей настроены.

FTP - система файловых архивов  - это огромное распределенное (т.е. расположенной на машинах сети, в том числе и функционирующих на разных платформах) хранилище всевозможной информации, накопленной за последние 10-15 лет в Сети.

World Wide Web - распределенная гипертекстовая информационная система - это последний хит в Internet, темпы развития которого стремительно нарастают.

Gopher - это еще одна распределенная информационная система Internet.

WAIS - это распределенная информационно-поисковая система Internet.

LISTSERV - это, строго говоря, не сервис Internet, а система почтовых списков BIT-NET (сеть образовательных учреждений).

WHOIS - служба содержит информацию о пользователях сети, их электронные и обычные адреса, идентификаторы и реальные имена.

TRICKLE - это доступ по почте к архивам FTR, который организован через специальный шлюз.

Поисковые машины представляют собой мощные информационно-поисковые системы, размещенные на серверах свободного доступа.

 

Программное обеспечение АИС, его классификация

Под программным обеспечением (ПО) информационных систем понимается совокупность программных и документальных средств для создания и эксплуатации систем обработки данных средствами вычислительной техники.

По выполняемым функциям программное обеспечение делится на 2 группы - базовое (системное ПО) и прикладное программное обеспечение (ППП).

Базовое (системное) ПО организует процесс обработки информации в компьютере и обеспечивает нормальную рабочую среду для ППП. Прикладное программное обеспечение (ППП) предназначено для решения конкретных задач пользователя и организации вычислительного процесса информационной системы в целом.

Прикладное программное обеспечение работает под управлением базового ПО, в частности операционных систем (ОС – обеспечивает управление процессом обработки информации и взаимодействие между аппаратными средствами и пользователем).

ОС автоматизирует процесс ввода-вывода информации, управляет выполнение прикладных задач, решаемых пользователем. ОС загружает нужную программу в память ЭВМ и следит за ходом её выполнения, анализирует ситуации, препятствующие нормальным вычислениям, и дает указания о том, что необходимо сделать, если возникли затруднения.

 

Классификация прикладного программного обеспечения (ППП).

В состав ПО ППП входят:

-                    пакеты прикладных программ различного назначения;

-          рабочие программы пользователя и ИС в целом.

ППП – это комплекс программ, предназначенный для решения задач определенного класса. В настоящее время ППП различаются по своим функциональным возможностям и способам реализации.

       Рассмотрим следующие типы ППП:

     -   общего назначения (универсального)

-          методо-ориентированные

-          проблемно-ориентированные

-          глобальных сетей

-          организации (администрирования) вычислительного процесса.

ППП общего назначения – универсальные программы, предназначенные для автоматизации разработки и эксплуатации функциональных задач пользователя и информационных систем в целом.

К этому классу ППП относятся:

1. редакторы текстовые (текстовые процессоры) и графические;

2. электронные таблицы (ЭТ);

3. системы управления базами данных (СУБД);

4. интегрированные пакеты;

5. CASE – технологии;

6. оболочки экспертных систем и систем искусственного интеллекта.

1. Редакторы – ППП предназначенные для создания и изменения текстов, документов, графических данных и иллюстраций. Они предназначены, в основном, для документооборота в фирме. Редакторы, по своим функциональным возможностям, делятся на текстовые, графические и издательские.

Текстовые редакторы предназначены для обработки текстовой информации и выполняют следующие функции:

-          запись текста в файл;

-          вставку, удаление, замену символов, строк, фрагментов текста;

-          проверку орфографии;

-          оформление текста различными шрифтами;

-          выравнивание текста;

-          подготовку оглавлений, разбиение текста на страницы;

-          поиск и замену слов и выражений;

-          включение в текст несложных иллюстраций;

-          печать текста.

Наибольшее распространение получили: Лексикон, Word Pad, Microsoft  Word, Word Perfect, Multi Edit.

 

 

Экспертные системы (ЭС)

Постоянно возрастающие требования к средствам обработки информации стимулировали компьютеризацию процессов решения неформальных задач типа «что будет, если», основанных на логике и опыте специалистов. Основная идея при этом заключается в переходе от строгой формализации задач (предписывающих, как решать и что решать, используя строго предписанные правила, алгоритмы). Основу экспертных задач составляет база знаний, в которую закладывается информация о данной предметной области. Имеются две основные формы представления знаний в ЭС.

Факты и правила. Факты фиксируют количественные и качественные показатели явлений и процессов. Правила описывают соотношения между фактами, обычно в виде логических условий, связывающих причины и следствия. Для решения задач подобного класса используются так называемые ЭС.

ЭС – системы обработки знаний в узкоспециализированной области подготовки решений пользователей на уровне профессионального экспертов.

ЭС используются для целей:

1)       интерпретации состояния систем;

2)       прогноза ситуаций в системах;

3)       диагностики состояния систем;

4)       целевого планирования;

5)       устранения нарушений функционирования системы;

6)       управления процессом функционирования системы.

В качестве средств реализации ЭС на ЭВМ используют так называемые оболочки ЭС. Примерами оболочек ЭС, применяемых в экономике, являются: Шэдл (Диалог), Expert – Ease.

 

Методо – ориентированные ППП.

Методо-ориентированные ППП отличаются тем, что в их алгоритмической основе реализован какой-либо экономико-математический метод решения задачи:

1) математического программирования (линейного, динамического, систематического);

2)  сетевого планирования и управления;

3)       теории массового обслуживания;

4)       математической статистики.

 

Проблемно – ориентированные ППП (П-О ППП).

Это наиболее широкий класс ППП. Практически нет ни одной предметной области, для которой не существует хотя бы одного ППП. П-О ППП называются программные продукты, предназначенные для решения какой-либо задачи в конкретной функциональной области.

Из всего многообразия П-О ППП выделяются группы:

1) предназначенные для комплексной автоматизации функций управления в программной;

2) не программной сферах;

3) ППП предметных областей.

1. П-О ППП для промышленной сферы (АСУП) внедрение таких ППП началось в 70-80 г.г. АСУП создавались на аппаратной базе того времени – мэйнфреймах ЕС ЭВМ, СМ ЭВМ – представляли собой совокупность функциональных подсистем для различных структурных подразделений, отделов сбыта, планово-экономических отделов и прочих. В настоящее время создаются интегрированные информационные системы, отвечающие новым требованиям:

I. Они должны не только планировать производство, контролировать выполнение плана работ, составлять технологические карты, управлять финансовыми и трудовыми ресурсами, но и осуществлять ряд непроизводственных функций – контроль сервисного обслуживания, распределение готовой продукции и маркетинг.

II. Во-вторых, они ориентированы не на мэйнфреймы, а на архитектуру клиент-сервер, строятся на основе многозадачных многопользовательских ОС типа UNIX и реляционных баз данных, разрабатываются на базе CASE – технологий и имеют графический пользовательский интерфейс.

III. В-третьих: современные системы способны поддерживать различные типы производства: изготовление «про запас», разработку и изготовление изделия на заказ, сборку на заказ, мелко-крупносерийные производства, производства с непрерывным циклом, а также смешанный тип.

Информация о работе Понятие ИС и ИТ, классификация информационных систем и технологий