Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 14:13, курс лекций
Под информационными технологиями (ИТ) понимается совокупность методов и средств получения и использования информации на базе вычислительной и коммуникационной техники и широкого применения математических методов.
Информационная система (ИС) представляет собой коммуникационную систему по сбору, передаче, переработке информации об объекте для реализации функции управления.
18
Понятие ИС и ИТ, классификация информационных систем и технологий.
Под информационными технологиями (ИТ) понимается совокупность методов и средств получения и использования информации на базе вычислительной и коммуникационной техники и широкого применения математических методов.
Информационная система (ИС) представляет собой коммуникационную систему по сбору, передаче, переработке информации об объекте для реализации функции управления.
При создании или классификации ИС неизбежно возникают проблемы, связанные с формальным – математическим и алгоритмическим описанием решаемых задач.
Различают 3 типа задач, для которых создаются ИС: структурированные (формализуемые), неструктурированные (не формализуемые), частично-структурированные.
Неструктурированная задача – это задача, в которой невозможно выделить элементы и установить связь между ними. Возможность использования здесь ИС невелика.
Структурированная задача - задача, в которой известны все ее элементы и взаимосвязи между ними. Подобные задачи приходится решать многократно. ИС для решения этих задач способствует полной автоматизации их решения. На практике встречаются задачи, у которых известна только часть их элементов и связь между ними. Эти задачи называют частично структурированными.
ИС, используемые для решения частично структурированных задач подразделяются на 2 вида:
Создающие управленческие отчеты и ориентированные главным образом на обработку данных (поиск, сортировку, группировку, фильтрацию). Данные системы обеспечивают информационную поддержку пользователя;
разрабатывающие возможные альтернативы решения, принятие решения сводится к выбору одной из предложенных альтернатив, данные системы могут быть модельными и экспертными.
В зависимости от степени автоматизации информационных процессов в системе управления фирмой ИС определяется как ручные, автоматические. Автоматизированные.
По характеру использования информации ИС автоматизированные классифицируются:
1. Информационно-поисковые системы производят ввод систематизацию, хранение, выдачу информации по запросу пользователя без сложных преобразований данных.
2. Информационно-решающая система осуществляет все операции переработки информации по определенному алгоритму.
Среди них можно провести классификацию по степени воздействия выработанной результатной информации на процесс принятия решений и выделить 2 класса: управляляющие ИС и соответствующие ИС.
В зависимости от сферы применения ИС классифицируются:
ИС организационного управления и ИС управления технологическими процессами.
ИС автоматизированного проектирования (САПР) предназначены для автоматизации функций инженеров-проектировщиков, конструкторов, и архитекторов при создании новой техники. Основная функция - инженерные работы, создания графической документации. Интегрированные системы используются для автоматизации всех функций фирмы, и охватывает весь цикл работ от проектирования до сбыта продукции.
ИС тесно связана с информационной технологией (ИТ), которая является для нее основной средой.
ИТ является процессом, состоящим из четко регламентированных правил выполнения операций, действий, этапов разной степени сложности над данными, хранящимися в компьютере. ИС является средой, составляющими элементами которой является компьютеры, компьютерные сети, программные продукты, базы данных, люди, различного рода технические и программные средства связи.
Основная цель ИС производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.
Основные принципы компьютерной ИТ: интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером, интегрирование (стыковка) с другими программными продуктами, гибкость процесса изменения, как данных, так и постановок задач.
Выделяют следующие виды ИТ: ИТ обработки данных предназначенных для решения хорошо структурированных задач и ИТ управления. Выработка решения, - что является основной целью этой технологии, происходит в результате интегрированного процесса. ИТ экспертных систем основаны на использование искусственного интеллекта. Они дают возможность менеджеру или специалисту получать консультации экспертов по любым проблемам, по которым этими системами накоплены знания. Экспертные системы предлагают пользователю принять решения, превосходящие его возможности, а так же поясняет свои рассуждения в процессе получения решения. В последние десятилетия менеджеры развитых стран выходят на творческие технологии, называемые технологиями третьего (высшего) уровня. Они охватывают полный информационный цикл - выработку информации, их переработку, передачу, использование для преобразования объекта
Краткий обзор компьютерных информационных технологий
Персональные электронно-вычислительные машины (ПЭВМ), объединенные в сеть, делятся на основные (ПЭВМ пользователей или клиентов) и вспомогательные (серверы). Серверы служат для преобразования и передачи информации от одной ЭВМ к другой по каналам связи к коммуникационным машинам (host-ЭВМ). ПЭВМ-сервер выполняет функции по обслуживанию клиентов и распределяет ресурсы системы: принтеры, базы данных, программы, внешнюю и внутреннюю память.
В ЛВС обработка данных обеспечивает параллельное решение одной задачи или ее ветвей на нескольких ЭВМ сети, что позволяет существенно сократить время ее решения. В ЛВС реализуется возможность наиболее эффективной организации информационной системы предприятия - в форме распределенных баз данных (РБД).
Под распределенной базой данных понимается такая организационно-техническая система, в которой элементы или базы данных (локальные) различных узлов обработки взаимосвязаны таким образом, что в процессе обработки информации в одном из узлов допускается обращение к любым данным, хранящимся в других, заранее неизвестных пользователю узлах. Для РБД характерны следующие особенности: хранение, накопление и обновление данных осуществляется в дистанционно удаленных узлах обработки; совокупность баз данных логически объединена; реализован коллективный доступ пользователей к РДБ, обеспечено автоматизированное взаимодействие между базами данных, размещенных в удаленных местах обработки.
РБД обладает известными свойствами баз данных. Наиболее важными являются следующие: обеспечение минимальной избыточности данных, эффективное использование телекоммуникационных ресурсов, оптимальное управление запросами.
В простейшем случае на ЭВМ-сервере создается централизованная БД. При этом имеет место не распределенная БД, а распределенный (сетевой) доступ к централизованной БД. ЭВМ, в памяти которой создается централизованная БД, называется файл-сервером. Другие ПЭВМ, входящие в ЛВС, выполняют функции рабочих станций. Фрагменты баз данных передаются на рабочие места, где производится их обработка.
Технология доступа к файл-серверу имеет следующие недостатки: при росте объемов информации и числа рабочих станций трафик работы в ЛВС резко возрастает, время реакции системы (ответы на запросы пользователей) существенной увеличивается, причем повышение мощности файл-сервера и рабочих станций полностью проблемы перегрузки почти не снимает.
Увеличение емкости оперативной и внешней памяти ПЭВМ и их быстродействия позволяют реализовать новый подход - технология "клиент-сервер". В этом случае рабочие станции поддерживают диалог в пользователями системы, принимают и должным образом трансформируют поступившие от них запросы, а затем передают на обработку серверу базы данных.
Сервер обрабатывает запросы, поступившие со всех рабочих станций. В его задачу входит реализация логики обработки запросов с принятием необходимой техники синхронизации - с поддержкой протоколов блокирования ресурсов, обеспечением предотвращения и/или устранением тупиковых ситуаций.
В ответ на запрос пользователя рабочая станция получает не данные для последующей обработки, а готовые результаты. Технология "клиент-сервер" позволяет значительно уменьшить сетевой трафик (поток сообщений сети), сохранить время ожидания блокированных ресурсов данных в мульти-пользовательском режиме, разгрузить рабочие станции, использовать для них менее дорогие ПЭВМ.
Производительность систем, реализующих технологию "клиент-сервер", на порядок выше по сравнению с технологией "файл-сервер". Использование технологии "клиент-сервер" позволяет перенести часть работы с сервера на ПЭВМ клиента, оснащенную программными средствами решения прикладных задач пользователя. Этим создается возможность для постепенного наращивания возможности сервера баз данных и совершенствования инструментальных средств клиента.
Для реализации интерфейса с сервером базы данных можно использовать электронные таблицы, текстовые и графические процессоры, объектно-ориентированные системы программирования, системы управления базами данных и др. Технология "клиент-сервер" поддерживается сетевыми операционными системами (WINDOWS NT, UNIX, NETWARE 3.1 и др.), сетевыми СУБД ( SQL-server, ORACLE-server, Ingress и др.).
Специальные средства управления телекоммуникациями обеспечивают оперативную связь между сотрудниками посредством электронной почты (ЭП), которая реализует хранение и пересылку сообщений между пользователями ЭВМ. ЭП имеет следующие преимущества перед другими средствами доставки деловой корреспонденции:
* возможность отправки сообщений большому числу абонентов;
* меньшая величина затрат на создание и эксплуатацию системы, чем на телексную связь;
* возможность получения подтверждения о доставке сообщения;
* заблаговременная подготовка сообщений в расчете на их автоматическую отправку в регламентированное время.
ЭП использует как ЛВС, так и сети общего назначения. ЭП на основе ЛВС организуется для обеспечения обмена информацией внутри предприятия. Она служит для автоматизации внутриофисных операций. Программные средства ЭП обеспечивают межсистемный обмен с другими электронными почтами по глобальным сетям ЭВМ.
ЭП поддерживает текстовые процессоры для просмотра и редактирования сообщений, информационно-поисковые системы для определения адресата, средства поддержки списка рассылаемой информации и т.д.
Понятие экономической информации, структурные единицы информации.
Под информацией первоначально понимались сведения, передаваемые людьми устным и письменным способами, с помощью условных сигналов и технических средств, то есть существует два вида информации: информация, связанная с техническими средствами, и информация, связанная с объектами живой природы. С середины ХХ века информация является общенаучным понятием, включающим в себя: обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом; обмен сигналами в живом и растительном мире; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму. Таким образом, информация является средством, характеризующим взаимоотношение и состояние объектов.
Поэтому, в широком понимании, информация - это совокупность любых полезных сведений, дающих представление о материи и процессах, которые в ней происходят. В переводе с латинского языка информация - это сообщение, сигнал. Зарегистрированные сигналы - это данные, несущие в себе информацию о событиях, происходящих в материальном мире.
Возможно поэтому, с появлением науки кибернетики понятие информация рассматривают как средство, характеризующее состояние объектов, как соотношение между данными и их пользователем в процессе управления, или просто как некоторая совокупность полезных данных являющаяся основой для управления.
Информацию различают по отраслям человеческих знаний. Поэтому в зависимости от сферы использования, информация может быть политической, социологической, исторической, технической, генетической, экономической. Причем, экономическая информация наиболее массовая и составляет примерно 70% от общего объема информации.
Под экономической информацией понимается информация, характеризующая производственные отношения в обществе, т.е. совокупность сведений о хозяйственной деятельности отдельных предприятий, их подразделений, отрасли в целом. К ней относятся сведения экономической системы о процессах производства, материальных и трудовых ресурсах, процессах управления производством, финансовых процессах. Другими словами, экономическая информация - это совокупность полезных данных сферы экономики, отображающие через систему натуральных, стоимостных и трудовых показателей плановую и фактическую производственно-хозяйственную деятельность и взаимосвязь между управляющим и управляемым объектами.
К экономической информации предъявляются следующие требования:
Точность информации обеспечивает ее однозначное восприятие всеми потребителями.
Достоверность определяет допустимый уровень искажения, как поступающей, так и результатной информации, при котором сохраняется эффективность функционирования системы.
Информация о работе Понятие ИС и ИТ, классификация информационных систем и технологий