Организация информационного обеспечения деятельности руководителя Туринской средней общеобразовательной школы – интерната

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 09:47, реферат

Краткое описание

Целью данной работы станет исследование теории и практики организации информационного обеспечения деятельности руководителя Туринской средней общеобразовательной школы-интерната. В процессе работы необходимо будет проработать несколько задач, а именно:
- во-первых, нужно будет обозначить объективное обоснование системы информационного обеспечения в управленческой деятельности – то, какими внешними и внутренними потребностями обеспечивается само возникновение и развитие системы информационного обеспечения в деле управления в целом и в управлении в школе – в частности;
- во-вторых, задачей работы станет анализ системы организации внутренней деятельности конкретной школы – так, будут рассмотрены деятельность, функции и задачи школы-интерната, а также – структура, функции и задачи той службы информационного обеспечения директора школы, которые в данной школе уже присутствуют;
- в-третьих, в работе будет проанализирована теория и практика реализации системы информационного обеспечения в деятельности руководителя школы – будет рассмотрена нормативная база системы информационного обеспечения, конкретная документация как результат и показатель качества работы системы информационного обеспечения руководства школы. Кроме того, будут сформулированы конкретные рекомендации по совершенствованию процессов информационно-документационного обеспечения руководителя школы.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Глава I. Информационное обеспечение в современной
системе школьного образования
1.1.Объективное обоснование включения системы информационного
обеспечения в управленческую деятельность…………………………………..5
1.2.Туринская средняя общеобразовательная школа-интернат – деятельность, функции, задачи……………………………………….……….11
1.3.Служба информационного обеспечения директора школы –
структура, функции, задачи……………………………………………………..14
2.Глава II. Теория и практика реализации системы
информационного обеспечения в работе современной школы
2.1.Нормативная база системы информационного обеспечения……………..19
2.2.Документация как результат и показатель качества
работы системы информационного обеспечения руководства школы………24
2.3.Рекомендации по совершенствованию процессов
информационно-документационного обеспечения руководителя…………...28
Заключение……………………………………………………………………….32
Список литературы………………………………………………………………34

Файлы: 1 файл

Организация информационного обеспечения деятельности руководителя.doc

— 174.50 Кб (Скачать)

Организация информационного  обеспечения деятельности руководителя школы продолжается до настоящего времени, и в школе принята программа дальнейшего развития вплоть до 2016 г. Следует отметить, что эта программа ориентируется, опять же, на требования и положения федерального законодательства, и поэтому информационному обеспечению деятельности руководителя в ней отводится не самое значительное место – это обеспечение вписано в общее направление работы по созданию в рамках школы «…открытого информационного образовательного пространства», целью которого является «…интеграция информационных ресурсов, позволяющих осуществить сбор, хранение, передачу и обработку информации, имеющей учебную и социокультурную значимость для школьников»15, а также предоставление свободного доступа к информации всем субъектам образовательного процесса и населению.

 

2.Глава II. Теория и практика реализации системы информационного обеспечения в работе современной школы

 

2.1.Нормативная  база системы информационного обеспечения

 

Нормативная база документов, которые регулируют и  направляют деятельность школы в  целом, выстраивается в иерархическом  порядке. Нормативную базу – если говорить о сугубо внутришкольной документации – возглавляет Устав школы  – «…Устав является главным локальным актом в системе нормативного регулирования на уровне Школы. Все остальные локальные акты, принимаемые Школой по вопросам, отнесенным законодательством Российской Федерации к ее компетенции, не могут противоречить настоящему Уставу…». Соответственно, Устав школы, в свою очередь не противоречит федеральному и региональному законодательству.

Система информационного  обеспечения, таким образом, будет  выстраиваться и функционировать  так, чтобы не противоречить требованиям  и положениям Устава школы. Устав, определяя ведущие цели и задачи школы, тем самым сообщает их и всей системе информационного обеспечения школы, в том числе – информационному обеспечению деятельности руководителя школы (директора). Здесь важно отметить следующее – школа и, соответственно, ее руководитель (директор) являются подчиненными субъектами по отношению к вышестоящим инстанциям – так, Устав подчиняет школу ее учредителю, который наделяется наиболее значительными для работы системы информационного обеспечения компетенциями.

Учредитель, согласно положениям Устава, компетентен в  таких вопросах, как:

а) планирование, организация, регулирование и контроль деятельности  Школы в целях  осуществления государственной  политики в области образования;

б) разработка, принятие и исполнение местных нормативов финансирования учреждений образования;

в) финансирование Школы в соответствии с действующими нормативами, контроль за сохранностью и целевым использованием имущества, закрепленного за Школой;

г) получение  ежегодного отчета от Школы о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, о результатах образовательной деятельности;

д) право контроля за образовательной и финансово-хозяйственной деятельностью Школы и т.д. Все это – компетентности, непосредственно влияющие на организацию информационного обеспечения деятельности директора школы.

Нормативная база системы информационного обеспечения - регламентирующие информационное обеспечение локальные акты учреждения – следовательно, занимают подчиненное положение по отношению к инициативам и решениям учредителя. Директор школы не является полностью свободным в том, чтобы придавать таким актам повышенное значение в деятельности школы, привлекать к работе по ним большее количество ресурсов, как-то акцентировать на них внимание.

На организации  информационного обеспечения деятельности директора школы такая ситуация отражается специфическим образом – эта организация ведется достаточно медленными темпами, отдельные документы, которые определяли бы порядок этой организации, связаны друг с другом опосредованно и косвенно, специалисты, которые привлекаются к работе над организацией информационного обеспечения, работают одновременно над решением еще ряда задач, связанных с проблемами информатизации школы в целом.

Следует сказать  также о том, что полномочиями в управленческой деятельности в исследуемой школе обладает не только ее директор и учредитель – в школе работает также т.н. Управляющий совет - коллегиальный орган, наделенный полномочиями по осуществлению управленческих функций. Этот Совет примечателен своей структурой – в него входят, кроме непосредственно работников школы (директора, учителей и представителя Учредителя), также представители родителей (законных представителей) обучающихся всех ступеней общего образования и сами обучающиеся на ступени среднего (полного) общего образования. Родители (законные представители) и обучающиеся формально не являются подчиненными субъектами по отношению к Учредителю, следовательно, они могли бы каким-то образом способствовать организации информационного обеспечения в школе, в том числе – в интересах руководителя школы, поскольку чем качественнее и эффективнее управленческая деятельность директора школы, тем лучше для обучающихся и, соответственно, их родителей (законных представителей). Следует отметить, что Управляющий Совет наделен полномочиями в том, чтобы утверждать программу развития школы – это, теоретически, позволяет вести работу по организации информационного обеспечения деятельности руководителя школы более эффективно.

Однако на практике оказывается, что разработка более полного механизма организации информационного обеспечения деятельности руководителя школы, если ею занимается Управляющий Совет, встречает ряд препятствий. Часть их обусловлена самим составом данного Совета – директор школы в своих инициативах подчинен Учредителю, а учителя, родители (законные представители) и сами обучающиеся, чаще всего, не имеют должного уровня той профессиональной компетентности, которая нужна для качественного решения вопрос об информационном обеспечении, т.к. предполагается владение технической информацией, способность изыскивать материальные и человеческие ресурсы для реализации задуманных мер. Учредитель же, в свою очередь, может только одобрить выбранное школой направление повышения уровня информатизации, но, например, чтобы оказать материальную поддержку такому повышению, Учредитель затребует проведения долгих и сложных бюрократических процедур.

Все вышеперечисленное  важно для понимания того, какой  характер имеет нормативная база организации информационного обеспечения деятельности директора школы. Ввиду того, что субъекты, от которых зависит содержание данной базы и реализация запланированных мер, отличаются тем, что либо не имеют достаточных полномочий в финансовом и руководящем плане, либо не имеют должного уровня профессионально-технической компетентности, нормативная база может быть признана недостаточной и поверхностной.

Данная база состоит из ряда документов, которые, на первый взгляд, мало связаны между  собой именно внутренней логикой. Так, Устав школы не акцентирует внимания на том, чтобы уровень информационного обеспечения школы был качественно повышен – Устав закрепляет количественные характеристики информационного обеспечения – например, говорит о пополнении учебно-материальной базы, что означает именно увеличение количества каких-либо объектов, а не изменение качества работы с ними. Допустим, школа может увеличить количество компьютеров, но работа с ними не выйдет на качественно новый уровень – эти компьютеры не будут использоваться именно как основа информационного обеспечения работы школы, а будут использоваться в каких-то узких целях – например, только в рамках образовательного стандарта, причем как учащимися, так и самими учителями.

Кроме Устава школы, нормативная база информационного обеспечения деятельности директора школы включает в себя также Программу информатизации, в которой отдельные моменты, связанные именно с механизмами реализации информационного обеспечения, проработаны уже более полно и конкретно. Эта программа выстраивает отчетливый план работы коллектива школы в вопросах повышения именно качества информационной среды, и, несмотря на то, что запланированные в ее рамках действия должны осуществляться в течение нескольких лет, данная программа сохраняет в целом верное направление и в повышении качества информационного обеспечения деятельности руководителя школы, и в повышении качества интеграции школы в общее информационное пространство.

    1. Документация как результат и показатель качества работы системы информационного обеспечения руководства школы

 

Информационное  обеспечение деятельности руководителя школы (директора) должно предполагать, что вся документация, которая  создается и функционирует в  школе, являет собой некую систему, в которой документы связаны  между собой внутренней логикой и смыслом, и в своем идейном содержании не противоречат друг другу.

Систему внутришкольной документации возглавляет Устав  школы – ведущий организационно-правовой документ учреждения, наделенный одновременно и распорядительной, и информационно-справочной возможностью. Устав охватывает все стороны школьной жизни – финансово-правовую, материально-техническую, сторону человеческих ресурсов и т.д. Все прочие документы должны по своему смыслу и содержанию отражать те или иные положения Устава.

Ввиду того, что  школа является частью глобального  образовательного комплекса, в который, кроме нее, входят также вышестоящие  инстанции и который построен по иерархическому принципу, система  внутришкольной документации также обнаруживает в своем строении следование этому принципу.

Так, например, нормативно-правовые документы школы  – это документы, определяющие ее право на ведение образовательной деятельности в целом – это, в частности, лицензия на право осуществления образовательной деятельности, свидетельство о государственной аккредитации, уведомления о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств, регламент предоставления муниципальной услуги по зачислению в муниципальное казенное общеобразовательное учреждение, расположенное на территории п.Тура. Эти документы позволяют руководству школы (и не только ему) определить место школы в общей финансово-экономической и правовой системе, а также понять общий механизм работы учреждения. Без понимания этих аспектов эффективная управленческая деятельность, по сути, невозможна, поскольку эти документы имеют ключевое значение в том, что школа существует и работает.

Для коллектива и руководства школы эти документы  носят организационно-правовое значение, для прочих лиц они могут иметь  информационно-справочный смысл.

Следующим компонентом системы документации в рамках информационного обеспечения деятельности директора школы являются распорядительные документы, т.н. школьные локальные акты, такие как:

- Положение об оплате труда работников;

- Положение об организации учета детей, подлежащих обязательному обучению;

- Положение об оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей;

- Положение об индивидуальном обучении больных учащихся на дому;

- Положение об актированных днях;

- Положение о школьном питании учащихся;

- Положение о порядке и проведения промежуточного контроля в переводных классах;

- Положение о поощрениях и взысканиях учащихся;

- Положение о получении общего образования в форме экстерната;

- Положение о персональных данных работника;

- Положение о домашнем задании;

- Положение инспекционно-контрольной деятельности;

- Программа духовно-нравственного развития учащихся;

- Программа развития на период 2011 - 2016 годы;

- Положение «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк)»;

- Фонд доплат и фонд стимулирующих надбавок

- Фонд доплат, установленных  педагогическим работникам

- а также  Приказы по основной деятельности, по персоналу и т.д. 

Эти документы  имеют распорядительное значение для  коллектива школы – учителей, учащихся, а также – для родителей (законных представителей) учащихся.

Документы, имеющие  информационно-справочное значение, в школе представлены, например, расписаниями (Расписание работы объединений дополнительного образования) – конечно, в них присутствует и распорядительное начало – например, для учащихся – но в основном задача таких документов сводится именно к тому, чтобы информировать коллектив школы о событиях, которые происходят или будут происходить. Кроме расписаний, в комплекс информационно – справочных документов входят также т.н. публичные доклады, которые публикуются каждый год и посвящаются анализу того, что происходит в школе, каковы проблемы и перспективы ее развития.

Среди прочего, публичные доклады позволяют  получить представление о том, насколько  качественно осуществлена организация  информационного обеспечения деятельности руководителя. Так, например, публичный доклад о состоянии школьных дел за период 2011-2012 гг. позволяет говорить о том, что в школе все еще продолжается накопление материально-технических ресурсов для того, чтобы система информационного обеспечения могла работать качественно и эффективно. Например, школой разработана перспективная смета расходов на 2011-2012 годы, в которой приоритетным направлением является оснащение учебных кабинетов современным (в том числе и цифровым) оборудованием и наглядными пособиями; также школа активно пользуется возможностями сети Интернет.

Информация о работе Организация информационного обеспечения деятельности руководителя Туринской средней общеобразовательной школы – интерната