Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 09:47, реферат
Целью данной работы станет исследование теории и практики организации информационного обеспечения деятельности руководителя Туринской средней общеобразовательной школы-интерната. В процессе работы необходимо будет проработать несколько задач, а именно:
- во-первых, нужно будет обозначить объективное обоснование системы информационного обеспечения в управленческой деятельности – то, какими внешними и внутренними потребностями обеспечивается само возникновение и развитие системы информационного обеспечения в деле управления в целом и в управлении в школе – в частности;
- во-вторых, задачей работы станет анализ системы организации внутренней деятельности конкретной школы – так, будут рассмотрены деятельность, функции и задачи школы-интерната, а также – структура, функции и задачи той службы информационного обеспечения директора школы, которые в данной школе уже присутствуют;
- в-третьих, в работе будет проанализирована теория и практика реализации системы информационного обеспечения в деятельности руководителя школы – будет рассмотрена нормативная база системы информационного обеспечения, конкретная документация как результат и показатель качества работы системы информационного обеспечения руководства школы. Кроме того, будут сформулированы конкретные рекомендации по совершенствованию процессов информационно-документационного обеспечения руководителя школы.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Глава I. Информационное обеспечение в современной
системе школьного образования
1.1.Объективное обоснование включения системы информационного
обеспечения в управленческую деятельность…………………………………..5
1.2.Туринская средняя общеобразовательная школа-интернат – деятельность, функции, задачи……………………………………….……….11
1.3.Служба информационного обеспечения директора школы –
структура, функции, задачи……………………………………………………..14
2.Глава II. Теория и практика реализации системы
информационного обеспечения в работе современной школы
2.1.Нормативная база системы информационного обеспечения……………..19
2.2.Документация как результат и показатель качества
работы системы информационного обеспечения руководства школы………24
2.3.Рекомендации по совершенствованию процессов
информационно-документационного обеспечения руководителя…………...28
Заключение……………………………………………………………………….32
Список литературы………………………………………………………………34
Школа, таким образом, движется по пути постепенного повышения качества информационного обеспечения и всей своей деятельности в целом, и работы ее директора – в частности. Следует отметить также то, что на этом пути для школы очень важна поддержка со стороны вышестоящих инстанций, при этом поддержка должна работать именно для повышения качества работы, а не количественного увеличения материально – технических ресурсов. Все информационные ресурсы должны быть объединены в единую систему, а не существовать сами по себе просто в виде неких комплексов данных, механически переносимых, например, с бумажных носителей информации на электронно – цифровые.
Что касается бездокументной информации, которая присутствует в школе и является частью информационного обеспечения деятельности директора школы, то к ней можно отнести, например, устные распоряжения директора, которые имеют характер оперативных указаний, требующихся в конкретный момент времени и не нуждающиеся в формальном оформлении. Хотя для организации информационного обеспечения деятельности директора школы целесообразней было бы все-таки объединить такую бездокументную информацию со всей системой электронного документооборота, хотя в данный момент это сложно реализовать по техническим причинам. Для того, чтобы устные распоряжения директора школы могли отражаться в системе электронного документооборота, должна быть реализована сложная с технической точки зрения система внутришкольной связи, а это, в свою очередь, требует существенных материальных затрат и привлечения особых специалистов.
Имеющаяся документация свидетельствует о том, что основной смысловой компонент в ее создании задается стремлением руководства школы выполнять требования Устава. Если Устав школы говорит о том, какие направления деятельности являются для школы приоритетными, то и прочая документация будет посвящена преимущественно тому, чтобы развернуть механизмы достижения заданных Уставом целей и задач. Устав же, в свою очередь, закрепляет за школой цели и задачи, связанные с обучением и воспитанием, поэтому прочим компонентам внутришкольной жизни заведомо уделяется второстепенное значение. И, соответственно, вопросы информационного обеспечения деятельности директора школы тоже оказываются в числе таких второстепенных, что и определяет, например, даже количество документов, которые непосредственно бы касались именно этих вопросов. Даже программа информатизации, реализуемая в школе, вписывает управленческие интересы руководства школы в общую систему потребностей школы в информатизации, а не выносит их в отдельное и автономное образование, которому можно было бы уделять какое-то повышенное внимание.
В целом же можно сказать, что система информационного обеспечения деятельности директора школы в современных условиях сформирована преимущественно формально, и далее нужна проработка уже содержательной стороны этой системы, а также – реализация механизмов интеграции этой системы с информационным пространством поселка, района, края и всей страны в целом. Школа уже имеет единую компьютерную сеть, что позволяет ей использовать возможности интернет-образования, в школе используются мультимедийные ресурсы для образовательного процесса, но все это – части формы информационного обеспечения деятельности ее руководителя, которая теперь требует работы с качеством ее фактического содержания.
2.3.Рекомендации по совершенствованию
процессов информационно-
Прежде всего,
можно рекомендовать
Возможно, что
для организации
Это позволит оптимизировать также саму основу, на которой разворачивается система информационного обеспечения. К этой основе могут быть более активно привлечены элементы самого внешнего общества – например, в лице родителей учащихся, которые обращаются к ресурсам школы – например, каким-то специалистам – со своими семейно-педагогическими проблемами.
В настоящее время ситуация выглядит так, что общество только запрашивает школу о чем-либо, требуя, соответственно, решения каких-то проблемных вопросов, тогда как это общество могло бы давать школе необходимую информацию, обработанную и структурированную, но для ее приема в школе нет отлаженных механизмов работы, как и для результативной работы с нею.
Информация, конечно, поступает в школу, но из-за слабой системной связи ее с внутришкольным информационным обеспечением она не обрабатывается с достаточным качеством – не хватает специалистов, квалификации и т.п., а это все, опять же, свидетельствует о слабой системности связей между отдельными ресурсами. Общество, в свою очередь, не всегда умеет подать нужную школе информацию так, чтобы ее можно было включить в работающую систему информационного обеспечения школы, и здесь школе важно быть инициатором во взаимодействии с обществом, быть субъектом деятельности и организовывать, упорядочивать поступающие извне информационные данные.
Еще одной рекомендацией по
совершенствованию процессов информационно-
Наконец, совершенствование
процессов информационно-
Заключение
В завершении исследования теории и практики организации информационного обеспечения деятельности руководителя Туринской средней общеобразовательной школы-интерната – можно сделать ряд выводов и итоговых замечаний.
Организация информационного обеспечения деятельности руководителя – в данном случае, директора школы – имеет объективное обоснование. Современная эпоха – это время активной работы именно с информационными ресурсами и возможностями, более того – это эпоха, когда отчетливо проявляют себя интеграционные процессы, в том числе – в области образования.
Для того, чтобы деятельность директора школы была успешной, качественной и результативной – при этом не только с точки зрения соблюдения сугубо уставных требований, которые ставит перед школой государство, но и с точки зрения общества и других участников процессов обучения и воспитания – директору школы важно уметь ориентироваться в информационных ресурсах, уметь выстраивать системную работу с ними и организовывать систему информационного обеспечения своей собственной деятельности.
Анализ системы организации внутренней деятельности конкретной школы приводит к следующим выводам – в своей деятельности школа является подчиненным субъектом по отношению к вышестоящим инстанциям, и это отражается на особенностях ее работы и деятельности ее директора.
Например, место локальных актов школы – т.е., тех документов, которые способны инициироваться и создаваться сугубо в интересах непосредственных участников процессов обучения и воспитания – является последним в иерархии документации, которой школа – и, следовательно, ее руководитель – обязаны подчиняться в первую очередь. Это означает, что и организация информационного обеспечения деятельности руководителя ведется так, чтобы, в первую очередь, она соответствовала уставным требованиям и тем целям и задачам, которые ставят перед школой вышестоящие субъекты системы образования.
Информационное обеспечение деятельности руководителя в школе старается опираться на возможности компьютерного оснащения школы и имеющиеся у сотрудников навыки работы с информацией, и руководство школы видит в этом ряд проблемных вопросов. Школа разработала и ввела в управленческую деятельность программу информатизации, которая позволяет повысить именно качественную сторону использования компьютерных ресурсов и повысить эффективность системы информационного обеспечения образования. Структура такой системы является вертикальной и выстраивается по иерархическому принципу.
В целом же организация информационного обеспечения деятельности руководителя школы продолжается до настоящего времени, последовательно развиваясь и проходя все надлежащие этапы на пути своего становления, постепенно преодолевая все связанные с этим трудности. Оформление организации информационного обеспечения опирается в школе на нормативную базу документов, которые регулируют и направляют деятельность школы в целом и также выстраиваются в иерархическом порядке. Школа движется по пути постепенного повышения качества информационного обеспечения и всей своей деятельности в целом, и работы ее директора – в частности, и для более продуктивных результатов в данном случае можно предложить несколько рекомендаций. Так, в частности, можно рекомендовать усилить понимание именно системности всех компонентов внутренней и внешней жизни школы, а также – увеличить работу над повышением качества организации информационного обеспечения, а не увеличением количества материально-технических и иных ресурсов, которые, конечно, они тоже важны, но только в качестве средств и технической базы работы, причем работы содержательной, а не формальной.
Список литературы