Организация информационного обеспечения деятельности руководителя Туринской средней общеобразовательной школы – интерната

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 09:47, реферат

Краткое описание

Целью данной работы станет исследование теории и практики организации информационного обеспечения деятельности руководителя Туринской средней общеобразовательной школы-интерната. В процессе работы необходимо будет проработать несколько задач, а именно:
- во-первых, нужно будет обозначить объективное обоснование системы информационного обеспечения в управленческой деятельности – то, какими внешними и внутренними потребностями обеспечивается само возникновение и развитие системы информационного обеспечения в деле управления в целом и в управлении в школе – в частности;
- во-вторых, задачей работы станет анализ системы организации внутренней деятельности конкретной школы – так, будут рассмотрены деятельность, функции и задачи школы-интерната, а также – структура, функции и задачи той службы информационного обеспечения директора школы, которые в данной школе уже присутствуют;
- в-третьих, в работе будет проанализирована теория и практика реализации системы информационного обеспечения в деятельности руководителя школы – будет рассмотрена нормативная база системы информационного обеспечения, конкретная документация как результат и показатель качества работы системы информационного обеспечения руководства школы. Кроме того, будут сформулированы конкретные рекомендации по совершенствованию процессов информационно-документационного обеспечения руководителя школы.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Глава I. Информационное обеспечение в современной
системе школьного образования
1.1.Объективное обоснование включения системы информационного
обеспечения в управленческую деятельность…………………………………..5
1.2.Туринская средняя общеобразовательная школа-интернат – деятельность, функции, задачи……………………………………….……….11
1.3.Служба информационного обеспечения директора школы –
структура, функции, задачи……………………………………………………..14
2.Глава II. Теория и практика реализации системы
информационного обеспечения в работе современной школы
2.1.Нормативная база системы информационного обеспечения……………..19
2.2.Документация как результат и показатель качества
работы системы информационного обеспечения руководства школы………24
2.3.Рекомендации по совершенствованию процессов
информационно-документационного обеспечения руководителя…………...28
Заключение……………………………………………………………………….32
Список литературы………………………………………………………………34

Файлы: 1 файл

Организация информационного обеспечения деятельности руководителя.doc

— 174.50 Кб (Скачать)

Школа, таким  образом, движется по пути постепенного повышения качества информационного  обеспечения и всей своей деятельности в целом, и работы ее директора  – в частности. Следует отметить также то, что на этом пути для школы очень важна поддержка со стороны вышестоящих инстанций, при этом поддержка должна работать именно для повышения качества работы, а не количественного увеличения материально – технических ресурсов. Все информационные ресурсы должны быть объединены в единую систему, а не существовать сами по себе просто в виде неких комплексов данных, механически переносимых, например, с бумажных носителей информации на электронно – цифровые.

Что касается бездокументной информации, которая присутствует в  школе и является частью информационного обеспечения деятельности директора школы, то к ней можно отнести, например, устные распоряжения директора, которые имеют характер оперативных указаний, требующихся в конкретный момент времени и не нуждающиеся в формальном оформлении. Хотя для организации информационного обеспечения деятельности директора школы целесообразней было бы все-таки объединить такую бездокументную информацию со всей системой электронного документооборота, хотя в данный момент это сложно реализовать по техническим причинам. Для того, чтобы устные распоряжения директора школы могли отражаться в системе электронного документооборота, должна быть реализована сложная с технической точки зрения система внутришкольной связи, а это, в свою очередь, требует существенных материальных затрат и привлечения особых специалистов.

Имеющаяся документация свидетельствует о том, что основной смысловой компонент в ее создании задается стремлением руководства  школы выполнять требования Устава. Если Устав школы говорит о том, какие направления деятельности являются для школы приоритетными, то и прочая документация будет посвящена преимущественно тому, чтобы развернуть механизмы достижения заданных Уставом целей и задач. Устав же, в свою очередь, закрепляет за школой цели и задачи, связанные с обучением и воспитанием, поэтому прочим компонентам внутришкольной жизни заведомо уделяется второстепенное значение. И, соответственно, вопросы информационного обеспечения деятельности директора школы тоже оказываются в числе таких второстепенных, что и определяет, например, даже количество документов, которые непосредственно бы касались именно этих вопросов. Даже программа информатизации, реализуемая в школе, вписывает управленческие интересы руководства школы в общую систему потребностей школы в информатизации, а не выносит их в отдельное и автономное образование, которому можно было бы уделять какое-то повышенное внимание.

В целом же можно  сказать, что система информационного  обеспечения деятельности директора  школы в современных условиях сформирована преимущественно формально, и далее нужна проработка уже содержательной стороны этой системы, а также – реализация механизмов интеграции этой системы с информационным пространством поселка, района, края и всей страны в целом. Школа уже имеет единую компьютерную сеть, что позволяет ей использовать возможности интернет-образования, в школе используются мультимедийные ресурсы для образовательного процесса, но все это – части формы информационного обеспечения деятельности ее руководителя, которая теперь требует работы с качеством ее фактического содержания.

 

2.3.Рекомендации по совершенствованию процессов информационно-документационного обеспечения руководителя.

 

Прежде всего, можно рекомендовать дополнительную проработку информационного обеспечения деятельности руководителя в части ее системного характера не только в связи с сугубо уставными целями, но и в части общекультурного пространства, в котором существует и работает школа. Так, например, сама школа признает, что она располагается в сложном микросоциуме, что предпринимаются все необходимые меры для преодоления явлений школьной и социальной дезадаптации, что осуществляется практическая психолого-педагогическая реабилитация детей группы риска и ведется целенаправленная работа по воспитанию толерантности у учащихся, гражданскому и патриотическому воспитанию – все это должно отражаться в системе информационного обеспечения деятельности руководителя школы и в общей системе информатизации школы.

Возможно, что  для организации информационного  обеспечения деятельности директора школы в связи с вопросом интеграции школы в контекст окружающего ее микросоциума потребуется система документальных отчетов о том, каково объективное состояние окружающей социально-экономической среды, какие дополнительные поселковые службы и организации работают с этой средой, кроме школы, как микросоциум вокруг школы связан с большим социумом поселка и т.д. Система информационного обеспечения в школе не должна замыкаться только лишь на решение уставных целей и задач – для оперативного управления школой руководителю нужны дополнительные информационные ресурсы, материал которых можно было бы задействовать для оптимизации учебного процесса, для выдвижения каких-либо инициатив перед вышестоящими организациями.

Это позволит оптимизировать также саму основу, на которой разворачивается система информационного обеспечения. К этой основе могут быть более активно привлечены элементы самого внешнего общества – например, в лице родителей учащихся, которые обращаются к ресурсам школы – например, каким-то специалистам – со своими семейно-педагогическими проблемами.

В настоящее  время ситуация выглядит так, что  общество только запрашивает школу  о чем-либо, требуя, соответственно, решения каких-то проблемных вопросов, тогда как это общество могло бы давать школе необходимую информацию, обработанную и структурированную, но для ее приема в школе нет отлаженных механизмов работы, как и для результативной работы с нею.

Информация, конечно, поступает в школу, но из-за слабой системной связи ее с внутришкольным информационным обеспечением она не обрабатывается с достаточным качеством – не хватает специалистов, квалификации и т.п., а это все, опять же, свидетельствует о слабой системности связей между отдельными ресурсами. Общество, в свою очередь, не всегда умеет подать нужную школе информацию так, чтобы ее можно было включить в работающую систему информационного обеспечения школы, и здесь школе важно быть инициатором во взаимодействии с обществом, быть субъектом деятельности и организовывать, упорядочивать поступающие извне информационные данные.

 Еще одной рекомендацией по совершенствованию процессов информационно-документационного обеспечения руководителя школы можно обозначить то, что уже существующие процессы такого обеспечения требуют дополнительной проработки – у них должен быть четкий и понятный сторонам взаимодействия механизм, хорошая материально – техническая база. Работа руководителя с информацией должна строиться на началах целесообразности, практичности, соответствия поставленным задачам. Кроме того, с информационными ресурсами и процессами информационно-документационного обеспечения необходимо правильно работать – например, в современных школах заметен акцент на формальных и количественных показателях такой работы, тогда как эффективность определяется качественными показателями.

Наконец, совершенствование  процессов информационно-документационного  обеспечения руководителя требует  значительных финансовых, материально-технических  и человеческих ресурсов. Нужны специалисты  должного уровня подготовки, нужно обучение персонала работе с информацией и документами как с системой, а не просто как с собранием данных, подобным библиотечному. Известно, что школа имеет ограниченные возможности в управлении финансами, и тогда акцент нужно делать на том, чтобы изменить соотношение уже имеющихся финансов в пользу оптимизации организации информационного обеспечения. А для этого нужно понимание значимости информационного обеспечения и для управленческой деятельности руководителя, и для организации внутренней и внешней жизни школы в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В завершении исследования теории и практики организации информационного обеспечения деятельности руководителя Туринской средней общеобразовательной школы-интерната – можно сделать ряд выводов и итоговых замечаний.

Организация информационного  обеспечения деятельности руководителя – в данном случае, директора  школы – имеет объективное  обоснование. Современная эпоха – это время активной работы именно с информационными ресурсами и возможностями, более того – это эпоха, когда отчетливо проявляют себя интеграционные процессы, в том числе – в области образования.

Для того, чтобы  деятельность директора школы была успешной, качественной и результативной – при этом не только с точки  зрения соблюдения сугубо уставных требований, которые ставит перед школой государство, но и с точки зрения общества и других участников процессов обучения и воспитания – директору школы важно уметь ориентироваться в информационных ресурсах, уметь выстраивать системную работу с ними и организовывать систему информационного обеспечения своей собственной деятельности.

Анализ системы организации внутренней деятельности конкретной школы приводит к следующим выводам – в своей деятельности школа является подчиненным субъектом по отношению к вышестоящим инстанциям, и это отражается на особенностях ее работы и деятельности ее директора.

Например, место локальных актов школы – т.е., тех документов, которые способны инициироваться и создаваться сугубо в интересах непосредственных участников процессов обучения и воспитания – является последним в иерархии документации, которой школа – и, следовательно, ее руководитель – обязаны подчиняться в первую очередь. Это означает, что и организация информационного обеспечения деятельности руководителя ведется так, чтобы, в первую очередь, она соответствовала уставным требованиям и тем целям и задачам, которые ставят перед школой вышестоящие субъекты системы образования.

Информационное  обеспечение деятельности руководителя в школе старается опираться на возможности компьютерного оснащения школы и имеющиеся у сотрудников навыки работы с информацией, и руководство школы видит в этом ряд проблемных вопросов. Школа разработала и ввела в управленческую деятельность программу информатизации, которая позволяет повысить именно качественную сторону использования компьютерных ресурсов и повысить эффективность системы информационного обеспечения образования. Структура такой системы является вертикальной и выстраивается по иерархическому принципу.

В целом же организация информационного обеспечения деятельности руководителя школы продолжается до настоящего времени, последовательно развиваясь и проходя все надлежащие этапы на пути своего становления, постепенно преодолевая все связанные с этим трудности. Оформление организации информационного обеспечения опирается в школе на нормативную базу документов, которые регулируют и направляют деятельность школы в целом и также выстраиваются в иерархическом порядке. Школа движется по пути постепенного повышения качества информационного обеспечения и всей своей деятельности в целом, и работы ее директора – в частности, и для более продуктивных результатов в данном случае можно предложить несколько рекомендаций. Так, в частности, можно рекомендовать усилить понимание именно системности всех компонентов внутренней и внешней жизни школы, а также – увеличить работу над повышением качества организации информационного обеспечения, а не увеличением количества материально-технических и иных ресурсов, которые, конечно, они тоже важны, но только в качестве средств и технической базы работы, причем работы содержательной, а не формальной.

 

Список  литературы

 

    1. Каныгин Ю.М. Информатизация управления: социальные аспекты. - Киев: Наукова думка, 1991
    2. Коротаева Е.В. Директор - учитель - ученик: пути взаимодействия. – М.: Сентябрь, 2000
    3. Мельников В.П. Информационное обеспечение систем управления. - М.: Издательский центр «Академия», 2010
    4. Орлов А.И. Менеджмент. – М.: Изумруд, 2003// Доступно по ссылке: http://www.aup.ru/books/m151/3_6.htm
    5. Программа информатизации МКОУ ТСШ-И. – Материалы официального сайта школы// Доступно по ссылке: http:// internat-tura.ucoz.ru/
    6. Программа развития на период 2011 – 2016 годы. – Материалы официального сайта школы// Доступно по ссылке: http:// internat-tura.ucoz.ru/
    7. Степанова Е.Е., Хмелевская Н.В. Информационное обеспечение управленческой деятельности. – М.: Форум, Инфра-М, 2004
    8. Устав МКОУ ТСШ-И ЭМР Красноярского края – Материалы официального сайта школы// Доступно по ссылке: http:// internat-tura.ucoz.ru/
    9. Фишман Л.И. Как не надо управлять школой. – М.: Сентябрь, 2000
    10. Чуб Б. А. Информационное обеспечение управления// Экономика Российской Федерации в условиях реформирования. Сборник научных трудов. – М., 2011. – С. 71 – 77

Информация о работе Организация информационного обеспечения деятельности руководителя Туринской средней общеобразовательной школы – интерната