Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 09:47, реферат
Целью данной работы станет исследование теории и практики организации информационного обеспечения деятельности руководителя Туринской средней общеобразовательной школы-интерната. В процессе работы необходимо будет проработать несколько задач, а именно:
- во-первых, нужно будет обозначить объективное обоснование системы информационного обеспечения в управленческой деятельности – то, какими внешними и внутренними потребностями обеспечивается само возникновение и развитие системы информационного обеспечения в деле управления в целом и в управлении в школе – в частности;
- во-вторых, задачей работы станет анализ системы организации внутренней деятельности конкретной школы – так, будут рассмотрены деятельность, функции и задачи школы-интерната, а также – структура, функции и задачи той службы информационного обеспечения директора школы, которые в данной школе уже присутствуют;
- в-третьих, в работе будет проанализирована теория и практика реализации системы информационного обеспечения в деятельности руководителя школы – будет рассмотрена нормативная база системы информационного обеспечения, конкретная документация как результат и показатель качества работы системы информационного обеспечения руководства школы. Кроме того, будут сформулированы конкретные рекомендации по совершенствованию процессов информационно-документационного обеспечения руководителя школы.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Глава I. Информационное обеспечение в современной
системе школьного образования
1.1.Объективное обоснование включения системы информационного
обеспечения в управленческую деятельность…………………………………..5
1.2.Туринская средняя общеобразовательная школа-интернат – деятельность, функции, задачи……………………………………….……….11
1.3.Служба информационного обеспечения директора школы –
структура, функции, задачи……………………………………………………..14
2.Глава II. Теория и практика реализации системы
информационного обеспечения в работе современной школы
2.1.Нормативная база системы информационного обеспечения……………..19
2.2.Документация как результат и показатель качества
работы системы информационного обеспечения руководства школы………24
2.3.Рекомендации по совершенствованию процессов
информационно-документационного обеспечения руководителя…………...28
Заключение……………………………………………………………………….32
Список литературы………………………………………………………………34
Стоит отметить, что руководство школ в целом само осознает важность и эффективность привлечения к информационному обеспечению своей управленческой деятельности возможностей компьютерной техники. Однако создание и ведение информационных ресурсов, необходимых для решения управленческих целей и задач в ситуации со школами сталкивается с рядом объективных трудностей, в числе которых – ограниченные возможности школы в управлении финансами. Поэтому информационное обеспечение деятельности руководства школы ведется в специфических условиях, при которых материально-техническая сторона этого обеспечения является наиболее проблемным вопросом – прежде всего, для самого руководства.
1.2.Туринская средняя общеобразовательная школа-интернат – деятельность, функции, задачи
ТСШ-И, которая в данном случае представляет собой контекст для информационного обеспечения деятельности ее руководителя (директора школы), представляет собой муниципальное образовательное учреждение, созданное «…в целях реализации прав граждан на образование, гарантий общедоступности и бесплатности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования…»7.
Учредителем Школы является администрация п.Тура. В своей деятельности Школа руководствуется Конституцией Российской Федерации, законом Российской Федерации «Об образовании» и иными федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации нормативными правовыми актами органов государственной власти и управления Российской Федерации, Красноярского края, органов местного самоуправления п. Тура, решениями органов управления образованием всех уровней, договором с Учредителем, правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также настоящим Уставом и локальными актами Школы.
Можно сразу отметить, что место локальных актов школы – т.е., тех документов, которые способны инициироваться и создаваться сугубо в интересах непосредственных участников процессов обучения и воспитания – является последним в иерархии документации, которой школа – и, следовательно, ее руководитель – обязаны подчиняться в первую очередь. Это изначально создает основу для того, чтобы между информационной потребностью – одним из компонентов системы информационного обеспечения деятельности – и информационными ресурсами было способно возникнуть некое противоречие. Информационные потребности школы достаточно высоки – школе необходима информация о процессах в обществе, о демографических процессах, о финансово-экономической, политической, культурной жизни страны и региона; однако информационные ресурсы, среди которых приоритет отдан документам общефедерального значения, зачастую не всегда способны соответствовать той или иной информационной потребности.
Для организации информационного обеспечения деятельности руководителя школы такое положение вещей предполагает изначальные сложности в деле выстраивания системы информационного обеспечения. Между обязательными компонентами этой системы – в частности, информационной потребностью и информационными ресурсами прослеживается некое несоответствие по объему или содержанию необходимых для эффективной работы данных. Руководителю школы в данном случае придется организовывать работу по взаимному упорядочиванию имеющихся компонентов системы, исходя из того, что имеется в его распоряжении и из того, какими личностными качествами обладает сам руководитель для организации такой работы.
Основными целями деятельности Школы, согласно Уставу, являются:
- формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптации к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
- осуществление образовательной деятельности, которая направлена на реализацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
Деятельность Школы направлена на решение основных задач:
- оптимальное развитие индивидуальных способностей обучающихся, их успешная самореализация, самоопределение и саморазвитие;
- создание основы для осознанного выбора и последующего освоения выпускниками Школы профессиональных образовательных программ;
- создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся;
- разработка и реализация образовательных программ и педагогических технологий, обеспечивающих высокую эффективность процесса обучения;
- формирование общей культуры учащихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ;
- воспитание у обучающихся гражданственности, патриотизма, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе и семье;
- достижение обучающимися соответствующего образовательного уровня, отражённого в федеральном государственном образовательном стандарте;
- адаптация обучающихся к жизни в обществе;
- создание условий для социально-психологической адаптации обучающихся в Школе;
- поддержку уровня общеучебных навыков для детей с недостатками в физическом и (или) психическом развитии через оказание логопедической и психологической помощи;
- самореализация личности обучающихся в доступной творческой деятельности через разновозрастные творческие объединения, художественные студии, спортивные секции, кружки, клубы8.
Общий характер деятельности школы и ее задачи, соответственно, не могут не отражаться на организации информационного обеспечения деятельности ее руководства. Ответственность за цели и задачи в деятельности школы несет ее руководитель, поэтому для него важно отражение в системе информационного обеспечения своей управленческой работы компонентов, непосредственно связанных с общими целями и задачами школы – с точки зрения круга исполнителей той или иной работы, фактического содержания работы, различных управленческих процессов, происходящих в организации-школе.
1.3.Служба информационного обеспечения директора школы – структура, функции, задачи
Информационное обеспечение, для того, чтобы в современных условиях быть как можно более эффективным и качественным, должно задействовать возможности компьютерной техники, а в последнее время – также возможности телекоммуникационных систем в целом. «…Школа признает свое право на то, чтобы использовать ресурсы компьютерных сетей - Школа вправе для целей организации и осуществления образовательного процесса производить автоматизированную обработку персональных данных участников образовательного процесса, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами органов государственной власти и органов управления образованием Красноярского края, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и управления образованием города Красноярска, положением Школы…»9. Снова заметно следование иерархичности в организации информационного обеспечения деятельности руководителя – прежде всего, такое обеспечение должно соответствовать требованиям высшего законодательства РФ, затем – требованиям регионального законодательства и только потом – внутренними документами самой школы.
Информационное обеспечение деятельности руководителя в школе старается опираться на возможности компьютерного оснащения школы, и руководство школы видит в этом ряд проблемных вопросов – «…за последнее время число современных компьютеров в школах значительно увеличилось, в то же время анализ использования компьютеров в образовательном процессе показывает, что во многих школах они применяются только для изучения информатики в рамках учебного предмета. Однако информационную среду школы характеризуют не только использование компьютеров на уроках информатики, но и эффективность применения информационно - коммуникационных технологий (ИКТ) во всем образовательном процессе. Создание и развитие информационной образовательной среды представляет технически и интеллектуально сложную и дорогостоящую задачу…»10. Руководство школы, таким образом, отмечает недостаточный уровень именно качественного использования имеющихся ресурсов, при том, что в количественном аспекте ресурсы используются достаточно активно.
Школа разработала и ввела в управленческую деятельность программу информатизации, которая позволит повысить именно качественную сторону использования компьютерных ресурсов – информационная образовательная среда, по мнению руководства школы, позволяет «…системе образования модернизировать свой технологический базис, перейти к образовательным информационным технологиям в широком смысле этого слова и к открытой образовательной системе, отвечающей требованиям постиндустриального общества. Современные ИКТ предъявляют повышенные требования к качеству труда и уровню квалификации руководящих и педагогических работников образовательных учреждений. Поэтому возникает необходимость создания благоприятных условий для повышения уровня квалификации работников образования, и, как следствие, качества образования. Одним из возможных путей решения этой задачи является создание комплексной системы информационного обеспечения образования. Структура такой системы является вертикальной и строится по иерархическому принципу, т. е. в каждом образовательном учреждении должна быть организована служба информационного обеспечения. На уровне округа определяется (назначается) куратор по информатизации. В Департаменте образования организуется центр управления комплексной системой информационного обеспечения. Такая организация информационного обеспечения позволит максимально эффективно использовать инновации в области ИКТ на всех уровнях образования — как в преподавании, так и в управлении учебным процессом…»11.
Школа-интернат также имеет свою службу информационного
обеспечения, которая позволяет руководителю
лучше выстроить систему эффективной
работы для него самого, а также – более
качественно работать над комплексом
целей и задач, поставленных перед школой
со стороны вышестоящих управленческих
структур. «…Структура службы
информационного обеспечения и ее подразделений
определяется на совете школы и утверждается приказом
руководителя образовательного учреждения.
Контроль над деятельностью службы, в
т. ч. в части договорных работ, осуществляется
администрацией в установленном порядке. Типовая организационная структура должна
состоять из заместителя директора по
информатизации, учителя информатики
и ИТ. Данная служба подчиняется непосредственно
директору школы. Права и обязанности
службы информатизации соответствуют
правам структурного подразделения школы,
зафиксированным в уставе. В административно-
Основное назначение службы информационного обеспечения руководство школы видит в том, чтобы данная служба способствовала формированию информационной образовательной среды образовательного учреждения, поэтапному решение задач информатизации образования, внедрению новых информационных технологий в образовательный и управленческий процессы, информационно-методическому обеспечению учебного процесса, внедрению электронного документооборота.
Все это отражается на комплексе
более конкретных функций и задач,
которые ставятся перед службой
информационного обеспечения. Так,
данная служба работает не только в
части информационного
Развитие инфраструктуры единой информационной сферы в стенах школы было первоочередной задачей службы информационного обеспечения. Решение этой задачи предполагало следующие действия:
Задача организации информационного обеспечения непосредственно руководителя школы – директора - была следующим этапом работы службы информационного обеспечения – эта задача была сформулирована как Автоматизация управленческой деятельности и предполагала следующее:
Необходимо отметить, что задачи службы информационного обеспечения решались, как правило, в течение нескольких лет – это отражает то, что директор школы, даже осознавая всю необходимость в организации информационного обеспечения собственной деятельности, не может закрепить комплекс задач службы только лишь на область своих собственных потребностей. Служба информационного обеспечения в данном случае оказывается привязанной в своей деятельности не к руководителю школы, хотя формально подчиняется именно ему, а ко всему школьному коллективу в целом. И, следовательно, задача информационного обеспечения деятельности руководителя школы решалась поэтапно – например, внедрение электронного документооборота было осуществлено в период 2001-2008 гг., а логически связанное с ним наполнение сервера (сведениями об информационных ресурсах школы; базами данных администрации, библиотечной, кабинетов и т.п.; нормативной, распорядительной и учебной информацией; банк методических и дидактических материалов для учителей) – только в 2007-2008 гг. Получилось, что две составляющие, в принципе, одной задачи, были реализованы в исследуемой школе в течение достаточно длительного срока, и можно сказать, что школа, в целом следуя запросам современного информационного общества, движется по пути этого следования не очень быстро и оперативно.