Информатизация школьного образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 17:38, доклад

Краткое описание

В данной работе рассматриваются основные направления информатизации образования, варианты организации информационной среды образовательного учреждения, вопросы интеграции информационных коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс.
В современном обществе деятельность человека осуществляется в среде с высоким уровнем доступности инструментов ИКТ и информационных источников. Школа должна готовить детей к жизни в таком обществе, тем самым результаты образования должны определяться посредством деятельности человека, вооруженного ИКТ. Необходимо понять, что значит уметь читать, писать, считать в новых условиях.

Файлы: 1 файл

информатика.doc

— 126.00 Кб (Скачать)

 

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение СПО

Педагогический колледж №9 «Арбат»

 


 

 

 

 

Арбат учит, Арбат учиться, -

Лучше учить, лучше воспитывать!

Интересно учить – интересно воспитывать!

Учитель – вечный ученик!

 

 

Доклад на тему:

 «Информатизация школьного  образования»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Терехова Наталия Вячеславовна

Курс: 2

Группа: 201

Специальность: 050146

Преподавание в

начальных классах

 

 

 

 

 

 

Москва, 2014

 

Основные направления информатизации школьного образования

Введение

В данной работе рассматриваются основные направления информатизации образования, варианты организации информационной среды образовательного учреждения, вопросы интеграции информационных коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс.

В современном обществе деятельность человека осуществляется в среде с высоким уровнем доступности инструментов ИКТ и информационных источников. Школа должна готовить детей к жизни в таком обществе, тем самым результаты образования должны определяться посредством деятельности человека, вооруженного ИКТ. Необходимо понять, что значит уметь читать, писать, считать в новых условиях.

Что такое информатизация образования?

Особенности развития современного общества

Современное состояние общества характеризуется кардинальными изменениями в научно-технической, политической, экономической, социальной и культурной сферах, вызванными быстрым распространением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Это проникновение ИКТ в различные сферы человеческой деятельности называют информатизацией.

Информатизация – это одна из важнейших идей, порожденных особенностями развития современной цивилизации, которая прочно стала достоянием массового сознания.

Информатизация привела к возникновению «общества глобальной компетентности», характерными   особенностями которого являются:

  • объем знаний, порождаемых в мировом сообществе, удваивается каждые два-три года;
  • ежедневно в мире публикуется 7000 научных и технических статей;
  • объем информации, пересылаемой через искусственные спутники Земли в течение двух недель, достаточен для заполнения 19 миллионов томов;
  • в индустриально развитых странах учащиеся к моменту окончания средней школы получают больше информации, чем их бабушки и дедушки за всю жизнь;
  • в последующие три десятилетия произойдет столько же изменений, сколько их было за последние три века.

Новый социальный заказ системе образования

Изменения в экономике влияют на формирование нового социального заказа, предъявляемого обществом к качеству подготовки выпускника школы. На первый план выходят умения:

  • коммуникативные,
  • критическое и системное мышление,
  • умение работать в команде,
  • постановка и решение задач, проектное мышление,
  • социальная ответственность и адаптируемость,
  • саморазвитие и самореализация,
  • творческий потенциал и любознательность,
  • информационные и мультимедийные умения.

Этот процесс инициирует:

  • совершенствование и создание новых технологий управления системой образования;
  • совершенствование хранения и распространения педагогического общества;
  • создание и внедрение новых методических систем обучения;
  • совершенствование отбора содержания, методов и организационных форм обучения, воспитания;
  • создание и использование новых методик контроля и оценки уровня знаний;
  • создание глобальной системы открытого образования.

Информатизация как техническое оснащение

Выделим несколько основных направлений информатизации образования.

Информатизация как техническое оснащение. Для данного направления информатизация образования – это процесс оснащения учреждений системы образования компьютерной техникой, программным обеспечением и средствами телекоммуникаций с целью обеспечения доступа к современным ИКТ всем участникам образовательного процесса: учащимся, педагогам, и родителям.

Цифровые зоны образовательного учреждения

Зона предметного изучения ИКТ (компьютерный класс). Первая зона представляет собой учебную аудиторию, состоящую из 13 – 15 компьютеров и сервера, интегрированных в локальную сеть ОУ. Она необходима для проведения учебных занятий и внеклассной работы учащихся и педагогов.

Зона информационных технологий обучения. Учебная аудитория, в которой должны присутствовать: современный компьютер, подключенный к локальной сети школы и имеющий доступ к глобальным информационным ресурсам, мультимедийный проектор, подключаемый к компьютеру. В данной аудитории можно проводить уроки по различным предметам с использованием ИКТ, не загружая компьютерный класс.

Административная зона. Эта зона предназначена для эффективного использования ИКТ в управленческой деятельности. У каждого сотрудника администрации автоматизированное рабочее место (АРМ) укомплектовано компьютером, средствами доступа к ресурсам глобальных сетей и унифицированным программным обеспечением, позволяющим осуществлять оперативное управление, использовать в работе общую базу данных и выводить любые формы отчетности.

Информационно-коммуникативная зона. Эта зона охватывает:

  • Медиатеку. Медиатека это библиотека электронных учебных изданий, методических материалов учителей, творческих работ учащихся ОУ. Выделение в самостоятельное структурное подразделение позволит проводить занятия кружков, факультативов, творческих лабораторий.
  • Учительскую. Учительская оснащена как минимум одним компьютером, позволяющим получать оперативную управленческую информацию и осуществлять ввод первичных данных.
  • Информационный терминал. Одно или несколько компьютерных мест в специальном кабинете для родителей. На компьютеры выводится информация по школе в целом и по ученикам, обеспечивается возможность заочных консультаций с учителями и администрацией школы.

Все эти компоненты должны быть объединены в локальную компьютерную сеть ОУ, и иметь возможность обмена данными с глобальными компьютерными сетями.

Информатизация как создание информационного образовательного пространства

Информатизация как создание единого информационного образовательного пространства.  В данном случае информатизация образования -  это процесс объединения при помощи глобальной сети Интернет учреждений и структур системы образования с целью обеспечения для всех участников образовательных процессов равных возможностей:

  • в доступе к образовательной информации;
  • в получении образовательных услуг.

Пути создания условий единого информационного пространства:

  • обеспечение информационной целостности и совместимости всех данных;
  • обеспечение совместимости с современным программным обеспечением;
  • создание единого информационного пространства в каждом образовательном учреждении путем объединения персональных компьютеров в локальную сеть.

Под информационным пространством ОУ понимают специально организованный комплекс компонентов, обеспечивающих системную интеграцию ИКТ в образовательный процесс с целью повышения его эффективности.

Единое информационное пространство ОУ выполняет несколько функций.

Информационная функция выполняется за счет наличия единой базы данных, содержащей учебный план, сведения об учениках, сведения об учителях, расписание, электронный журнал, разнообразные отчеты и другие аспекты учебно-воспитательного процесса. 

Образовательная функция выполняется за счет использования в учебном процессе цифровых  учебных курсов, представленных на  CD, в Интернете, экранных наглядных материалов, курсов собственной разработки.

Коммуникативная функция выполняется за счет возможности общения с учениками, родителями, коллегами посредством сайта образовательного учреждения, электронной почты, электронной доски объявлений и др.

Таблица 1. Знания и умения школьников в области ИКТ

Уровень

Знания

Умения

Пропедевтический

  • Понимание прикладного характера средств ИКТ,
  • Представление о некоторых возможностях применения средств ИКТ в учебном процессе
  • Некоторые навыки работы со средствами ИКТ,
  • Использование некоторых средств ИКТ в учебной деятельности

Базовый

  • Знания о сфере применения и возможностях средств ИКТ различного типа,
  • Знания о возможностях применения средств ИКТ в учебном процессе
  • Умение работать со средствами ИКТ различного типа,
  • Умение использовать средства ИКТ в учебной деятельности

Профориентационный

  • Знания особенностей средств ИКТ для будущей профессиональной деятельности,
  • Знания о возможностях применения средств ИКТ в будущей профессиональной деятельности
  • Умение работать с профессиональным программным обеспечением,
  • Умение использовать программные средства в профессиональной деятельности

    ИКТ – компетенции педагога

    Высокие темпы внедрения технологий в образование требуют повышения квалификации работников образования в области ИКТ.

    Педагогический работник на базовом (пользовательском) уровне должен уметь применять в повседневной жизни и работе следующие средства ИКТ:

    • компьютер и периферийное оборудование;
    • прикладное ПО и графический интерфейс на уровне пользователя;
    • коммуникационные средства (электронная почта, Интернет) на уровне пользователя;
    • санитарные нормы и правила при работе с компьютером;
    • иметь представление о различных медиаресурсах и уметь ими воспользоваться;
    • иметь представления о нормах работы с информацией;
    • иметь представление об информационных и образовательных ресурсах (электронных  педагогических СМИ, образовательных порталах и ЭОР);
    • уметь использовать презентационное оборудование;
    • уметь работать с различными видами информации.

    Педагогический работник должен уметь применять в своей профессиональной деятельности (расширенный уровень) при условии наличия ИКТ ресурсов в образовательном учреждении следующие умения:

    • избирательно использовать ИКТ ресурсы в профессиональной деятельности (текстовые, графические, вычислительные, мультимедийные среды, поисковые системы);
    • иметь полное представление об имеющихся медиаресурсах и образовательных ресурсах в Интернет, рекомендованных для использования в образовательном процессе по предмету, уметь ими воспользоваться, осуществить заказ и подписку;
    • уметь оценивать основные педагогические свойства электронных образовательных продуктов, определять педагогическую целесообразность их использования в учебном процессе;
    • уметь избирательно применять в профессиональной деятельности различные модели использования ИКТ в учебном процессе в зависимости от реального оснащения образовательного учреждения;
    • уметь использовать в образовательном процессе новые информационные технологии и цифровое оборудование;
    • применять на практике  сетевые технологии для участия в сетевых педагогических сообществах;
    • уметь технологично представить свой педагогический опыт средствами ИКТ.

    Информация о работе Информатизация школьного образования